СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка для 6 класса по теме «Лексика» с применением интерактивного конструктора LearningApps.org

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе  по учебно-методическому комплекту

 «Русский язык 6 кл. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. 

Тема: «Повторение по теме «Лексика»».

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе  по учебно-методическому комплекту

 «Русский язык 6 кл. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. 

Тема: «Повторение по теме «Лексика»».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка для 6 класса по теме «Лексика» с применением интерактивного конструктора LearningApps.org»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чинарская средняя общеобразовательная школа № 1»

Дербентского района




Методическая разработка

урока русского языка для 6 класса

по теме «Лексика»

с применением интерактивного конструктора LearningApps.org





Номинация: гуманитарного научного цикла (русский язык)


Предметное направление: разработка урока

Подготовил творческий коллектив «Профессионалы»:
Мустафаева Г.М, Мустафаева З.Г., Алиева С.А., Казимагомедова З.А .

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Чинарская СОШ №1»

с. Чинар, Дербентский район
Телефон: 89282881172

E-mail: ggcgc-81@mail.ru

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по учебно-методическому комплекту

«Русский язык 6 кл. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. 

Тема: «Повторение по теме «Лексика»».

Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по разделу «Лексика».

Задачи:

  1. уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки. Уметь самостоятельно работать со словарём.

  2. Развивать информационно-коммуникативные и учебно-познавательные навыки учащихся.

  3. Воспитывать уважительное отношение к языку и родной речи.

Планируемые результаты:

Личностные:

- уметь оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- формирование навыков самоанализа и самоконтроля;

- формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности;

- формирование доброжелательного отношения к личности.

Коммуникативные:

- формировать навыки: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами; учиться критично относится к своему мнению; понимать точку зрения другого; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные:

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала;

- формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные:

- осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

- принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; давать оценку своим результатам.

Предметные:

- анализировать и опознавать языковые единицы, их признаки; самостоятельно находить в тексте: паронимы, устаревшие слова, неологизмы, старославянизмы, заимствованные слова, общеупотребительные слова, термины, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы.

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок теоретических и практических работ с элементами исследования.

Методы и приёмы:

  • Частично-поисковый;

  • Диалогический метод;

  • Иллюстративно-наглядный.

Образовательные технологии – здоровье – сбережения, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные технологии.

Решаемые проблемы : что мы знаем о лексике?

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер.

Актуальность и новизна: пополнить словарный запас лексическими единицами, формирование универсальных, учебных действий на каждом этапе урока.





Ход урока

Этапы

Содержание

Характер действий учащихся

УУД

1.Мотивационный – постановка проблемы (3 минуты).

На экране слова эпиграфа урока:


В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.


Учитель:

- Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Учитель:

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку,

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…


(Слово!)


– А для чего служат слова, что они обозначают?


(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)


– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)


Сегодня перед нами стоит задача – повторить тему “Лексика”, еще раз убедиться в том, что именно в лексике проявляется богатство русского языка, словарный состав которого постоянно изменяется; вспомнить, что поколения русских людей, пользуясь русским языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, формах, словосочетаниях, предложениях и свою природу, и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни, к труду.


Задача каждого – собрать воедино свои знания по теме. Результатом работы могут быть опорные конспекты, таблицы, сочинения, интервью, диалоги.


Напутствием пусть будут слова Л.Н.Толстого: “Знание – только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти” – и Б.Шоу: “Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность”.

Ребята, давайте приступим к деятельности, чтобы пополнить наши знания.


Самостоятельно поставить цель урока; отгадать загадку, отвечать на вопросы учителя.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.

2.Работа с доской и с распечатанным материалом (соотнесение понятий и определений).

Теоретическая часть урока (7 минут).

Учитель предлагает учащимся провести причинно-следственные связи между понятиями и определениями.

Учитель:

«В одной колонке определения, в другой понятия, проведите соответствия стрелками» с применением интерактивного конструктора LearningApps.org

а.Лексикология

б.Синонимы

в.Антонимы

г.Паронимы

д.Неологизмы


1.Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав

2.Молодежный сленг, сленг школьников.

3.Противоположные по значению слова одной и той же части речи.

4.Слова похожие по произношению, но разные по значению.

