СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Однозначные и многозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Однозначные и многозначные слова"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Однозначные и многозначные слова"»

МБОУ «Сибирская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Алтайского края





Методическая разработка

урока русского языка в 5 классе

Тема: "Однозначные и многозначные слова”

Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.









Разработала: учитель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории

Пинчук Валентина Евгеньевна

Класс __5__________________________________________________________________________________

Предмет __русский язык______________________________________________________________________

Тема урока_Однозначные и многозначные слова»_____________________________________________________



Планируемые образовательные результаты/критерии успеха

Личностные

учащиеся научаться осознавать себя частью коллектива, проектировать свою деятельность.

Метапредметные

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе и в паре.

Предметные

познакомиться с «однозначными и многозначными словами», находить однозначные и многозначные слова в тексте.

Цели урока

Личностные

планировать и выполнять поставленные задачи; стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и уважения.

Метапредметные

формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата, стимулировать исследовательскую деятельность, работать в парах, принимать участие в коллективном обсуждении проблемы.

Предметные

создать условия для формирования у учащихся умений точно определять лексическое значение однозначных и многозначных слов.





ЗАМЫСЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ




Структура урока / этапы деятельности

Содержание взаимодействия

Примечания (краткий комментарий относительно приемов для включения в образовательный процесс обучающихся)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационный момент.

Приветствуют учителя. Рассаживаются по местам. Готовятся к восприятию информации

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. На занятии присутствуют гости, которые оценят нашу с вами работу. Приготовьтесь быть внимательными и старательными. Будет немного сложно, но интересно.

Повторите правило, которое было вам задано на домашнее задание. А я пока отмечу отсутствующих.


Педагог приветствует детей, проверяет их готовность к уроку.

Создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Мотивационный этап. 







(Слайд 3)















(Слайд 4)

Формулируют тему и задачи урока.

















Каждый ученик отвечает: «Я узнаю…., я научусь…»

Послушайте стихотворение А. Шибаева

Лисичка

Доброй летней порой

Бродили по лесу с сестрой.

Хоть устали от ходьбы –

В кузовах у нас грибы.

Вдруг мне крикнула сестричка:

– Глянь, под елкою лисичка!

Я от елки – без оглядки,

Заблестели только пятки.

Я от страха онемел,

В стороне за пень присел.

Громко сердце бьется,

А сестра смеется:

– Нас не съест она, поверь,

То грибок такой, не зверь.


- О чем  говорится в стихотворении?

 - А сколько лексических значений имеет здесь слово лисичка?

 - Какие еще значения этого слова вы знаете?

 - Предположите, какой будет тема урока.

(Слова, которые имеют несколько значений.  Вариант: многозначные слова).

-  Чему вы должны сегодня научиться?


(название стихотворения не читает)








( При ответе на вопрос можно воспользоваться  толковым словарем).










Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

(Слайды 5, 6, 7, 8)

Отвечают на вопросы учителя.


Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках?

- Что такое лексика? (словарный состав языка)

- Что такое лексикология? (раздел науки о языке, который изучает лексику)

- Что выражает лексическое значение слова? (содержание)

- Что выражает грамматическое значение слова? (форма)

Молодцы.


Вопросы:

- Какой кнопкой нельзя приколоть бумагу к стене?

- Какую грушу нельзя съесть?

- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?

- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.

- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.





-Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату и тему урок.






Шкалу.



(Например, канцелярская прикалывает бумагу к столу или стене. Кнопка звонка служит для того, чтобы на неё нажимать. Тогда раздастся мелодия или гудок. Кнопка на платье или другой одежде служит застёжкой; сладкая груша (фрукт), боксерская груша).




Первичное закрепление.

(Умение отличать новое от уже известного)

Выполняют задание, при необходимости задают вопросы учителю.


Игра « Узнай слова» 

1. Подземная часть растения; часть зуба (Корень);

2. Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

А называются (Иголки)

3.Часть предмета за которую берутся; письменная принадлежность (Ручка)

4. Право, я прическа – чудо

Заплети меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом (Коса)

5.Испорченная продукция; союз между мужчиной и женщиной (брак)

-Какие слова вы записали?


