II. Подготовка к восприятию. (слайды 1-3) -Прослушайте стихотворение: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею я вам доложить: Без нее нам не прожить! 2. Ведение в тему урока. - Ребята, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Формулируют сами учащиеся (подвожу учащихся к осознанию темы)) - Уточним тему урока. Откройте учебник на с. 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. (Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?) - Что вы сами знаете по теме урока? - Всё ли нам известно? - Хотите узнать больше? (Прием ТРКМ. Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)) - Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней? | П: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; К: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; -развитие речевых навыков при устных высказываниях. - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Р: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке; - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; |
III. Актуализация опорных знаний. - Посмотрите на глобус. - Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус) -Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым) -Почему? -Да, вода занимает большую часть земного шара. 1. Составление ассоциативного куста (слайд) (Прием «Кластер») - Ребята, кому нужна вода? (человеку, растениям, животным). Давайте составим «Ассоциативный куст». - Посмотрите на картинки на доске, выберите те из них, кому нужна вода для существования. Вывод: (учитель начинает вывод, ученики продолжают) - Вода нужна животным, растениям и конечно человеку. -А как мы используем воду? - Ребята послушайте, кто так сказал: (аудиозапись ) «Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым, трубочистам Стыд и срам, Стыд и срам». (слайд) Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский «Мойдодыр») – Для чего моется человек? – Почему плохо быть грязнулей? Для чего нужна чистота? Вывод: (учитель начинает вывод, ученики продолжают) – Правильно, чистота – залог здоровья. Мотивация учащихся.(дети показывают сценку) Послушаем разговор двух мальчиков. - Привет, Артём! А что ты такой веселый? -Да я сейчас с другом здорово играл. Набрали целую ванну воды и пускали кораблики!! А потом пошли на улицу. -А кран закрыли? -А зачем? Воды и так много. Пусть течет, потом закроем… -Как вы оцениваете поведение друзей? Хорошо ли они поступили? Вывод: (учитель начинает вывод, ученики продолжают) -Воду нужно экономить. - Действительно, воды на Земле много. А какая вода бывает на вкус? 3.Игра «Ревизор» (определение воды на вкус) (Чай – сладкий, а если соль добавить в воду - то солёная. - Где ещё вода солёная? Кто-нибудь летом отдыхал на море? Можно пить морскую воду? А много ли пресной воды, то есть той, которую мы пьем, на Земле? Её оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая (слайд) Вывод: (учитель начинает вывод, ученики продолжают) -Значит что нужно делать с пресной водой? (беречь) | П: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать проблему. К: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - отвечать на вопросы учителя. Р: -развивать умение осмысливать полученную информацию. - формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
IV. Постановка проблемы урока. ( слайд ) - Капелька спрашивает, знаете ли вы, откуда в кране вода? (ответы детей) - Все знаете, как вода попала в дом? Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами (слайд). Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода. Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами. 1. Работа по теме урока с учеником (с.60-61) -Давайте посмотрим, как показан в учебнике «путь воды». - Где же начало пути «Капельки»? (Построение ситуации затруднения.) -Каким цветом обозначена чистая вода на рисунке? -Проследите: куда попадает вода? А для чего вода попадает на станцию очистки? - Можно пить воду из реки? (слайд) - А какую нужно пить воду? Для того чтобы вода стала пригодной для питья и для общего использования, из нее должны быть удалены микробы, а также вещества, придающие воде неприятный вкус или внешний вид. Воду забирают из озер, рек или водохранилищ с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения. Здесь воду фильтруют, чтобы удалить мусор, ветки. После этого воду очищают химическими веществами, потом пропускают через слои камня и песка, затем в воду добавляют особые бактерии, которые уничтожают микробы и хлорируют воду. Только после этого, она по трубам идёт в дома. -Если воду не очищать, наша голубая Капелька превратится вот в такую Злючку-Грязнючку (слайд) -Откуда ещё может прийти в дом вода? (из подземных родников) Она проходит через камни и песок и становится чистой. -А какой она становится после применения, после стирки, мытья рук, мытья посуды? -Куда же она девается? -Темным цветом на рисунке проследите путь грязной воды (опять в очистные сооружения и только потом опять в реку). - Почему нельзя спускать грязную воду в реку? (чтобы не навредить жителям водоёма) 2. Сказка о «больной» речке. «Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной… Плачет малая речонка, Одолел речонку страх. Стала речка тонкой – тонкой, Обмелела на глазах. Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная? - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной… - А ты почему жёлтая, как лимон? - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. - А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела. Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из мусора. - Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти». 3.Постановка проблемы (Построение ситуации затруднения). - Как же мы можем помочь обитателям этой реки? - Ребята, посмотрите, я вам принесла 2 стакана с водой. - Какая вода в 1 стакане? Как вы думаете, откуда она? (с родника – она чистая) - А эта вода какая? Откуда она? -Кто поселился в этом стакане? (Злючка – Грязнючка) -Подумайте, почему у нее такое имя? Кому она может принести вред? -Давайте проведем Злючку-Грязнючку через «лечебницу» - через фильтр, и когда, она очистится и подобреет, отпустим ее в реку. Согласны? | П: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - формулировать проблему; - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. К: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Р: - организовать выполнение заданий учителя; - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя. |
