СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока-проекта на школьной экологической тропе "Удивительный мир растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-проект рассчитан на одно занятие для учащихся 3-х классов. Структурные элементы урока: экскурсия, дидактические игры, проектная работа. Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока-проекта на школьной экологической тропе "Удивительный мир растений"»

Методическая разработка урока-проекта

на школьной экологической тропе

"Удивительный мир растений"

Урок-проект рассчитан на одно занятие для учащихся 3-х классов. Структурные элементы урока: экскурсия, дидактические игры, проектная работа. Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы.

Чудесные богатства для нас приготовила природа. Она щедро дарит нам травы, цветы, корни и плоды. Познакомимся с самыми распространенными растениями нашего края, не покидая пришкольный участок.

В ходе беседы, рассказа экскурсовода, ребята знакомятся с видовым разнообразием растений, изучают особенности их строения и образа жизни, знакомятся с их свойствами.

При выполнении заданий вырабатываются навыки работы с живыми объектами, идёт воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, развивается память, умение слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать, формируется умение работать в группах, пользоваться цифровыми устройствами в образовательных целях (фотоснимки растений).

В ходе экскурсии ребятам предлагаются различного рода задания, оформленные в виде карточек. Для групп приготовлен маршрут по тематическим «остановкам».

Рассматривая растения, о которых идёт речь, ребята знакомятся с особенностями его морфологического строения, условиями произрастания.

В ходе экскурсии звучат стихи и загадки о растениях. Ребята вспоминают поговорки и пословицы, применимые к уроку. Весь материал собирается для работы над проектом. Фотографии вкладываются в социальные сети с хэштегом #удивительныймиррастений.

Итог нашего урока – мини-проект с готовым лэп-буком.

Цель: познакомить учащихся с основными видами растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы «Юный эколог» МБОУ «Аксубаевская СОШ №2».

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о видовом составе растений произрастающих на территории школьной экологической тропы;

  • обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о пользе растений;

  • способствовать выработке у учащихся навыков работы с живыми объектами;

  • создание проектного продукта – лэп-бука.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;

  • развитие творческого отношения к выполнению заданий;

  • развитие памяти, умения слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать;

  • развитие партнерских отношений в группе;

  • использование цифровых ресурсов в образовательных целях.

Воспитательные:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде;

  • воспитание чувственного восприятия красоты природы;

  • воспитание толерантности.

Методы: беседа, рассказ, целенаправленные самостоятельные и групповые наблюдения, индивидуальная и групповая работа.

Приёмы ТРКМЧП: кластер.

Дидактический материал и оборудование: телефон с фотокамерой, экскурсионные блокнотики, ватман, карандаш, линейка, справочники по растениям, листок рефлексии, карточки: «настроение», «Разнообразие растений» «царства природы», «деревья», «цветы», «кустарники», «ботаника», «вид», «кластеры».

Живые объекты: растения, произрастающие на территории пришкольного участка (берёза, подорожник, шиповник).



Ход урока

(урок начинается на пришкольном участке)

1. Орг. момент: введение в раздел, тему урока (2 мин)

Желаю

соприкасание большими пальцами

Успеха

указательными пальцами

Большого

средними пальцами

Во всем

безымянными пальцами

Удачи тебе на уроке

переплетение рук

Сегодня на уроке у нас будет много интересного. Мы собрались на пришкольном участке, чтобы сделать много открытий, а каких - узнаете позже. Ваш помощники сегодня: ваше внимание, ваши знания, сообразительность. В добрый путь!

Друзья, посмотрите вокруг!

Это природа – наш лучший друг!

Это растения, это земля,

Это воздух, это вода!

Всё это дорого нам неспроста!

Жить в мире с природой хотим ты и я!


Учитель: Я рада видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. С каким настроением вы начинаете наш урок сегодня? «Просигнальте» мне, пожалуйста, (дети поднимают карточку «настроение» в виде личика).

Я рада. Посмотрите, как радуется природа! Посмотрите на деревья, посмотрите на цветы. Спасибо.

2. Фронтальный опрос (2 мин)

- Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему?

- Одинакового ли цвета почва в разных местах?

- Докажите, что в почве есть воздух.

- Какие живые существа есть в почве?



3. Стадия вызова: мотивационно – целевой этап (3 мин)

Учитель:

Предлагаю вам, ребятки
Отгадать мои загадки.


Стоишь на белой ножке

На веточках серёжки

Нас соком угощаешь.

Тебя всегда узнаешь.

Ответ: Береза


Первый отгадавший формирует группу (загадка с ответом вручается первой группе).


