СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка по теме «Лексикология: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения уроков обобщения и систематизации знаний по теме "Лексикология" для студентов первого курса СПО любой специальности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме «Лексикология: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы»»

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курсавский региональный колледж «Интеграл»









Методическая разработка

урока русского языка по теме

«Лексикология:

синонимы, антонимы, омонимы, паронимы»











с.Курсавка

2019 год

Методическая разработка предназначена для организации проведения уроков обобщения и систематизации знаний в рамках реализации дисциплин общеобразовательного цикла при подготовке специалистов любого профиля.





Организация – разработчик: ГБПОУ "Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Разработчик: Сологубова О.В., преподаватель ГБПОУ КРК "Интеграл"




Рассмотрена и рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании Методического Совета ГБПОУ КРК «Интеграл»

Протокол № 4 от 22 ноября 2019 г.


Председатель Методического совета ____________ О.В. Сологубова













357070 Ставропольский край,

Андроповский район,

с.Курсавка, ул. Титова, 15

тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83

факс:6-39-79

kurs_integrall@mail.ru

Пояснительная записка

Урок русского языка по теме «Лексикология: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы» построен с учетом программных требований, актуальности темы, прогнозов на конечный результат – промежуточную аттестацию. Тип урока – обобщение и систематизация знаний по теме урока.

Урок спланирован согласно уровню учебной подготовленности и интересам обучающихся.

При организации урока поставлены следующие образовательные задачи: повторить, систематизировать теоретический материал, совершенствовать умения и навыки определения важнейших лексических понятий, навыков грамотного письма, обогащать словарный запас учащихся, формировать навыки публичного выступления с применением компьютерных технологий. Одновременно решаются и задачи развития ключевых компетенций учащихся: синтеза, анализа, обобщения, классификации, систематизации. Преследуется также задача развития памяти, внимания учащихся, умение воспроизводить самостоятельно полученные знания, работать с тестовым материалом, корректировать пробелы. Предполагается также совершенствование функциональной компьютерной грамотности учащихся, развитие их творческих способностей, познавательной активности, эмоций, интереса, развитие языковой и коммуникативной компетенции. Наряду с вышеперечисленными задачами необходимо воспитывать у обучающихся трудолюбие, навыки самостоятельной работы, самоконтроля, умение преодолевать трудности в учении, стимулировать дальнейший интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении, воспитывать культуру речи.

Для решения поставленных задач используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа обучающихся, инсценировка, создание проблемных ситуаций, тематический контроль.

Чтобы урок был наиболее эффективным необходимо соблюдать логическую последовательность и взаимосвязь этапов урока. Рационально использованные возможности оборудования кабинета (интерактивная доска) позволяют оптимально использовать время урока. Нестандартное начало урока способствует  включению обучающихся в активную мыслительную деятельность, а дальнейшая смена видов упражнений, минуты занимательного языкознания позволяют поддерживать интерес к уроку на всем его протяжении. Форма подачи обучающимися теоретического материала по теме (презентация) должны отличаться логичностью, научностью, доступностью, нестандартностью. На уроке продолжается планомерная работа над совершенствованием навыков грамотного письма.

В течение урока преподаватель ведет контроль за деятельностью обучающихся, быстро и эффективно организовывает проверку качества усвоения знаний учащимися. Этап рефлексии позволит преподавателю сделать вывод о степени усвоения изученного материала.

В течение урока необходимо поддерживать благоприятную психологическую атмосферу, доброжелательность, сотрудничество преподавателя и обучающихся, взаимную заинтересованность всех участников урока.


Методика организации и проведения урока

Данная методическая разработка представляет собой урок обобщения и систематизации знаний по теме «Лексикология: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы» согласно тематическому планированию для студентов 1 курса любой специальности.

Для эффективного усвоения учебного материала используются методические приёмы: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, инсценировка, тематический контроль.

Предварительная подготовка к уроку включает:

- выбор типа урока, форм организации, методов и приемов обучения;

- определение межпредметных связей;

- формулировку конкретных вопросов, подбор заданий для обучающихся, высказываний о русском языке;

- предварительное задание для группы обучающихся по созданию презентаций и подготовке сообщений по теме урока, подготовка инсценировки;

- работу над рациональной структурой урока, определение продолжительности каждого элемента;

- определение наглядно-технического оснащения урока и подготовку презентации, раздаточного материала (тесты).


План урока

Тема урока: «Лексикология: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы»

Цель: повторение, углубление и систематизация знаний учащихся по теме «Лексикология: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы»

Задачи:

Образовательные:

- повторить, систематизировать теоретический материал по теме, актуализировать знания при работе с языковым материалом;

- совершенствовать навыки грамотного письма;

- формировать навык публичного выступления с применением презентации, обогащать словарный запас обучающихся.

