СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Числительные количественные и порядковые. Дневник Тани Савичевой."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Числительные количественные и порядковые. Дневник Тани Савичевой."

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Числительные количественные и порядковые. Дневник Тани Савичевой."»

Технологическая карта урока русского языка


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема урока

Числительные количественные и порядковые.

Тип урока

Урок получения новых знаний.

Вид урока

Комбинированный

Цель урока

Формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи.

Задачи урока

Образовательная:

совершенствование умения отличать числительные от других частей речи; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам.

Развивающая:

развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы; обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Воспитательная:

воспитание интереса к изучению русского языка, воспитание коммуникативных качеств личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.

Формирование гражданско- патриотических качеств личности. Формирование эмпатии и морально-нравственных качеств.

Методы и приёмы

Постановка проблемного вопроса, поощрение, оценка, вопросы, диалог, работа с текстом, работа с учебником, карточками.

Планируемые результаты

Умение различать порядковые и количественные числительные; умение находить числительные среди других частей речи; умение грамотно строить предложения и их аргументировать.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, планируют учебную деятельность.

Познавательные: формулируют цель, проблему, ищут и выделяют информацию, анализирую языковые явления, строят цепь логических размышлений, выдвигают и обосновывают гипотезы

Коммуникативные: определяют цель, функции участников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, принимают решения, полно и точно выражают свои мысли

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык, 9 класс» (авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская), презентация, мультимедийный проектор, карточки.











ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент

( 1 минута)

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас приветствовать на своем уроке. Надеюсь, что вы все настроены хорошо поработать!

Дети здороваются.

Коммуникативные

II.Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности

(3 минут)

1.На столе у вас лежат листочки со словами, и ваша задача соединить эти листочки так, чтобы получилась пословица.

близко, Солдат, ему низко, кланяйся.

Солдат близко – кланяйся ему низко.

.


2. Как вы понимаете эту пословицу?

Готовятся к «открытию» новых знаний.




Дети самостоятельно собирают слова в предложение, записывают в тетрадь.


Обсуждение данного вопроса

Коммуникативные, регулятивные.

III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

Прием «ассоциации»

Цель: умение самостоятельно определить цель и задачи урока, выявить места, где учащийся сталкивается с затруднением

(15 минут)






















































1.Словарная работа

С…лдат, п…беда, ф…шист, зв…зда, в…т…ран, страх, боль.


Какие ассоциации вызывают у вас эти слова. Что объединяет эти слова?



Подумайте, у всех ли слов одинаковая эмоциональная окраска?

Давайте запишем только слова с положительной эмоциональной окраской.


2. Молодцы! Все успешно справились со словарной работой.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с новой частью речи – именем числительным.

- числительное – это …?


- с какой часть речи «дружит» имя числительное?

3. Молодцы! Тема прошлого урока усвоена успешно!

Скажите, пожалуйста, к какому грандиозному событию в этом году готовится наша страна?

Записать в левой колонке на доске – прописью семьдесят пять лет.

Когда началась война? В каком году? В каком закончилась?

В правой колонке на доске – прописью – записать двадцать второго июня, тысяча девятьсот сорок первый год – тысяча девятьсот сорок пятый год.

В левую колонку на доске добавить –четыре часа.

Были готовы жители страны к войне? Коснулась ли война вашей семьи?


Значит, тема нашего урока будет тесно связана с чем?

4. Постановка проблемного вопроса. Как вы думаете, почему я разделила числительные на две колонки?





5. Объявление темы урока.

Числительные количественные и порядковые.

Работа с учебником. Правило стр. 174.




Попробуйте поставить цели и задачи?




Молодцы! Теперь мы можем двигаться дальше!

6. Работа с тестом. Ребята, вы слышали про такое понятие -«города-герои»? Как вы думаете, почему их так назвали? Какие вы знаете?



У каждого из вас на парте лежит листок, на котором говорится об одном город-герое. Наша задача узнать, о каком городе идет речь в тексте (текст см.Приложение1)

Сейчас мы с вами прочитаем текст, употребляя данные числительные правильно.

Разбираемся, какие слова вызвали у вас затруднения.

Устно определяем, какие числительные порядковые, какие количественные.

1.Олин ученик работает у доски, остальные работают в тетрадях.




Общее у слов будет то, что все они связаны с Великой Отечественной войной.


Победа, звезда, ветеран, , солдат, – положительная оценка слова. Страх, боль, фашист – отрицательная оценка слова.

Дети могут предположить, что солдат и фашист имеют разную эмоциональную окраску.






2.Часть речи, которая обозначает число, количество и порядок при счете.

С именем существительным.




3.К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.




22 июня 1941 года, в 4 часа утра, не объявляя о начале войны, германские войска вероломно напали на нашу страну.

Закончилась в 1945 году.









С Великой Отечественной войной.


Учащиеся самостоятельно или с помощью наводящих вопросов должны прийти к заключению, что к числительным ставятся разные вопросы. В правой колонке – какого? какой?

В левой – сколько?.





Учащиеся читают правило, запоминают, что количественные числительные отвечают на вопрос сколько? порядковые – на вопрос какой? (который?).

