СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока с профессиональной направленностью по теме "Цилиндр" (профессия "Повар, кондитер")

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка может быть полезна преподавателям математика СУЗ, ведущих обучение в группах поваров, кондитеров

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока с профессиональной направленностью по теме "Цилиндр" (профессия "Повар, кондитер")»

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «БОЛЬШЕРЕЧЕНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»







Методическая разработка

урока по учебной дисциплине

«Математика»

Профессия 43.01.09.«Повар, кондитер», 2 курс








Тема «Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра»


Иванютина Нина Афанасьевна,

преподаватель математики




















Большеречье 2022

ВВЕДЕНИЕ

Тенденции и перспективы развития современного образования направлены на формирование высококвалифицированных, конкурентоспособных выпускников, способных качественно решать профессиональные задачи в короткие сроки, ис­пользуя современные технологии. Знание математических методов и умение их использовать при решении профессиональных задач позволят студентам стать рабочими и служащими, удовлетворяющими требованиям мировых стандартов. Эта тема в настоящее время очень актуальна.

Перед преподавателем математики стоит достаточно сложная задача не про­сто объяснить, что математика это часть общечеловеческой культуры, но и заинте­ресовать, увлечь и доказать, что в профессиональной деятельности только всесто­ронне развитый профессионал может конкурировать на рынке труда.

При этом, главной задачей педагога является систематизировать знания студентов по выполнению математических операций, сформировать умения по использованию математического аппарата для решения ситуационных задач профессиональной направленности.

Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Ра­циональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая студентов к активному обучению.

Наиважнейшее значение имееет профессиональная направленность преподавания математики — от того, есть ли у студента интерес к изучаемой дисциплине, к изучаемому материалу зависит успешность его изучения.

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям математики СПО, преподавателям спецдисциплин и мастерам производственного обучения для осуществления связи профессиональных знаний и умений с математикой на занятиях теоретического и производственного обучения..



Тема занятия:  «Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра»


Цели :

Образовательные: ввести понятие цилиндра; сформировать понятия площади полной и боковой поверхности цилиндра; вывести формулы площади поверхности цилиндра и сформировать умения применять их при решении задач; проверить уровень первичного усвоения материала обучающегося;

Развивающие: способствовать развитию пространственного мышления, культуры математической речи; коммуникативных умений: умения слушать и слышать, правильно задавать вопросы;

Воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебному труду, осознанию ценности коллективной мыслительной деятельности, формированию представлений о математике, как о части общечеловеческой культуры. 
Задачи: Научить обучающихся применять формулы полной и боковой поверхностей цилиндра при решении задач.

Образовательный аспект:

  • изучить понятие цилиндра

  • познакомить обучающихся с формулами для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра;

  • сформировать навыки решения задач по данной теме;

  • научить составлять алгоритм решения задач;

Развивающий аспект:

  • развивать навыки анализа данных условия задачи;

  • развивать навыки работы в группах и выдвижения новых идей по решению задач;

  • развивать пространственное воображение обучающихся ;

  • создать условия для развития умений формулировать проблему нахождения неизвестных данных по известным величинам;

  • содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.

Воспитательный аспект:

  • создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку геометрии путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  • помочь осознать ценность совместной деятельности;

  • воспитывать культуру математической речи.


Тип занятия:


Используемые формы  организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический (слайды, беседа); эмоциональный метод (поощрение, создание ситуации свободного выбора заданий); социальные (создание ситуации взаимопомощи); само- и взаимоконтроль.        

Используемые технологии:    современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала и на этапе  рефлексии),  информационно – коммуникационные технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии

Методическое обеспечение занятия:

Оборудование и источники информации: 

  • учебник Л.С.Атанасян и др. Геометрия, 10-11 классы, М,: Просвещение, 2016;

  • раздаточный материал ( карточки «Задачи с инструкциями», оценочные листы);

Техническое обеспечение занятия: ноутбук, проектор, презентация.



Учебно-методическое обеспечение фрагмента урока:

  • дидактические средства: рабочие тетради, электронная презентация;

  • методические средства: муляжи тортов, выписки из сборников рецеп­тур;

  • технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран.


















Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

Время (мин.)

Задачи, решаемые на этапе

Содержание этапа.

Формы, методы и средства обучения

Предполагаемый результат

ОК, ПК, З,У

1

Организаци­онный момент

Мотивация деятельности обучающихся


3мин.

Создать условия для быстрого включения обучающихся в деловой ритм, воспитания интереса к предмету.

Приветствие, организация внимания обучающихся, мотивация их деятельности; формулирование задач урока и их решения в сотрудничестве с обучающимися; организация рабочего места.


ОК 1. Понимать сущ­ность и социальную зна­чимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2

Повторение ранее изученного материала

7мин.

