СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка на тему "Однородные и неоднородные определения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка на тему "Однородные и неоднородные определения"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа № 24»







Методическая разработка урока русского языка

(8 класс)


Тема: «Однородные и неоднородные определения»










Составила: Дятловская Ирина Альбертовна




2019 г.


Данная методическая разработка конкретного урока позволяет представить, как на практике в процессе изучения нового материала осуществляется компетентностный подход к обучению, формируются и развиваются учебно-познавательные и коммуникативные компетенции.

Данный тип урока можно охарактеризовать как урок общеметодической направленности, в процессе которого используются различные технологии: педагогики сотрудничества, проблемного, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении.

В ходе урока выясняется проблема грамматических признаков однородных и неоднородных определений и особенностей их различения.

В процессе урока используются различные виды универсальных учебных действий (УУД): комплексное повторение, формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала, практика групповой работы, фронтальная беседа на закрепление изученных знаний, индивидуальная работа с текстом.

Планируемые результаты на основе УУД:

- предметные: научиться определять условия однородности и неоднородности определений;

- личностные: нацелить учащихся на получение опыта работы в группе, в паре, умение контролировать действия партнера, умение убеждать;

- познавательные: добиться умения объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе изучения темы урока, исследуя предложения с однородными и неоднородными определениями.

Цели урока: 1) углубить представление учеников об однородных членах;

2) закрепить навыки узнавания их в тексте, навыки их графического изображения;

3) научить различать однородные и неоднородные определения, узнавать их в тексте;

4) показать синтаксическую роль определений-эпитетов;

5) активизировать речь учащихся с помощью ключевых слов урока (однородные члены, однородные определения, неоднородные определения, пунктуация);

6) воспитывать внимательность, умение сосредоточиться и правильно выполнить задание учителя.

7) Подготовка к ОГЭ

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: выборочно.

1.Кухлянка промокла насквозь и я прямо подпрыгивал от холода.

2. Через сутки всё так (же) дул ледяной ветер но дождя и снега уже не было.

3. Река делилась теперь на широкие плёсы и вся эта масса воды неудержимо и грозно катилась вниз.

III. Орфографическая разминка.



ИЗЛ..ЖИТЬ, ПРИК..СНУТЬСЯ, ПРОТ..РАТЬ, БЛ..СТАТЕЛЬНЫЙ, СОБ..РУ, ПРОР..СТАТЬ, ПРИЛ..ГАТЬ, ОЗ..РЕНИЕ, ВОЗГ..РАНИЕ.

IV Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

- В течение нескольких уроков мы изучаем тему «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». Давайте повторим, обобщим ваши знания о признаках  однородных членов предложения и знаках препинания при них. 

Блиц-опрос

Стадия «Вызов».

Великолепное, ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Весеннее ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

За рекой росли дубовые, пихтовые леса.
За рекой росли густые пихтовые леса.

– Скажите, у вас не возникли какие– то вопросы?  Чем похожи и чем отличаются эти предложения? Постановка перед учащимися учебной проблемы - решить, почему в первом предложении поставлена запятая между определениями, а во втором - нет:

(Дети сразу видят, что в первом предложении стоит запятая, а во втором ее нет.) У них возникают следующие вопросы:

Ученики: Почему в предложениях № 2 между словами нет запятой?

Учитель: А каким членом предложения являются эти слова?  А однородные ли эти определения?

– Итак, ребята, мы пришли к двум вопросам, на которые мы и должны сегодня ответить.

А чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить признаки, по которым мы определяли однородность членов предложения.

(Учащиеся называют эти признаки):

  1. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос.

  2. Однородные члены относятся к одному и тому же слову.

  3. Связаны сочинительной связью, равноправны , между однородными членами можно поставить союз и.

  4. Однородные члены перечисляются.

  5. Однородные  члены разделяются запятой.

Проверьте по всем признакам, являются ли определения в данных предложениях однородными.

(анализируя примеры, дети приходят к выводу о том, что во втором предложении определения не соответствуют признакам однородности.)

-   Как бы вы их назвали?     (Дети придумывают свои названия, одним из которых может быть и “неоднородные определения”).

-  Как эти предложения могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради тему урока.  Поставьте перед собой цели.

  •  научиться отличать однородные определения от неоднородных определений;

  • научиться расставлять знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями

Стадия осмысления. Работа с учебником: чтение теоретического материала.

  1. После прочтения текста – беседа об однородных и неоднородных определениях.

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  1. Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.

  2. Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и).

  3. Равноправны по отношению к определяемому существительному.

  1. Произносятся с перечислительной интонацией.

  2. Разделяются запятой.

  3. Эпитеты (художественные, эмоциональные определения) – однородные определения.

НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  1. Характеризуют предмет с разных сторон.

  2. Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и).

  3. Не разделяются запятой

  4. Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.

  5. Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественными и относительными).

V. Закрепление материала

    1. Работа с таблицей. Однородные и неоднородные определения

цвет

размер

вкус

форма

материал

Белый

Синий

Красный

Большой

Маленький

Низкий

Сладкий

Горький

Невкусный

Круглый

Квадратный

Ровный

Шерстяной

Ситцевый

Каменный



На поляне пестрели белые, синие, красные цветы.

На поляне пестрели и белые, и синие, и красные цветы

Кусты сирени наклонились, будто предлагали прохожим сорвать густую тяжёлую гроздь. (Эпитеты)

Мама купила большой красный сладкий арбуз. (размер, цвет, вкус)

VI. Тренировочные упражнения

Задание 1

Составьте два предложения с однородными и неоднородными определениями по картине И.И. Левитана «Март» (Проверка)

Задание 2

Диктант

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны. Но чем дольше вглядываешься в них, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков. В картине «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. Блестят лужи. Облака уходят за Волгу. Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. Глаза её делаются туманными, большими. А вокруг городка день и ночь мокнут растрёпанные ржаные поля. (К.Паустовский)

Задание: найти предложения с однородными и неоднородными определениями, подчеркнуть их. Объяснить знаки препинания.

Задание 3. Определите однородные и неоднородные определения. Расставьте знаки препинания.

  1. Тайга расступилась вечерней берёзовой опушкой.

  2. Пролетела не то серенькая, не то буренькая лесная птичка.

  3. Забытые детские впечатления вдруг выплыли в памяти.

  4. По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там.

Повсюду видишь эти школьные нерасплетённые косички.

VII. Подведение итогов урока.

Выставление оценок

IX. Домашнее задание. Написать мини-сочинение «В природе нет однообразья…» (включить предложения с однородными и неоднородными определениями).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!