СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Относительные прилагательные»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: закреплять знания о качественных и  относительных прилагательных; развивать умение  определять разряды имен прилагательных, умение различать и находить в тексте качественные и относительные прилагательные;  развивать умение  работать с деформированным текстом.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Относительные прилагательные»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Покровка Бековского района Пензенской области






Методическая разработка

урока русского языка в 6 классе

по теме:

«Относительные прилагательные»






Подготовила:

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Орлова Нина Геннадьевна.





с. Покровка, 2018 год.


Цели урока:

закреплять знания о качественных и относительных прилагательных;

развивать умение определять разряды имен прилагательных, умение различать и находить в тексте качественные и относительные прилагательные;

развивать умение работать с деформированным текстом;

развивать речь, внимание, мышление и воображение учащихся;

воспитывать любовь к родине, к природе;

воспитывать интерес к изучению русского языка.


Содержание урока.


  1. Орг. момент.

Здравствуйте, садитесь.

Тема урока: «Относительные прилагательные»

На предыдущих уроках мы с вами изучали качественные и относительные прилагательные. Сегодня мы будем совершенствовать ранее полученные знания. И начнем свой урок с повторения.

Цель:

закрепление умения определять степени сравнения , разряды имен прилагательных; называть отличительные признаки качественных и относительных прилагательных.


2. «Четвертое лишнее»

Из ряда слов выделите лишнее:

Высокий, красивый, глубже, тонкий.

(глубже - прилагательное сравнительной степени)

Самый высокий, красивейший, глубочайший, тончайший.

(самый высокий – составная форма превосходной степени)

Темный, деревянный, звонкий, бледный.

(деревянный – относительное прилагательное, остальные - качественные)

- Какие прилагательные называются качественными?

(качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени. Качественные прилагательные образуют степени сравнения; краткую форму; могут сочетаться с наречьями очень чрезвычайно, слишком; от качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путем повтора; прилагательные с приставкой не-. Но не все перечисленные признаки встречаются у каждого качественного прилагательного).

- Какие прилагательные называются относительными?

(относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан или состоит предмет, пространственные и временные признаки предмета, характеризуют предмет по отношению к месту и т.д. Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречьем очень).

- Чем отличаются относительные прилагательные от качественных?

Качественные

образуют степени сравнения;

могут сочетаться с наречьями;

имеют краткую форму;

от них образуются сложные

прилагательные путем повтора;

прилагательные с приставкой не-.


Относительные

обозначают материал, из кот. сделан предмет;

простр-ные и временные

признаки предмета;

не имеют ст. сравнения;

краткой формы;

не сочетаются с наречьем очень

- Итак, по значению и форме прилагательные делятся на разряды: качественные, относительные, притяжательные.


Цель:

Развивать навыков самостоятельной работы у учащихся.


  1. Распределите прилагательные по разрядам.

Глиняный, звонкий, январский, добрый, осенний, стеклянный, прохладный, легкий, школьный, большой, деревянный, яблочный, сегодняшний, хитрый, морозный, слабый, морковный, хрустальный.

- На какие разряды вы распределили слова? По какому признаку, объясните.


Цель:

Провести мини-исследование, в результате которого учащиеся самостоятельно раскроют знания о свойстве относительных прилагательных, которые могут переходить в качественные.

Развивать умение различать качественные и относительные прилагательные.

4. Мини-исследование.

О свойстве относительных прилагательных, которые могут переходить в качественные.

Сейчас вы четко и ясно распределили прилагательные по разрядам.

Но в современном русском языке качественные и относительные прилагательные не являются замкнутыми группами. Грамматическая граница между нами очень подвижна. Почти все относительные прилагательные имеют в своем значении оттенок качественности, который в результате определенных причин иногда развивается в самостоятельное значение.

- Проведем небольшое исследование. На экране четыре словосочетания. Прочитайте.

Стальная дверь (сделана из стали – обозн. материал, из которого сделан предмет)

Стальные нервы (крепкие)

Золотое кольцо (сделано из золота – обозн. материал, из которого сделан предмет)

Золотое сердце (хорошее, доброе)

- Определите, какие из прилагательных являются качественными, а какие – относительными?

- Попробуйте порассуждать, объясните, почему вы так решили?

- Подумайте и скажите, в каком же значении используются качественные прилагательные в словосочетаниях: стальные нервы, золотое сердце?

(в переносном)

- Значит, какой вывод мы можем сделать?

(относительные прилагательные имеют свойство переходить в качественные, когда используются в переносном значении). В текстах являются метафорами и эпитетами.

Приведите примеры.

Цель:

Эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

Физкультминутка

На земле мы живем с тобой.

Нет прекрасней земли родной.

Так давайте беречь и любить.

Не губить её, не губить.

Цель:

развитие умения определять тему, основную мысль, тип текста; повторение изученных орфограмм, пунктограмм;

развивать умение находить в тексте качественные и относительные прилагательные;

воспитывать любовь к природе, Родине.















































Цель:

развитие речи, внимание, мышление и воображение учащихся.




5. Работа с текстом.

- Березу многие считают символом России. Наверное, ни в одной стране мира нет столько этих белоствольных деревьев с тонкими ветками, усыпанными маленькими нежными листочками.

