Методическая разработка урока-проекта
на школьной экологической тропе
"Удивительный мир растений"
Урок-проект рассчитан на одно занятие для учащихся 3-х классов. Структурные элементы урока: экскурсия, дидактические игры, проектная работа. Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы.
Чудесные богатства для нас приготовила природа. Она щедро дарит нам травы, цветы, корни и плоды. Познакомимся с самыми распространенными растениями нашего края, не покидая пришкольный участок.
В ходе беседы, рассказа экскурсовода, ребята знакомятся с видовым разнообразием растений, изучают особенности их строения и образа жизни, знакомятся с их свойствами.
При выполнении заданий вырабатываются навыки работы с живыми объектами, идёт воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, развивается память, умение слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать, формируется умение работать в группах, пользоваться цифровыми устройствами в образовательных целях (фотоснимки растений).
В ходе экскурсии ребятам предлагаются различного рода задания, оформленные в виде карточек. Для групп приготовлен маршрут по тематическим «остановкам».
Рассматривая растения, о которых идёт речь, ребята знакомятся с особенностями его морфологического строения, условиями произрастания.
В ходе экскурсии звучат стихи и загадки о растениях. Ребята вспоминают поговорки и пословицы, применимые к уроку. Весь материал собирается для работы над проектом. Фотографии вкладываются в социальные сети с хэштегом #удивительныймиррастений.
Итог нашего урока – мини-проект с готовым лэп-буком.
Цель: познакомить учащихся с основными видами растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы «Юный эколог» МБОУ «Аксубаевская СОШ №2».
Задачи:
Образовательные:
расширить знания учащихся о видовом составе растений произрастающих на территории школьной экологической тропы;
обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о пользе растений;
способствовать выработке у учащихся навыков работы с живыми объектами;
создание проектного продукта – лэп-бука.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
развитие творческого отношения к выполнению заданий;
развитие памяти, умения слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать;
развитие партнерских отношений в группе;
использование цифровых ресурсов в образовательных целях.
Воспитательные:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде;
воспитание чувственного восприятия красоты природы;
воспитание толерантности.
Методы: беседа, рассказ, целенаправленные самостоятельные и групповые наблюдения, индивидуальная и групповая работа.
Приёмы ТРКМЧП: кластер.
Дидактический материал и оборудование: телефон с фотокамерой, экскурсионные блокнотики, ватман, карандаш, линейка, справочники по растениям, листок рефлексии, карточки: «настроение», «Разнообразие растений» «царства природы», «деревья», «цветы», «кустарники», «ботаника», «вид», «кластеры».
Живые объекты: растения, произрастающие на территории пришкольного участка (берёза, подорожник, шиповник).
Ход урока
(урок начинается на пришкольном участке)
1. Орг. момент: введение в раздел, тему урока (2 мин)
Желаю | соприкасание большими пальцами |
Успеха | указательными пальцами |
Большого | средними пальцами |
Во всем | безымянными пальцами |
Удачи тебе на уроке | переплетение рук |
Сегодня на уроке у нас будет много интересного. Мы собрались на пришкольном участке, чтобы сделать много открытий, а каких - узнаете позже. Ваш помощники сегодня: ваше внимание, ваши знания, сообразительность. В добрый путь!
Друзья, посмотрите вокруг!
Это природа – наш лучший друг!
Это растения, это земля,
Это воздух, это вода!
Всё это дорого нам неспроста!
Жить в мире с природой хотим ты и я!
Учитель: Я рада видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. С каким настроением вы начинаете наш урок сегодня? «Просигнальте» мне, пожалуйста, (дети поднимают карточку «настроение» в виде личика).
Я рада. Посмотрите, как радуется природа! Посмотрите на деревья, посмотрите на цветы. Спасибо.
2. Фронтальный опрос (2 мин)
- Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему?
- Одинакового ли цвета почва в разных местах?
- Докажите, что в почве есть воздух.
- Какие живые существа есть в почве?
3. Стадия вызова: мотивационно – целевой этап (3 мин)
Учитель:
Предлагаю вам, ребятки
Отгадать мои загадки.
Стоишь на белой ножке
На веточках серёжки
Нас соком угощаешь.
Тебя всегда узнаешь.
Ответ: Береза
Первый отгадавший формирует группу (загадка с ответом вручается первой группе).
Ягода полезная,
Каротином ценная,
В сентябре срывают,
Колючки избегают!
