Русский язык (8-ой класс)
Тема урока:
«Сложные предложения без союзов
и с союзами и, а, но».
Учитель русского языка: Белоглазова Н. Л.
Цели:
Образовательная: научить определять сложное предложение (пользуясь алгоритмом), составлять сложное предложение, осмысленно употребляя союзы, правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении; повторить способ составления и правописание сложных слов.
Развивающая: активизировать память и внимание обучающихся, развивать навыки самостоятельной работы, формировать связную устную и письменную речь обучающихся, орфографическую зоркость.
Воспитательная: улучшать учебную мотивацию, активность, формировать стремление к самостоятельному получению знаний.
Ход урока:
I. Вводный этап урока
Организационный момент
Психологический настрой
Звучит начало песни «Утро школьное, здравствуй!» (слова К. Ибряева, музыка Ю. Чичкова).
-Класс мойвосьмой, здравствуй! Утро школьное, здравствуй !Вы согласны с авторами песни, утверждающими, что каждое школьное утро открывает для вас необъятные дали? Что это за дали?
-Князь киевский Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, в «Поучении» своим детям писал: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.»(Презентация к уроку-слайд№2) Покажите, что вы умеете, что знаете и постарайтесь приобрести сегодня новые знания, которые вам пригодятся в будущем.
3.Гимнастика для пальцев(развитие мелкой моторики)
-Большими пальцами обеих рук массируем по очереди мизинцы, безымянные, средние, указательные пальцы.
-Соединяем ладони вместе и энергично трём их друг о друга.
-Сжимаем и разжимаем кисти рук.
-Сжимаем руки в кулаки и быстро вращаем ими.
II.Повторение изученного материала
-Вспомним, чем мы начали заниматься на прошлом уроке?
(сложными предложениями)
1.Лексическая работа
-Познакомимся со значениями слова сложный (слайд №3):
а) состоящий из нескольких частей, многообразный по составу частей;
б) трудный, запутанный.
-Какое из значений мы используем, говоря о сложном предложении, о сложном существительном?
2.Определение целей урока
-Давайте определим нашу учебную задачу. Чему нам надо сегодня научиться? (слайд №4 )
3. Запись числа, вида работы, темы урока
- Какое сегодня число, месяц?
-Запишите число, вид работы и тему в тетрадь. Вставьте буквы, которые на доске пропущены.
4. Проверка написания, разбор орфограмм
5.Логическое задание (формирование умения рассуждать)
-Подумайте и решите, какое утверждение верно. (слайд №5)
Предложение не может быть составлено без:
*однородных членов предложения;
*второстепенных членов предложения;
*главных членов предложения, то есть грамматической основы.
-Итак, мы будем находить грамматическую основу в предложении, это очень важно.
6.Разбор алгоритма работы со сложным предложением (слайд №6)
-Делаем 4 шага (читают по очереди ученики):
*Найди грамматическую основу предложения.
*Определи, сколько простых предложений в данном сложном предложении (их столько, сколько грамматических основ).
*Посмотри, как связаны простые предложения (без союзов или при помощи союзов и, а , но).
*На границе простых предложений (перед союзом) ставь запятую.
7.Работа с предложением (написано заранее на доске)
-Посмотрите внимательно на доску. Встречались ли вам эти слова ранее?
(да, в песне в начале урока)
Опять, опять привыч(?)ные заботы наc (по)утрам привод_т (в) шумный клас_ а кто-то где-тостро_тзв_зд_лёты и черт_т карты звёз_ные (за)нас.
-Работаем над правописанием. (1-ый ученик у доски объясняет свой выбор и записывает)
-Смотрим на алгоритм и делаем 4 шага. (2-ой ученик работает у доски).
8. Проверка пунктуации в предложении (слайд №7)
-Посмотрите на слайд и проверьте, верно ли мы поставили запятую в сложном предложении.
9. Устный синтаксический разбор предложения (слайд №8)
*По количеству грамматических основ-сложное.
*По цели высказывания-повествовательное.
*По эмоциональной окраске-невосклицательное.
*По наличию второстепенных членов и 1-ое, и 2-ое простое предложение являются распространённными.
10. Итоги этапа повторения
III. Объяснение нового материала.
1.Зрительная гимнастика.
-Ребята, держим ручку перед собой и попеременно останавливаем взгляд на кончике ручки и смотрим вдаль. Затем переводим взгляд на воображаемые траву и небо.
-Смотрим близко,
смотрим далеко.
Трава - низко,
Небо - высоко!
- Бабочки порхают над травой (моргаем ресницами), устали и сложили крылышки (закрываем глаза). Представим себе эту зелёную траву, прекрасную бабочку, восхитимся и откроем глаза.
- Они связаны союзами и,но ,а или перечислительной интонацией?
( интонацией)
- Однородные члены предложения могут быть как главными так и второстепенными.
-Главные это какие?(Подлежащее и сказуемое)
Коллективный разбор записанных предложений. Составление схем на доске.
Ребята собрали богатый урожай помидоров, огурцов, капусты.
( Второстепенные) Однор. Соединены перечислительной интонацией.
Мы собирали цветы не в лесу, а в поле.( Второстепенные )
Наступила осень тёплая, но пасмурная(.Второстепенные)
Собаки во дворе лаяли и рычали.( Однородные сказуемые)
Вывод.
- Какими членами предложения могут быть однородные члены?
6. Закрепление. Работа по учебнику. Жители сказочного королевства, просят вас найти предложения с однородными членами в тексте который находится в ваших учебниках на стр.228 под №381.Нужно прочитать тест . озаглавить его.«Воронёнок».(Самост раб.).
- У нашей сказки счастливая развязка.
- Как вы понимаете это выражение?(Сказка хорошо заканчивается)
- Можно так сказать о нашем путешествии?( Да)
- А почему?( Мы многое узнали)
А тогда я хочу проверить, не зря ли мы побывали в сказке.
Однородные члены предложения- это слова, которые
-отвечают на один и тот же вопрос;
-относятся к одному и тому же члену предложения; произносятся с интонацией перечисления;
-отделяются друг от друга запятой;
-Однородные члены предложения предложения могут быть связаны между собой только перечислительной интонацией , а могут при помощи союзов и,но,а.
7.Оценивание.
8. Домашнее задание.
-В библиотеке взять книги с пословицами. Выписать по 3, построить схемы.