Методическая разработка урока.
Русский язык. "Корень слова"
Цель урока: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи: 1.Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;
2.Формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;
3.Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
Отрабатывать каллиграфию письма;
Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку
Аннотация
Учитель: Висирханова Р.Ю, учитель начальных классов.
Образовательное учреждение: муниципальное казенное образовательное учреждение Новолакская средняя общеобразовательная школа №1
Предмет: русский язык
Класс: 3 «а»
Тема: урок по теме « Корень слова.»
Продолжительность урока: 45 минут
Цель урока: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи: 1.Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;
2.Формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;
3.Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
4.Отрабатывать каллиграфию письма;
5.Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку
Дополнительное оборудование:
- мультимедиа-проектор, экран (компьютер)
- карточки- задания для индивидуальной работы
Презентация к уроку.
В презентацию включён обучающий материал на тему «Однокоренные (родственные) слова».
Данные сформированы в виде интерактивного теста, с помощью которого ученики младших классов смогут закрепить полученные навыки работы с однокоренными или родственными словами.
Учитель может использовать эту презентацию как средство для контроля закрепления пройденной темы при работе в классе, а также ученики могут использовать ее дома в качестве тренажера и при подготовке к контрольной работе.
Предлагается два типа тестовых заданий:
выбрать лишнее, не однокоренное слово, среди предложенных вариантов;
подобрать однокоренное слово к предложенному слову в задании.
В задании использовала слова, которые представляют различные части речи.
Презентация содержит очень интересные тестовые задания, яркое оформление слайдов.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
№1` | Корень дерева и корень слов | Иллюстрированный текст | видеофрагмент |
№2 | Что такое корень? | Текст /текст с иллюстрацией | видеофрагмент |
№3 | Игра "Рассели жильцов" | Интерактивное задание | тренажёр |
Самоанализ урока русского языка в 3классе по теме: «Корень слова»
В соответствии с тематическим планированием это первый урок по теме « Состав слова»
Самоанализ своего урока я начну с краткой характеристики класса. В классе 4 человека - учащихся успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий. Однако есть учащиеся, которым трудно дается изучение предмета. Поэтому при подготовке к уроку старалась подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.
Итак, тема урока « Корень слова».
Тип: урок изучения нового материала.
Исходя из этого, были поставлены цели урока.
Цель урока : Выделить общую часть однокоренных слов – корень.
Образовательные цели: Познакомить с основной частью слова- корнем, закрепить навыки правописания словарных слов, обогащать словарный запас учащихся ( подбор однокоренных слов), закреплять умение определять общую часть однокоренных слов – корень.
Развивающие: Развивать умение работать с учебником, навыки контроля и самоконтроля, самооценки, навыки практической работы в парах.
Воспитательные : Воспитывать любовь к Родине, родному языку, учить видеть прекрасное вокруг себя. Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным.
В начале урока была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобятся им для изучения новой темы.
Была создана проблемная ситуация, побуждающая диалог – мотив- для изучения учебного материала.
Организована работа по закреплению нового материала.
Основные формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.
При построении урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.
На уроке проводилась работа: - по расширению словарного запаса;
- по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;
- по орфографии.
С учётом вышеизложенного были избраны следующие технологии
- информационно- коммуникативная ( компьютерная презентация, видеофрагменты);
-Здоровье сберегающие технологии. Для проведения физкультминутки подобраны упражнения для укрепления зрения.
Считаю, что заявленной цели проведённый урок достигла. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежать при этом перегрузки и переутомлений учащихся, сохранив продуктивную мотивацию к учению. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии. Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием, принадлежащим древнему мыслителю, философу Конфуцию : «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
Лист самооценки урока.
Ф.И. ученика:_________________________________
Продолжи предложение:
- Мне понравилось __________________________________________________________
- Мне не понравилось________________________________________________________
-Я чувствовал_______________________________________________________________
-Мне хотелось бы____________________________________________________________
- На следующем уроке я______________________________________________________
К- 1 Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.
У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.
К- 2
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
7. Мороз, замороженный, морозит.
