Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов с буквами "Ь" и "Й" в середине слов""

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов с буквами "Ь" и "Й" в середине слов""»

Урок русского языка в 1 классе по теме «Перенос слов».

( 3 урок по теме).


Тема: Перенос слов с буквами «Ь» и «Й» в середине слова.

Задачи: В совместной деятельности сделать вывод о переносе слов с буквами «Й» и «Ь» в середине; учить применять правила в практических ситуациях.

Развивать навыки самоконтроля, умение анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

Воспитывать аккуратность, культуру общения, взаимопомощь.

Оборудование: учебник русского языка для 1 класса, автор Полякова А.В., карточки со словами, карточки для групповой работы, иллюстрации ( еловый лес, сосновый и березовый; весенняя капель), алгоритм выполнения переноса слов.


Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

2. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение темы: «Перенос слов». А начать его мне захотелось с веселых стихов. Подумайте, почему же стихи веселые? (на доске записаны слова, дети читают их вполголоса, затем один ученик вслух ):

Как я перенёс слова.

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенёс:

ЕДВА я перенёс: Е - ДВА,

Как получил за это «два» .

УКОЛ я перенёс: У- КОЛ

И получил за это «кол».

ОПЯТЬ я перенёс: О - ПЯТЬ

Теперь, наверно, будет «пять»!

( ответы детей на вопрос)


- Ребята, как вы думаете, а кто мог все это нам рассказать? Почему вы так решили? ( предполагают, что тот, кто не знает правила переноса или , например, Незнайка)

- А какие правила не знает герой этого стихотворения? (Дети формулируют правила, с которыми они уже знакомы)

1. Слова переносятся по слогам.

2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

- Что еще неверно сделал наш герой? ( неверно разделил слово ЕДВА на слоги).

- Что же может помочь нам при переносе слов? (алгоритм, который мы составили)

- Назовите «шаги» нашего алгоритма. ( при необходимости можно использовать «опору», на которой дан алгоритм действий.) Исправление ошибок на доске.


2. Постановка учебной задачи.

- Ребята, как вы думаете, все правила переноса мы с вами знаем? ( высказывают предположение, что скорее всего не все)

- Ребята, посмотрите, сколько правил переноса существует! (показ листа с правилами). А вам хочется узнать другие правила? Тогда за работу!

- Итак, какую задачу мы поставим перед собой на уроке? ( узнать новые правила переноса)


3. «Открытие» нового знания.

А) Парная форма работы.

На наборном полотне находится 7 слов ( на карточках). В конвертах у каждой пары эти же слова.

МАЙ, ЧАЙ, КАПЕЛЬ, ЕЛЬ, РУЧЕЙ, УГОЛЬ, ОКУНЬ.

-Прочтите слова. Значения каких слов неизвестно вам? (Капель – можно обратиться к толковому словарю, показать иллюстрацию, обратив внимание на образование этого слова, чтобы детям легче было запомнить его написание).

-Ребята, работая в паре, необходимо разделить данные слова на 2 группы по самостоятельно выявленному признаку.

Желательно рассмотреть разные варианты группировки для закрепления ранее изученного материала и обосновать их.

1. Слова, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?

2. Слова, односложные и двусложные.

3. Слова, которые начинаются с гласного и согласного звуков.

4. Слова, заканчивающие на буквы «Й» и «Ь».

Б) Коллективная форма работы.

-Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Составь слово» . Её правила таковы: при помощи слогов ---КА,- НИК, -КИ составить новые слова.

Возможны следующие слова : майка, майки, чайка, чайки, чайник, капелька, капельки, капельник (старинное название месяца «март»), ельник ( уточнить значение, показав для сравнения иллюстрации «сосняк», «березняк», «ельник»), ручейки, угольки, угольник, окуньки и др.

- Сейчас, ребята, постараемся разделить для переноса те слова, которые у нас получились. Что же для этого нам необходимо сделать? Верно, вспомнить алгоритм. ( при необходимости вывесить «опору»). Мы с ребятами создали такой алгоритм:

1. Раздели слово на слоги.

2. Вспомни правила. ( К данному уроку знают правила о том, что слова переносятся по слогам, одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить).

3. Раздели слово для переноса.

Идет письменное комментированное выполнение задания. Дети образовывали слова при помощи слогов, поэтому при переносе они уверенно отделяют их от предшествующего слога. Получается запись и на наборном полотне. Самопроверка с наборного полотна, на котором слова уже расположены следующим образом:

МАЙ - КА ЕЛЬ - НИК

ЧАЙ - НИК УГОЛЬ - КИ

РУЧЕЙ - КИ РУ-ЧЕЙКИ КАПЕЛЬ - КА КА- ПЕЛЬКА

… …

- Посмотрите внимательно на слова. Что вы заметили?

- Как же мы разделили слова с буквами «Й» и «Ь» в середине для переноса? ( дети уверенно говорят правило - буквы «Й» и «Ь» не отделяются от стоящих перед ними букв).

-Откройте учебник на с.21, 22 , прочтите правила «про себя» ( затем чтение правила вслух 1-2 учениками).

-Что вы можете сказать о нашем выводе про перенос слов с буквами «Й» и «Ь» знаком в середине?

- Сформулируйте общий вывод о переносе слов с буквами «Й» и «Ь» в середине слова.


