СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение эпиграфа: Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки, заинтересовывается строением языка, положением слова в речи, предложении. Про такого человека говорят, что знает язык до корня. Н.Асеев.

-Как вы понимаете смысл этой фразы?

-Мы с вами неоднократно говорили о значимости слова, особенно произнесенного, как чутко необходимо подбирать слова, знать значение слова и как легко и приятно общаться с человеком, если он умеет это делать. Действительно, такой человек знает язык до корня.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова"»

Технологическая карта урока № 21-22

Тема урока. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Дисциплина: БД.1 Русский язык

Преподаватель: Хоменко Л.Н.

Тип урока. изучение нового материала

Цели урока: сформировать универсальные учебные действия:

  • Предметные: знание понятий раздела, умение производить морфемный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.

  • Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.

  • Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

  • Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Формируемые на уроке ПК и ОК: ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: 

Проблемно-поисковые

Самостоятельная работа и работа под руководством учителя.

Словесные:  эвристическая беседа 

Практические:  наблюдение, анализ

Информационно-методическое обеспечение: Русский язык и культура речи: учебное пособие / В.Н. Руднев. - 6-е изд., стер. — Москва: КноРус, 2016. — 255 с. — (Среднее профессиональное образование).  Антонова Е. С., Воителеева Т.М Русский язык: учебник для учреждений сред. проф.образования.- М.,2014. (раздаточный материал).

Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное определение темы и целей урока, морфемный разбор, орфографический диктант, работа с текстом, поиск информации, систематизация, рефлексия.

Оборудование урока: листы самооценки, раздаточный материал с заданиями (приложение 1)

Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин)

-создание благоприятной психологической атмосферы;

-проверка организации рабочих мест обучающихся;

-проверка внешнего вида;

-проверка списочного состава обучающихся и заполнение журнала, рапорта и рапортички.

  1. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по теме «Фонетика, фонетические единицы, понятие звук»

  2. Актуализация знаний. Вступительное слово (5 мин): Послушайте слова известного филолога Асеева.

Чтение эпиграфа: Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки, заинтересовывается строением языка, положением слова в речи, предложении. Про такого человека говорят, что знает язык до корня. Н.Асеев.

-Как вы понимаете смысл этой фразы?

-Мы с вами неоднократно говорили о значимости слова, особенно произнесенного, как чутко необходимо подбирать слова, знать значение слова и как легко и приятно общаться с человеком, если он умеет это делать. Действительно, такой человек знает язык до корня.

-Кто догадался, какова тема нашего урока? Запишите в рабочие листы.

-Посмотрите на тему и попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на уроке.

1.Углубить знания о значимых морфемах русского языка.

2.Вспомнить план морфемного разбора.

3.Развивать навык грамотного письма.

4. Совершенствовать речевую культуру.

5. Оценивать свою работу.

-Итак, мы поставили перед собой цели, чтобы их выполнить, нужно работать очень внимательно.

- Сегодня мы вспомним, по каким законам в русском языке работают слова, из чего они состоят, как образуются новые слова, поэтому приглашаю вас в мастерскую русского язык.

На этом уроке мы попытаемся увидеть, как интересно поэты используют морфемы в своём творчестве, попытаемся понять, как и для чего они создают новые слова, действительно ли так значимы морфемы.

  1. Мотивация учебной деятельности по теме

Вы знакомы с морфемикой еще со школы, так как эта тема изучается в 5 классе. Соответственно, она является актуальна и на сегодняшний день, потому что из чего состоит слова является самым главным, а выполнение морфемного разбора послужит Вам для сдачи государственной итоговой аттестации хорошим подспорьем.

4.Формирование новых знаний. Чтение. Беседа.

- Сейчас я прочту удивительное стихотворение М. Цветаевой, посвящённое поэту Б. Пастернаку. Вслушайтесь в его звучание.

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели. Распяв,

И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили – расслоили,

Расслоили …

стена да ров.

Расселили нас, как орлов –

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – рас теряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж – ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт!

- Каким чувством наполнено стихотворение?

-Трагическая разъединенность двух людей, горечь, безнадёжность.

- С помощью каких языковых средств передаётся это чувство разъединенности?

-С помощью существительных и глаголов с приставками раз-(рас-):

рас-ставили, рас-садили, рас-стояние, расклеили, распаяли.

-Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели, привлекает внимание к значению морфемы слова. Приставка усиливает ощущение разрыва, разъединения, движения в разные стороны.

- Посмотрите, как необычно записан поэтессой этот текст. Принято ли так членить в современном русском языке основу слова рас-стояние?

-Этим словом Цветаева передает бездну горя, страшную боль утраты.

