Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Чинарская средняя общеобразовательная школа № 1»
Дербентского района
Методическая разработка
урока русского языка для 6 класса
по теме «Лексика»
с применением интерактивного конструктора LearningApps.org
Номинация: гуманитарного научного цикла (русский язык)
Предметное направление: разработка урока
Подготовил творческий коллектив «Профессионалы»:
Мустафаева Г.М, Мустафаева З.Г., Алиева С.А., Казимагомедова З.А .
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Чинарская СОШ №1»
с. Чинар, Дербентский район
Телефон: 89282881172
E-mail: ggcgc-81@mail.ru
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по учебно-методическому комплекту
«Русский язык 6 кл. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тема: «Повторение по теме «Лексика»».
Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по разделу «Лексика».
Задачи:
уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки. Уметь самостоятельно работать со словарём.
Развивать информационно-коммуникативные и учебно-познавательные навыки учащихся.
Воспитывать уважительное отношение к языку и родной речи.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уметь оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- формирование навыков самоанализа и самоконтроля;
- формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности;
- формирование доброжелательного отношения к личности.
Коммуникативные:
- формировать навыки: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами; учиться критично относится к своему мнению; понимать точку зрения другого; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Познавательные:
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала;
- формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Регулятивные:
- осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
- принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; давать оценку своим результатам.
Предметные:
- анализировать и опознавать языковые единицы, их признаки; самостоятельно находить в тексте: паронимы, устаревшие слова, неологизмы, старославянизмы, заимствованные слова, общеупотребительные слова, термины, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы.
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок теоретических и практических работ с элементами исследования.
Методы и приёмы:
Частично-поисковый;
Диалогический метод;
Иллюстративно-наглядный.
Образовательные технологии – здоровье – сбережения, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные технологии.
Решаемые проблемы : что мы знаем о лексике?
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер.
Актуальность и новизна: пополнить словарный запас лексическими единицами, формирование универсальных, учебных действий на каждом этапе урока.
Ход урока
Этапы | Содержание | Характер действий учащихся | УУД |
1.Мотивационный – постановка проблемы (3 минуты). | На экране слова эпиграфа урока: В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. Учитель: - Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны! Учитель: Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку, Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое, родное… (Слово!) – А для чего служат слова, что они обозначают? (Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.) – Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика) Сегодня перед нами стоит задача – повторить тему “Лексика”, еще раз убедиться в том, что именно в лексике проявляется богатство русского языка, словарный состав которого постоянно изменяется; вспомнить, что поколения русских людей, пользуясь русским языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, формах, словосочетаниях, предложениях и свою природу, и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни, к труду. Задача каждого – собрать воедино свои знания по теме. Результатом работы могут быть опорные конспекты, таблицы, сочинения, интервью, диалоги. Напутствием пусть будут слова Л.Н.Толстого: “Знание – только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти” – и Б.Шоу: “Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность”. Ребята, давайте приступим к деятельности, чтобы пополнить наши знания. | Самостоятельно поставить цель урока; отгадать загадку, отвечать на вопросы учителя. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности. Коммуникативные: формировать навыки: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами. |
