СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии 19601 Швея по теме: "Выполнениесоединительных швов"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии 19601 Швея по теме: "Выполнениесоединительных швов"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока производственного обучения по профессии 19601 Швея по теме: "Выполнениесоединительных швов"»

федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 46

федеральной службы исполнения наказаний









Методическая разработка

урока производственного обучения по профессии

19601 «Швея»

по теме: «Выполнение соединительных швов»










Составитель:

Колтунова Ольга Васильевна,

мастер производственного обучения














2022 г.



Аннотация


Методическая разработка урока производственного обучения выполнена
для обобщения и распространения опыта по использованию инновационных форм и методов организации производственного обучения по профессии 19601 «Швея». Может быть использована на занятиях теоретического и производственного обучения. В методической разработке представлен урок производственного обучения по типу - урок по изучению трудовых приемов и операций. Вид урока - урок упражнений, главной задачей которого является формирование профессиональных компетенций будущих швей.

Предложенная разработка урока производственного обучения может быть полезна мастерам производственного обучения и преподавателям междисциплинарного курса учреждений профессионального образования ФСИН России.



Содержание


  1. Введение 1

  2. Основная часть ...... 2


  • методическое обоснование темы урока 2

  • методические рекомендации к проведению урока 2

  • план урока 3


  1. Заключение …………………………………………………10

  2. Список литературы 11

  3. Приложения. .. 12

Введение

Данный урок производственного обучения является четвертым в теме № 3: «Машинные работы» и поскольку обучающиеся уже получили определенный профессиональный опыт при изучении темы № 3, на уроке организуется осмысление и развитие ранее приобретенных знаний и умений.

Цель данной методической разработки - оказать методическую помощь мастерам по подготовке к уроку, через:

создание благоприятных условий по объяснению материала урока с элементами показа трудовых приемов;

наглядный пример оформления учебного занятия по теме: «Выполнение соединительных швов».

Урок начинается с повторения ранее изученного материала в форме фронтального опроса. Это поможет выяснить уровень знаний учащихся и произвести их корректировку, конкретизацию, углубление. Содержание вопросов акцентирует внимание на изучение терминов, определений и технологического процесса обработки мелких деталей.

В ходе урока применяются следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, работа с инструкционной картой); наглядно - демонстрационные (личный показ мастером трудовых действий); практические методы (комплексные учебно-производственные работы). Эти методы позволят мастеру выяснить уровень необходимых знаний; четко и ясно изложить тему урока; показать правильность выполнения трудовых приемов, наглядно показать, что именно должно получиться в результате выполнения задания; обеспечат усвоение обучающимися характерных сочетаний операций и сложных приемов, совершенствование приобретенных навыков и умений.

Изложение нового материала осуществляется методом объяснения и показа мастером отдельных трудовых приемов. Для изложения вопросов, с которыми учащиеся не знакомы будет использоваться объяснение. В процессе беседы эффективно выявляются и используются знания и опыт обучающихся, полнее контролируется процесс усвоения материала. Показ трудовых приемов мастером обязателен для усвоения обучающимися последовательности выполнения работы. Этот метод производственного обучения создает в сознании обучающихся точный и четкий зрительный образ трудового действия, которому они, впоследствии, стараются подражать. Выполнение приемов соединительных швов позволит заинтересовать общающихся в выполнении задания, побудит проявить их творческие способности, воспитывать эстетический вкус. Степень овладения нового материала обучающихся проверяется правильностью воспроизведения, показанных мастером, трудовых приемов.

Данная методическая разработка будет полезна не только для мастеров производственного обучения, но и для преподавателей междисциплинарного курса учреждений профессионального образования ФСИН России



Основная часть

Методическое обоснование темы

В разработке раскрыта методика проведения урока различными методами и формами. На уроке применяются активные методы обучения: фронтальный опрос, разбор и обсуждение проблемных ситуаций, с демонстрацией объемно-наглядных пособий с дефектами обработки, закрепление пройденного материала с применением теста.

