СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе " Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях" с использованием технологий проблемного и разноуровневого обучения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 9 классе " Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях" с использованием технологий проблемного и разноуровневого обучения дополнен "Опорным рабочим листом для обучающихся 9 класса". Конспект данного урока сочетает в себе множество приёмов и форм эффективной работы для закрепления лингвистического материала.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 9 классе " Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях" с использованием технологий проблемного и разноуровневого обучения.»

МБОУ Синьковская СШ















Конспект открытого урока русского языка в 9 классе: «Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях»








Автор-составитель: учитель I категории

Никитина Екатерина Александровна














Смоленск 2019


Конспект открытого урока русского языка в 9 классе «Пунктуация в бессозных сложных предложениях»

Дата проведения: 12.04.2019г.

Цель урока: обобщать и систематизировать знания обучающихся о синтаксисе и пунктуации сложного бессоюзного предложения.

Задачи урокаобучающие: учить применять полученные знания о пунктуации бессоюзного сложного предложения на практике, а также выявлять пробелы в определении конкретного вида бессоюзного сложного предложения;

развивающие: развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение различать вид бессоюзного сложного предложения), умение самостоятельно определять уровень своих знаний по изучаемой теме, развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

воспитательные: способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.

Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии.

Вид урока: урок комплексного обобщения знаний.

Тип урока: урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Конструкционный план урока

I. Организационный момент (обмен рабочими тетрадями, оформительная запись в рабочей тетради даты и вида работы)

II. Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности.

- На сегодняшнем занятии мы проведём исследование изученных теоретико-практических аспектов синтаксиса сложного бессоюзного предложения. Ребята, обратите внимание на ряд предложений. Дайте синтаксическую характеристику. На какие классификационные группы можно подразделить данные предложения.

Предложения записаны на доске.

1) Лучше добрым на свете быть: злого и так в мире довольно.

2) Нет такого качества, который был бы дороже доброты.

3)Благодушие украшает, а равнодушие губит человека.

(1-ое предложения является бессоюзным сложным, 2-ое предложения является сложноподчинённым с придаточным определительным, а 3-ие сложносочинённым).

- Определите, как будет звучать тема нашего урока (Бессоюзное сложное предложение).

- Тема сформулирована не в полном объёме. Доформулировать тему урока поможет высказывание А.П. Чехова: «… (они) служат при чтении» (Знаки препинания).

- Ребята, теперь пришла очередь составить целеполагание к уроку (применять полученные знания о разновидностях бессоюзного сложного предложения на практике, а также выявлять особенности пунктуации).

III. Обобщение и систематизация учебной деятельности

1. Фронтальная работа по теоретическому материалу.

- Вспомнить виды бессоюзных предложений помогут сигнальные карточки (наглядные пособия с предложениями указателями видов БСП).

1) Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья; (на карточке знак пропущен) на самом большом камне лежит, греясь на солнце, золотой уж.

- Поясните условия постановки точки с запятой.

2)Солнце садилось, (на карточке знак пропущен) ветер всё крепчал, (на карточке знак пропущен) закат загорался пурпуром.

- Поясните условия постановки запятой.

3) Ласточки летают низко- (на карточке знак пропущен) будет дождь.

- Поясните условия постановки тире.

4)Катя не дочитала книгу: (на карточке знак пропущен) мама попросила помочь по дому.

- Поясните условия постановки двоеточия.

- Почему предложение именуют бессоюзным?

2. Исследование языкового материала

2.1.Работа в парах (по карточкам «Кто лучше и быстрее)

Определи­те смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, рас­ставьте и объясните знаки препинания в них.

1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро.(а именно, пояснение)

2. Ты сделал добро - скрой, тебе сделали добро - расскажи. (Арабская пословица.)

(союз если, условие).

3.Злой плачет от злости - добрый - от жалости. (Пословица.)

(союз а, противопоставление).

4.Доброта бессмертна: в ней наша ду­ховная сущность. (По Е. Ильину.)

(союз потому что, причина).

5.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.(союз что, дополнение)

2.2.Конструирование предложений

Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

1.С детских лет постигаем мы истину…

2.Хочешь изменить мир к лучшему…

Физкультминутка

2.3. Кодированнный диктант (таблица из колонок «Запятая в БСП» (ответ: 1,4,5,), «Точка с запятой в БСП (ответ: 2,3). Карточка на каждую пару выдаётся.

2.4.Синтаксический и пунктуационный анализы предложения в отрывке из стихотворения «Осень» Пушкина (2 ученика у доски, парная работа).

