СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка "Сложные предложения без союзов и с союзами и, а, но."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка "Сложные предложения без союзов и с союзами и, а, но."»



Русский язык (8-ой класс)


Тема урока:

«Сложные предложения без союзов

и с союзами и, а, но».


Учитель русского языка: Белоглазова Н. Л.

Цели:

  1. Образовательная: научить определять сложное предложение (пользуясь алгоритмом), составлять сложное предложение, осмысленно употребляя союзы, правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении; повторить способ составления и правописание сложных слов.

  2. Развивающая: активизировать память и внимание обучающихся, развивать навыки самостоятельной работы, формировать связную устную и письменную речь обучающихся, орфографическую зоркость.

  3. Воспитательная: улучшать учебную мотивацию, активность, формировать стремление к самостоятельному получению знаний.



Ход урока:

I. Вводный этап урока

  1. Организационный момент

  2. Психологический настрой

Звучит начало песни «Утро школьное, здравствуй!» (слова К. Ибряева, музыка Ю. Чичкова).

-Класс мойвосьмой, здравствуй! Утро школьное, здравствуй !Вы согласны с авторами песни, утверждающими, что каждое школьное утро открывает для вас необъятные дали? Что это за дали?

-Князь киевский Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, в «Поучении» своим детям писал: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.»(Презентация к уроку-слайд№2) Покажите, что вы умеете, что знаете и постарайтесь приобрести сегодня новые знания, которые вам пригодятся в будущем.

3.Гимнастика для пальцев(развитие мелкой моторики)

-Большими пальцами обеих рук массируем по очереди мизинцы, безымянные, средние, указательные пальцы.

-Соединяем ладони вместе и энергично трём их друг о друга.

-Сжимаем и разжимаем кисти рук.

-Сжимаем руки в кулаки и быстро вращаем ими.

II.Повторение изученного материала

-Вспомним, чем мы начали заниматься на прошлом уроке?

(сложными предложениями)

1.Лексическая работа

-Познакомимся со значениями слова сложный (слайд №3):

а) состоящий из нескольких частей, многообразный по составу частей;

б) трудный, запутанный.

-Какое из значений мы используем, говоря о сложном предложении, о сложном существительном?


2.Определение целей урока

-Давайте определим нашу учебную задачу. Чему нам надо сегодня научиться? (слайд №4 )

3. Запись числа, вида работы, темы урока

- Какое сегодня число, месяц?

-Запишите число, вид работы и тему в тетрадь. Вставьте буквы, которые на доске пропущены.

4. Проверка написания, разбор орфограмм

5.Логическое задание (формирование умения рассуждать)

-Подумайте и решите, какое утверждение верно. (слайд №5)

Предложение не может быть составлено без:

*однородных членов предложения;

*второстепенных членов предложения;

*главных членов предложения, то есть грамматической основы.

-Итак, мы будем находить грамматическую основу в предложении, это очень важно.

6.Разбор алгоритма работы со сложным предложением (слайд №6)

-Делаем 4 шага (читают по очереди ученики):

*Найди грамматическую основу предложения.

*Определи, сколько простых предложений в данном сложном предложении (их столько, сколько грамматических основ).

*Посмотри, как связаны простые предложения (без союзов или при помощи союзов и, а , но).

*На границе простых предложений (перед союзом) ставь запятую.

7.Работа с предложением (написано заранее на доске)

-Посмотрите внимательно на доску. Встречались ли вам эти слова ранее?

(да, в песне в начале урока)

Опять, опять привыч(?)ные заботы наc (по)утрам привод_т (в) шумный клас_ а кто-то где-тостро_тзв_зд_лёты и черт_т карты звёз_ные (за)нас.

-Работаем над правописанием. (1-ый ученик у доски объясняет свой выбор и записывает)

-Смотрим на алгоритм и делаем 4 шага. (2-ой ученик работает у доски).

8. Проверка пунктуации в предложении (слайд №7)

-Посмотрите на слайд и проверьте, верно ли мы поставили запятую в сложном предложении.

9. Устный синтаксический разбор предложения (слайд №8)

*По количеству грамматических основ-сложное.

*По цели высказывания-повествовательное.

*По эмоциональной окраске-невосклицательное.

*По наличию второстепенных членов и 1-ое, и 2-ое простое предложение являются распространённными.

10. Итоги этапа повторения


III. Объяснение нового материала.


1.Зрительная гимнастика.

-Ребята, держим ручку перед собой и попеременно останавливаем взгляд на кончике ручки и смотрим вдаль. Затем переводим взгляд на воображаемые траву и небо.

-Смотрим близко,

смотрим далеко.

Трава - низко,

Небо - высоко!

- Бабочки порхают над травой (моргаем ресницами), устали и сложили крылышки (закрываем глаза). Представим себе эту зелёную траву, прекрасную бабочку, восхитимся и откроем глаза.


- Они связаны союзами и,но ,а или перечислительной интонацией?

( интонацией)


- Однородные члены предложения могут быть как главными так и второстепенными.

-Главные это какие?(Подлежащее и сказуемое)

Коллективный разбор записанных предложений. Составление схем на доске.


Ребята собрали богатый урожай помидоров, огурцов, капусты.

( Второстепенные) Однор. Соединены перечислительной интонацией.

Мы собирали цветы не в лесу, а в поле.( Второстепенные )

Наступила осень тёплая, но пасмурная(.Второстепенные)

Собаки во дворе лаяли и рычали.( Однородные сказуемые)

Вывод.

- Какими членами предложения могут быть однородные члены?


6. Закрепление. Работа по учебнику. Жители сказочного королевства, просят вас найти предложения с однородными членами в тексте который находится в ваших учебниках на стр.228 под №381.Нужно прочитать тест . озаглавить его.«Воронёнок».(Самост раб.).

- У нашей сказки счастливая развязка.

- Как вы понимаете это выражение?(Сказка хорошо заканчивается)

- Можно так сказать о нашем путешествии?( Да)

- А почему?( Мы многое узнали)

А тогда я хочу проверить, не зря ли мы побывали в сказке.


Однородные члены предложения- это слова, которые

-отвечают на один и тот же вопрос;

-относятся к одному и тому же члену предложения; произносятся с интонацией перечисления;

-отделяются друг от друга запятой;


-Однородные члены предложения предложения могут быть связаны между собой только перечислительной интонацией , а могут при помощи союзов и,но,а.

7.Оценивание.

8. Домашнее задание.

-В библиотеке взять книги с пословицами. Выписать по 3, построить схемы.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!