Данные методы дают возможность обучающимся принимать активное участие в процессе обучения, отстаивать и представлять свою точку зрения на проблему. Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу. Занятие с разными формами и методами обучения помогает учащимся лучше усвоить базовые знания по дисциплине, повысить наглядность обучения, систематизирует усвоенные знания, формирует мотивацию к учению, следовательно, значительно повышает результаты.

Методические рекомендации по проведению урока

Планируя урок, нужно исходить из того, что начальные знания по терминологии машинных работ и умения по выполнению параллельных строчек, закрепок, регулировки величины стежка и натяжения верхней и нижней нитей у обучающихся уже есть. Это поможет легко включить их, в обсуждение на тему урока.

Материал урока позволяет расширить знания и представления обучающихся по теме: «Выполнение соединительных швов», способствует развитию критического мышления и навыков работы в группах, развивает коммуникабельность.

Проведение урока требует использования современных средств организации занятия, использование ТСО и ИКТ-технологий, которые необходимы для достижения поставленных целей.



ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


Тема программы №3: «Машинные работы»

Тема урока: «Выполнение соединительных швов» - 12 часов.

Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Вид урока: урок - упражнений.

Дидактическая цель урока: формирование первоначальных умений по выполнению соединительных швов.

Задачи урока:

Образовательная:

Сформировать умения поэтапного выполнения соединительных швов. Совершенствование умений по осуществлению контроля качества выполнения трудовых операций по выполнению соединительных швов.

Развивающая:

Развить умения и навыки по самостоятельному выполнению учебно-производственных заданий с соблюдением заданных ТУ на выполнение операций, самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательная:

Способствовать формированию ответственности за результаты качественного выполнения учебного задания, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, рационального использования рабочего времени.

Методы обучения:

  • наглядно-демонстрационный (показ трудовых приемов, демонстрация образцов, инструментов, материалов);

  • словесный (беседа, устное объяснение);

  • практический (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций). Межпредметные связи:

МДК. 02.01 Технология обработки текстильных изделий: тема 4 Машинные работы

тема 6 Влажно-тепловая обработка швейных изделий Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;

  • индивидуальная.

Материально-техническое и методическое обеспечение урока

1. Оборудование:

- универсальные машины «JUKI», «TYPIKAL»;

  • парогенератор 2. Инструменты:

  • ножницы;

  • мел;

  • линейка.

3. Материалы:

  • ткань для выполнения соединительных швов;

  • нитки.



5. Дидактический материал:

  • инструкционная карта: Выполнение соединительных швов (Приложение 1);

  • наглядные пособия соединительных швов;

  • карта контроля качества (Приложение 2);

  • карта дефектов вьшолнения соединительных швов (Приложение 3)





Ход урока



Элемент структуры урока

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Примечание по методике

1.Организационная часть (3 - 5мин.)

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку:

- посещаемость;

- наличие рабочей формы и инструментов.


Приветствуют мастера, настраиваются на урок.


2.Вводный инструктаж

(40 мин)


2.1 .Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся.





2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков




2.1.Сообщает:

- тему, цели занятия;

- значимость данной работы в изготовлении
текстильных изделий.

Знакомит:

- с планом проведения урока;

- инструментами и приспособлениями.


2.2. Организует работу по повторению и

закреплению материала изученного на

уроках:


Предлагает ответить устно на следующие вопросы:




Слушают, запоминают, записывают













Отвечают на вопросы мастера.




Словесный (беседа)













Словесный (беседа, опрос)





- что называют швом? (шов -




последовательный ряд стежков на




материале толщиной в один или несколько




слоев)




- перечислите, какие критерии относятся к




качественной строчке? ( натяжение верхней




и нижней ниток)




- какие технические условия нужно




соблюдать при выполнении внутренних




строчек ? (выполняют нитками в цвет




основной ткани, концы строчек закрепляют




двойной обратной строчкой длиной 0,7 —

.



1 см.)




- чему должно соответствовать номера




ниток, машинных игл, и частота строчек




при выполнении машинных работ?(должны




соответствовать толщине ткани и характеру




выполняемых операций)




2.3 .Объяснение нового


2.3. Объясняет технологическую



материала.

последовательность по выполнению

Слушают,

Словесный

Инструктирование

соединительных швов: демонстрирует

воспринимают,

(беседа,

обучающихся по

обучающимся:

запоминают

объяснение)

ключевым вопросам

- виды соединительных;

последовательность


темы.