Формирование устной математической речи, развитие пространственного мышления, коррекция и контроль знаний по теме «Правильная пирамида».

«Многогранники». Выделим из них 2 самых популярных тела:

1. Правильная пирамида.

2. Прямоугольный параллелепипед.

УСТНЫЙ ОПРОС

Игра «Покажи-расскажи».

Приложение№1

Форма опроса: групповая

Форма контроля: индивидуальная (комментированная оценка преподавателя).


3

Актуализа­ция опорных знаний, постановка проблемы

12мин.

Переработка полученной информации для формулировки выводов; развитие критического мышления; формирование устной математической речи; развитие коммуникативных умений.

Изучая стереометрию, мы познакомились с многогранниками. Сегодня на уроке мы продолжим изучение стереометрических фигур.

Назовите одним словом из стереометрии все объекты, которые я перечислю: хоккейная шайба, водопроводная труба, стакан для карандашей, кастрюля, консервная банка, Пизанская башня…

ОТВЕТ: Цилиндр

Вот мы и определили тему сегодняшнего урока. А чему мы должны научиться, изучая эту тему? (обучающиеся ставят цели урока)

Цели урока:

  • Знать определение цилиндра, его виды, элементы, сечения;

- Уметь показывать элементы и сечения на чертеже;

- Знать формулы площади поверхности цилиндра;

  • Уметь выполнять чертеж цилиндра, его развертку;

- Уметь решать задачи по теме «Цилиндр», в том числе, связанные с будущей профессией

Приложение№2

Форма опроса: фронтальная

Форма контроля: индивидуальная (комментированная оценка преподавателя).

- Создание проблемной ситуации и постановка проблемы;

- Определение темы, целей и задач урока методом мозгового штурма.

На экране название темы и цели урока (Приложение 2.

Слайд 1).

ОК 1. Понимать сущ­ность и социальную зна­чимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

4

Изучение нового материала

13мин.

Получение новых знаний; переработка полученной информации; демонстрация культуры математической речи; развитие умения слушать и слышать, правильно задавать вопросы.

С образом цилиндра человек знаком очень давно. Этому способствовали виды стволов деревьев, из которых со временем стали изготавливать балки для строительства жилищ, мостов и других сооружений. Еще 3-4 тысячи лет назад люди научились украшать дворцы и храмы высокими колоннами, для чего из каменных глыб вытесывали цилиндры. Древний термин "цилиндр" происходит от греческого слова "Kylindros" -килиндрос, то есть "вращаю", "катаю" или "валик", "свиток ".

Евклид, указывая на способ образования цилиндра, говорит, что если прямоугольник, вращающийся около одной из его сторон, снова вернется в то же самое положение, из которого он начал двигаться, то описанная фигура и будет цилиндром. Многие великие люди занимались изучением этой фигуры.

Лекция с использованием презентации

Видеоролик «Цилиндр» - 7 минут

Приложение 2

Слайды 2-9


ОК 1. Понимать сущ­ность и социальную зна­чимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


ОК 3. Принимать реше­ния в стандартных и не­стандартных ситуациях и нести за них ответствен­ность

5

Закрепление нового материала

20мин.

Формирование устной математической речи, умения работать с учебником, развитие пространственного мышления, первичная коррекция и контроль знаний по новой теме.




Формирование умения работать с тестовым заданием, развитие пространственного мышления, вторичная коррекция и экспресс-контроль знаний по новой теме.

Закрепление знаний путем решения тестового задания

Работаем с книгой. Открыли с. 130 учебника. Я задаю вопросы, а вы читаете нужное предложение и указываете соответствующий рисунок



Приложение№3









Работаем с тестовым заданием. Можно решать в паре. Разговариваем тихо, не мешая соседям спереди и сзади. Тестовое задание

Приложение№4



Слайды 12-13




Решение задач №525,523




  1. Дальнейшее изучение новой темы (с использованием презентации) (эвристическая беседа) (Слайды).


В "Началах" Евклида есть ряд теорем об объеме цилиндра. Площадь боковой поверхности найдена Архимедом в работе "О шаре и цилиндре". Герон в "Метрике" приводит примеры вычисления площади поверхности и объема цилиндра. В настоящее время цилиндры используются в механике, строительстве, печатном деле, мебельном производстве, гидравлических системах и др. Давайте представим, что было бы, если бы форму цилиндра убрать совсем из архитектуры, строительства и т.д.? (обучающиеся высказывают свои мнения).

  • Рассмотрим вторую часть темы это площадь цилиндра. (площадь боковой поверхности, полная площадь цилиндра). А нужны ли нам эти знания, где они могут использоваться в жизни? (обучающиеся высказывают свои мнения).

