СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX - XX ВЕКА О ПУШКИНЕ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Совершенствовать умения и навыки создания учащимися музыкально-литературных композиций, коммуникативно-целесообразного отбора материала, расширение и углубление предметной компетенции обучащихся, расширение культурного пространства учащихся.

2.  Способствовать развитию патриотической личности, уважающей традиции и историю своей страны, своего народа, умеющий убедительно и грамотно выражать свои мысли.

3. Воспитание уважительного отношения к литературе. Совершенствование умений и навыков понимания поэтических текстов, совершенствование навыков выразительного чтения.

4. Коррегировать эмоционально-волевую сферу обучающихся, устную речь.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX - XX ВЕКА О ПУШКИНЕ»»

Открытый урок-концерт по литературе

на тему:

«Русские поэты XIX - XX века о Пушкине» 9 класс



Цели:

1. Совершенствовать умения и навыки создания учащимися музыкально-литературных композиций, коммуникативно-целесообразного отбора материала, расширение и углубление предметной компетенции обучащихся, расширение культурного пространства учащихся.

2. Способствовать развитию патриотической личности, уважающей традиции и историю своей страны, своего народа, умеющий убедительно и грамотно выражать свои мысли.

3. Воспитание уважительного отношения к литературе. Совершенствование умений и навыков понимания поэтических текстов, совершенствование навыков выразительного чтения.

4. Коррегировать эмоционально-волевую сферу обучающихся, устную речь.

Оборудование:

Мультимедийная система;

Презентации.

Задание к уроку:

Опережающее задание дано перед осенними каникулами.

  1. Подготовить стихотворения об А. С. Пушкине поэтов 19 - 20 веков.

  2. Подготовить краткое сообщение «Роль Пушкина в творчестве поэтов 19 – 20 веков»


Ход урока

(слайд 1)

  1. Организационный момент.

  2. Ученик читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (слайд 1 + музыка).

«Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет».

Вопросы учителя:

- О ком сегодня пойдет речь на нашем уроке?

(слайд 2)

- Записываем тему урока в тетради.

3. Слово учителя

А. С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал как человек и как художник символом русской духовной жизни.

(слайд 3)

Сообщение ученика. Еще в 1834 году Н. В. Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он может быть явится через 200 лет».

- Какой же Пушкин для каждого из нас?

Сообщение ученика. Об А. С. Пушкине можно говорить, как мне кажется бесконечно, и все же будут находится все новые и новые грани его таланта. Для каждого из нас Пушкин свой, каждый из нас находит в его творчестве что-то бесконечно близкое и дорогое только тебе.

Слово учителя. Поэтому сегодня мы будем вспоминать об А. С. Пушкине - удивительном человеке, величайшем поэте и гражданине России. Лучшие поэты «серебряного века» сформировались под влиянием музы великого русского поэта, вобрали в себя все лучшее, что привнес в русскую поэтическую традицию Александр Сергеевич Пушкин.

(слайд 4)

Творчество Пушкина были одним из источников вдохновения великой поэтессы «серебряного века» Анны Ахматовой. (Запишем в тетради первого поэта, с которым мы сейчас познакомимся).

- Как же повлиял Пушкин на творчество А. Ахматовой?

Сообщение ученика. Влияние творчества Пушкина на Анну Ахматову особенно сильно не только в силу обстоятельств, но и той огромной любви, которую питала поэтесса к Пушкину. Дело в том, что Анна Ахматова — царскоселка. Ее отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине.

Слово учителя. Анна Ахматова с самого детства впитала воздух русской поэзии и культуры. В Царском Селе написаны многие стихи ее первого сборника “Вечер”. Вот одно из них, посвященное Пушкину, написанное 24 сентября, 1911 г. (Читает ученик).

(слайд 5)

Смуглый отрок бродит по аллеям,

У озерных глухих берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов…

(слайд 6)

Иглы осени густо и колко

Устилают низкие пни…

(слайд 7)

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

Вопросы учителя:

- Когда было написано стихотворение?

- Какая особенность отразилась в стихотворении? (В этом стихотворении отразились особенности восприятия Анной Ахматовой Пушкина — это и живой человек («Здесь лежала его треуголка»), и великий русский гений, память о котором дорога каждому («И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов»).

(Индивидуальная работа)

(слайд 8)

  1. Марину Ивановну Цветаеву я считаю принцессой русской поэзии (работа в тетрадях).

- В чем отразилась любовь Цветаевой к Пушкину?

