II.Мотивация к учебной деятельности Цель: выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности (3 минут) | 1.На столе у вас лежат листочки со словами, и ваша задача соединить эти листочки так, чтобы получилась пословица. близко, Солдат, ему низко, кланяйся. Солдат близко – кланяйся ему низко. . 2. Как вы понимаете эту пословицу? | Готовятся к «открытию» новых знаний. Дети самостоятельно собирают слова в предложение, записывают в тетрадь. Обсуждение данного вопроса | Коммуникативные, регулятивные. |
III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса. Прием «ассоциации» Цель: умение самостоятельно определить цель и задачи урока, выявить места, где учащийся сталкивается с затруднением (15 минут) | 1.Словарная работа С…лдат, п…беда, ф…шист, зв…зда, в…т…ран, страх, боль. Какие ассоциации вызывают у вас эти слова. Что объединяет эти слова? Подумайте, у всех ли слов одинаковая эмоциональная окраска? Давайте запишем только слова с положительной эмоциональной окраской. 2. Молодцы! Все успешно справились со словарной работой. На прошлом уроке мы с вами познакомились с новой частью речи – именем числительным. - числительное – это …? - с какой часть речи «дружит» имя числительное? 3. Молодцы! Тема прошлого урока усвоена успешно! Скажите, пожалуйста, к какому грандиозному событию в этом году готовится наша страна? Записать в левой колонке на доске – прописью семьдесят пять лет. Когда началась война? В каком году? В каком закончилась? В правой колонке на доске – прописью – записать двадцать второго июня, тысяча девятьсот сорок первый год – тысяча девятьсот сорок пятый год. В левую колонку на доске добавить –четыре часа. Были готовы жители страны к войне? Коснулась ли война вашей семьи? Значит, тема нашего урока будет тесно связана с чем? 4. Постановка проблемного вопроса. Как вы думаете, почему я разделила числительные на две колонки? 5. Объявление темы урока. Числительные количественные и порядковые. Работа с учебником. Правило стр. 174. Попробуйте поставить цели и задачи? Молодцы! Теперь мы можем двигаться дальше! 6. Работа с тестом. Ребята, вы слышали про такое понятие -«города-герои»? Как вы думаете, почему их так назвали? Какие вы знаете? У каждого из вас на парте лежит листок, на котором говорится об одном город-герое. Наша задача узнать, о каком городе идет речь в тексте (текст см.Приложение1) Сейчас мы с вами прочитаем текст, употребляя данные числительные правильно. Разбираемся, какие слова вызвали у вас затруднения. Устно определяем, какие числительные порядковые, какие количественные. | 1.Олин ученик работает у доски, остальные работают в тетрадях. Общее у слов будет то, что все они связаны с Великой Отечественной войной. Победа, звезда, ветеран, , солдат, – положительная оценка слова. Страх, боль, фашист – отрицательная оценка слова. Дети могут предположить, что солдат и фашист имеют разную эмоциональную окраску. 2.Часть речи, которая обозначает число, количество и порядок при счете. С именем существительным. 3.К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, не объявляя о начале войны, германские войска вероломно напали на нашу страну. Закончилась в 1945 году. С Великой Отечественной войной. Учащиеся самостоятельно или с помощью наводящих вопросов должны прийти к заключению, что к числительным ставятся разные вопросы. В правой колонке – какого? какой? В левой – сколько?. Учащиеся читают правило, запоминают, что количественные числительные отвечают на вопрос сколько? порядковые – на вопрос какой? (который?). Уметь находить числительные в тесте, уметь различать количественные и порядковые числительные по вопросам. 6.Москва, Ленинград, Тула, Смоленск, Сталинград, Севастополь, Одесса, Киев, Мурманск, Керчь, Новороссийск, Минск, а также Брестская крепость. Дети определяют, что речь пойдет о блокадном Ленинграде Ученик читает текст, остальные внимательно следят, подчеркивают числительные, обводят непонятные слова. | Познавательные, коммуникативные, регулятивные, познавательные. |
IV.Закрепление полученных знаний Цель: осмысление изученного, обеспечить самопроверку учащегося (14 минут) | 1.Сегодня мы с вами поговорили о городе-герое – Ленинград. В тяжелых условиях находились жители. Многие семьи умирали от голода, холода. И сейчас мы с вами познакомимся с одной маленькой девочкой, которая жила в это время в Ленинграде, и с самого начала блокады начала вести дневник. На шести страницах этого дневника даты смерти близких людей Тани. (см.Презентация, дневник в распечатанном виде будет лежать у каждого на парте, чтобы дети могли приступить к дифференцированному заданию) 2.Просмотр презентации. Чтение дневника Тани Савичевой 3.Какие чувства вы испытываете, когда я читала этот дневник? Как вы думаете, почему этот дневник имеет в наше время огромную ценность? 4. Давайте посмотрим, какие числительные встретились в дневнике Тани. Выписываем, рядом подписываем количественное или порядковое. | 3.Ответы учащихся 4.Учащиеся выписывают числительные, определяют по вопросам – количественное или порядковое. Учащиеся с минимальным уровнем – находят и подчеркивают числительные. | Коммуникативные, регулятивные, познавательные |
IV.Физкультминутка Цель: предупреждение и снятие утомления, повышение активного внимания и работоспособности (2 минуты) | 1. А теперь, ребята, пришло время нам отдохнуть. Но отдыхать мы будем необычным способом! Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза.. Сейчас я буду включать песни, в которых затронута тема войны. Во всех этих песнях вы встретите числительные. Когда вы услышите порядковое числительное – сделайте глубокий вдох и поднимите руки вверх. Когда вы услышите количественное числительное – сделайте глубокий вдох и вытяните руки перед собой. Молодцы! Какие песни вы уже слышали? | Дети делают упражнения под отрывки из песен : «Десятый наш десантный батальон…» «Три танкиста, три веселых друга…» «…До тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага» «Весна 45-го года, как ждал тебя синий туман…» | Коммуникативные, познавательные |
VI.Рефлексия Цель: формулирование получаемых результатов, самоанализ деятельности (3 минуты) | Наш урок заканчивается. Справились мы с поставленной в начале урока целью? Я также надеюсь, что мы не будете забывать о том, что в 1941 году война постучалась в двери каждого дома. И забрала с собой миллионы жизней. Никогда не забывайте подвиг русского народа. 2.А теперь вы сами оцените свою работу. Что у вас получилось? Над чем еще нужно поработать? Поднимите карточку, которая символизирует на ваш взгляд успех на сегодняшнем уроке. Зеленая- закрепил знания об числительном и достиг цели урока Желтая – у меня были небольшие затруднения, но в процессе урока я смог разобраться и достиг цели урока Красная – я не смог достичь цели урока | | Коммуникативные, регулятивные, познавательные |