СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Понятие о бессоюзном сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с определением бессоюзного сложного предложения; уяснить, что смысловые отношения между его частями в устной речи выражаются при помощи интонации, на письме – при помощи знаков препинания.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Понятие о бессоюзном сложном предложении"»



Методическая разработка урока русского языка в 9 классе


Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении


Цель: Познакомить обучающихся с определением бессоюзного сложного предложения; уяснить, что смысловые отношения между его частями в устной речи выражаются при помощи интонации, на письме – при помощи знаков препинания.


Задачи:

  1. Повторить виды сложных предложений, отработать с учащимися ведущий прием изучения бессоюзных сложных предложений – прием сравнения их с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.


  1. Формировать навык нахождения предложений данной структуры в текстах.


  1. Совершенствовать пунктуационные навыки.



Оснащение: мультимедийный проектор и экран, карточки, учебник «Русский язык»


Предварительная подготовка учителя: подготовка презентации к уроку, карточек.

Учебник:

Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / (Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М.Шанский). – М.: Просвещение

Содержание урока


Этап учебного занятия

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность обучающихся


Примечания

1

Организационный этап

Приветствие учителя.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Слушают приветствие учителя, настраиваются на работу.

1мин.

2

Этап актуализации знаний

Ребята, для того чтобы назвать тему урока, вам нужно выполнить одно задание. Перед вами карточки с тремя предложениями, знаки препинания не расставлены. (Приложение №1)

Вам нужно выписать эти предложения в тетрадь, вставить пропущенные знаки препинания и сравнить между собой эти предложения.


Проверка задания: прочитать предложения со знаками, объяснить их постановку.



Какие предложения мы изучили?


Поэтому мы приступаем к изучению бессоюзных сложных предложений.


Сформулируйте тему урока.


Самостоятельная работа учащихся.











Ответы: перед нами 3 сложных предложения: 1 – сложносочинённое; 2 – сложноподчинённое; 3 – бессоюзное.


Ответы: сложносочинённые и сложноподчинённые






Ответы:

Тема нашего урока «Понятие о бессоюзном сложном предложении»

Запись темы в тетрадь


6 мин.

3

Целеполагание.

Сформулируйте цели нашего урока










На уроке каждый из вас будет оценивать свою работу, выставлять оценки за выполненные задания на приготовленных листочках. Поэтому сейчас оцените первое задание.

Ответы детей:

Сегодня на уроке мы должны узнать, какое предложение называется бессоюзным, учиться находить эти предложения в различных текстах и отличать их от изученных сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.


Оценивают первое задание.

3 мин.

4

Работа по теме урока




Работа с учебником































































Групповая работа - защита проекта











































































Работа в парах

Давайте вначале отметим, что нам известно про сложные предложения.









А что такое бессоюзное сложное предложение.

Прочитаем в учебнике на стр. 122.

Чтение учениками теоретического материала. Учащиеся знакомятся с особенностями интонации бессоюзного сложного предложения.



Что узнали из правила?

Поэтому нам нужно обратить внимание на знаки препинания в БСП. Для этого вы выполните второе задание: из предложений выпишите бессоюзное сложное предложение и обратите внимание на знак препинания между частями сложного предложения. Знаки поставлены. Номер предложения обязательно указываем. Не забывайте выделять основы. (Приложение №2)


Проверка: Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте.

(Слайд) Если проверить по нумерации предложений, то получится такая цифра: 2367

Какие знаки стоят между частями БСП. Покажем на схемах предложений:

(Слайд)

[ ] , [ ] .

[ ] ; [ ] .

[ ] : [ ] .

[ ][ ] .


Ребята, на следующих уроках мы будем изучать условия постановки этих знаков препинания, а также будем определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации. Когда мы научимся чувствовать верную интонацию в устной речи, то на письме нетрудно будет расставлять знаки препинания.


Оцените себя за это задание.


2. Многие писатели и поэты используют в своих произведениях БСП. Поэтому двум ученицам были даны задания – проанализировать ряд произведений А.С.Пушкина и ответить на поставленные вопросы.







































































3. У нас в учебнике тоже дан отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (стр. 121). Найдите этот отрывок и сосчитайте, сколько раз встретился каждый знак. Работу выполняйте в парах. Запишите в тетрадь.


Оцените себя (проверка выполнения на слайде).

Ответы учащихся:

Сложные предложения делятся на три группы (сложносочинённые и сложноподчинённые и бессоюзные);

Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений;

В сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях простые предложении соединены при помощи союзов и союзных слов;

Название «бессоюзное» говорит о том, что в них нет союзов.







Ответы детей:

Бессоюзное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией.