2.Работа с доской и с распечатанным материалом (соотнесение понятий и определений). Теоретическая часть урока (7 минут). | Учитель предлагает учащимся провести причинно-следственные связи между понятиями и определениями. Учитель: «В одной колонке определения, в другой понятия, проведите соответствия стрелками» с применением интерактивного конструктора LearningApps.org а.Лексикология б.Синонимы в.Антонимы г.Паронимы д.Неологизмы 1.Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав 2.Молодежный сленг, сленг школьников. 3.Противоположные по значению слова одной и той же части речи. 4.Слова похожие по произношению, но разные по значению. 5.Слова, употребляющиеся в той или иной профессии. 6.Слова, употребляемые в той или иной местности 7.Новые, недавно появившиеся слова. 8. Устаревшие слова, которые имеют современные синонимы. 9.Устаревшие слова, которые исчезли, ушли в историю, в связи с тем, что в современной действительности называемые ими предметы и явления уже не встречаются. 10.Слова, пришедшие из других языков. 11.Слова, присущие той или иной профессии После этого учащиеся объединяются в пары и проверяют это задание. Итак, вы теперь знаете языковые единицы лексики: антонимы, устаревшие слова (историзмы, архаизмы), неологизмы, омонимы и другие. Давайте проведём лингвистический анализ и по определённым признакам распознаем лексическую единицу. Внимание на экран. | Учащиеся повторяют и обобщают знания о единицах лексики, проводят соответствие между определением и понятием. | Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; Познавательные: формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала; Регулятивные: умение давать оценку другим учащимся. |
3.Работа с картинками на экране. Практическая часть урока (закрепление) 10 минут. | Итак, вы теперь знаете языковые единицы лексики: антонимы, устаревшие слова (историзмы, архаизмы), неологизмы, омонимы и другие. Давайте проведём лингвистический анализ и по определённым признакам распознаем лексическую единицу. Внимание на экран. Внимательно рассмотрите каждую картинку, подберите соответствующее действие. Далее коллективная проверка выполнения задания, высказывания своего мнения. | Один ученик работает у доски: внимательно рассматривает картинку, называет понятие и даёт его определение. Остальные учащиеся проверяют и высказывают свое мнение, добавляют несказанную информацию. | Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; Познавательные: формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Коммуникативные: формировать навыки: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами; Предметные: анализировать и опознавать языковые единицы, их признаки; самостоятельно распознавать устаревшие слова, неологизмы, омонимы, антонимы. |
4.Творческое задание (7 минут). | Учитель: «Ребята, мы с вами рассмотрели лексику с точки зрения происхождения. А теперь поработайте над синонимами . Вам нужно собрать пазл и вы узнаете как растет киви. LearningApps.org https://learningapps.org/1595391 | Учащиеся выполняют задания. Дают оценку своим результатам и результатам других учащихся: | Личностные: формирование творческого подхода к заданию, эстетически воспринимать слово, речь, овладеть средствами выразительности собственной речи; давать оценку своим результатам. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
5. Индивидуальное задание (7 минут). | Учитель: Мы сегодня на уроке повторили все, что изучили по разделу «Лексика». Задание для класса, индивидуальная работа» Индивидуальная работа. https://learningapps.org/8287200 | Выполняют задание самостоятельно, взаимопроверка. | Регулятивные: учатся корректировать себя и других учащихся. Осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Коммуникативные: формировать навыки: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала; |
6. Итоги урока. Рефлексия (4 минуты) | Учитель : - Ребята , заполните следующую таблицу. Если последняя колонка не осталась пустой, то вы можете себя оценить на положительную оценку. | Ученики дают оценку своим знаниям. | Личностные: давать оценку своим результатам |
7.Домашнее задание (2 минуты). | Заключительное слово учителя: Много слов на земле. Есть дневные слова, – В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, – С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Пусть разменной монетой не служат они, – Золотым эталоном их в сердце храни! И не делай их слугами в мелком быту – Домашнее задание – творческое. Составить кроссворд на тему «Лексика» в приложении https://learningapps.org | | Личностные: воспитывать уважительное отношение к языку и родной речи |
Приложение
а.Лексикология б.Синонимы в.Антонимы г.Паронимы д.Неологизмы |
1.Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав
2.Молодежный сленг, сленг школьников.
3.Противоположные по значению слова одной и той же части речи.
4.Слова похожие по произношению, но разные по значению.
5.Слова, употребляющиеся в той или иной профессии.
6.Слова, употребляемые в той или иной местности
7.Новые, недавно появившиеся слова.
8. Устаревшие слова, которые имеют современные синонимы.
9.Устаревшие слова, которые исчезли, ушли в историю, в связи с тем, что в современной действительности называемые ими предметы и явления уже не встречаются.
10.Слова, пришедшие из других языков.
11.Слова, присущие той или иной профессии.
Рефлексия