- наглядные пособия соединительных швов;

выполнения операций и



- карта технологической

показ трудовых приемов



последовательности соединительных

по обработке



швов(Приложение 1);

соединительных швов.



- карта контроля качества




(Приложение 2);







- карта дефектов выполнения

соединительных швов (Приложение 3);


Выполняет показ трудовых приемов по

выполнению соединительных швов.

В ходе демонстрации приемов создает

проблемные ситуации в виде вопросов:

- в каких случаях стачивание может быть

выполнено с одновременным

прокладыванием кромки и обметыванием

срезов? (ответ: на участках легко

поддающихся растяжению)

- при выполнении расстрочного шва, в

каких случаях швы растрачивают без

предварительного разутюживания?( ответ:

материалы трудно поддающиеся ВТО

(натуральная и искусственная кожа,

капроновые, многослойные стеганые

полотна и т.д.))

- с какой стороны прокладывают первую

строчку при выполнении двойного шва?

( ответ: с лицевой стороны детали)


Выдает заготовленные детали кроя для

выполнения соединительных швов.

Сообщает время на выполнение дневного

задания.

Напоминает о соблюдении безопасных

условий труда и организации рабочих мест.

Сообщает о критериях оценок за урок.

Знакомятся с

дидактическим материалом






Решают проблемную

ситуацию.

Отвечают на вопросы.













Слушают,

воспринимают.



Наглядно-

демонстрационный.

Практический.












Словесный.

(беседа,

объяснение)





3.Текущий инструктаж

3. Осуществляет целевые обходы рабочих



(5 часов)

мест во время самостоятельной работы

Самостоятельно

Практический.

Самостоятельная работа

обучающихся:

выполняют обработку


обучающихся.

- проверяет правильность организации

клапана.


Целевые обходы.

рабочих мест и соблюдения правил техники.


Самостоятельная

Первый обход

безопасности;


работа по


- проверяет правильность выполнения


выполнению


трудовых приемов и технологического


трудовых операций


процесса выполнения отделочного клапана;

Пользуются



- проверяет правильность пользования

раздаточным



технологическими картами;

материалом.

Демонстрация наглядных пособий

Второй обход

- оказывает помощь обучающимся при
наладке оборудования; .

- осуществляет межоперационный контроль
и оказывает помощь обучающимся;

- проводит индивидуальные инструктажи, в
случае, если обучающийся начал допускать
ошибки;



Третий обход

Организует беседу с обучающимися для

Самостоятельно



закреплению нового материала.

оценивают качество



Устный краткий опрос по теме урока:

работы



- какие швы научились выполнять?




- назначение соединительных швов?




- в каких изделиях применяется




запопгивочный шов?




- какие возможны дефекты при выполнении




настрочного, запошивочного шва?




- при выполнении, какого шва, детали ,




складывают изнаночными сторонами




внутрь?





Заключительный инструктаж (10 мин.)

Подводит итоги выполнения самостоятельной практической работы.


Анализирует и обобщает:

- осуществляет разбор типичных ошибок;

- отмечает лучшие работы;

- сообщает и комментирует оценки
деятельности обучающихся на уроке;



Слушают, делают выводы.


Словесный.

(беседа, объяснение)



Рефлексия.

5. Уборка рабочих мест и инструментов.

Контролирует уборку рабочих мест.

Осуществляют уборку рабочих мест





Заключение

Данная методическая разработка призвана оказать методическую помощь мастерам и преподавателям профессионального учебного цикла по подготовке к уроку, через:

создание благоприятных условий по объяснению материала урока с элементами показа трудовых приемов;

наглядный пример оформления учебного занятия по теме: «Выполнение соединительных швов».

Выбранные педагогические технологии позволили раскрыть тему урока полностью и сделать ее доступной для каждого. В процессе проведения урока обучающиеся получают большой объем информации, которая никого не может оставить равнодушной. Идет глубокое закрепление материала.

Методические приемы способствуют формированию прочных знаний и незабываемых эмоций, повышению качества обучения, формированию профессиональных компетенций будущих специалистов. На уроке работают все, даже неуверенные в своих знаниях.