4. Физпауза ( упражнение «Ворона» ( по стихотворению А.Блока) для укрепления мышц спины и живота, дыхательная гимнастика).

Вот ворона на крыше покатой (вдох)

Так с зимы и осталась лохматой… ( выдох)

А уж в воздухе – вешние звоны, (вдох)

Даже дух занялся у вороны (выдох)

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, (прыгаем на двух ногах)

Вниз на землю глядит она боком (повороты вправо-влево)

Что белеет под нежною травкой? (наклон вперед)

Вон желтеют под серою лавкой (наклон вперед)

Прошлогодние мокрые стружки… (наклон вперед)

Это все у вороны – игрушки, (руки на пояс)

И уж так-то ворона довольна, (повороты вправо-влево)

Что весна и дышать ей привольно! (шагаем на месте)


5. Первичное закрепление.

Выполнение упражнения № 31 (с.22 ) с комментированием деления слов для переноса.

Дети пользуются алгоритмом. Взаимопроверка.


6.Самостоятельная работа.

Каждый ученик получает карточку со словами, разделенными для переноса.

1 карточка 2 карточка 3 карточка

УЛИ-ЦА УЛИ-ЦА УЛИ-ЦА

МОЛНИ-Я МОЛНИ-Я МОЛНИ-Я

КАПЕЛ-ЬКА КАПЕЛ-ЬКА КАПЕЛ-ЬКА

МУРАВЕЙ-НИК МУРАВЕЙ-НИК МУРАВЕЙ-НИК

СТРО-ЙКА СТРО-ЙКА СТРО-ЙКА

ЛУЖ-АЙКА ЛУЖ-АЙКА ЛУЖ-АЙКА

ПАЛЬ-ЧИК ПАЛЬ-ЧИК ПАЛЬ-ЧИК

О-ГОНЬ О-ГОНЬ

ЗАЙ-КА

ДЕ-НЬКИ


(Количество слов на карточках различно в зависимости от темпа работы каждого ученика. Кроме того, обязательно необходимо продумать разные виды помощи нуждающимся детям ).

- Ребята, прочтите слова. Значения каких слов вам неизвестно? ( при необходимости пояснить или воспользоваться словарем ).

- А теперь проверьте, правильно ли разделены слова для переноса? Если вы согласны с таким способом деления слова для переноса, то поставьте рядом со словом «+», а если вы считаете, что так переносить нельзя , то - знак « – ».

Самостоятельная работа завершается самопроверкой с доски, где стоят знаки «+» и « - » в нужной последовательности, сверху вниз.

-Кто сумел выполнить верно все задание ? Кто допустил одну ошибку? …

-Каким алгоритмом пользовались при выполнении задания? Какими правилами ?

-Какие слова на карточках разделены неверно? Объясните.

-Запишите в тетрадь эти слова, разделите для переноса правильно.

Взаимопроверка.


7. Рефлексия.

- А к нам гость! Вы его узнали? Конечно, это Незнайка. Все ребята на уроке с увлечением трудились. А давайте расскажем Незнайке , что главное для себя открыли на уроке.

-Незнайка принес нам два слова ( «КОНЬКИ», «РУЧЬИ»). Он разделил эти слова для переноса так:: КОНЬ-КИ, РУ - ЧЬИ. Верно ли это? (Обсуждение, возвращение к правилу, которому такое деление не противоречит)

-Почему же так по-разному разделены для переноса слова с буквой «Ь» в середине ?

( Сравнив слова, дети приходят к выводу, что здесь различна функция мягкого знака, что и влияет на перенос. Важно, чтобы при переносе буква «Ь» не отделялась от предшествующей буквы).

- Назовите, какие словарные слова, написание которых нужно запомнить, сегодня нам встретились? ( огонь, муравей, муравейник, улица, капель, береза, коньки )


8. Домашнее задание творческого характера ( по желанию).

- Незнайка предлагает нам творческое задание. У кого есть желание, составьте предложение, используя эти ( Незнайка, коньки, ручьи) и другие слова. Можно нарисовать рисунок.


9. Подведение итогов.

- Что было на уроке главное? Какие правила запомнили о переносе слов?

- Что было на уроке интересное?

Самооценка детьми своего эмоционального состояния и деятельности на уроке.

К следующему уроку один ученик не только изобразил Незнайку на коньках, но и принес свое стихотворение:

Светило солнышко тепло. И был он страшно удивлен:

И снег сошел уже давно, «Как долго собирался он

Когда Незнайка, взяв коньки, С друзьями выйти погулять!?

Увидел, что текут ручьи. Уж точно, не минуток пять!»











УЛИ-ЦА

УЛИ-ЦА

УЛИ-ЦА

МОЛНИ-Я

МОЛНИ-Я

МОЛНИ-Я

КАПЕЛ-ЬКА

КАПЕЛ-ЬКА

КАПЕЛ-ЬКА

МУРАВЕЙ-НИК

МУРАВЕЙ-НИК

МУРАВЕЙ-НИК

СТРО-ЙКА

СТРО-ЙКА

СТРО-ЙКА

ЛУЖ-АЙКА

ЛУЖ-АЙКА

ЛУЖ-АЙКА

ПАЛЬ-ЧИК

ПАЛЬ-ЧИК

ПАЛЬ-ЧИК

О-ГОНЬ

О-ГОНЬ


ЗАЙ-КА



ДЕ-НЬКИ















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей