СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока-путешествия по окружающему миру : «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие по окружающему миру с проведением опытов, показывающих загрязнение воды и её очистку.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока-путешествия по окружающему миру : «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» 1 класс.»

Тема: Урок-путешествие. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Практическая работа: проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку

Цели:

Образовательные:

-познакомить детей с природными источниками воды, используемые в быту;

- сформировать у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;

- сформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях;

-с помощью опытов показать процесс очистки воды.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- формировать устойчивое внимание, наблюдательность.

Воспитательные:

-воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе;

-формировать потребность в здоровом образе жизни.


Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Знать:

- значение воды для жизни;

- что такое загрязнение и очистка воды;

- о пользе чистой воды для здоровья.

Уметь:

- прослеживать по рисунку - схеме путь воды;

-очищать воду через фильтр.

Личностные УУД

-формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

-формирование нравственно – этического оценивания;

-развитие личной ответственности за свои поступки;

-развитие доброжелательности, внимания к людям.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

-формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;

-делать выводы и обобщения.

Регулятивные УУД

-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-планировать свою деятельность на уроке;

-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД

-слушать и слышать учителя, другого ученика;

-доносить до собеседника свою точку зрения;

-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их;

-адекватно оценивать работу в группе.

Тип урока: урок- путешествие.

Технологии обучения: личностно – ориентированное деятельностного типа, здоровье – сберегающего направления.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы, работы в парах и группах.

Оборудование: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, глобус, шаблоны из бумаги "капельки", иллюстрации растений, животных, человека, рисунок Злючки – Грязнючки, карточки для закрепления, картинка – облако, для опыта - мерный стакан, стакан, воронка, фильтр, экран, компьютер, презентация.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

I. Организационный момент.

Цель: формирование самооценки готовности к уроку

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, но очень важный.

Начинаем ровно в срок,
Наш
любимейший урок.
Дружно за руки
возьмёмся,
И друг другу
улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок
придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам
вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И
успешности в придачу!

- Покажите веером, с каким настроением вы начинаете урок (на двустороннем веере изображены – солнышко и тучка)

Л: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Р: - настраивать себя на продуктивную работу;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Подготовка к восприятию. (слайды 1-3)

  1. -Прослушайте стихотворение:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!

2. Ведение в тему урока.

- Ребята, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

(Формулируют сами учащиеся (подвожу учащихся к осознанию темы))

- Уточним тему урока. Откройте учебник на с. 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. (Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?)

- Что вы сами знаете по теме урока?

- Всё ли нам известно?

- Хотите узнать больше?

(Прием ТРКМ. Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал(а))

- Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней?


П:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

К: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

-развитие речевых навыков при устных высказываниях.

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Р:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;



III. Актуализация опорных знаний.

- Посмотрите на глобус.

- Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус)

-Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым)

-Почему?

-Да, вода занимает большую часть земного шара.

1. Составление ассоциативного куста

(слайд) (Прием «Кластер»)

- Ребята, кому нужна вода? (человеку, растениям, животным). Давайте составим «Ассоциативный куст».

- Посмотрите на картинки на доске, выберите те из них, кому нужна вода для существования.


Вывод: (учитель начинает вывод, ученики продолжают)

- Вода нужна животным, растениям и конечно человеку.

-А как мы используем воду?

- Ребята послушайте, кто так сказал: (аудиозапись )

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.
А нечистым, трубочистам
Стыд и срам,
Стыд и срам». (слайд)

Из какого произведения этот отрывок?

(К.И.Чуковский «Мойдодыр»)
– Для чего моется человек?

– Почему плохо быть грязнулей? Для чего нужна чистота?
Вывод: (учитель начинает вывод, ученики продолжают)

– Правильно, чистота – залог здоровья.


  1. Мотивация учащихся.(дети показывают сценку)

Послушаем разговор двух мальчиков.

- Привет, Артём! А что ты такой веселый?

-Да я сейчас с другом здорово играл. Набрали целую ванну воды и пускали кораблики!! А потом пошли на улицу.

-А кран закрыли?

-А зачем? Воды и так много. Пусть течет, потом закроем

-Как вы оцениваете поведение друзей? Хорошо ли они поступили?

Вывод: (учитель начинает вывод, ученики продолжают)

-Воду нужно экономить.

- Действительно, воды на Земле много. А какая вода бывает на вкус?

3.Игра «Ревизор» (определение воды на вкус)

(Чай – сладкий, а если соль добавить в воду - то солёная.

- Где ещё вода солёная?

Кто-нибудь летом отдыхал на море? Можно пить морскую воду?

А много ли пресной воды, то есть той, которую мы пьем, на Земле? Её оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая (слайд)

Вывод: (учитель начинает вывод, ученики продолжают)

-Значит что нужно делать с пресной водой? (беречь)


П:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять и формулировать проблему.

К:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- отвечать на вопросы учителя.

Р:

-развивать умение осмысливать

полученную информацию.

- формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Физминутка (слайд- имитация движений)

Цель: восстановление физических сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность

Немного отдохнём.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и
умылись.
А
теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другойэто кроль. Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так,
чтоб каждый был сухой
И
отправились домой.


Р:

-осуществление пошагового контроля своих действий,

-ориентируются на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

4.Рассказ учителя.

Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для питья.

5.Творческая работа в микрогруппах.

Повторение правил работы в группе

(Формирование умения работать в группе; формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности).

Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Чтобы она у нас появилась на уроке, надо ее оживить.

- Оживите её. (Дети рисуют каплю воды так, как её представляют: в виде аппликации, рисунка. Вывешиваем капли на доску. Обсуждаем полученные изображения.)

Вывод: (учитель начинает вывод, ученики продолжают)

И вот к нам пришла Капелька. Она нам будет помогать.

К: - формирование умения работать в группе;

-формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельност.


IV. Постановка проблемы урока. ( слайд )

- Капелька спрашивает, знаете ли вы, откуда в кране вода? (ответы детей)

- Все знаете, как вода попала в дом?

Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами (слайд).

Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода. Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.

1. Работа по теме урока с учеником (с.60-61)

-Давайте посмотрим, как показан в учебнике «путь воды».

- Где же начало пути «Капельки»? (Построение ситуации затруднения.)



-Каким цветом обозначена чистая вода на рисунке?

-Проследите: куда попадает вода? А для чего вода попадает на станцию очистки?

- Можно пить воду из реки? (слайд)

- А какую нужно пить воду?

Для того чтобы вода стала пригодной для питья и для общего использования, из нее должны быть удалены микробы, а также вещества, придающие воде неприятный вкус или внешний вид.

Воду забирают из озер, рек или водохранилищ с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения. Здесь воду фильтруют, чтобы удалить мусор, ветки. После этого воду очищают химическими веществами, потом пропускают через слои камня и песка, затем в воду добавляют особые бактерии, которые уничтожают микробы и хлорируют воду. Только после этого, она по трубам идёт в дома.

-Если воду не очищать, наша голубая Капелька превратится вот в такую Злючку-Грязнючку (слайд)


-Откуда ещё может прийти в дом вода? (из подземных родников)

Она проходит через камни и песок и становится чистой.

-А какой она становится после применения, после стирки, мытья рук, мытья посуды?

-Куда же она девается?

-Темным цветом на рисунке проследите путь грязной воды (опять в очистные сооружения и только потом опять в реку).

- Почему нельзя спускать грязную воду в реку? (чтобы не навредить жителям водоёма)

2. Сказка о «больной» речке. «Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…

Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой – тонкой,

Обмелела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная?

- На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной…

- А ты почему жёлтая, как лимон?

- Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.

- А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела. Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из мусора.

- Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти».

3.Постановка проблемы (Построение ситуации затруднения).

- Как же мы можем помочь обитателям этой реки?

- Ребята, посмотрите, я вам принесла 2 стакана с водой.

- Какая вода в 1 стакане? Как вы думаете, откуда она? (с родника – она чистая)

- А эта вода какая? Откуда она?

-Кто поселился в этом стакане? (Злючка – Грязнючка)

-Подумайте, почему у нее такое имя? Кому она может принести вред?

-Давайте проведем Злючку-Грязнючку через «лечебницу» - через фильтр, и когда, она очистится и подобреет, отпустим ее в реку. Согласны?


П:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- формулировать проблему;

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

К:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Р:

- организовать выполнение заданий учителя;

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.



V. Практическая работа: проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку

1.Работа в научной лаборатории «лечебницы» Опыты по загрязнению и очистке воды

(Построение ситуации затруднения. Формирование умения работать в паре; формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности).

- Что значит лаборатория, лечебница?

-Закрыли глазки и оказались в научной лаборатории. Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.

Нам предстоит провести опыты. Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показываю и называю). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Остальные должны наблюдать и делать выводы.

1 ряд - 1 группа. Главный исследователь -…

2 ряд - 2группа. Главный исследователь -…

3 ряд - 3 группа. Главный исследователь - ….

- Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта.

Для 1 опыта берем воду. (Показываю стакан с чистой водой).

-Какая вода должна быть в стаканчике сначала?

-Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Показываю стакан с грязной водой). Выполните задание.

– Что вы пронаблюдали?

Вывод: (Вода стала грязной)

1 группа, чем вы загрязнили? (землёй)

2 группа, чем вы загрязнили? (песком)

3 группа, чем вы загрязнили? (остатками растений)

И так, мы с вами увидели, что вода загрязняется по-разному.

Продолжаем исследование и проведем 2 опыт

Эксперимент мы проведем,

Воду чистую найдем.

-Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду.

-Посмотрите, что получилось.

Делаем вывод: Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр).

- Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой.

- Сравним очищенную воду?

-У всех ли одинаково очистилась вода?

Вывод: Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.

(Выводы заносим в журнал наблюдений)


П:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- развивать элементарные навыки работы с приборами;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

К:

- осуществлять работу в паре (группе);

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.


VI. Первичное закрепление

1. Работа в парах по вариантам

(Построение ситуации затруднения. Формирование умения работать в паре; формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности).

- Скажите, где мы с вами живём? (в городе)

- Откуда вода приходит в дом? (с родника по трубам - водопроводам или воду приносят вёдрами домой с колодца).

Капелька просит вас повторить путь воды. У вас в конвертах карточки. Разложите в нужном порядке, показав правильный путь воды от реки в дома (1 вариант)

(слайд)


-А теперь постройте цепочку выхода воды из домов (2 вариант)

Проверим по слайду, кто разложил правильно, поднимите руки.



П:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- анализировать, сравнивать, группировать;

- извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач;

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- систематизировать, обобщать изученное.

К:

- осуществлять работу в паре.

Р:

- планировать своё действие;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию

ФИЗМИНУТКА

Цель: восстановление физических сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность

- Я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и вам пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю...

- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.

- Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).

- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке (дети садятся за парты).

Р:

-осуществление пошагового контроля своих действий,

-ориентируются на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

VII . Закрепление учебного материала.

Чему вы научились вместе с Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду)

- Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды?

- Как мы можем сохранить воду чистой?

Работа в парах

-Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Возьмите конверт №3.

Вам нужно составить пословицу из частей и озвучить.

Кто составит, поднимают вместе руки вверх домиком.

«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

- Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило.


П:

- систематизировать, обобщить изученное;

- устанавливать причинно-следственные связи.

К:

- осуществлять работу в паре;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться.

Регулятивные УУД:

- выделять в системе знаний изученную единицу;

- планировать своё действие.


VIII . Итог урока.

- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить?

-А давайте прочитаем, какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. (Читают по учебнику с. 61 внизу).

-Сравните выводы. Что вы можете сказать.

Вода – наше богатство. К ней надо относиться бережно, разумно, экономно.

6 капель за 10 секунд дают 12 литров потерянной воды в день, за неделю 80 - литров, а в год – 4000 литров хорошей воды уходит в канализацию. Проверьте дома, не капает ли у вас из кранов вода? Плотно ли закрыты краны в школе? Не расходуй зря воду!

Посмотрите на глобус. Какого цвета на глобусе больше? Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.

Рефлексия

(Формирование умения фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой )

- С каким настроением вы закончили урок?

-Как надо относиться к воде?

Воду нужно беречь! Вода - это жизнь!

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… ВОДЫ!

-Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы.


Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!