Цель: закрепление умения определять степени сравнения , разряды имен прилагательных; называть отличительные признаки качественных и относительных прилагательных. | 2. «Четвертое лишнее» Из ряда слов выделите лишнее: Высокий, красивый, глубже, тонкий. (глубже - прилагательное сравнительной степени) Самый высокий, красивейший, глубочайший, тончайший. (самый высокий – составная форма превосходной степени) Темный, деревянный, звонкий, бледный. (деревянный – относительное прилагательное, остальные - качественные) - Какие прилагательные называются качественными? (качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени. Качественные прилагательные образуют степени сравнения; краткую форму; могут сочетаться с наречьями очень чрезвычайно, слишком; от качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путем повтора; прилагательные с приставкой не-. Но не все перечисленные признаки встречаются у каждого качественного прилагательного). - Какие прилагательные называются относительными? (относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан или состоит предмет, пространственные и временные признаки предмета, характеризуют предмет по отношению к месту и т.д. Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречьем очень). - Чем отличаются относительные прилагательные от качественных? Качественные образуют степени сравнения; могут сочетаться с наречьями; имеют краткую форму; от них образуются сложные прилагательные путем повтора; прилагательные с приставкой не-. | Относительные обозначают материал, из кот. сделан предмет; простр-ные и временные признаки предмета; не имеют ст. сравнения; краткой формы; не сочетаются с наречьем очень | - Итак, по значению и форме прилагательные делятся на разряды: качественные, относительные, притяжательные. |
Цель: Развивать навыков самостоятельной работы у учащихся. | Распределите прилагательные по разрядам. Глиняный, звонкий, январский, добрый, осенний, стеклянный, прохладный, легкий, школьный, большой, деревянный, яблочный, сегодняшний, хитрый, морозный, слабый, морковный, хрустальный. - На какие разряды вы распределили слова? По какому признаку, объясните. |
Цель: Провести мини-исследование, в результате которого учащиеся самостоятельно раскроют знания о свойстве относительных прилагательных, которые могут переходить в качественные. Развивать умение различать качественные и относительные прилагательные. | 4. Мини-исследование. О свойстве относительных прилагательных, которые могут переходить в качественные. Сейчас вы четко и ясно распределили прилагательные по разрядам. Но в современном русском языке качественные и относительные прилагательные не являются замкнутыми группами. Грамматическая граница между нами очень подвижна. Почти все относительные прилагательные имеют в своем значении оттенок качественности, который в результате определенных причин иногда развивается в самостоятельное значение. - Проведем небольшое исследование. На экране четыре словосочетания. Прочитайте. Стальная дверь (сделана из стали – обозн. материал, из которого сделан предмет) Стальные нервы (крепкие) Золотое кольцо (сделано из золота – обозн. материал, из которого сделан предмет) Золотое сердце (хорошее, доброе) - Определите, какие из прилагательных являются качественными, а какие – относительными? - Попробуйте порассуждать, объясните, почему вы так решили? - Подумайте и скажите, в каком же значении используются качественные прилагательные в словосочетаниях: стальные нервы, золотое сердце? (в переносном) - Значит, какой вывод мы можем сделать? (относительные прилагательные имеют свойство переходить в качественные, когда используются в переносном значении). В текстах являются метафорами и эпитетами. Приведите примеры. |
Цель: развитие умения определять тему, основную мысль, тип текста; повторение изученных орфограмм, пунктограмм; развивать умение находить в тексте качественные и относительные прилагательные; воспитывать любовь к природе, Родине. Цель: развитие речи, внимание, мышление и воображение учащихся. | 5. Работа с текстом. - Березу многие считают символом России. Наверное, ни в одной стране мира нет столько этих белоствольных деревьев с тонкими ветками, усыпанными маленькими нежными листочками. Это дерево такое нежное и красивое, что вызывает к себе трогательное отношение у всех людей. Поэты посвящают ему стихи, о березе слагают песни. Даже сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дереве. В жаркий день прикоснитесь рукой к ее белоснежному стволу, и вы почувствуете, что он приятно холодит руку. Стволы березы остаются прохладными даже под лучами жаркого солнца, потому что белый цвет не притягивает, а отражает солнечные лучи. Береза больше любит прохладную погоду, а жару не выносит. Вот природа и позаботилась, чтобы даже в жаркое лето береза не страдала от солнечных ожогов. - Прочитайте. Перескажите текст. Какова тема и главная мысль текста? Какое русское какое милое дерево – береза. Ни одно из деревьев не вм…щает столько н…циональных понятий не р…ждает столько образов и ср…внений. Берёза это воистину кр…стьянское дерево, в ней есть все и бабий ситцевый платок и поб…лённая хата и русская пе (ч, чь) и х…лщовая рубаха. Смотришь на берёзу и всп…минаешь далекие деревенские песни звуки гармоники, балалаечные вариации, обязательно вспомнишь Есенина, юность и детство… (Н. Жуков.) (Тема – береза.) - Подумайте и скажите, что именно автор говорит о березе? Самое основное, ради чего и создается текст – это и есть основная мысль текста. В каком предложении заключается самое главное? (Главная мысль заключается в том, что русская береза – это национальный символ России.) - Определите стиль текста. (художественный) - Тип текста. (рассуждение) - Озаглавьте текст. - Каких частей речи больше в тексте? Какую роль выполняют прилагательные в тексте (прилагательные подчеркивают, какое это прекрасное дерево, сравнительную) - Назовите качественные и относительные прилагательные. Качественные: Милое древо Далекие песни Русская печь | Относительные: ситцевый платок деревенские песни холщовая рубах национальное понятие русское дерево | Все ли прилагательные назвали, проверьте. - Какие прилагательные мы оставили без внимания? (крестьянское дерево, бабий платок) - Нужно ли в тексте поставить дополнительные знаки препинания? Объясните. - Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы по видам орфограмм. Вмещает Национальных Рождает Сравнений Побеленная Холщовая Вспоминаешь | крестьянское | печь | Смотришь вспоминаешь | - Образуйте все возможные формы степени сравнения от слов: милое (дерево), далекие (песни), ситцевый (платок). - Все ли прилагательные образуют степени сравнения? - К словам с пропущенными буквами подберите однокоренные проверочные, корень обозначьте. Лексическая работа. Работа по карточкам. Охарактеризуйте предметы. Подберите к существительным прилагательные качественные и относительные. Родина | Человек | Дом | Милая родина Красивая родина Любимая родина Историческая родина | Добрый Храбрый Умный деревенский | Родной Высокий деревянный | |
Цель: воспитывать интерес к изучению русского языка. | Работа с грамматическими синонимами. - Замените словосочетания с относительными прилагательными синонимичными словосочетаниями. Резиновые сапоги, яблочный сок, мясной бульон, каменный забор, февральский мороз - Замените качественные прилагательные синонимичными словосочетаниями. Большой дом, милый друг, веселый ученик, звонкие голоса. - Какой вывод можно сделать? (относительные прилагательные могут заменяться синонимичными словосочетаниями, качественные – нет.) |