Рассмотрим рисунки (иллюстрации в учебнике стр.153).

1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.

2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).

3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.

Вывод: многозначное – слово, имеющие несколько ЛЗ, однозначное – одно.



Одного ребёнка можно пригласить поработать у доски («тайно» с последующей проверкой).




















Правило стр. 154


Физминутка.


(Слайд 9)

Выполняют физминутку

Буратино потянулся,

Руки в стороны развел,

Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.



(Слайд10)

(Предположения детей).   



Рассуждение ребят. 

- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?

-Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку?

-Что искал Буратино?  (Ключ).

- Это слово однозначное или многозначное? Докажите.



Самостоятельная работа и проверка по эталону.





(Слайд 11)


Ребята выполняют задания в паре.














1)Определите и разбейте на 2 группы слова с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Для выполнения используйте Толковый словарь учебника стр.175-184.

Айсберг, число, кабинет, озимь, маяк, поземка, шарада, окончание, проталина, аршин.

Распределите слова в тетрадях.

Айсберг – одноз.

Маяк – одноз.

Поземка – одноз.

Шарада – одноз.

Число – многоз.

Кабинет – многоз.

Озимь – многоз.

Окончание – многоз.

Проталина – многоз.

Аршин – многоз.


2.Предлагаю вам тесты  двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для тех, кто уверен в себе.

-   В тесте №1 уже имеются вопросы и  есть часть ответа,  вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.

-   В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.

-   Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи!


Тест №1

Подчеркни однозначное слово.

 Пурга, корень, лисичка   ………….

Подчеркни многозначное слово.

Снеговик, земля, буква     ……….

Отметь +,  многозначные слова:

 - имеют одно значение;

 - имеют много значений;

 - имеют одинаковые корни.

 4)  Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь  + .

- однокоренные;

- однозначные;

- многозначные.

Тест №2

-  Закончите  предложения: 

1.Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучаются  значения  слов, называется…………. (лексика);

2.Любое слово имеет……значение

3.Смысл,  который  подразумевает  говорящий  при произнесении слова,   называется……….. (лексическим  значением);

4.Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение, называются……….. (однозначными);

5.Слова,  которые  имеют  два  или  более  лексических  значений, называются………… (многозначными).






Вспомнить правила работы в паре:

  1. Прислушиваться к мнению товарища.

  2. Работать вместе.

  3. Договариваться.







(Приложение 1)






( Работа в группе, тестовые задания на отдельных карточках).

Выбрать спикера 1-2 человека и представить свою работу.























Итог урока


(Слайд 12)

Ребята слушают внимательно, отвечают на загадку и доказывают свою точку зрения.

Не боится бегемота,
Но боится он лису.
На него идет охота
И в трамвае, и в лесу.
(заяц)

- Какое это слово по значению? Докажите. 

( зверек отряда грызунов, безбилетный пассажир, а также зритель, морской заяц- млекопитающее семейства тюленей)


Учитель читает загадку и задает вопрос






Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.



(Слайд 13)

.




Отвечают на вопросы.


Делают выводы и обобщения.


Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.


- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

- Выполнили ли мы её?

- Наш урок подошёл к концу. Опираясь на слайд, подведите итоги урока.

Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать о своих «открытиях» и достижениях. Для построения своих высказываний учащиеся используют начало предложений из слайда.

Теперь я знаю…

Теперь я умею…

Теперь я буду употреблять в своей речи…

Мне было интересно…

Мне понравилось…

Мне было трудно…


Ребята, давайте посмотрим на шкалу, где вы были в начале урока? Где сейчас? Какую оценку вы бы себе поставили?

Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу.











Шкала.














Домашнее задание.


(Слайд 14)



(Слайд 15)



Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Задание по выбору учащихся:

  1. определить значение слова «иголка»,

  2.  составить словосочетания со словом «иголка» во всех его значениях.

  3. составить предложения со словом «иголка» во всех его значениях

Педагог комментирует домашнее задание.