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) по теме: «Однокоренные слова» 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - развитие умения работать с информацией; - развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта); - развитие умения использовать различные способы поиска информации; - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД); - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД) - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; - формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД). 3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь |
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Орг-ый
| 1 мин | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
| Давайте настроимся на работу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе.» Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
| Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Акт/ знаний | 2 | Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова,
| Вы уже знаете, что в русском языке есть cлова-«родственники». Например, дед,дедушка,дедуля, прадед, прадедушка. Эти слова связаны друг с другом по смыслу. У всех слов есть общая часть–дед.В ней передаётся основное значение всех родственных слов. Это корень слова. Родственные слова, имеющую общую часть (корень) и близкие по смыслу, называются однокоренными. Слайды № 2-3 – Какие значения имеет слово корень ? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.) Как растут растения, так из корня «растут»слова.-Посмотрим видеофрагмент) Корень дерева и корень слова. Видеофрагмент№2 « Что такое корень слова» Откроем тетради, запишем число, классная работа. | \рассказывает , применяя презентацию
Предлагает просмотреть видеофрагмент для ознакомления с новым материалом. « Что такое корень. Однокоренные слова |
Смотрят презентацию
Просматривают фрагменты | Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков |
Минутка чистописания |
5 |
Выход на тему |
На минутке чистописания повторим соединения буквы д. -Запишите однокоренные слова: род Родина, родной, родня. Выделите в них корень. Запишите пословицу: Человек без Родины, что соловей без песни. Слайд № 4 |
Указывает объект наблюдения
|
Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания |
Регулятивные:- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные:классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные:- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Работа по учебнику | 13 | Закрепление полученных знаний. | Упр.130.(с.74) Прочитайте текст. Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные.Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики. Чем похожи эти слова? ( имеют общую часть и значение) Выполните письменное задание к упражнению.(Взаимпров)1 уч. Раб. сам-но с карточкой.Упр. 131 ( с.74)Прочит.предл.Найдите однокоре слова. Докажите, что они однокоренные.Чем похожи эти слова? ( имеют общую часть и значениеВыпиш.однокоренные слова и выделите в них корень.Прочитайте ниже сведения о языке.-Что такое корень?- Приведите примеры однокор-х слов. | Контролирует задания | Читают текст, записывают слова, выделяют корень.Выполняет самостоят Выполняют задания в тетради Приводят примеры однокоренных слов. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
Психофизическая тренировка | 1мин | Релаксация | Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. | Организация психофизической тренировки | Выполняют упражнение для релаксации | Коммуникативные - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
Гимнастика для глаз. | 2мин | Снятие усталости с глаз | | Орг вып.гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз. | |
Самопроверка | 3 | | Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики
Слайды № 11-12 | Диктует слова | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку | Коммуникативные-умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательныесамостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные:ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; |
Закрепление изученного материала | 3 | Применение новых знаний. | Упр 132 учебника. | Организует деятельность по применению новых знаний | | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные:самоопределение |
Подведение итогов урока | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Игра «Суета». Больной, больница, большой. Путь, дорога, путник. Вода, река, водяной. Часовщик, час, часть.
Слайд №13 Интерактивная игра «Рассели домики» ( см. гиперссылку в аннотации) | Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки
| Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
| Регулятивныеконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные:выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные:оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; |
Разъяснение домашнего задания | 1 | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах. Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живешь лесах? Л…сий хвост замел следы. Где л…сичка? Видел ты? Слайд №14 | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.самостоятельное формулирование познавательной цели; |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность | 1 | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились Слайд №15 Работа с листом самооценки ( см. в приложении) | Обеспечивает положитель- ную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
3 класс
Педагоги не могут
успешно кого-то учит,
Если в это же время
усердно не учатся сами.
(Али Апшерони.)
: «Современный учитель – активный Интернет пользователь»
Если ты не можешь быть широкой дорогой,
Будь узенькой тропинкой.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе.
Только найди свое дело
И старайся стать лучшим.
Дуглас Меллох.