Развивающие:

- развивать ключевые компетенции обучающихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;

- развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;

- развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;

- развивать языковую и коммуникативную компетенции обучающихся;

- развивать функциональную компьютерную грамотность обучающихся;

- развивать творческие способности, познавательный интерес, эмоции обучающихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;

- воспитывать умение преодолевать трудности в учении;

- воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;

- стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность обучающихся в самовыражении.

Метапредметные:

- регулятивная: научить управлять своей деятельностью, развивать инициативность, самостоятельность;

- коммуникативная: развивать речевую деятельность, формировать навыки сотрудничества;

- познавательная: научить работать с информацией, выполнять логические сравнения, анализ, обобщение.

Методические:

- совершенствовать методику проведения уроков повторения и систематизации знаний;

- совершенствовать ИКТ–компетентность всех участников образовательного процесса;

- углубить междисциплинарные связи.

Здоровьесберегающие:

- соблюдать нормы техники безопасности и охраны труда при работе с компьютером;

- создавать благоприятный морально-психологический климат в коллективе;

- менять виды учебной деятельности с целью сохранения активности обучающихся в течение урока.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: комбинированный с элементами проблемного обучения

Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, инсценировка, тематический контроль

Междисциплинарные связи: русский язык и литература, информатика

Формируемые компетенции:

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, тест, высказывания о русском языке:

И нет у нас иного достоянья,

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

И. Бунин

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ

Постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение.

Н.В.Гоголь

Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

В.Белинский

Время урока:90 мин.

Ход урока

  1. Вводная часть (5 мин.)

    1. Приветствие

    2. Проверка готовности обучающихся к уроку

    3. Определение цели и задач урока

  2. Основная часть (75 мин.) (Приложение 1)

    1. «Мозговой штурм». Инсценировка (Приложение 2)

    2. Беседа с учащимися

    3. Целевая установка

    4. Презентация темы «Синонимы»

    5. Тренировочные упражнения

    6. Презентация темы «Антонимы»

    7. Тренировочные упражнения

    8. Презентация темы «Омонимы»

    9. Тренировочное упражнение «Узнай омоним»

    10. Орфографическая пятиминутка

    11. Презентация темы «Паронимы»

    12. Тренировочное упражнение

    13. Контрольный тест по теме «Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы». Самопроверка. (Приложение 3)

  3. Заключительная часть (10 мин.)

    1. Подведение итогов урока. Оценки за урок.

    2. Домашнее задание

    3. Рефлексия

Библиографические источники

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования., 5-е изд.— Академия, 2015. - 176 с.

  2. Антонова Е.С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования.Академия, 2016. -320 с..

  3. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — издательский центр «Академия», 2017.-176 с.

  4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М.: Русское слово, 2017.-304 с.

  5. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009. – 599 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://katalog.iot.ru/ -Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы (дата обращения 20.11.2019).

  2. http://ndce.edu.ru/ -Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования (дата обращения 18.11.2019).

  3. http://school-collection.edu.ru/ -Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (дата обращения 20.11.2019).

  4. http://window.edu.ru/ -Портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (дата обращения 20.11.2019).

  5. http://school.edu.ru/ -Российский общеобразовательный портал (дата обращения 20.11.2019).

  6. http://eor.edu.ru/ - Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ата обращения 20.11.2019).

  7. http://pedsovet.org/ - Всероссийский Интернет педсовет (дата обращения 20.11.2019).

  8. 8. www.slovari.ru/dictsearch - Словари. ру. (дата последнего обращения 20.11.2019 г.)

  9. https://paronymonline.ru - Словарь паронимов онлайн (дата последнего обращения 20.11.2019 г.)




Приложение 1

2.1. «Мозговой штурм». Инсценировка отрывка из сатирического романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (диалог Эллочки Людоедки с мужем).

2.2. Беседа с учащимися

- Как вы думаете, почему у нас сегодня на уроке присутствуют гости из прошлого?

- Узнали вы героев? Какие они? Как вы понимаете слова Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел»?

- Сколькими словами вполне обходилась Эллочка Щукина, этот необычный персонаж?

- А сколько слов нужно вам для общения?

В бытовом общении достаточно 4-5 тысяч, хотя для выразительной речи этого мало. А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов.

- А сколько всего слов в русском языке?

Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И.Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык - один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В.Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.

- Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка? (Лексикология)

2.3. Запись темы урока. Целевая установка

Сегодня мы обобщим все сведения о таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

2.4. Выступление 1 пары учащихся, презентация темы «Синонимы». Вопросы к выступающим.

2.5. Тренировочные упражнения

1) «Третий лишний». Исключите лишнее слово.

А) Огонь, дым, пламя

В) Алфавит, чистописание, азбука

С) Лошадь, конница, кавалерия

Д) Бросать, кидать, ловить

2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.

