СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе"Стили речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в5  классе "Стили речи"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе"Стили речи"»

Тема урока. Стили речи

Тип урока. Урок объяснения нового материала

Цель урока: начать знакомство с понятием «стили речи»; формировать умение различать стили речи

Задачи урока:

Предметные: иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, худо­жественном) и их характеристике; уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания.

Метапредметные: способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Оборудование: интерактивная доска, учебник.



ХОД УРОКА

  1. Оргмомент (1 мин.)



  1. Проверка домашнего задания (5 мин.)

Упр.7



  1. Актуализация опорных знаний (4 мин.)

С какими текстами вы познакомились на прошлом уроке?

О чём они были? отличались, кроме содержания? (Набором слов, построением предложений, наличием или отсутствием образности)

  1. Мотивация учебной деятельности

Ребята, когда мы с вами общаемся, то выбираем из словарного запаса подходящие, к речевой ситуации слова, фразы. Представьте такую ситуацию. Ученик пишет объяснительную записку директору по поводу опоздания в школу.

Несравненная Мария Ивановна! Я очень люблю рассматривать витрины поэтому сегодня остановился у магазина с игрушками. Там было столько интересных самолётов на управлении, что я не заметил, как пролетело простите меня за опоздание. Уважающий Вас Вася.

Как вы считаете, примет директор такую объяснительную записку? Почему? Объяснительную записку пишут по определённым правилам.)

V.Постановка целей и задач

VI. Работа над темой урока

  1. Слово учителя

Слово стиль происходит от греческого стилос — палочка. Один конец стержня — «стиль» - был заострённым, им писали (на сырых глиняных дощечках, на бересте); другим — в виде лопаточки — написанное. Происхождение слова стиль тесно связано: одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Наука найти лучший вариант выражения мыслей в определённой ситуации.

  1. Ознакомление с материалом учебника

Используя учебник, закончите заполнение таблицы.

О каких стилях речи вы не смогли найти информацию?

Допишите сведения об этих стилях.

Стили русского литературного языка



Сферы общения

Стиль

Общение людей в быту

Разговорный

Общение граждан в учреждении

Официально-деловой

Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.)

Публицистический

Научная деятельность (научные ста­тьи, работы)

Научный

В художественных произведениях

Художественный

Обратимся к упражнению 15.

Распознавание стилей речи.

1. Вышел я на поляну... и ахнул от удивления. На краю поляны
два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить,
но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разго­ворный.)

2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам

с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря -научный.)

3. Возле речки, у обрыва, Может, ветер шаловливый
Плачет ива, плачет ива. За косичку дернул иву?
Может, ей кого-то жалко? Может, ива хочет пить?
Может, ей на солнце жарко? Может, нам пойти спросить?

И. Токмакова (Художественный.)

3. Разговорный стиль

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

- Определите стиль речи (разговорный стиль).

- Где употребляется данный стиль? (в жизни, в бытовом общении)

С какой целью употребляется данный стиль речи? (люди делятся своими мыслями и чувствами)

- Какие слова, помогают нам понять, что это разговорный стиль речи?

В основном разговорный стиль – это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем. В современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано.

Пришло письмишко мне.

Гляжу - из лагеря, от Мишки.

«ЗДЕСЬ ЧЮДНЫЙ ЛУК И Я ЛИЖУ», -

написано в письмишке.

«Лук лижет?! Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…»

Читаю дальше:

«ЗДЕСЬ ЛИСА,

КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.

НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ

И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

мой друг серьезно болен.

Вернется — надо полечить:

заставить правила учить

- Почему автор стихотворения Шибаев назвал стихотворение «Грустные вести», а письмо «письмишко»?

- Найдите слова с ошибками, запишите правильно эти слова, объясните.(Чудный, луг, лежу, леса, пруд, груздь).




4.Научный стиль

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль -…

5. Официально – деловой стиль

Документ в законную силу вступает.

В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.



VII. Физкультминутка (2 мин.)

Учащиеся встают со своих мест и повторяют за учителем движения.



Раз - подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть



VIII. Рефлексия и выставление оценок

- Для чего нужно знать и уметь разграничивать стили речи?

- Что произойдет, если они смешиваются в нашей речи?

Что нового узнали на уроке?

- Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

IX. Домашнее задание (2 мин.)

§5 (читать). Упр. 16 (устно). Подобрать небольшие тексты разных стилей

(письменно)

4






Скачать

© 2019, 292 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!