СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий  для усвоения учащимися способа определения одушевлённых  и неодушевлённых имён существительных.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"»

Технологическая карта урок русского языка

(система «Школа России» )

Тема урока: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Цель урока: создание условий для усвоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

Задачи:

• содействовать формированию УУД ( регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные : уважение у мнению других людей; умение высказывать и доказывать своё мнение, создавать мини-высказывание)

• актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

• смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных;

• развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;


Планируемые результаты:

Личностные:

• стремление к более точному выражению своего собственного мнения и позиции;

• способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

Предметные:

• освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» по вопросам ;

• освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

Метапредметные:

Познавательные:

• самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

• формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

• добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные:

• умение оформлять свои мысли в устной речи;

•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь ;

• договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• освоение способа решения проблемного поискового характера.

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык 2 класс, карточки со словами.


Основные понятия, изучаемые на уроке: части речи, имя существительное, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.




№ п/п

Этап

УУД

Деятельность

Учителя

Учащегося

1.








2.







































3.

















4.










5.





6.


























6.
























7.















8.

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: создать положительный настрой обучающихся к деятельности.

Актуализация знаний, умений.

Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения

























Целеполагание

Цель: формулирование темы и задач урока












«Открытие» учащимися нового знания


Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог


Физкультминутка

Цель: смена деятельности


Закрепление изученного материала

Цель: организовать включение нового знания в систему через установление связей между новыми знаниями и ранее изученными.















Самостоятельная работа

Цель: создать условия для активной познавательной деятельности,



















Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности.


Домашнее задание Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания


Личностные:

Самоопределение (мотивация учения)






Познавательные УУД:

Общеучебные:

- поиск и выделение информации;

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Коммуникативные.

Постановка вопросов

( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Познавательные:

Принимают учебную задачу, строят свои действия в соответствии с ней. Применяют полученные знания.




Познавательные:

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

Логические. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

Регулятивные: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).








Коммуникативные:

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).


Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.








Регулятивные:

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Организация начала урока.

Давайте поприветствуем друг друга на уроке.

Что нужно для того, чтобы урок был содержательным для вас, вы узнали много нового и познавательного?



Запишем: дату, название вида работы

Минутка чистописания.

Запишите красиво, правильно букву заглавную в соединении со строчной.

Работа со звуком.

Что вызнаете об этой букве?


Какую орфограмму с этой буквой изучали?

С красной строки запишите слово на эту букву Школа

Из словаря учебника на с. 134 назовите слова, входящие в эту тематическую группу. Когда будете находить эти слова, обращайте внимание на орфограмму в слове.


Что объединяет все эти слова?




Проверим, какие знания есть у вас об имени существительном. На карточке отметьте верный ответ.

1. Что обозначают имена существительные?

а) действие предмета;
б) признак предмета;
в) предмет
.

2. Подчеркните вопросы, на которые отвечают имена существительные.

Какой? Что? Что делает? Кто? Что сделает?

Проверьте по образцу. Исправьте зелёным цветом.

Что повторили, выполняя задание на карточке?

Кто выполнил без ошибок?

Остальные повторят тему, и в следующий раз выполнят правильно.

Как определили, что это существительные? Обозначают предмет, отвечают на вопросы: кто? что?

Мы продолжим работать с тематической группой школа. На какие 2 группы можно распределить эти существительные?

На слайде в этих словах пропущена орфограмма, запишем, проговаривая, их в две группы.



Целеполагание.


Предположите тему нашего урока.




Какие цели поставим на уроке?



Правильно. И узнаем, как они называются.

Как вы определили, к каким существительным поставить вопрос кто?

А ещё, к каким существительным поставим вопрос кто?

Может быть, кто-то знает, как называются эти 2 группы существительных?

Где мы можем найти ответ на вопрос?

Правильно. Откройте с. 48

Теперь вы знаете, как определить, к какой группе относится существительные?

Физминутка

Я назову слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Если кто помашите руками, покажем движение, если что? – не двигаемся.


Работа в парах.

Откройте учебник на стр. 49. Прочитайте задание к упражнению 81.

По одной паре прочитайте подобранные существительные?


Какие вы записали имена существительные?


Чему учились, выполняя данное задание?



Работа в группах.

Предлагаю для дальнейшей успешной работы с данной темой, составить алгоритм.

«Как определить является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым»

От одной группы вывешивают Алгоритм на доске.

1. Найди имя существительное.

2. Определи, что оно называет.

3. Если называет людей и животных, задай вопрос кто?

4. Задал вопрос кто? Значит одушевлённое имя существительное.

5. Если не называет людей и животных, задай вопрос что?

6. Задал вопрос что? Значит неодушевлённое имя существительное.



Для чего мы составили алгоритм?


Разноуровневые задания.

Если останется время учащиеся работают по индивидуальным разноуровневым карточкам.


1 уровень

Спишите слова. Над существительными надпишите од. или неод.

Синица, лед, снегирь, шарф, шуба, заяц, зима.


2 уровень

Спишите предложения. Над существительными надпишите одуш. или неод.

Наступила зима. Белое пушистое одеяло укрыло землю. Белка приготовила на зиму орехи.


3 уровень

Составьте предложения, запишите. Над существительными надпишите од. или неод.

К, прилетели, кормушке, синицы, суетливые.

На, орехи, приготовила, белка, зиму.


Рефлексия

«Я знаю, я умею, я могу».

Я знаю, что имена существительные бывают …..


Я смогу различить …….



Одушевлённые им. существительные….

Неодушевлённые им. существительные….

Что на уроке вызвало затруднение?




Домашнее задание: Выполнить задание на карточках др. уровня.








Внимательно слушать, помогать друг другу.







Буква Ш обозначает звук ш – он согласный, парный глухой и непарный твёрдый.

Гласная после шипящего(ши). Девочка, ребята, класс, пенал, ученик, учитель, тетрадь, рисунок, карандаш. Они из одной тематической группы. Все слова имена существительные.

Работают по карточке.









Всё, что знаем об имени существительном.





Существительные, отвечающие на вопросы: кто? и что? (Распределяют на 2 группы на слайде). Записывают с орфографическим проговариванием.

Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Сегодня научимся классифицировать существительные по данному признаку.

Называют людей,

животных.

В учебнике. Прочитали правило.



Выполняют физминутку.



На листах записывают по 2 имени существительных к каждой группе.

Одушевлённые.

Подбирать одушевлённые существительные.

1. Найди имя существительное.

2. Определи, что оно обозначает.

3. Если обозначает людей и животных, задай вопрос кто?

4. Задал вопрос кто? Значит одушевлённое имя существительное.

5. Если не обозначает людей и животных, задай вопрос что?

6. Задал вопрос что? Значит неодушевлённое имя существительное.


Данный алгоритм поможет нам в дальнейшей работе.




Осуществляют самопроверку и самооценку.


















Одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

Отвечают на вопрос кто?

Отвечают на вопрос что?

Ответы детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!