И для того, чтобы подчеркнуть её, выразить и донести до читателя, она

обращается к графическому средству: отрывает приставку,

как бы показывая тем самым авторское неприятие той части слова,

которая несёт значение утраты, разъединения, деления на части,

движения в разные стороны.

- Графический отрыв приставки от слова подчеркивает, выделяет словообразовательное ( морфемное) значение рас- (раз-).

-Итак, первый путь создания индивидуально-авторского слова — нарочитое членение слов : рас-стояние, рас-ставили, рас-садили.( записать в тетради.

урока

5.Основная часть:

Морфема - значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.

Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Производные основы - это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.

Непроизводные основы состоят из корня.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых

непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

6. Работа в листах. Повторение основных понятий раздела. (5-7 мин)

  • Что такое морфемика?

  • Назовите основные понятия раздела.

  • Что такое окончание?

  • Что можно определить по окончанию?

  • Каким частям речи принадлежат эти окончания ешь, ут, ая?

  • Бывают ли части речи без окончания?

  • Как найти окончание?

  • Найдите окончание в слове ДОГОВОРИЛАСЬ (слово записано на доске)

  • Что такое основа слова?

  • Найдите основу слова НЕБОЛЬШОМУ.

  • Что такое корень слова?

  • Как найти корень слова?

  • Определите корень слова ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

  • Что такое суффикс?

  • Определите суффикс слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

  • Что обозначает этот суффикс?

  • Что такое приставка?

  • Определите приставку в слове ВЫБРАСЫВАТЬ.

  • Что обозначает приставка? (движение наружу).

  • Что такое постфикс?

  • Определите постфикс в слове НАСЛАЖДАЛИСЬ.

Подведение итога этапа урока: Достигли ли первой цели? Оцените свои знания в листке самооценки. (1 мин)

7.Морфемный разбор (15мин).

-Когда мы повторяли понятия, что еще мы повторили? (нахождение морфем).

Скажите, каков план морфемного разбора слова? (сначала указываем часть речи, затем окончание, основу, корень, все остальное).

Разбор слов по составу в рабочих листах:

  1. БЕСЦВЕТНЫЙ

  2. ВСКРИКНУТЬ

  3. ПРЕДЛАГАЛОСЬ

  4. ПОЛОЖЕНИЕ

  5. ВЫРАСТИТЬ

  6. РАЗРОСЛИСЬ

  7. КАСАТЬСЯ

  8. СКАЧОК

  9. ОЗАРЯЕШЬ

  10. ВОЗГОРАЮТСЯ

  11. НАШЕПТЫВАЮ

  12. СЕСТРИЦЫНА

Подведение итогов этапа (1-2мин): Достигли ли мы цель? Что еще мы повторили?(орфограммы) Оцените свои умения в листке самооценки.

8.Работа с текстом. (15мин).

ЗАДАНИЕ:

(1)Утренняя з…1ря снова засияла на небе. (2)От во…2ходящего со…3нца заг…4релись ж..5лтые хризантемы, заблестели их длинн..6ватые листья. (3)Все р..7стения, даже самый мал..8нький р…9сточек, радуются золотому солнцу. (4)Это и кудрявая малина, и шершавый крыж…10вник, и ч…11рная смородина. (5)Бе..12шумный в..13терок на ра..14свете, таинтственный ш..15пот травы, оч…16рование родной природы вызывают ж…17лание прик…18снуться к чуду, поклониться миру, который не ра..19крыл все з…20гадки и тайны.

Цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Буквы

а

с

л

о

ё

о

а

е

о

о

ё

С

е

с

ё

а

е

о

с

а


  1. Прочитайте текст.

  2. Определите тему текста. (восход)

  3. Озаглавьте текст. (Восход)

  4. Определите стиль текста. (художественный)

  5. Определите тип речи. (описание)

  6. Какая часть речи помогла определить тип речи. (прилагательное)

  7. Какой художественный прием использован в тексте? (олицетворение)

  8. Среди предложений 1-4 найдите сложное, выпишите из него грамматические основы. Укажите тип сложного предложения. (2предл.)

  9. Заполните таблицу.

  10. Взаимная проверка.

  11. Из предложения 1 выпишите слово, в котором нет окончания. (снова)

  12. Из предложения 4 выпишите слово с нулевым окончанием. (крыжовник)

  13. Из текста выпишите слова исключения. (крыжовник, росточек)

  14. Из предложения 3 выпишите существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом. (росточек)

  15. Из предложени1-3 выпишите слово с суффиксом, имеющим значение «слегка», «не совсем» (длинноватые)

  16. Из предложения 2 выпишите слова с приставкой, обозначающей начало действия. (загорелись, заблестели)

  17. Из предложения 2 выпишите слово, состав которого соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание (заблестели).

  18. Разберите по составу слова бесшумный.