1. Около подъезда толпились …прохожие.

2. Моя сестра обладает …умом.

3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

3) Работа по учебнику, упражнение 22 (подбор синонимов к словам).

2.6. Выступление 2 пары учащихся, презентация темы «Антонимы». Вопросы к выступающим.

2.7. Тренировочные упражнения

1) Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.

Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.

1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).

2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).

3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).

4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)

5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).

6. Язык длинный - …(ум короткий).

2) Минутки занимательности. «Перевертыши». Узнай пословицу, подбирая контекстуальные антонимы (устная работа).

1. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса).

2. Уйти от новой стиральной машины. ( Остаться у разбитого корыта).

3. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь).

4. Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь найдет).

5. Курица - кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ).

6. У смелости затылок мал. (У страха глаза велики).

Проблемный вопрос: почему синонимы образуют ряды, а антонимы – пары?

2.8. Выступление 3 пары учащихся, презентация темы «Омонимы». Вопросы к выступающим.

2.9.Тренировочные упражнения «Узнай омоним»

1) Сколько раз в предложении встречается слово косой. Объяснить значение каждого слова косой.

За песчаной косой лопоухий косой пал под острой косой косой бабы с косой.

2) Загадки

1) Первые все мы в игре набираем.

Если их больше – в игре побеждаем.

Зренье вторые нам всем улучшают,

Летом от солнца глаза защищают. (Очки)

2) Первое шумно из пушки стреляют,

Ну, а второе спортсмены метают.

Третье в скорлупке ореха найдете,

Если зубами его разгрызете. (Ядро)

3) Первую находим, вычисляем,

Много формул для нее мы знаем.

На второй же митинги, парады.

Погулять по ней всегда мы рады. (Площадь)

4) Первая в норке иль в щелке живет.

Кот ее выхода радостно ждет.

Дружит вторая с компьютером нашим,

Держат в руке ее Саши и Маши.

Ну, а под третью, коль что-то болит,

Градусник ставит всегда Айболит. (Мышка)

5) Первая ярко на небе сверкает,

Дождь и грозу нам она предвещает.

А вот вторую в одежде найдете,

Быстро со скрипом ее застегнете. (Молния)

- Как отличить омоним от многозначного слова? Приведите примеры.

(Хвост, крыло, стол, кнопка, ручка)

2.10. Орфографическая пятиминутка. Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.

Отв…рить дверь – отв…рить картофель

Пос…деть на лавочке – пос…деть от горя

Пол…скать бельё – пол…скать ребёнка

Разр…дить морковь – разр…дить ружьё

Сп…шиите на помощь – сп…шите упражнение

Зап…вать песню – зап…вать лекарство

Вып…ли зубы – вып…ли сорняки

2.11. Выступление 4 пары учащихся, презентация темы «Паронимы». Вопросы выступающим.

2.12. Тренировочные упражнения.

1) Исправить ошибки.

Олег одел плащ и поспешил на работу.

Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.

Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

Туристы блудили в лесу полдня.

Книга – источник познания.

Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.

На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.

2) Выбрать необходимое слово.

В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый) лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика.

2.13. Контрольный тест по теме «Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы». Самопроверка. (Приложение 3)

3. Заключительная часть

3.1 Подведение итогов урока. Оценки за урок.

Слово преподавателя.

Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертен.

И нет у нас иного достоянья,

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

3.2 Домашнее задание:

- вспомнить и записать названия художественных произведений, фильмов, в названии которых содержатся антонимы;

- привести примеры каламбуров, загадок, построенных на основе омонимов;

- повторить тему «Фразеология»;

- индивидуальные задания: «Трансформированные фразеологизмы», «Фразеологизмы, появившиеся в русском языке недавно».

3.3 Рефлексия


Приложение 2

Инсценировка отрывка из сатирического романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (диалог Эллочки Людоедки с мужем).

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка.

— Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья?

— Хо-хо!

— Нет, в самом деле?

— Кр-расота!

— Да. Стулья хорошие.

— Зна-ме-ни-тые!

— Подарил кто-нибудь?

— Ого!

— Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил...

— Эрнестуля! Хамишь!

— Ну, как же так можно делать?! Ведь нам же есть нечего будет!

— Подумаешь!..

— Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам!

— Шутите!

— Да, да. Вы живете не по средствам...

— Не учите меня жить!

— Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей...

— Мрак!

— Взяток не беру... Денег не краду и подделывать их не умею...

— Жуть!..

Эрнест Павлович замолчал.

— Вот что, — сказал он наконец, — так жить нельзя.

— Хо-хо, — возразила Эллочка, садясь на новый стул.

— Нам надо разойтись.

— Подумаешь!

— Мы не сходимся характерами. Я...