Сообщение ученика. М. Цветаева очень была влюблена в поэзию. Посвятила много стихотворений своим современникам: В.Брюсову, А. Ахматовой, А. Блоку, В. Маяковскому, Б.Пастернаку, и многим другим. Но поистине первой и неизменной её любовью был Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин был для Цветаевой тем чистым родником, из которого черпали творческую энергию русские поэты нескольких поколений - от Лермонтова до Блока и Маяковского.

Слово учителя. Цветаева считала Пушкина своим современником вопреки тому, что жила в другую эпоху, вопреки даже здравому смыслу. Один за другим стали появляться стихи, посвящённые Пушкину. И одно из них мы сейчас с вами послушаем, написанное 1931 г. (ученик читает стихотворение).

Марина Цветаева «Стихи к Пушкину»

Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен,
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного? — он,

Скалозубый, нагловзорый
Пушкин — в роли Командора?

Критик — но́я, нытик — вторя:
«Где же пушкинское (взрыд)
Чувство меры?» Чувство — моря
Позабыли — о гранит

Бьющегося? Тот, солёный
Пушкин — в роли лексикона?

(слайд 9)

Словарная работа.

По своей стихотворной структуре произведение сложное, и есть слова которые вам не знакомы, давайте запишем их в тетрадь.

Монумент - архитектурное или скульптурное сооружение в память об историческом лице, событии.

Лексико́н, - (греч. lexikon, подразумевается bibion, букв. словарная книга).

Собрание слов, сведений, выражений, справочник в форме словаря, запас слов, лексика. (прим. «У него грубый лексикон». «Слов модных полный лексикон».)

(слайд 10)
5. Слово учителя. Вряд ли кто-нибудь из других крупных русских поэтов жил так буднично и прозаически, как Анненский: замечательный педагог, он в течение долгого ряда лет занимал административные посты по министерству просвещения (работа в тетрадях).

- Какую же творческую работу вел Иннокентий Анненский?

Сообщение ученика. Анненский вел поразительно интенсивную, подлинно подвижническую творческую работу: писал лирические стихотворения, трагедии в античном духе, критические статьи. С 1896 г. Анненский, назначенный на пост директора Николаевской мужской гимназии, поселяется в Царском Селе и живет там до самой смерти. В Царском Селе все было овеяно пушкинской атмосферой. Сама гимназия, начальником которой стал Анненский, являлась по своему местоположению как бы «наследницей» Царскосельского лицея, где учился Пушкин. В 1899 г. служебная и литературная линии жизни Анненского пересеклись. Как директор Царскосельской гимназии Анненский принимал деятельное участие в праздновании 100-летия со дня рождения Пушкина.

Слово учителя. В связи с этим юбилеем он сочинил кантату «Рождение и смерть поэта». Стихотворение «Бронзовый поэт» относится к лирике Анненского о Пушкине, который в данном стихотворении представлен «бронзовым поэтом» - статуей Пушкина в Царскосельском саде возле Лицея. (ученик читает стихотворение, на фоне демонстрируется небольшая виртуальная экскурсия по музею, Мойка 12).

(слайд 11)

Иннокентий Анненский «Бронзовый поэт»

На синем куполе белеют облака,

И четко ввысь ушли кудрявые вершины,

Но пыль уж светится, а тени стали длинны,

И к сердцу призраки плывут издалека.

Не знаю, повесть ли была так коротка,

Иль я не дочитал последней половины?..

На бледном куполе погасли облака,

И ночь уже идет сквозь черные вершины...

И стали - и скамья и человек на ней

В недвижном сумраке тяжеле и страшней.

Не шевелись - сейчас гвоздики засверкают,

Воздушные кусты сольются и растают,

И бронзовый поэт, стряхнув дремоты гнет,

С подставки на траву росистую спрыгнет.

(слайд 12)

Вопросы учителя:

- От чьего лица написано стихотворение? (Стихотворение написано от 1-го лица: рассказчиком выступает сам автор. Это стихотворение – зарисовка, как такового сюжета в нем нет: герой сидит возле памятника Пушкину в Царскосельском парке).

- Какова основная мысль? (Основной мыслью этого стихотворения является вечная жизнь произведений Пушкина, вечность духовного начала).

6. (слайд 13)

Что говорил А. Блок об А. С. Пушкине?

Сообщение ученика. «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними — это легкое имя: Пушкин» А. Блок. (работа в тетрадях)

Слово учителя. Пушкин явился для Блока воплощением высокого представления об истинном поэте. 11 февраля 1921 в Доме литераторов на вечере, посвященном Пушкину, Блок произнес знаменитую речь «О назначении поэта», и там же прочитал сове стихотворение «Пушкинскому дому», написанное 5 февраля. (ученик читает стихотворение, на фоне видео Пушкинский дом).