5.Слова, употребляющиеся в той или иной профессии.

6.Слова, употребляемые в той или иной местности

7.Новые, недавно появившиеся слова.

8. Устаревшие слова, которые имеют современные синонимы.

9.Устаревшие слова, которые исчезли, ушли в историю, в связи с тем, что в современной действительности называемые ими предметы и явления уже не встречаются.

10.Слова, пришедшие из других языков.

11.Слова, присущие той или иной профессии

После этого учащиеся объединяются в пары и проверяют это задание.

Итак, вы теперь знаете языковые единицы лексики: антонимы, устаревшие слова (историзмы, архаизмы), неологизмы, омонимы и другие. Давайте проведём лингвистический анализ и по определённым признакам распознаем лексическую единицу. Внимание на экран.

Учащиеся повторяют и обобщают знания о единицах лексики, проводят соответствие между определением и понятием.

Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Познавательные: формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала;

Регулятивные: умение давать оценку другим учащимся.


3.Работа с картинками на экране.

Практическая часть урока (закрепление) 10 минут.

Итак, вы теперь знаете языковые единицы лексики: антонимы, устаревшие слова (историзмы, архаизмы), неологизмы, омонимы и другие. Давайте проведём лингвистический анализ и по определённым признакам распознаем лексическую единицу. Внимание на экран.

Внимательно рассмотрите каждую картинку, подберите соответствующее действие. Далее коллективная проверка выполнения задания, высказывания своего мнения.


Один ученик работает у доски: внимательно рассматривает картинку, называет понятие и даёт его определение. Остальные учащиеся проверяют и высказывают свое мнение, добавляют несказанную информацию.

Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Познавательные:

формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные: формировать навыки: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами;

Предметные:

анализировать и опознавать языковые единицы, их признаки; самостоятельно распознавать устаревшие слова, неологизмы, омонимы, антонимы.


4.Творческое задание (7 минут).

Учитель: «Ребята, мы с вами рассмотрели лексику с точки зрения происхождения. А теперь поработайте над синонимами . Вам нужно собрать пазл и вы узнаете как растет

киви. LearningApps.org https://learningapps.org/1595391


Учащиеся выполняют задания. Дают оценку своим результатам и результатам других учащихся:


Личностные: формирование творческого подхода к заданию, эстетически воспринимать слово, речь, овладеть средствами выразительности собственной речи; давать оценку своим результатам.

Регулятивные:

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


5. Индивидуальное задание (7 минут).

Учитель: Мы сегодня на уроке повторили все, что изучили по разделу «Лексика». Задание для класса, индивидуальная работа»

Индивидуальная работа. https://learningapps.org/8287200

Выполняют задание самостоятельно, взаимопроверка.

Регулятивные: учатся корректировать себя и других учащихся.

Осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Коммуникативные:

формировать навыки: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала;




6. Итоги урока. Рефлексия (4 минуты)

Учитель :

- Ребята , заполните следующую таблицу. Если последняя колонка не осталась пустой, то вы можете себя оценить на положительную оценку.

Знаю

Хочу знать

Узнал











Ученики дают оценку своим знаниям.

Личностные: давать оценку своим результатам

7.Домашнее задание (2 минуты).


Заключительное слово учителя:

Много слов на земле.

Есть дневные слова, –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, –

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –


Домашнее задание – творческое. Составить кроссворд на тему «Лексика» в приложении https://learningapps.org


Личностные: воспитывать уважительное отношение к языку и родной речи











Приложение

а.Лексикология

б.Синонимы

в.Антонимы

г.Паронимы

д.Неологизмы



1.Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав

2.Молодежный сленг, сленг школьников.

3.Противоположные по значению слова одной и той же части речи.

4.Слова похожие по произношению, но разные по значению.

5.Слова, употребляющиеся в той или иной профессии.

6.Слова, употребляемые в той или иной местности

7.Новые, недавно появившиеся слова.

8. Устаревшие слова, которые имеют современные синонимы.

9.Устаревшие слова, которые исчезли, ушли в историю, в связи с тем, что в современной действительности называемые ими предметы и явления уже не встречаются.

10.Слова, пришедшие из других языков.

11.Слова, присущие той или иной профессии.









Рефлексия

Знаю

Хочу знать

Узнал




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!