— Ты толстый и красивый парниша.

— Сколько раз я просил не называть меня парнишей!

— Шутите!

— И откуда у тебя этот идиотский жаргон?!

— Не учите меня жить!

— О черт! — крикнул инженер.

— Хамите, Эрнестуля.

— Давай разойдемся мирно.

— Ого!

— Ты мне ничего не докажешь! Этот спор...

— Я побью тебя, как ребенка...

— Нет, это совершенно невыносимо. Твои доводы не могут меня удержать от того шага, который я вынужден сделать. Я сейчас же иду за ломовиком.

— Шутите.

— Мебель мы делим поровну.

— Жуть!

— Ты будешь получать сто рублей в месяц. Даже сто двадцать. Комната останется у тебя. Живи, как тебе хочется, а я так не могу...

— Знаменито, — сказала Эллочка презрительно.

— А я перееду к Ивану Алексеевичу.

— Ого!

— Он уехал на дачу и оставил мне на лето всю свою квартиру. Ключ у меня... Только мебели нет.

— Кр-расота!

Эрнест Павлович через пять минут вернулся с дворником.

— Ну, гардероб я не возьму, он тебе нужнее, а вот письменный стол, уж будь так добра... И один этот стул возьмите, дворник. Я возьму один из этих двух стульев. Я думаю, что имею на это право?..

Эрнест Павлович связал свои вещи в большой узел, завернул сапоги в газету и повернулся к дверям.

— У тебя вся спина белая, — сказала Эллочка граммофонным голосом.

— До свиданья, Елена.

Он ждал, что жена хоть в этом случае воздержится от обычных металлических словечек. Эллочка также почувствовала всю важность минуты. Она напряглась и стала искать подходящие для разлуки слова. Они быстро нашлись:

— Поедешь в таксо? Кр-расота. 

Приложение 3

Тест по теме «Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы»

1.Лексикология изучает…

А) значимые части слова и способы образования слов

В) словарный состав языка

С) части речи

Д) правила написания слов

Е) соответствие между звуками и буквами

2. Омонимы – это…

А) слова, имеющие несколько лексических значений

В) слова, употребляемые в той или иной местности

С) слова с противоположным лексическим значением

Д) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению

Е) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

3.Укажите строку синонимов.

А) Хорошо, плохо

В) Днем, ночью

С) Холодно, жарко

Д) Широко, узко

Е) Правильно, верно

4. В составе предложения есть антонимы.

А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.

С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.

Д) Сытый голодного не разумеет.

Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.

5. Укажите строку омонимов.

А) Крыло птицы, крыло самолета

В) Сдача мелочью, мелочи жизни

С) Ковш с водой, ковш экскаватора

Д) Длинная коса, острая коса

6. Паронимы – это…

А) слова с противоположным значением

В) слова, вышедшие из активного употребления

С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому

значению

Д) слова, употребляемые в той или иной местности

Е) слова, близкие по лексическому значению, но разные по написанию

7. Какое слово в синонимическом ряду характерно для детской речи

А) Лепетать

В) Молоть

С) Изъясняться

Д) Говорить

Е) Плести

8. Укажите ряд антонимов.

А) Передвижение, перемещение

В) Жестокость, бессердечие

С) Истина, ложь

Д) Грусть, печаль

Е) Скука, тоска

9. Укажите ряд омонимов

А) Акции поднялись, акция протеста

В) Железные двери, железные мускулы

С) Крыло птицы, крыло самолета

Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа

Е) Невежа, невежда

10. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый»

А) Перевал

В) Местность

С) Вершина

Д) Тропа

Е) Водопад

11. Подберите фразеологизм-синоним к понятию «золото».

А) Слово в слово

В) Презренный металл

С) Кот наплакал

Д) Голова на плечах

Е) Кожа да кости

12. Укажите строку паронимов

А) Белый, черный

В) Искусный, искусственный

С) Холодный, теплый

Д) Горячий, обжигающий

Е) Алфавит, азбука

13. Укажите строку омонимов

А) Корень слова, корень растения

В) Старый билет, старое здание

С) Укрепление здоровья, укрепление позиций

Д) Пятый курс, курс на юг

Е) Банальный, заурядный

14. Укажите ряд антонимов.

А) Верность, преданность

В) Дремлет, спит

С) Смотреть, глядеть

Д) Любить, ненавидеть

Е) Идентичный, тождественный

15. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «убежать»

А) Родиться в рубашке, собраться с духом

В) Сжечь свои корабли, перейти рубикон

С) Невелика птица, пустое место

Д) Заткнуть за пояс, утереть нос

Е) Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки

Ключ к тесту

1- В

2- Е

3- Е

4- Д

5- Д

6- С

7- А

8- С

9- А

10- В

11- В

12- В

13- Д

14- Д

15- Е

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя