СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка составлена в соответствии с ФГОС. Изучение материала с повторением изученного. Используются разные виды работы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 9 классе. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.»

Урок русского языка в 9-м классе по теме «Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»


Составитель: Шайдуллина Н.А., учитель русского языка и литературы.


Дидактическая цель: познакомить обучающихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными; формировать умения правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Коррекционная цель: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие способности распределять и переключать внимание; развитие речи.

Воспитательная цель: воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника; формировать личностную позицию.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Подготовка обучающихся к работе на уроке.

2. Актуализация знаний.

СЛАЙД 2.1) Обучающиеся заполняют схему.

( СОЮЗНЫЕ, БЕССОЮЗНЫЕ, СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ, СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ)

Заполнение схемы сопровождается комментированием наводящих вопросов:

1) Какие предложения называются сложными? (Сложное предложение - это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу или интонационно.)

2) На какие две группы делятся сложные предложения? (Союзные и бессоюзные.)

3) Какие мы знаем союзные сложные предложения? (Сложносочиненные и сложноподчиненные.)

4) При помощи чего соединяются простые предложения в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях? ( При помощи союзов и союзных слов.)

- Название третьей группы предложений «бессоюзные» Что мы знаем о БСП?

Слайд 3. 2. Работа над интонацией. Прочитайте предложения. Изменяется ли в них интонация в зависимости от знака препинания?

Прозвенел звонок, начался урок.
Прозвенел звонок: начался урок.
Прозвенел звонок - начался урок.

1 – интонация перечислительная. , .

2 –предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в 1 предложении. , .

3 – интонация повышается в 1 предложении и понижается во 2. ,

СЛАЙД 4 3. Проблемный вопрос. Определите вид предложений.

Расставьте верно знаки препинания в предложениях, составьте их схемы.

1.Тёплым ветром потянуло смолк далёкий гул поле тусклое уснуло гуртовщик уснул.

2. Бледно-серое небо светлело холодело синело звезды то мигали слабея то исчезали отсырела земля запотели листья кое-где стали раздаваться живые звуки голос.

СЛАЙД 5 .Проверьте себя:

1.Тёплым ветром потянуло , смолк далёкий гул , поле тусклое уснуло , гуртовщик уснул .

[ 1 ], [ 2 ], [ 3 ] , [ 4 ].

2. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело ; звезды то мигали ,слабея,

то исчезали ; отсырела земля , запотели листья ;

кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса .

[ 1 ]; [ 2 ];[ 3 ], [ 4 ];[ 5 ].

СЛАЙД 6. Определите тему урока. Какие задачи нужно поставить перед собой на уроке? Чему мы будем учиться? Запись темы урока.


4. «Открытие» новых знаний.

1) Чтение теоретического материала на стр. 126-127, параграф 33.

- Какой вывод можно сделать о БСП?

СЛАЙД 7,8,9 2) Просмотр слайдов , составление кластера к правилу о постановке запятой и точки с запятой.

СЛАЙД 10 Кластер.

СЛАЙД 11. 5. Первичное закрепление.

Выполнение тренировочных упражнений. Устно объяснить постановку знаков препинания. Письменно составить схемы.

Слайд 12-13 6. Независимая практика.


Бессоюзные сложные предложения с предложениями, которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.

Перед вами текст.(слайд 12) Нужно расставить знаки препинания. Составить схемы.

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).

Проверьте записанный текст. (Слайд 13).

Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой?

(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.

В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой).

7.Рефлексия. Задание: распределить предложения по группам(запятая, точка с запятой)

1.Холодает, ветер шумит, холодный осенний дождь заливает улицы города.


2.Пятно, оставшееся на платье из-за пролитого во время обеда вина, не стиралось; настроение было испорчено.


3.Гости постепенно собираются, слуги выносят на серебряных подносах разные яства, в камине теплится огонь.


4.Все вокруг готовятся к Новому году, наряжают елку, украшают дома, готовят праздничный обед; в школах начинаются зимние каникулы.


5.Мимо проходят спешащие куда-то пешеходы, по улице стремительно мчатся машины и автобусы, шум постепенно становится громче.


6.Посмотрев в журнал, учитель вызвал к доске троих учеников; задания были несложными, но интересными.

Проверка 1группа(запятая): 1,3,5 2 группа (точка с запятой):2,4,6

7. Подведение итогов. СЛАЙД 14.

Итак, какие предложения называются бессоюзными?

Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?

Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?

8 Домашнее задание. Слайд 15. Упр.192(СОСТАВИТЬ СХЕМЫ бсп)






Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И.С.Тургенев).



Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И.С.Тургенев).



Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И.С.Тургенев).



Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И.С.Тургенев).



Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И.С.Тургенев).


Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И.С.Тургенев).

Задание: Распредели предложения в две группы:1) где ставится запятая;2) ставится точка с запятой

1.Холодает ветер шумит холодный осенний дождь заливает улицы города.


2.Пятно оставшееся на платье из-за пролитого во время обеда вина не стиралось настроение было испорчено.


3.Гости постепенно собираются слуги выносят на серебряных подносах разные яства в камине теплится огонь.


4.Все вокруг готовятся к Новому году наряжают елку украшают дома готовят праздничный обед в школах начинаются зимние каникулы.


5.Мимо проходят спешащие куда-то пешеходы по улице стремительно мчатся машины и автобусы шум постепенно становится громче.


6.Посмотрев в журнал учитель вызвал к доске троих учеников задания были несложными но интересными.


Задание: Распредели предложения в две группы:1) где ставится запятая;2) ставится точка с запятой

1.Холодает ветер шумит холодный осенний дождь заливает улицы города.


2.Пятно оставшееся на платье из-за пролитого во время обеда вина не стиралось настроение было испорчено.


3.Гости постепенно собираются слуги выносят на серебряных подносах разные яства в камине теплится огонь.


4.Все вокруг готовятся к Новому году наряжают елку украшают дома готовят праздничный обед в школах начинаются зимние каникулы.


5.Мимо проходят спешащие куда-то пешеходы по улице стремительно мчатся машины и автобусы шум постепенно становится громче.


6.Посмотрев в журнал учитель вызвал к доске троих учеников задания были несложными но интересными.


Задание: Распредели предложения в две группы:1) где ставится запятая;2) ставится точка с запятой

1.Холодает ветер шумит холодный осенний дождь заливает улицы города.


2.Пятно оставшееся на платье из-за пролитого во время обеда вина не стиралось настроение было испорчено.


3.Гости постепенно собираются слуги выносят на серебряных подносах разные яства в камине теплится огонь.


4.Все вокруг готовятся к Новому году наряжают елку украшают дома готовят праздничный обед в школах начинаются зимние каникулы.


5.Мимо проходят спешащие куда-то пешеходы по улице стремительно мчатся машины и автобусы шум постепенно становится громче.

6.Посмотрев в журнал учитель вызвал к доске троих учеников задания были несложными но интересными.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!