Это дерево такое нежное и красивое, что вызывает к себе трогательное отношение у всех людей. Поэты посвящают ему стихи, о березе слагают песни. Даже сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дереве. В жаркий день прикоснитесь рукой к ее белоснежному стволу, и вы почувствуете, что он приятно холодит руку. Стволы березы остаются прохладными даже под лучами жаркого солнца, потому что белый цвет не притягивает, а отражает солнечные лучи. Береза больше любит прохладную погоду, а жару не выносит. Вот природа и позаботилась, чтобы даже в жаркое лето береза не страдала от солнечных ожогов.

- Прочитайте. Перескажите текст. Какова тема и главная мысль текста?

Какое русское какое милое дерево – береза. Ни одно из деревьев не вм…щает столько н…циональных понятий не р…ждает столько образов и ср…внений.

Берёза это воистину кр…стьянское дерево, в ней есть все и бабий ситцевый платок и поб…лённая хата и русская пе (ч, чь) и х…лщовая рубаха.

Смотришь на берёзу и всп…минаешь далекие деревенские песни звуки гармоники, балалаечные вариации, обязательно вспомнишь Есенина, юность и детство…

(Н. Жуков.)

(Тема – береза.)

- Подумайте и скажите, что именно автор говорит о березе? Самое основное, ради чего и создается текст – это и есть основная мысль текста. В каком предложении заключается самое главное?

(Главная мысль заключается в том, что русская береза – это национальный символ России.)

- Определите стиль текста. (художественный)

- Тип текста. (рассуждение)

- Озаглавьте текст.

- Каких частей речи больше в тексте? Какую роль выполняют прилагательные в тексте (прилагательные подчеркивают, какое это прекрасное дерево, сравнительную)

- Назовите качественные и относительные прилагательные.

Качественные:

Милое древо

Далекие песни

Русская печь

Относительные:

ситцевый платок

деревенские песни

холщовая рубах

национальное понятие русское дерево

Все ли прилагательные назвали, проверьте.

- Какие прилагательные мы оставили без внимания?

(крестьянское дерево, бабий платок)

- Нужно ли в тексте поставить дополнительные знаки препинания? Объясните.

- Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы по видам орфограмм.

Вмещает

Национальных

Рождает

Сравнений

Побеленная

Холщовая

Вспоминаешь

крестьянское

печь

Смотришь

вспоминаешь

- Образуйте все возможные формы степени сравнения от слов: милое (дерево), далекие (песни), ситцевый (платок).

- Все ли прилагательные образуют степени сравнения?

- К словам с пропущенными буквами подберите однокоренные проверочные, корень обозначьте.

  1. Лексическая работа. Работа по карточкам.

Охарактеризуйте предметы. Подберите к существительным прилагательные качественные и относительные.

Родина

Человек

Дом

Милая родина

Красивая родина

Любимая родина

Историческая родина

Добрый

Храбрый

Умный

деревенский

Родной

Высокий

деревянный


Цель:

воспитывать интерес к изучению русского языка.


  1. Работа с грамматическими синонимами.

- Замените словосочетания с относительными прилагательными синонимичными словосочетаниями.

Резиновые сапоги, яблочный сок, мясной бульон, каменный забор, февральский мороз

- Замените качественные прилагательные синонимичными словосочетаниями.

Большой дом, милый друг, веселый ученик, звонкие голоса.

- Какой вывод можно сделать?

(относительные прилагательные могут заменяться синонимичными словосочетаниями, качественные – нет.)


Цель:

подведение итогов урока.

  1. Итоги урока.

- Итак, чем занимались на уроке (закрепляли знания о качественных и относительных прилагательных)


Цель:

развивать умение работать с художественным текстом: находить качественные и относительные прилагательные по их отличительным признакам.

9. Д/з: стр. 266 - 274, произведение А.С. Пушкина «Дубровский», 1 глава, найти и записать качественные и относительные прилагательные.




Приложение.

Карточки для учащихся

  1. Распределите прилагательные по разрядам.

Глиняный, звонкий, январский, добрый, осенний, стеклянный, прохладный, легкий, школьный, большой, деревянный, яблочный, сегодняшний, хитрый, морозный, слабый, морковный, хрустальный.

5. Работа с текстом.

Какое русское какое милое дерево – береза. Ни одно из деревьев не вм…щает столько н…циональных понятий не р…ждает столько образов и ср…внений.

Берёза это воистину кр…стьянское дерево, в ней есть все и бабий ситцевый платок и поб…лённая хата и русская пе (ч, чь) и х…лщовая рубаха.

Смотришь на берёзу и всп…минаешь деревенские песни звуки гармоники, обязательно вспомнишь Есенина, юность и детство…


  1. Работа по карточкам.

Охарактеризуйте предметы. Подберите к существительным прилагательные качественные и относительные.

Родина человек дом


7. Работа с грамматическими синонимами.

- Замените словосочетания с относительными прилагательными синонимичными словосочетаниями.

Резиновые сапоги, яблочный сок, мясной бульон, каменный забор, февральский мороз.


- Замените качественные прилагательные синонимичными словосочетаниями.

Большой дом, милый друг, веселый ученик, звонкие голоса.


Работа с орфограммами. Самопроверка.


Вмещает крестьянское печь смотришь

Национальных вспоминаешь

Рождает

Сравнений

Побеленная

Холщевая

Вспоминаешь



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!