Приятна мне твоя прощальная краса:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
— Какой знак вы поставите в БСП? (выход на проблемную ситуацию: причинно­следственная связь—можно ставить либо двоеточие).

3. Комплексный анализ текста (карточки для работы в парах).

Задание: прочитайте текст и выполните задания.

1)Мы живем в мире, в котором, к сожа­лению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2)…3)Но это не так: именно доброта оп­ределяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим во­круг много зла и почти не замечаем про­явления добра? 5)… 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: "Добро не лихо, бро­дит в мире тихо".

7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеж­дая зло добром. 9)И начинать надо с само­го себя, с корнем вырывая из души сво­ей сорняки злобы, себялюбия, высокоме­рия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки под­линной доброты. 10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем ду­шевном отношении, в добром поступке нашем. 11)Не жалейте себя для доброго дела, сло­ва, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доб­роты человек начинается!

Задание к тексту:

  1. найдите БСП

  2. среди 1-4 найдите предложения с вводным словом

  3. назовите грамматическую основу в 9 предложении

  4. в 9 предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне

  5. сколько букв и звуков в слове «начинается» в 11 предложение

  6. назовите предложения с обособленным обстоятельством

  7. назовите СПП с определительным придаточным

IV. Домашнее задание.

1)Выполнить 10 заданий с БСП (задание №4 ОГЭ).

2) Индивидуально. Выписать из стихотворений А.С. Пушкина 10-15 БСП.

V. Подведение итогов (с выставлением оценок)

Самооценка обучающегося.

1.Знание теоретического материала о БСП

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Умение определять смысловые отношения в БСП

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

3.Умение конструировать и выполнять разборы в БСП

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Умение находить БСП в тексте

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Умение выполнять дополнительные задания по орфографии,

грамматике

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

-Заполняется лист самооценки.

- Я узнал…

- Мне было интересно узнать…

- Я понял, что для меня было трудно…

- Удалось ли нам достигнуть цели?

Опорный лист работы обучающихся 9 класса

2.1.Работа в парах (по карточкам «Кто лучше и быстрее)

Определи­те смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, рас­ставьте и объясните знаки препинания в них.

1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро.

2. Ты сделал добро - скрой, тебе сделали добро - расскажи. (Арабская пословица.)

3.Злой плачет от злости - добрый - от жалости. (Пословица.)

4.Доброта бессмертна: в ней наша ду­ховная сущность. (По Е. Ильину.)

5.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

2.2.Конструирование предложений

Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

1.С детских лет постигаем мы истину…

2.Хочешь изменить мир к лучшему…

2.3. Кодированнный диктант (таблица из колонок «Запятая в БСП» (ответ: 1,4,5,), «Точка с запятой в БСП (ответ: 2,3). Карточка на каждую пару выдаётся.

2.4.Синтаксический и пунктуационный анализы предложения в отрывке из стихотворения «Осень» Пушкина (2 ученика у доски, парная работа).

Приятна мне твоя прощальная краса:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
3. Комплексный анализ текста (карточки для работы в парах).

Задание: прочитайте текст и выполните задания.

1)Мы живем в мире, в котором, к сожа­лению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2)…3)Но это не так: именно доброта оп­ределяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим во­круг много зла и почти не замечаем про­явления добра? 5)… 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: "Добро не лихо, бро­дит в мире тихо".

7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеж­дая зло добром. 9)И начинать надо с само­го себя, с корнем вырывая из души сво­ей сорняки злобы, себялюбия, высокоме­рия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки под­линной доброты. 10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем ду­шевном отношении, в добром поступке нашем. 11)Не жалейте себя для доброго дела, сло­ва, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доб­роты человек начинается!

Задание к тексту:

1)найдите БСП; 2)среди 1-4 найдите предложения с вводным словом;

3)назовите грамматическую основу в 9 предложении; 4)в 9 предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне; 5)сколько букв и звуков в слове «начинается» в 11 предложение:

6)назовите предложения с обособленным обстоятельством; 7)назовите СПП с определительным придаточным.

Самооценка обучающегося.

1.Знание теоретического материала о БСП.

2.Умение определять смысловые отношения в БСП.

3.Умение конструировать и выполнять разборы в БСП

4. Умение находить БСП в тексте

5. Умение выполнять дополнительные задания по орфографии, грамматике

-Заполняется лист самооценки.

- Я узнал…

- Мне было интересно узнать…

- Я понял, что для меня было трудно…

- Удалось ли нам достигнуть цели?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!