Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
Структура урока / этапы деятельности | Содержание взаимодействия | Примечания (краткий комментарий относительно приемов для включения в образовательный процесс обучающихся) |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный момент. | Приветствуют учителя. Рассаживаются по местам. Готовятся к восприятию информации | Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. На занятии присутствуют гости, которые оценят нашу с вами работу. Приготовьтесь быть внимательными и старательными. Будет немного сложно, но интересно. Повторите правило, которое было вам задано на домашнее задание. А я пока отмечу отсутствующих. | Педагог приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. |
Мотивационный этап. (Слайд 3) (Слайд 4) | Формулируют тему и задачи урока. Каждый ученик отвечает: «Я узнаю…., я научусь…» | Послушайте стихотворение А. Шибаева Лисичка Доброй летней порой Бродили по лесу с сестрой. Хоть устали от ходьбы – В кузовах у нас грибы. Вдруг мне крикнула сестричка: – Глянь, под елкою лисичка! Я от елки – без оглядки, Заблестели только пятки. Я от страха онемел, В стороне за пень присел. Громко сердце бьется, А сестра смеется: – Нас не съест она, поверь, То грибок такой, не зверь. - О чем говорится в стихотворении? - А сколько лексических значений имеет здесь слово лисичка? - Какие еще значения этого слова вы знаете? - Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова). - Чему вы должны сегодня научиться? | (название стихотворения не читает) ( При ответе на вопрос можно воспользоваться толковым словарем). |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия (Слайды 5, 6, 7, 8) | Отвечают на вопросы учителя. | Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках? - Что такое лексика? (словарный состав языка) - Что такое лексикология? (раздел науки о языке, который изучает лексику) - Что выражает лексическое значение слова? (содержание) - Что выражает грамматическое значение слова? (форма) Молодцы. Вопросы: - Какой кнопкой нельзя приколоть бумагу к стене? - Какую грушу нельзя съесть? - Одно или несколько значений имеют выделенные слова? - Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность. - При затруднении можно обратиться к толковому словарю. -Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату и тему урок. | Шкалу. (Например, канцелярская прикалывает бумагу к столу или стене. Кнопка звонка служит для того, чтобы на неё нажимать. Тогда раздастся мелодия или гудок. Кнопка на платье или другой одежде служит застёжкой; сладкая груша (фрукт), боксерская груша). |
Первичное закрепление. (Умение отличать новое от уже известного) | Выполняют задание, при необходимости задают вопросы учителю. | Игра « Узнай слова» 1. Подземная часть растения; часть зуба (Корень); 2. Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на елке, А называются (Иголки) 3.Часть предмета за которую берутся; письменная принадлежность (Ручка) 4. Право, я прическа – чудо Заплети меня не худо. На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом (Коса) 5.Испорченная продукция; союз между мужчиной и женщиной (брак) -Какие слова вы записали? Рассмотрим рисунки (иллюстрации в учебнике стр.153). 1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам. 2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы). 3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное. Вывод: многозначное – слово, имеющие несколько ЛЗ, однозначное – одно. | Одного ребёнка можно пригласить поработать у доски («тайно» с последующей проверкой). Правило стр. 154 |
Физминутка. (Слайд 9) | Выполняют физминутку | Буратино потянулся, Руки в стороны развел, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно. | |
(Слайд10) | (Предположения детей). Рассуждение ребят. | - Случайно ли мы выбрали такую физминутку? -Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? -Что искал Буратино? (Ключ). - Это слово однозначное или многозначное? Докажите. | |
Самостоятельная работа и проверка по эталону. (Слайд 11) | Ребята выполняют задания в паре. | 1)Определите и разбейте на 2 группы слова с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Для выполнения используйте Толковый словарь учебника стр.175-184. Айсберг, число, кабинет, озимь, маяк, поземка, шарада, окончание, проталина, аршин. Распределите слова в тетрадях. Айсберг – одноз. Маяк – одноз. Поземка – одноз. Шарада – одноз. Число – многоз. Кабинет – многоз. Озимь – многоз. Окончание – многоз. Проталина – многоз. Аршин – многоз. 2.Предлагаю вам тесты двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для тех, кто уверен в себе. - В тесте №1 уже имеются вопросы и есть часть ответа, вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ. - В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать. - Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи! Тест №1 Подчеркни однозначное слово. Пурга, корень, лисичка …………. Подчеркни многозначное слово. Снеговик, земля, буква ………. Отметь +, многозначные слова: - имеют одно значение; - имеют много значений; - имеют одинаковые корни. 4) Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь + . - однокоренные; - однозначные; - многозначные. Тест №2 - Закончите предложения: 1.Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется…………. (лексика); 2.Любое слово имеет……значение 3.Смысл, который подразумевает говорящий при произнесении слова, называется……….. (лексическим значением); 4.Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются……….. (однозначными); 5.Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются………… (многозначными). | Вспомнить правила работы в паре: Прислушиваться к мнению товарища. Работать вместе. Договариваться. (Приложение 1) ( Работа в группе, тестовые задания на отдельных карточках). Выбрать спикера 1-2 человека и представить свою работу. |
Итог урока (Слайд 12) | Ребята слушают внимательно, отвечают на загадку и доказывают свою точку зрения. | Не боится бегемота, Но боится он лису. На него идет охота И в трамвае, и в лесу. (заяц) - Какое это слово по значению? Докажите. ( зверек отряда грызунов, безбилетный пассажир, а также зритель, морской заяц- млекопитающее семейства тюленей) | Учитель читает загадку и задает вопрос |
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. (Слайд 13) . | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. | - Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные). - Выполнили ли мы её? - Наш урок подошёл к концу. Опираясь на слайд, подведите итоги урока. Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать о своих «открытиях» и достижениях. Для построения своих высказываний учащиеся используют начало предложений из слайда. Теперь я знаю… Теперь я умею… Теперь я буду употреблять в своей речи… Мне было интересно… Мне понравилось… Мне было трудно… Ребята, давайте посмотрим на шкалу, где вы были в начале урока? Где сейчас? Какую оценку вы бы себе поставили? Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу. | Шкала. |
Домашнее задание. (Слайд 14) (Слайд 15) | Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Задание по выбору учащихся: определить значение слова «иголка», составить словосочетания со словом «иголка» во всех его значениях. составить предложения со словом «иголка» во всех его значениях | Педагог комментирует домашнее задание. |