2 | Этап актуализации знаний | Ребята, для того чтобы назвать тему урока, вам нужно выполнить одно задание. Перед вами карточки с тремя предложениями, знаки препинания не расставлены. (Приложение №1) Вам нужно выписать эти предложения в тетрадь, вставить пропущенные знаки препинания и сравнить между собой эти предложения. Проверка задания: прочитать предложения со знаками, объяснить их постановку. Какие предложения мы изучили? Поэтому мы приступаем к изучению бессоюзных сложных предложений. Сформулируйте тему урока. | Самостоятельная работа учащихся. Ответы: перед нами 3 сложных предложения: 1 – сложносочинённое; 2 – сложноподчинённое; 3 – бессоюзное. Ответы: сложносочинённые и сложноподчинённые Ответы: Тема нашего урока «Понятие о бессоюзном сложном предложении» Запись темы в тетрадь | 6 мин. |
4 | Работа по теме урока Работа с учебником Групповая работа - защита проекта Работа в парах | Давайте вначале отметим, что нам известно про сложные предложения. А что такое бессоюзное сложное предложение. Прочитаем в учебнике на стр. 122. Чтение учениками теоретического материала. Учащиеся знакомятся с особенностями интонации бессоюзного сложного предложения. Что узнали из правила? Поэтому нам нужно обратить внимание на знаки препинания в БСП. Для этого вы выполните второе задание: из предложений выпишите бессоюзное сложное предложение и обратите внимание на знак препинания между частями сложного предложения. Знаки поставлены. Номер предложения обязательно указываем. Не забывайте выделять основы. (Приложение №2) Проверка: Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте. (Слайд) Если проверить по нумерации предложений, то получится такая цифра: 2367 Какие знаки стоят между частями БСП. Покажем на схемах предложений: (Слайд) [ ] , [ ] . [ ] ; [ ] . [ ] : [ ] . [ ] – [ ] . Ребята, на следующих уроках мы будем изучать условия постановки этих знаков препинания, а также будем определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации. Когда мы научимся чувствовать верную интонацию в устной речи, то на письме нетрудно будет расставлять знаки препинания. Оцените себя за это задание. 2. Многие писатели и поэты используют в своих произведениях БСП. Поэтому двум ученицам были даны задания – проанализировать ряд произведений А.С.Пушкина и ответить на поставленные вопросы. 3. У нас в учебнике тоже дан отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (стр. 121). Найдите этот отрывок и сосчитайте, сколько раз встретился каждый знак. Работу выполняйте в парах. Запишите в тетрадь. Оцените себя (проверка выполнения на слайде). | Ответы учащихся: Сложные предложения делятся на три группы (сложносочинённые и сложноподчинённые и бессоюзные); Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений; В сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях простые предложении соединены при помощи союзов и союзных слов; Название «бессоюзное» говорит о том, что в них нет союзов. Ответы детей: Бессоюзное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. Самостоятельная работа. Взаимная проверка работы. Оценивают выполнение работы Ученицы защищают проект на тему «Бессоюзные сложные предложения в произведениях А. С. Пушкина», демонстрируют презентацию: - Мы должны были выяснить, использовал ли А.С.Пушкин в своих произведениях бессоюзные сложные предложения. А также обратить внимание на то, какими знаками чаще пользовался А.С.Пушкин – запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. В произведениях А.С.Пушкина можно встретить бессоюзные предложения как в стихотворениях, так и в прозаических произведениях. Например, в произведении «Капитанская дочка» (глава 11) «В Белогорскую крепость!» - сказал Пугачев. Сердце моё сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. Но так как бессоюзные сложные предложения особую выразительность придают стихотворной речи, то в стихотворениях А.С.Пушкина они встречаются чаще. Например: «Зимняя дорога» Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. «Зимнее утро» Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела… Прочитав ряд произведений А.С.Пушкина, мы пришли к выводу, что автор чаще всего использовал запятую и точку с запятой, реже двоеточие, совсем редко – тире. Например: «Осень» И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь; Чредой слетает сон , чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят - я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн - таков мой организм. В этом отрывке: ; - 4 раза , - 3 раза : - нет - 2 раза Самостоятельная работа учащихся в парах. Ответы: (; 8 раз , 2 раза – нет : нет) Проверяют, оценивают. | 25 мин |
5 | Этап применения новых знаний | Выполнение теста (Приложение №3) (тест на слайдах презентации) Проверка теста на слайде, оценивание. Мы с вами сегодня увидели много примеров бессоюзных сложных предложений. Поэтому сейчас вам нужно написать сочинение-миниатюру, в котором нужно употребить несколько таких предложений на тему «Зимний день». Если ученики испытывают трудности, можно предложить дописать данные бессоюзные сложные предложения: 1. Ветер усиливался, … 2. Солнце садилось, … | Выполняют тест Проверка, оценивание. Самостоятельная работа (написание сочинения) Чтение получившихся сочинений по желанию. | 5 мин. |
7 | Подведение итогов урока. Рефлексия Выставление оценок. | Ребята, сделаем выводы о бессоюзных предложениях. Выбери понравившуюся фразу и продолжи её: Сегодня на уроке я научился…… Мне было интересно……. Мне было трудно……. Больше всего мне понравилось…. Своей работой на уроке я доволен (не доволен, не совсем доволен), потому что….. Посмотрите на свои оценки. Если у вас преобладают 5, то поднимите красную ладошку, 4 – зеленую, 3 – синюю. | Ответы детей: В бессоюзном сложном предложении простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно. Знаки препинания в них , ; : - Эти предложения придают особую выразительность стихотворной речи. Показывают свои результаты. | 3 мин. |