9.Итог урока (1мин): Ребята, давайте подведем итог уроку: все ли мы успели, что запланировали? Сделайте вывод нашему уроку:морфема – значимая часть слова!!!

Посмотрите внимательно на свой листок самооценки и определите, что вам нужно сделать к завтрашнему уроку, кроме домашнего задания.

10. Домашнее задание (дано на карточке).

1. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.

Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

2. Выполните словообразовательный анализ слов: перерыв, (это выражение)

бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.


Преподаватель______________Хоменко Л.Н.



























Рабочий лист студента Ф.И._________________________________

ТЕМА:_____________________________________________________

ЦЕЛИ:1.Углубить___________________________________________________

2.Вспомнить_______________________________________________________

3.Развивать________________________________________________________

4.Совершенствовать_________________________________________________

5.Оценить_________________________________________________________

1.Актуализация.Словотворчество(М.И.Цветаева)___________________________________

2.Работа с понятиями. 1 группа.(5 мин.)

1.Назовите основные понятия раздела.


2.Что такое окончание? Что можно определить по окончанию?


3.Каким частям речи принадлежат окончания- ешь,- ут, -ая?


4.Бывают ли части речи без окончания? Назовите.


5.Как найти окончание?


2 группа

6.Найдите окончание в слове ДОГОВОРИЛАСЬ


7.Что такое основа слова?


8.Найдите основу слова НЕБОЛЬШОМУ.


9.Что такое корень слова? Как найти корень слова?


10.Определите корень слова ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ


3 группа

11.Что такое суффикс? Определите суффикс слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.Что обозначает этот суффикс?


12.Что такое приставка?


13.Определите приставку в слове ВЫБРАСЫВАТЬ.


14.Что обозначает приставка?


15.Что такое постфикс? Приведите примеры:


3.Морфемный разбор.

1группа. БЕСЦВЕТНЫЙ ВСКРИКНУТЬ ПРЕДЛАГАЛОСЬ ПОЛОЖЕНИЕ


2группа. ВЫРАСТИТЬ РАЗРОСЛИСЬ КАСАТЬСЯ СКАЧОК


3 группа. ВОЗГОРАЮТСЯ НАШЕПТЫВАЮ СЕСТРИЦЫНА ОЗАРЯЕШЬ


4ЗАДАНИЕ:

(1)Утренняя з…1ря снова засияла на небе. (2)От во…2ходящего со…3нца заг…4релись ж..5лтые хризантемы, заблестели их длинн..6ватые листья. (3)Все р..7стения, даже самый мал..8нький р…9сточек, радуются золотому солнцу. (4)Это и кудрявая малина, и шершавый крыж…10вник, и ч…11рная смородина. (5)Бе..12шумный в..13терок на ра..14свете, таинтственный ш..15пот травы, оч…16рование родной природы вызывают ж…17лание прик…18снуться к чуду, поклониться миру, который не ра..19крыл все з…20гадки и тайны.


Цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Буквы





















  1. Заполните таблицу.

  2. Взаимная проверка.

  3. Из предложения 1 выпишите слово, в котором нет окончания.

  4. Из предложения 4 выпишите слово с нулевым окончанием.

  5. Из текста выпишите слова исключения.

  6. Из предложения 3 выпишите существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

  7. Из предложени1-3 выпишите слово с суффиксом, имеющим значение «слегка», «не совсем»

  8. Из предложения 2 выпишите слова с приставкой, обозначающей начало действия.

  9. Из предложения 2 выпишите слово, состав которого соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

  10. Разберите по составу словобесшумный.



















Лист оценки

Актуализация

опорных понятий(1 этап)

Работа с понятиями

Морфемный разбор

Упражнение-таблица

итого

баллы






Критерии оценки

Участвовал в обсуждениях-3б.

Имелись неточности-2б.

Отвечал с ошибками-1б.

5понятий-5б.

4понятия-4б.

3понятия-3б.

4слова-4б.

3слова-3б.

2слова-2б.

20верных орфограмм-20б.

19 -19б.

18 -18б.

17 -17б. и т.д.

32-28б.-«5»

27-21б.-«4»

20-15б.-«3»

менее15б.-«2»

Лист оценки

Актуализация

опорных понятий(1 этап)

Работа с понятиями

Морфемный разбор

Упражнение-таблица

итого

баллы






Критерии оценки

Участвовал в обсуждениях-3б.

Имелись неточности-2б.

Отвечал с ошибками-1б.

5понятий-5б.

4понятия-4б.

3понятия-3б.

4слова-4б.

3слова-3б.

2слова-2б.

20верных орфограмм-20б.

19 -19б.

18 -18б.

17 -17б. и т.д.

32-28б.-«5»

27-21б.-«4»

20-15б.-«3»

менее15б.-«2»























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!