СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Однозначные и многозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Однозначные и многозначные слова"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Однозначные и многозначные слова"»

МБОУ «Сибирская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Алтайского края





Методическая разработка

урока русского языка в 5 классе

Тема: "Однозначные и многозначные слова”

Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.









Разработала: учитель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории

Пинчук Валентина Евгеньевна

Класс __5__________________________________________________________________________________

Предмет __русский язык______________________________________________________________________

Тема урока_Однозначные и многозначные слова»_____________________________________________________



Планируемые образовательные результаты/критерии успеха

Личностные

учащиеся научаться осознавать себя частью коллектива, проектировать свою деятельность.

Метапредметные

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе и в паре.

Предметные

познакомиться с «однозначными и многозначными словами», находить однозначные и многозначные слова в тексте.

Цели урока

Личностные

планировать и выполнять поставленные задачи; стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и уважения.

Метапредметные

формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата, стимулировать исследовательскую деятельность, работать в парах, принимать участие в коллективном обсуждении проблемы.

Предметные

создать условия для формирования у учащихся умений точно определять лексическое значение однозначных и многозначных слов.





ЗАМЫСЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ




Структура урока / этапы деятельности

Содержание взаимодействия

Примечания (краткий комментарий относительно приемов для включения в образовательный процесс обучающихся)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационный момент.

Приветствуют учителя. Рассаживаются по местам. Готовятся к восприятию информации

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. На занятии присутствуют гости, которые оценят нашу с вами работу. Приготовьтесь быть внимательными и старательными. Будет немного сложно, но интересно.

Повторите правило, которое было вам задано на домашнее задание. А я пока отмечу отсутствующих.


Педагог приветствует детей, проверяет их готовность к уроку.

Создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Мотивационный этап. 







(Слайд 3)















(Слайд 4)

Формулируют тему и задачи урока.

















Каждый ученик отвечает: «Я узнаю…., я научусь…»

Послушайте стихотворение А. Шибаева

Лисичка

Доброй летней порой

Бродили по лесу с сестрой.

Хоть устали от ходьбы –

В кузовах у нас грибы.

Вдруг мне крикнула сестричка:

– Глянь, под елкою лисичка!

Я от елки – без оглядки,

Заблестели только пятки.

Я от страха онемел,

В стороне за пень присел.

Громко сердце бьется,

А сестра смеется:

– Нас не съест она, поверь,

То грибок такой, не зверь.


- О чем  говорится в стихотворении?

 - А сколько лексических значений имеет здесь слово лисичка?

 - Какие еще значения этого слова вы знаете?

 - Предположите, какой будет тема урока.

(Слова, которые имеют несколько значений.  Вариант: многозначные слова).

-  Чему вы должны сегодня научиться?


(название стихотворения не читает)








( При ответе на вопрос можно воспользоваться  толковым словарем).










Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

(Слайды 5, 6, 7, 8)

Отвечают на вопросы учителя.


Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках?

- Что такое лексика? (словарный состав языка)

- Что такое лексикология? (раздел науки о языке, который изучает лексику)

- Что выражает лексическое значение слова? (содержание)

- Что выражает грамматическое значение слова? (форма)

Молодцы.


Вопросы:

- Какой кнопкой нельзя приколоть бумагу к стене?

- Какую грушу нельзя съесть?

- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?

- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.

- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.





-Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату и тему урок.






Шкалу.



(Например, канцелярская прикалывает бумагу к столу или стене. Кнопка звонка служит для того, чтобы на неё нажимать. Тогда раздастся мелодия или гудок. Кнопка на платье или другой одежде служит застёжкой; сладкая груша (фрукт), боксерская груша).




Первичное закрепление.

(Умение отличать новое от уже известного)

Выполняют задание, при необходимости задают вопросы учителю.


Игра « Узнай слова» 

1. Подземная часть растения; часть зуба (Корень);

2. Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

А называются (Иголки)

3.Часть предмета за которую берутся; письменная принадлежность (Ручка)

4. Право, я прическа – чудо

Заплети меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом (Коса)

5.Испорченная продукция; союз между мужчиной и женщиной (брак)

-Какие слова вы записали?


Рассмотрим рисунки (иллюстрации в учебнике стр.153).

1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.

2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).

3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.

Вывод: многозначное – слово, имеющие несколько ЛЗ, однозначное – одно.



Одного ребёнка можно пригласить поработать у доски («тайно» с последующей проверкой).




















Правило стр. 154


Физминутка.


(Слайд 9)

Выполняют физминутку

Буратино потянулся,

Руки в стороны развел,

Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.



(Слайд10)

(Предположения детей).   



Рассуждение ребят. 

- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?

-Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку?

-Что искал Буратино?  (Ключ).

- Это слово однозначное или многозначное? Докажите.



Самостоятельная работа и проверка по эталону.





(Слайд 11)


Ребята выполняют задания в паре.














1)Определите и разбейте на 2 группы слова с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Для выполнения используйте Толковый словарь учебника стр.175-184.

Айсберг, число, кабинет, озимь, маяк, поземка, шарада, окончание, проталина, аршин.

Распределите слова в тетрадях.

Айсберг – одноз.

Маяк – одноз.

Поземка – одноз.

Шарада – одноз.

Число – многоз.

Кабинет – многоз.

Озимь – многоз.

Окончание – многоз.

Проталина – многоз.

Аршин – многоз.


2.Предлагаю вам тесты  двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для тех, кто уверен в себе.

-   В тесте №1 уже имеются вопросы и  есть часть ответа,  вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.

-   В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.

-   Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи!


Тест №1

Подчеркни однозначное слово.

 Пурга, корень, лисичка   ………….

Подчеркни многозначное слово.

Снеговик, земля, буква     ……….

Отметь +,  многозначные слова:

 - имеют одно значение;

 - имеют много значений;

 - имеют одинаковые корни.

 4)  Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь  + .

- однокоренные;

- однозначные;

- многозначные.

Тест №2

-  Закончите  предложения: 

1.Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучаются  значения  слов, называется…………. (лексика);

2.Любое слово имеет……значение

3.Смысл,  который  подразумевает  говорящий  при произнесении слова,   называется……….. (лексическим  значением);

4.Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение, называются……….. (однозначными);

5.Слова,  которые  имеют  два  или  более  лексических  значений, называются………… (многозначными).






Вспомнить правила работы в паре:

  1. Прислушиваться к мнению товарища.

  2. Работать вместе.

  3. Договариваться.







(Приложение 1)






( Работа в группе, тестовые задания на отдельных карточках).

Выбрать спикера 1-2 человека и представить свою работу.























Итог урока


(Слайд 12)

Ребята слушают внимательно, отвечают на загадку и доказывают свою точку зрения.

Не боится бегемота,
Но боится он лису.
На него идет охота
И в трамвае, и в лесу.
(заяц)

- Какое это слово по значению? Докажите. 

( зверек отряда грызунов, безбилетный пассажир, а также зритель, морской заяц- млекопитающее семейства тюленей)


Учитель читает загадку и задает вопрос






Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.



(Слайд 13)

.




Отвечают на вопросы.


Делают выводы и обобщения.


Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.


- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

- Выполнили ли мы её?

- Наш урок подошёл к концу. Опираясь на слайд, подведите итоги урока.

Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать о своих «открытиях» и достижениях. Для построения своих высказываний учащиеся используют начало предложений из слайда.

Теперь я знаю…

Теперь я умею…

Теперь я буду употреблять в своей речи…

Мне было интересно…

Мне понравилось…

Мне было трудно…


Ребята, давайте посмотрим на шкалу, где вы были в начале урока? Где сейчас? Какую оценку вы бы себе поставили?

Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу.











Шкала.














Домашнее задание.


(Слайд 14)



(Слайд 15)



Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Задание по выбору учащихся:

  1. определить значение слова «иголка»,

  2.  составить словосочетания со словом «иголка» во всех его значениях.

  3. составить предложения со словом «иголка» во всех его значениях

Педагог комментирует домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!