Ягода полезная,

Каротином ценная,

В сентябре срывают,

Колючки избегают!

Ответ: Шиповник


Второй отгадавший формирует группу (загадка с ответом вручается второй группе).


Он у дороги к дому
Весь в пыли торчит,

И путнику больному
Ранки заживит.

Ответ: Подорожник


Третий отгадавший формирует группу (загадка с ответом вручается третьей группе).


Учитель:

А как назвать эти слова-отгадки одним словом? (растения).

Правильно, молодцы! 

Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёное покрывало Земли»? Как вы это понимаете?

(высказывания ребят)

Учитель: И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой.

Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(высказывания ребят).

Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.

(показываем табличку с хэштегом "Удивительный мир растений")

Растения представляют большие группы – царства, (показываем табличку «Царства»).

Путешествие начинается – наша группа исследователей в путь собирается!

1 остановка «Приветственная»

«Для любознательных исследователей»

Подорожник – одно из самых древних лекарственных растений. В 12 веке до нашей эры его заготавливали в Китае. Древние греки и римляне применяли его семена для лечения дизентерии. Авицена считал, что его листья останавливают кровотечения, заживляют раны, язвы, его сок успокаивает боль в ушах, а полоскание отваром – зубную боль. Его применяют как отхаркивающее средство и средство от морщин.

Подорожник называют травой-путешественницей.

Задача групп – подготовить сообщение, используя карточки (5 мин)

«Для любознательных исследователей»

Шиповник – кустарниковое растение. Недаром этот колючий кустарник получил такое название! Острые шипы причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета шиповник украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. Отсюда и второе название шиповника – дикая роза. Лекарственным сырьем являются плоды шиповника различной формы и величины.

«Для любознательных исследователей»

Береза – дерево. Все мы её с детства знаем. Это очень полезный природный материал. Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек и листьев – больным на здоровье; утолять жажду березовым соком – людям колодец; освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет; связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, корзинки – дряхлым пеленанье.

2 остановка «Размышляйкино» (3 мин)

Задача – составить «Кластер».

Учитель:

Ребята, используя свои знания и находчивость, логическое мышление и карточки, я вам предлагаю в группах заполнить кластер.

(Дети заполняют кластер на предложенных карточках)

Учитель:

Имеющиеся у нас знания помогли нам заполнить лишь часть схемы. Как заполнить остальные гроздья кластера? Где же взять недостающую информацию? (обратиться к учебника, спросить у родителей, найти ответ в энциклопедии,..) У нас есть справочники. Предлагаю ими воспользоваться и завершить работу над «кластером».

3 остановка «Познавательная» (5 минут)

Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.

Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.

Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.

Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.



Учитель:

4 остановка «Снимайкино» (2 мин)

Учитель:

Сделайте фотографии с надписями в виде темы урока, взяв в объектив объект нашего исследования. Выложите в группу «АСОШ №2 3Б».

Учитель:

Молодцы! С этими заданиями вы справились прекрасно. Давайте оформим лэп-бук. Для этого мы дружно и быстро зайдем в класс.

Физкультурная минутка (5 мин)





5 остановка «Проектная» (12 мин)

Задача – оформить лэп-бук. Специально приготовленный ватман учащимся остается заполнить собранной ими информацией.

6 остановка «Удивительная» (6 мин)

Учитель:

Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:

(на доске появляется карточка со словами)

Мне удалось сегодня …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

(высказывание учащихся)

Учитель:

Ребята, в начале урока вы «просигналили» своё настроение. Я вас попрошу это сделать и в конце урока. «Просигнальте» карточками, с каким настроением вы заканчиваете урок (поднимают карточки – сигналы).

Я всех благодарю за урок!






Используемая литература при подготовке к уроку:

Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 3 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючкова “Мир вокруг нас” / Е.М. Тихомирова.– М.: Издательство “Экзамен”, 2011.

Методика преподавания истории в начальной школе/ М.Т. Студенкин, В.И. Добролюбова/ М: Издательский центр “Владос”, 2001.

«Я иду на урок в начальную школу» Окружающий мир, Книга для учителя, Москва, 2009г.

  • Интернет ресурсы

  • http://helgireen.users.photofile.ru/photo/helgireen/3406677/xlarge/73568894.jpg

  • http://godsbay.ru/slavs/images/slav03.jpg

  • http://istorik.org/wp-content/uploads/2008/03/slav08.jpg



Листок рефлексии

  • Мне удалось сегодня …

  • Меня удивило …

  • Мне понравилось …

  • Я порадовался за …

  • Я могу похвалить себя за …




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!