Уметь находить числительные в тесте, уметь различать количественные и порядковые числительные по вопросам.




6.Москва, Ленинград, Тула, Смоленск, Сталинград, Севастополь, Одесса, Киев, Мурманск, Керчь, Новороссийск, Минск, а также Брестская крепость.



Дети определяют, что речь пойдет о блокадном Ленинграде




Ученик читает текст, остальные внимательно следят, подчеркивают числительные, обводят непонятные слова.





Познавательные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

IV.Закрепление полученных знаний

Цель: осмысление изученного, обеспечить самопроверку учащегося

(14 минут)

1.Сегодня мы с вами поговорили о городе-герое – Ленинград.

В тяжелых условиях находились жители. Многие семьи умирали от голода, холода. И сейчас мы с вами познакомимся с одной маленькой девочкой, которая жила в это время в Ленинграде, и с самого начала блокады начала вести дневник. На шести страницах этого дневника даты смерти близких людей Тани. (см.Презентация, дневник в распечатанном виде будет лежать у каждого на парте, чтобы дети могли приступить к дифференцированному заданию)

2.Просмотр презентации. Чтение дневника Тани Савичевой

3.Какие чувства вы испытываете, когда я читала этот дневник? Как вы думаете, почему этот дневник имеет в наше время огромную ценность?

4. Давайте посмотрим, какие числительные встретились в дневнике Тани. Выписываем, рядом подписываем количественное или порядковое.



















3.Ответы учащихся




4.Учащиеся выписывают числительные, определяют по вопросам – количественное или порядковое.

Учащиеся с минимальным уровнем – находят и подчеркивают числительные.

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

IV.Физкультминутка

Цель: предупреждение и снятие утомления, повышение активного внимания и работоспособности

(2 минуты)

1. А теперь, ребята, пришло время нам отдохнуть. Но отдыхать мы будем необычным способом!

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза..

Сейчас я буду включать песни, в которых затронута тема войны. Во всех этих песнях вы встретите числительные. Когда вы услышите порядковое числительное – сделайте глубокий вдох и поднимите руки вверх. Когда вы услышите количественное числительное – сделайте глубокий вдох и вытяните руки перед собой.

Молодцы! Какие песни вы уже слышали?








Дети делают упражнения под отрывки из песен :

«Десятый наш десантный батальон…»

«Три танкиста, три веселых друга…»

«…До тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага»

«Весна 45-го года, как ждал тебя синий туман…»

Коммуникативные, познавательные

V.Самостоятельная работа учащихся.


Ребята, у вас на карточках названия фильмов о Великой Отечественной войне. В каждом из них есть числительное. Я попрошу вас разделить эти фильмы на две группы – с порядковыми числительными и с количественными.









Проверка, взаимопроверка.

Ребята, а какие фильмы вы видели? Я советую вам посмотреть эти фильмы.

Учащиеся выполняют работу.

Учащиеся минимального уровня – подчеркивают числительные.

Названия фильмов:

«Двадцать дней без войны!»

«Шел двадцатый год войны»

«Семнадцать мгновений весны»

«Т-34»

«1941-й»

«Три дня до весны»

«Четыре танкиста и собака»

«Первая мировая»


Познавательные

VI.Рефлексия

Цель: формулирование получаемых результатов, самоанализ деятельности

(3 минуты)

Наш урок заканчивается. Справились мы с поставленной в начале урока целью?

Я также надеюсь, что мы не будете забывать о том, что в 1941 году война постучалась в двери каждого дома. И забрала с собой миллионы жизней. Никогда не забывайте подвиг русского народа.

2.А теперь вы сами оцените свою работу. Что у вас получилось? Над чем еще нужно поработать?

Поднимите карточку, которая символизирует на ваш взгляд успех на сегодняшнем уроке.

Зеленая- закрепил знания об числительном и достиг цели урока

Желтая – у меня были небольшие затруднения, но в процессе урока я смог разобраться и достиг цели урока

Красная – я не смог достичь цели урока



Коммуникативные, регулятивные, познавательные

VII.Домашнее задание

(1 минуты)

Разгадать ребусы: Р1а,

Па3от, составить с ними предложения.

Всем спасибо за урок! Все сегодня замечательно поработали! До свидания!




Коммуникативные, регулятивные, познавательные





Приложение1



900 дней блокады _______стали жестоким испытанием для жителей города. В этот период сообщение велось только по воде Ладожского озера, а зимой по льду. На момент блокады в городе находились 2,5 млн. жителей. За время осады на город фашистами было сброшено 150 тыс. снарядов и 100 тыс. бомб. Мирное население оказалось в тяжелейшем положении. Первая зима блокады стала самой тяжелой. Для рабочих норма хлеба составляла только 250 г., для всех остальных – служащих, детей, иждивенцев – меньше в 2 раза. В пищу употреблялось все, что можно было есть. 24 января 1944 г В день снятия блокады ______ в городе осталось 5 раз меньше людей, всего 560 тыс. жителей. Блокада _________ стала самой жестокой в истории.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!