Ответ: Шиповник
Второй отгадавший формирует группу (загадка с ответом вручается второй группе).
Он у дороги к дому
Весь в пыли торчит,
И путнику больному
Ранки заживит.
Ответ: Подорожник
Третий отгадавший формирует группу (загадка с ответом вручается третьей группе).
Учитель:
А как назвать эти слова-отгадки одним словом? (растения).
Правильно, молодцы!
Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёное покрывало Земли»? Как вы это понимаете?
(высказывания ребят)
Учитель: И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой.
Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(высказывания ребят).
Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
(показываем табличку с хэштегом "Удивительный мир растений")
Растения представляют большие группы – царства, (показываем табличку «Царства»).
Путешествие начинается – наша группа исследователей в путь собирается!
1 остановка «Приветственная»
«Для любознательных исследователей»
Подорожник – одно из самых древних лекарственных растений. В 12 веке до нашей эры его заготавливали в Китае. Древние греки и римляне применяли его семена для лечения дизентерии. Авицена считал, что его листья останавливают кровотечения, заживляют раны, язвы, его сок успокаивает боль в ушах, а полоскание отваром – зубную боль. Его применяют как отхаркивающее средство и средство от морщин.
Подорожник называют травой-путешественницей.
Задача групп – подготовить сообщение, используя карточки (5 мин)
«Для любознательных исследователей»
Шиповник – кустарниковое растение. Недаром этот колючий кустарник получил такое название! Острые шипы причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета шиповник украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. Отсюда и второе название шиповника – дикая роза. Лекарственным сырьем являются плоды шиповника различной формы и величины.
«Для любознательных исследователей»
Береза – дерево. Все мы её с детства знаем. Это очень полезный природный материал. Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек и листьев – больным на здоровье; утолять жажду березовым соком – людям колодец; освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет; связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, корзинки – дряхлым пеленанье.
2 остановка «Размышляйкино» (3 мин)
Задача – составить «Кластер».
Учитель:
Ребята, используя свои знания и находчивость, логическое мышление и карточки, я вам предлагаю в группах заполнить кластер.
(Дети заполняют кластер на предложенных карточках)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/14/s_5af9da63d6119/901797_1.png)
Учитель:
Имеющиеся у нас знания помогли нам заполнить лишь часть схемы. Как заполнить остальные гроздья кластера? Где же взять недостающую информацию? (обратиться к учебника, спросить у родителей, найти ответ в энциклопедии,..) У нас есть справочники. Предлагаю ими воспользоваться и завершить работу над «кластером».
3 остановка «Познавательная» (5 минут)
Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)
Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.
Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.
Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.
Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.
Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.
Учитель:
4 остановка «Снимайкино» (2 мин)
Учитель:
Сделайте фотографии с надписями в виде темы урока, взяв в объектив объект нашего исследования. Выложите в группу «АСОШ №2 3Б».
Учитель:
Молодцы! С этими заданиями вы справились прекрасно. Давайте оформим лэп-бук. Для этого мы дружно и быстро зайдем в класс.
Физкультурная минутка (5 мин)
5 остановка «Проектная» (12 мин)
Задача – оформить лэп-бук. Специально приготовленный ватман учащимся остается заполнить собранной ими информацией.
6 остановка «Удивительная» (6 мин)
Учитель:
Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:
(на доске появляется карточка со словами)
Мне удалось сегодня …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за …
(высказывание учащихся)
Учитель:
Ребята, в начале урока вы «просигналили» своё настроение. Я вас попрошу это сделать и в конце урока. «Просигнальте» карточками, с каким настроением вы заканчиваете урок (поднимают карточки – сигналы).
Я всех благодарю за урок!
Используемая литература при подготовке к уроку:
Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 3 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючкова “Мир вокруг нас” / Е.М. Тихомирова.– М.: Издательство “Экзамен”, 2011.
Методика преподавания истории в начальной школе/ М.Т. Студенкин, В.И. Добролюбова/ М: Издательский центр “Владос”, 2001.
«Я иду на урок в начальную школу» Окружающий мир, Книга для учителя, Москва, 2009г.
Интернет ресурсы
http://helgireen.users.photofile.ru/photo/helgireen/3406677/xlarge/73568894.jpg
http://godsbay.ru/slavs/images/slav03.jpg
http://istorik.org/wp-content/uploads/2008/03/slav08.jpg