(слайд 14)

Пушкинскому Дому

Имя Пушкинского Дома

В Академии наук!

Звук понятный и знакомый,

Не пустой для сердца звук!

Это - звоны ледохода

На торжественной реке,

Перекличка парохода

С пароходом вдалеке,

Это - древний Сфинкс, глядящий

Вслед медлительной волне,

Всадник бронзовый, летящий

На недвижном скакуне.

Наши страстные печали

Над таинственной Невой,

Как мы черный день встречали

Белой ночью огневой.

Что за пламенные дали

Открывала нам река!

Но не эти дни мы звали,

А грядущие века...

Вот зачем, в часы заката

Уходя в ночную тьму,

С белой площади Сената

Тихо кланяюсь ему.

Вопросы учителя:

- При каких обстоятельствах написано стихотворение?

(слайд 15)

7. Слово учителя. С произведениями А. С. Пушкина и С. Есенин мы знакомимся еще в раннем детстве. (работа в тетрадях).

По воспоминаниям сестры поэта Александры Есениной, песни которые пела им мать, — «зачастую были переложенные на музыку к стихам Пушкина».

(слайд 16)

Сообщение ученика. Есенин ставил имя Пушкина в ряд писателей, которые, по его мнению, внесли наибольший вклад в развитие русской литературы. Произведение, которое мы сейчас с вами прослушаем, датированное 1924 г., было приурочено к очередной годовщине со дня рождения классика. Оно был прочитан автором в торжественной обстановке — на московском митинге, который состоялся у памятника поэта на Тверском бульваре. (ученик читает стихотворение).

Пушкину
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

(слайд 17)
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

Вопросы учителя:

- Как сравнивает поэт себя с Пушкиным?

(Слайд 18)

8. Пересечение эпох. Век нынешний и настоящий. (работа в тетрадях).

Слово учителя. Произведения Пушкина и в нынешнее время не теряет своей актуальности, когда современные исполнители используют в свои песнях отрывки из произведений А. С. Пушкина. (+ музыка).

9. Дополнительная работа (по времени). (слайд 19)

Слово учителя. Алексей Николаевич Плещеев (1825–1893) вошел в литературу в ту пору, когда едва смолк пистолетный выстрел, оборвавший жизнь Пушкина. Пушкин был для Плещеева «Богом», а его творчество тем родником, из которого надо черпать, ведь «в нем нет красноречия – одна поэзия.

Сообщение ученика. К первым же своим стихотворениям Плещеев берет эпиграфы из пушкинских произведений. Он знал наизусть всего Пушкина, нередко, выступая на литературных чтениях и вечерах, читал пушкинские стихи. А сейчас ученики прочитают стихотворение А. Н. Плещеева «Памяти Пушкина» (Звучит музыка Свиридова) (слайд 20)

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!....

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё еще горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной.

(слайд 21)

10. Какой же стиль работы был у Пушкина? Пушкин был многогранен. В его творчестве присутствует и любовная лирика, пейзажная, природная; исторические произведения.

(слайд 22)

11. Рефлексия.

- Я познакомился с автором произведений о Пушкине……..

- Мне понравилось……

- Как я оцениваю свою работу на уроке?

10. Итог урока

Мы услышали слова бесценные, очень душевные, очень дорогие нам и тем людям, которые их произнесли.

Всем огромное спасибо! И тем, кто помогал в проведении урока сидя за пультом, и конечно же тем, кто читал стихи, посвященные А. С. Пушкину.

(Выставление оценок)

(слайд 23)

11. Домашнее задание. Прочитать произведение А. С. Пушкина «Моцарт и Сольери»








































Соотнесите  стихотворения  с  направлениями лирики 

А. С. Пушкина.

А) пейзажная
Б) философская
В) свободолюбивая
Г) назначение поэта и поэзии
Д) дружба
Е) любовная

1) “Во глубине сибирских руд”
2) “Памятник”
3) “К Чаадаеву”
4) “Пророк”
5) “ Я помню чудное мгновенье”
6) “Зимнее утро”



Соотнесите  стихотворения  с  направлениями лирики 

А. С. Пушкина.

А) пейзажная
Б) философская
В) свободолюбивая
Г) назначение поэта и поэзии
Д) дружба
Е) любовная

1) “Во глубине сибирских руд”
2) “Памятник”
3) “К Чаадаеву”
4) “Пророк”
5) “ Я помню чудное мгновенье”
6) “Зимнее утро”













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!