СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока: «Скажем коррупции твердое «НЕТ»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема коррупции очень актуальна в современном мире, которая волнует нынешнюю молодежь. Поэтому решив посвятить урок этой теме я поставила перед собой следущие задачи, которые к окончаниюурока мне удалось выполнить в полном обьеме.

Задачи:

  1. дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;
  2. сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
  3. сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
  4. стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: «Скажем коррупции твердое «НЕТ»»

Государственное автономное профессионалЬное образовательное учреждение московской области

«профессиональный КОЛЛЕДЖ «московия»

Львовское обособленное структурное подразделение













Методическая разработка:

«Скажем коррупции твердое «НЕТ»























Составила: преподаватель специальных дисциплин

Демянив О. В.



2018

Коррупция как социально - опасное явление

Коррупция «есть корень, из которого

вытекает во все времена и при всяких

соблазнах презрение ко всем законам».

Томас Гоббс


Цель урока: сформировать у студентов антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.


Задачи:

  1. дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

  2. сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

  3. сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

  4. стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.



Ход урока:

Организационный момент. Актуализация.

Сегодня мы с вами поговорим о коррупции. Для начала, мы послушаем притчу, которая называется «Старательный дровосек».  Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей.

О чем притча? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло.   Сегодня на уроке мы с вами поговорим как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция.

 I. Мозговая атака. Какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция? (каждый студент называет свою ассоциацию).

II.   Что означает понятие коррупция?

-Как вы думаете, что же можно назвать взяткой?

-Что такое взятка? Взяточничество?

- Какие формы коррупции, кроме взяточничества, вам знакомы? 

- Уголовно наказуемо ли дача взятки?

Итак, коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.



Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.



Немного из истории:

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

- Законодательством РФ разрешено дарить государственным служащим и служащим органов муниципального образования обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальным заработных плат.

В древнеиндийском трактате по искусству управления государством «Артхашастра» (IV в. до н.э.) подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.  

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина – шумерский царь полиса Лагаша во 2-ой половине ХХIV в. до н.э.

Что говорит нам летопись:

В России же первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIII в.

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом). Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.

Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказании за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг.

- Какова была функция Тайной канцелярии? (была в ведении самого императора и занимала центральное место в системе управления государством в донесении и раскрытии преступлений против государства)

- Что означает понятие «фаворит»? (придворный, пользующийся особым доверием монарха, влиянием на внутреннюю и внешнюю политику страны)

В царствование Романовых коррупция была связана с фаворитизмом (сообщение учащегося):

-        Фаворит Елизаветы Петровны канцлер Бестужев-Рюмин был агентом влияния со стороны британской короны.

-        Фаворит Петра I князь Александр Меньшиков – талантливый администратор и полководец, который слыл любовью к деньгам и крупным казнокрадом. Он присвоил себе 1,5 млн. рублей во время правления Романовых. Петр не раз наказывал его собственноручно, бил, грозил отставкой, но вскоре прощал друга.

Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в нач. 90х гг. Во 2-ой половине 20в. коррупция все больше начала становиться международной проблемой, приобретая массовый характер. Законы 1992-1997гг «О борьбе с коррупцией» формировали систему борьбы с коррупцией в России.

Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, в личных целях.



Виды коррупции:

1. Бытовая – в сфере малого бизнеса

2. Деловая – в сфере управления крупными предприятиями

3. Коррупция верховной власти – в сфере государственного управления



Каковы причины коррупции?

- Бюрократизм при рассмотрении законных просьб граждан

- Переход к капитализму и распад системы контроля

- Упущения в кадровой работе

- Нарушения в государственной, финансовой дисциплине чиновников

- Не учитывается общественное мнение

- Малый доход, низкий уровень жизни

- Либерализм к проявлениям коррупционной деятельности



Что влечет за собой коррупция?

- Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год.

- Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.

- Экономика: несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики.

-Социальная сфера: преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги – мера всего): религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества, в результате – разочарованность, равнодушие и недоверие.

-Политика: смена общенациональных планов на обогащение олигархических кланов и группировок.

III.   Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы: о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка. (групповая работа)

Ситуации:

  1. При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Сидоров И.Р. заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Сидорова И. Р. (взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД)

  2. Государственный служащий Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями.  Растрата государственных средств – матер. урон бюджету государства)

  3.  Родственникам больного Иванова П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».  (Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие.)

  4. Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Соловьева К.Р. (волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки, посл.: недоверие к органам власти)

  5. Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников.

  6. Мэр небольшого городка Смирнов А.С., являющийся членом правящей партии «Солидарность», во время предвыборной кампании добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами были закрыты.  (злоупотребление полномочиями. Последствия: причинен существенный вред охраняемым законом правам интересам граждан, подрыв веры людей в институты демократии, в справедливость)

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.


IV.   И так, в чем же опасность такого явления как коррупция?

Такое многогранное воздействие коррупции на все сферы общества, позволяет делать вывод о том, что для его искоренения необходимы системные усилия со стороны общества, государства, каждого человека.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные УК РФ:

  • Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

  • Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

  • Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

  • Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

  • Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа

  • Статья 286. Превышение должностных полномочий

  • Статья 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа

  • Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации

  • Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

  • Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

  • Статья 290. Получение взятки

  • Статья 291. Дача взятки

  • Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

  • Статья 291.2. Мелкое взяточничество

  • Статья 292. Служебный подлог

  • Статья 292.1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

  • Статья 293. Халатность

  • Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

  • Статья 170. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом и т.д.


Рефлексия:

прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Заключение урока: Инсценировка заседания правительства о противодействии коррупции в сфере образования в период сдачи сессии студентами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!