В ходе выполнения методической разработки решались следующие задачи:

  • выбор и определение темы урока в теме программы учебной практики;

  • детальная разработка проведения урока: выбор методов, средств и форм практического обучения;

  • выбор оптимального технологического процесса выполнения швов;

- выбор технических средств: оборудования, инструмента, технической и
технологической документации, ТСО;

-разработка конкретных элементов: инструкционной документации, контрольных вопросов, заданий и т.д.;

- выбор методов актуализации знаний, методов предъявления нового
материала;

- продуманы методы контроля и самоконтроля обучающихся.
Методическая разработка призвана помочь мастерам производственного

обучения и преподавателям.

Применяемые развивающие технологии позволяют заинтересовать обучающихся в самом уроке и в учебно-познавательной деятельности, способствуют включению обучающихся в профессиональную деятельность без длительного «вживания», позволяет сэкономить время при объяснении нового материала и больше времени уделить творческой работе.

Методические способы способствуют формированию прочных знаний, успешному ведению учебно-воспитательного процесса, повышению качества обучения, формированию профессионально значимых качеств будущих рабочих.



Список литературы

1.Технология швейных изделий : учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений [Э.К. Амирова, А.Т. Труханова, О.В. Сакулина, Б.С. Сакулин]. -11-е изд., стере. - М.: Издательский центр «Академия», 2018 г.

  1. Ермаков, А.С. Оборудование швейных предприятий: учебник для нач. проф. образования. -М.: ПрофОБрИздат,2002 г.

  2. Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды: Учеб. пособие для учащихся профессиональных учебных заведений. Изд. центр «Академия», 2000 г.

4. Интернет-ресурсы: http//www.modanews.ru www.burdamode.com www.fashiontheory.ru



Приложение 1

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Выполнение соединительных швов


Название

Выполнение операции

Сборочная схема

Стачные

1. Вразутюжку

- сложить две детали лицевыми
сторонами внутрь, уравнивая

срезы

- стачать швом 0,7-1,5 см

- обметать срезы

- разутюжить шов


2. Взаутюжку

- сложить две детали лицевыми
сторонами внутрь, уравнивая

срезы

- стачать швом 0,7-1,5 см

- обметать срез

- шов заутюжить в одну сторону



3. На ребро

- сложить две детали лицевыми
сторонами внутрь, уравнивая

срезы -

- стачать швом 0,7-1,5 см

- обметать шов

- приутюжить шов не отгабая на
ребро



4.Расстрочной

- сложить две детали лицевыми
сторонами внутрь, уравнивая

срезы

- стачать швом 0,7 -1,0 см

- разутюжить шов

- проложить отделочную строчку с
лицевой стороны слева и

справа от шва соединения на 0,5 -0,7 см

- приутюжить шов с лицевой стороны


5. Расстрочной с отлетными краями

- сложить две детали лицевыми
сторонами внутрь, уравнивая

срезы

- сметать или стачать легко
распускающейся строчкой на

0,7 -1,0см

- срезы шва разутюжить

- на срезы приметать полоску
основной ткани лицевой

стороной вниз

- с лицевой стороны проложить
отделочную строчку

- нитки сметывания удалить

- приутюжить шов с лицевой стороны



Настрочные

1 .С двумя открытыми срезами

- сложить две детали лицевыми
сторонами внутрь, уравнивая

срезы

- стачать швом 1 -.1,5 см

- срезы шва заутюжить

- закрепить шов с лицевой стороны
отделочной строчкой на

0,5 -1 см

- приутюжить шов с лицевой стороны



2.С одним закрытым срезом

- сложить две детали лицевыми
сторонами внутрь, выпуская

нижнюю деталь на 0,5 - 0,7 см

- стачать на расстоянии 0,5 - 0,7 см от
среза верхней детали

- срезы шва заутюжить в сторону
меньшего шва

- с лицевой стороны закрепить
отделочной строчкой на расстоянии 0,7 - 1 см

- приутюжить шов с лицевой стороны



Накладные

1.С открытыми срезами

- край одной детали наложить на край
другой детали на

на 0,6 - 1 см

- проложить строчку от среза на 0,3 -
0,5 см

- приутюжить шов с лицевой стороны



  1. С закрытым

срезом

- край верхней детали заутюжить на
0,5 -1 см

- верхнюю деталь накладывают на
нижнюю к намеченной линии

- настрочить верхнюю деталь одной
или двумя отделочными строчками

- приутюжить шов с лицевой стороны



Шов встык

1. Встык

- срезы двух деталей настрочить на
полоску тонкой ткани на расстоянии 0,5 - 0,7 см от среза