Самостоятельная работа.


Взаимная проверка работы.





























Оценивают выполнение работы


Ученицы защищают проект на тему «Бессоюзные сложные предложения в произведениях А. С. Пушкина», демонстрируют презентацию:

- Мы должны были выяснить, использовал ли А.С.Пушкин в своих произведениях бессоюзные сложные предложения.

А также обратить внимание на то, какими знаками чаще пользовался А.С.Пушкин – запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.

В произведениях А.С.Пушкина можно встретить бессоюзные предложения как в стихотворениях, так и в прозаических произведениях.

Например, в произведении «Капитанская дочка» (глава 11)

«В Белогорскую крепость!» - сказал Пугачев. Сердце моё сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.

Но так как бессоюзные сложные предложения особую выразительность придают стихотворной речи, то в стихотворениях А.С.Пушкина они встречаются чаще.

Например:

«Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

«Зимнее утро»

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

Прочитав ряд произведений А.С.Пушкина, мы пришли к выводу, что автор чаще всего использовал запятую и точку с запятой, реже двоеточие, совсем редко – тире.

Например: «Осень»

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон , чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят - я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн - таков мой организм.

В этом отрывке:

; - 4 раза

, - 3 раза

: - нет

- 2 раза



Самостоятельная работа учащихся в парах.
Ответы: (; 8 раз , 2 раза – нет : нет)






Проверяют, оценивают.


25 мин

5

Этап применения новых знаний












Выполнение теста (Приложение №3)

(тест на слайдах презентации)


Проверка теста на слайде, оценивание.

Мы с вами сегодня увидели много примеров бессоюзных сложных предложений. Поэтому сейчас вам нужно написать сочинение-миниатюру, в котором нужно употребить несколько таких предложений на тему «Зимний день».

Если ученики испытывают трудности, можно предложить дописать данные бессоюзные сложные предложения:

1. Ветер усиливался, …

2. Солнце садилось, …

Выполняют тест




Проверка, оценивание.


Самостоятельная работа (написание сочинения)










Чтение получившихся сочинений по желанию.

5 мин.

6

Домашнее задание

Выписать бессоюзные сложные предложения из произведений художественной литературы с разными знаками.

(20-25 предложений)

Записывают домашнее задание.

2 мин.

7

Подведение итогов урока.





Рефлексия












Выставление оценок.


Ребята, сделаем выводы о бессоюзных предложениях.





Выбери понравившуюся фразу и продолжи её:

Сегодня на уроке я научился……

Мне было интересно…….

Мне было трудно…….

Больше всего мне понравилось….

Своей работой на уроке я доволен (не доволен, не совсем доволен), потому что…..




Посмотрите на свои оценки. Если у вас преобладают 5, то поднимите

красную ладошку, 4 – зеленую, 3 – синюю.



Ответы детей:

В бессоюзном сложном предложении простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно. Знаки препинания в них , ; : -

Эти предложения придают особую выразительность стихотворной речи.










Показывают свои результаты.

3 мин.




Приложение №1


Задание: Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

  1. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще и чаще.

  2. Если не поклонишься до земли грибка не поднимешь.

  3. Целый день на небе солнышко сияет целый день мне душу злая грусть терзает.


Приложение №2


Задание: Выпишите бессоюзные сложные предложения.

  1. Он принялся работать, а ленивые, домашние мысли еще долго бродили в его голове.

  2. Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блестели упрямо.

  3. Распахнули окна — запах сосен вступил в веранду.

  4. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью.

  5. Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.

  6. Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика

  7. Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидав ещё, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремлённые на него.

  8. Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето


Приложение №3


Тест

1. Укажите бессоюзное сложное предложение.

А. Солнце не показывалось четыре дня, ураганный ветер перемешивал солёную водяную пыль с потоками проливного дождя.

Б. То солнце светит, то идёт дождь.

В. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём.

Г. Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.

2. Найдите предложение, в котором есть пунктуационные ошибки.

А. Выходить в море никто не решался, ветер достиг восьми баллов.

Б. Чайка прилетела скоро лёд пойдёт.

В. Поезд ушёл, его огни исчезли.

Г. Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.

3. Укажите, в каком случае двоеточие употреблено в бессоюзном сложном предложении

А. Всё в ней было прекрасно: и глаза, и волосы, и улыбка.

Б. Я огляделся: торжественно и царственно стояла ночь.

В. Вдруг он громко спросил: «Как тебя зовут?»

Г. На песках всё своё, особенное: и трава, и кустарник, и птицы, и насекомые.

4. Определите количество пропущенных знаков препинания в предложении

По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.

А. 1 В. 3

Б. 2 Г. 4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!