V. Практическая работа: проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку 1.Работа в научной лаборатории «лечебницы» Опыты по загрязнению и очистке воды (Построение ситуации затруднения. Формирование умения работать в паре; формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности). - Что значит лаборатория, лечебница? -Закрыли глазки и оказались в научной лаборатории. Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем. Нам предстоит провести опыты. Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показываю и называю). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Остальные должны наблюдать и делать выводы. 1 ряд - 1 группа. Главный исследователь -… 2 ряд - 2группа. Главный исследователь -… 3 ряд - 3 группа. Главный исследователь - …. - Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта. Для 1 опыта берем воду. (Показываю стакан с чистой водой). -Какая вода должна быть в стаканчике сначала? -Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Показываю стакан с грязной водой). Выполните задание. – Что вы пронаблюдали? Вывод: (Вода стала грязной) 1 группа, чем вы загрязнили? (землёй) 2 группа, чем вы загрязнили? (песком) 3 группа, чем вы загрязнили? (остатками растений) И так, мы с вами увидели, что вода загрязняется по-разному. Продолжаем исследование и проведем 2 опыт Эксперимент мы проведем, Воду чистую найдем. -Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду. -Посмотрите, что получилось. Делаем вывод: Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр). - Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой. - Сравним очищенную воду? -У всех ли одинаково очистилась вода? Вывод: Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров. (Выводы заносим в журнал наблюдений) | П: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - соотносить информацию, представленную в разных формах; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - развивать элементарные навыки работы с приборами; - устанавливать причинно-следственные связи; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления. - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; К: - осуществлять работу в паре (группе); - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Р: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. |
VI. Первичное закрепление 1. Работа в парах по вариантам (Построение ситуации затруднения. Формирование умения работать в паре; формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности). - Скажите, где мы с вами живём? (в городе) - Откуда вода приходит в дом? (с родника по трубам - водопроводам или воду приносят вёдрами домой с колодца). Капелька просит вас повторить путь воды. У вас в конвертах карточки. Разложите в нужном порядке, показав правильный путь воды от реки в дома (1 вариант) (слайд) -А теперь постройте цепочку выхода воды из домов (2 вариант) Проверим по слайду, кто разложил правильно, поднимите руки. | П: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - обобщать и классифицировать по признакам; - анализировать, сравнивать, группировать; - извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач; - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; - систематизировать, обобщать изученное. К: - осуществлять работу в паре. Р: - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
ФИЗМИНУТКА Цель: восстановление физических сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность - Я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и вам пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю... - Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками. - Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). - Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке (дети садятся за парты). | Р: -осуществление пошагового контроля своих действий, -ориентируются на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
VII . Закрепление учебного материала. Чему вы научились вместе с Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду) - Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды? - Как мы можем сохранить воду чистой? Работа в парах -Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Возьмите конверт №3. Вам нужно составить пословицу из частей и озвучить. Кто составит, поднимают вместе руки вверх домиком. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан». - Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило. | П: - систематизировать, обобщить изученное; - устанавливать причинно-следственные связи. К: - осуществлять работу в паре; - учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться. Регулятивные УУД: - выделять в системе знаний изученную единицу; - планировать своё действие. |
VIII . Итог урока. - Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить? -А давайте прочитаем, какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. (Читают по учебнику с. 61 внизу). -Сравните выводы. Что вы можете сказать. Вода – наше богатство. К ней надо относиться бережно, разумно, экономно. 6 капель за 10 секунд дают 12 литров потерянной воды в день, за неделю 80 - литров, а в год – 4000 литров хорошей воды уходит в канализацию. Проверьте дома, не капает ли у вас из кранов вода? Плотно ли закрыты краны в школе? Не расходуй зря воду! Посмотрите на глобус. Какого цвета на глобусе больше? Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан. Рефлексия (Формирование умения фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой ) - С каким настроением вы закончили урок? -Как надо относиться к воде? Воду нужно беречь! Вода - это жизнь! Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без… ВОДЫ! -Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. |