  • Что представляет собой боковая поверхность цилиндра и как найти ее площадь? (за площадь боковой поверхности цилиндра принимается площадь ее развертки). Что представляет собой полная поверхность цилиндра и как найти ее площадь?

  • А где же в жизни мы встречаем цилиндр? (обучающиеся приводят примеры, а потом преподаватель дополняет).А в вашей будущей профессии? Обучающиеся записывают формулы)

Форма опроса: фронтальная

Форма контроля: индивидуальная (комментированная оценка преподавателя) Приложение 2

Слайд 10.

Форма опроса: фронтальная

Форма контроля: самоконтроль, взаимоконтроль (оценка обучающегося учитывается при итоговом выставлении отметок или проверке самостоятельной работы).

Приложение 2

Слайд 11.

Обучающиеся проверяют, оценивают свою работу (самоконтроль)

Ответы к те

Приложение 2

Слайды 12-13



Приложение 2

Слайд 14


Физкультминутка : гимнастика для глаз, самомассаж









Приложение 2 Слайд№15

ОК 3. Принимать реше­ния в стандартных и не­стандартных ситуациях и нести за них ответствен­ность

ОК 6. Работать в кол­лективе и команде, эф­фективно общаться с коллегами, руково­дством, потребителями


ПК 4.2. Организовы­вать и проводить при­готовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

6

Практическая работа

13мин.


  • Задание 1. Произведя необходимые измерения, вычислите:

площадь боковой поверхности цилиндра;

площадь полной поверхности цилиндра;

  • Задание 2. Увеличьте радиус в два раза,

высоту уменьшите в три раза и найдите

те же величины.

Приложение 2 Слайд№16,

Модели цилиндров, предметы цилиндрической формы из профессиии повара, кондитера

ОК 3. Принимать реше­ния в стандартных и не­стандартных ситуациях и нести за них ответствен­ность


ОК 6. Работать в кол­лективе и команде, эф­фективно общаться с коллегами, руково­дством, потребителями

7

Обучающая самостоятельная работа

15мин.

Вторичное закрепление умений; формирование письменной математической речи, умения работать в паре; развитие пространственного мышления; контроль знаний и умений по новой теме.

Дифференцированная работа



Приложение№5

Форма опроса: фронтальная

Форма контроля: индивидуальная (оценка преподавателя после сдачи работы на последующем занятии).

Приложение 2

Слайд 17

Самоконтроль! (2 уровень)


Приложение 2

Слайд 18


Алгоритм решения




ОК 3. Принимать реше­ния в стандартных и не­стандартных ситуациях и нести за них ответствен­ность


ОК 2. Организовывать собственную деятель­ность, выбирать типовые методы и способы вы-олнения профессио­нальных задач, оцени­вать их эффективность и качество


ОК 6. Работать в кол­лективе и команде, эф­фективно общаться с коллегами, руково­дством, потребителями

8

Итог урока, рефлексия




























5мин.



На сегодняшнем уроке мы рассмотрели определение цилиндра и связанных с ним понятий (образующие, основания, радиус, высота, ось), рассмотрели основные виды сечений цилиндра, площадь боковой и полной поверхности цилиндра. Научились применять формулы и выполнять чертежи по теме.

Комментирование и выставление оценок, обучающиеся сдают тетради. 

Рефлексия связана с самооценкой обучающихся и их мнением об уроке.

Приложение№5

Приложение 2

Слайды 19-20

ОК 6. Работать в кол­лективе и команде, эф­фективно общаться с коллегами, руково­дством, потребителями



ОК 1. Понимать сущ­ность и социальную зна­чимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

10

Домашнее заданиеДомашнее задан

2мин.


Домашнее задание с.130-132 пп. 59,60 изучить; №524









Приложение 1

а) Игра «Покажи-расскажи».

Цель этапа: формирование устной математической речи, развитие пространственного мышления, коррекция и контроль знаний по теме «Правильная пирамида».

Форма опроса: групповая

Форма контроля: индивидуальная (комментированная оценка преподавателя).

Участвуют преподаватель и два обучающихся. Преподаватель на каркасной модели показывает элемент многогранника, 1-ый обучающийся называет его, второй – соглашается или нет. Затем происходит смена ролей: преподаватель передает модель одному из обучающихся, называет элемент многогранника, обучающийся показывает этот элемент на модели, второй – соглашается или нет.

Желательно задать 5 вопросов для быстрой оценки ответа.

Примерный перечень вопросов по правильной пирамиде:

  1. Основание

  2. Боковое ребро

  3. Боковая грань

  4. Высота пирамиды

  5. Апофема

При наличии времени можно повторить игру с моделью параллелепипеда, составив соответствующий перечень вопросов.







Приложение 2




Презентация к занятию







Приложение 3

  • Какая фигура называется цилиндром?