- соединить срезы зигзагообразной
машинной строчкой

- приутюжить шов с лицевой стороны






Запошивочный шов

1. Запошивочный

- сложить две детали лицевыми
сторонами внутрь, выпуская

срез нижней детали на 0,5 - 0,7 см

- нижней деталью огибают срез
верхней детали

- проложить строчку на расстоянии
0,1 - 0,2 см от среза

- шов заутюжить закрывая срез

- проложить строчку на расстоянии
0,1-0,2 см от подогнутого края

- приутюжить шов с лицевой
стороны


Двойной шов

1 .Двойной

- сложить две детали изнанкой
внутрь, уравнивая срезы

- стачать на расстоянии 0,3 - 0,4 см

- вывернуть детали, складывая
лицевыми сторонами внутрь

- стачать на расстоянии 0,5 - 0,7 см
от края

- приутюжить шов с лицевой
стороны






Приложение 2


Карта контроля качества

Тема урока: Выполнение соединительных швов


п/п

Название

Элементы контроля

1.

Стачные швы

1. Проверить ширину шва стачивания на протяжении всей длины.

2. Проверить качественное заутюживание, разутюживание, приутюживание.

2.

Настрочные швы

1. Проверить ширину шва стачивания на
протяжении всей длины.

2. Проверить качественное заутюживание шва.

3. Проверить ширину отделочной строчки с
лицевой стороны на протяжении всей длины.

3.

Накладные швы

1. Проверить ширину заутюживания верхней
детали.

2. Проверить правильность накладывания верхней детали на нижнюю по намеченным линиям..

3. Проверить ширину закрепляющей отделочной строчки по все длине.

4.

Шов встык

1. Проверить ширину шва настрачивания на
полоску ткани.

2. Проверить качество зигзагообразной машинной
строчки.

4.

Запошивочный шов

1.Проверить ширину выступающей нижней детали по всей длине.

2. Проверить правильность заутюживания шва.

3. Проверить ширину строчки по всей длине.

4. Проверить ширину шва в готовом виде.

5.

Двойной шов

1. Детали должны быть сложены изнаночными
сторонами внутрь.

2. Проверить .ширину первой строчки по все длине.

3. Проверить ширину второй строчки по все длине.




Приложение 3


Карта дефектов выполнения соединительных швов


Дефект

Причина возникновения дефекта

Способ устранения дефекта

Неровная

ширина стачивания деталей

Шов стачивания деталей неровный

Удалить шов

стачивания и

выполнить его снова

Не совмещение

срезов ткани при

стачивании

деталей

При стачивании деталей срезы не совмещены

Удалить шов

стачивания, уровнять

срезы и выполнить его

снова

Отсутствуют

закрепки в

концах строчки

В начале и в конце строчки не сделаны закрепки

Удалить шов и сделать

его снова с закрепками

в концах строчки

Неровная

отделочная строчка

Расстояние от шва стачивания

деталей до отделочной строчки

не одинаковое

Удалить отделочную

строчку и выполнить ее

снова

Разная частота

стежков

отделочной

строчки

Плохо отрегулирована длина стежка

Удалить отделочную

строчку. Отрегулировать длину стежка в соответствии

с техническими

условиями. Выполнить

отделочную строчку

снова

Вдоль шва

соединения

образуются

наплывы

Плохо заутюжен или разутюжен шов соединения

Шов соединения

приутюжить на ребро.

Затем снова его

заутюжить или

разутюжить, следя за

тем, что бы ни

образовывались

наплывы

Ласы

Несоблюдение технических

условий влажно-тепловой

обработки.

Удалить паром



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!