Определение, стр.131, (рис.142).

  • Почему цилиндр называют телом вращения?

Цилиндр можно получить вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон (рис.143).

  • Назовите виды цилиндров

Наклонные цилиндры, прямые цилиндры (рис.146 а, б).

  • Назовите элементы цилиндра.

Основания цилиндра – равные круги, расположенные в параллельных плоскостях.

Высота цилиндра - это расстояние между плоскостями его оснований.

Радиус цилиндра – это радиус его основания.

Ось цилиндра – это прямая, проходящая через центры основания цилиндра (ось цилиндра является осью вращения цилиндра).

Образующая цилиндра - это отрезок соединяющий точку окружности верхнего основания с соответственной точкой окружности нижнего основания. Все образующие параллельны оси вращения и имеют одинаковую длину, равную высоте цилиндра.

Образующая цилиндра при вращении вокруг оси образует боковую (цилиндрическую) поверхность цилиндра.

  • Назовите основные виды сечений цилиндра. Какая фигура получается в каждом случае?

- Осевое сечение цилиндра – сечение цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра (осевое сечение цилиндра является плоскостью симметрии цилиндра). Все осевые сечения цилиндра – равные прямоугольники (рис.144а).

- Сечение плоскостью, параллельной оси цилиндра. В сечении – прямоугольники (рис.144б).

- Сечение плоскостью перпендикулярной оси цилиндра. В сечении круги, равные основанию (рис.145).

















Приложение 4


  • Закрепление знаний путем решения тестового задания

Цель этапа: формирование умения работать с тестовым заданием, развитие пространственного мышления, вторичная коррекция и экспресс-контроль знаний по новой теме.

Форма опроса: фронтальная

Форма контроля: самоконтроль, взаимоконтроль (оценка обучающегося учитывается при итоговом выставлении отметок или проверке самостоятельной работы).

Слово преподавателя

Работаем с тестовым заданием. Можно решать в паре. Разговариваем тихо, не мешая соседям спереди и сзади.

Тестовое задание к теме «Цилиндр»

1. Расстояние между плоскостями цилиндра: 
А) высота Б) радиус В) апофема 
2. Прямая, проходящая через центры оснований цилиндра: 
А) радиус Б) образующая В) ось 
3. Сечением цилиндра плоскостью, проходящей через ось является 
А) прямоугольник Б) круг В) окружность 
4. Сечением цилиндра плоскостью, перпендикулярной оси является 
А) прямоугольник Б) круг В) эллипс 
5. Сечение цилиндра плоскостью, проходящей под углом к оси: 
А) прямоугольник Б) круг В) эллипс 
6. Цилиндр называют равносторонним, если осевое сечение: 
А) эллипс Б) прямоугольник В) квадрат 
7. Отрезки, соединяющие соответствующие точки окружностей кругов цилиндра называются 
А) оси Б) образующие В) основания 











Приложение 5

  1. Обучающая самостоятельная работа (индивидуально, разноуровневые карточки-задания)

Цель этапа: вторичное закрепление умений; формирование письменной математической речи, умения работать в паре; развитие пространственного мышления; контроль знаний и умений по новой теме.

Форма опроса: фронтальная

Форма контроля: индивидуальная (оценка преподавателя после сдачи работы на последующем занятии).

Дифференцированная работа

1 уровень (Оценки «3», «4»)

Обучающая карточка.

1
. Нанесите на рисунок основные элементы цилиндра.


2
.Изобразите а) осевое сечение цилиндра; б) сечение цилиндра плоскостью, проходящей перпендикулярно оси цилиндра; в) сечение цилиндра плоскостью, проходящей параллельно оси цилиндра. Какая фигура получается в каждом случае?

3. Запишите формулы для вычисления площади поверхности цилиндра.

Что можно найти по этим формулам? Что должно быть известно в этих случаях?

4.Приведите примеры использования цилиндров. Цилиндрическая гастрономия. Цилиндрическая архитектура. Цилиндры фараона


2 уровень (Оценки «3», «4», «5»)

Практикоориентированная задача (связь с экономикой)

Задание: Произвести расчет расхода материала на изготовление консервной банки по представленной развертке. На обрезку, сгибы, фигурную штамповку и прочее уходит 10% материала.

№ варианта

Радиус

Высота

I

5

12

II

4

10


Контрольные вопросы

  • Что представляет собой развертка цилиндра? (Разверткой боковой поверхности цилиндра является прямоугольник со сторонами H и C, где H – высота цилиндра, а C – длина окружности основания.

  • Как найти площадь боковой поверхности цилиндра?

Sб = H · C = 2πRH

  • Как найти площадь полной поверхности цилиндра?

Sп = Sб + 2S =  2πR(R + H).

Слайд 17

Самоконтроль! (2 уровень)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!