II. Открытие новых знаний. (С применением технологии развития критического мышления. Технология состоит из 3 стадий: 1. Стадия вызова. (2 мин) | На данной стадии определяются знания детей по данной теме. (слайд 1) - Ребята, глядя на тему урока, какая у вас ассоциация к данной теме, о чем сегодня пойдет речь? - Да, действительно, сегодня мы будем говорить, что такое сон, о фазах сна, о истории сна, что влияет на сон, что такое сновидения и о гигиене сна. (слайд 2) | - О роли сна для человека, почему человек спит, почему он видит сны, почему человек не может обходится без сна, и т. д.) (Запись темы урока.) | Регулятивные УУД: - правильность выбора учебных действий Коммуникативные УУД: - уметь высказывать свои мысли, вступать в беседу; - слушать и понимать других. |
2.Стадия осмысления содержания (28 мин) Физкультминутка (2 мин) | - Регулярная смена сна и бодрствования - это необходимый суточный цикл любого живого организма. 1/3 жизни человек проводит во сне. Если принять за данность, что средняя продолжительность жизни человека составляет 75 лет, то треть жизни 25 лет мы проводим в состоянии сна. Без сна жизнь невозможна. В проведенных опытах собака без пищи могла прожить 20-25 дней, хотя при этом теряла 50% веса, а собака, лишенная сна погибала на 12 день, хотя в весе теряла всего 5%. Бессонница мучительна. Неслучайно в древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна. (слайд 3) - Практически все животные спят. В мире животных существует следующая закономерность: чем меньше животное, тем больше оно спит. Землеройки, мыши, кошки спят большую часть своей жизни, а вот слоны, жирафы, крупные антилопы спят совсем немного. (слайд 4) Тем не менее, спать должны все. Отсутствие сна приводит к смерти. - Что же такое сон? Отдых для мозга или работа мозга? (слайд 5) - Найдите определение сна в учебнике и выпишите его в тетрадь. - Ребята, как вы думаете, какое вещество вызывает сон? (находят в учебнике) (слайд 6) - Сон протекает в две стадии (фазы): медленноволновый (ортодоксальный) сон и быстроволновый (парадоксальный) сон. Эти фазы были открыты в 1952 г. Н. Клейтманом и Ю. Азеринским. Заполните таблицу у себя в тетради. (слайд 7) - Прибор, с помощью которого наблюдают за фазами сна называется элекроэнцефалограф. В течение ночи обычно наблюдаются 4-6 полных циклов, повторяющихся приблизительно каждые 90 минут. При медленном сне прибор отмечает редкие волны большой амплитуды В фазе быстрого сна кривая, вычерчиваемая прибором, регистрирует частые колебания небольшой амплитуды. (слайд 9,10) - Наука, изучающая сон и сновидения называется - онейрология. (слайд 11) - Говорим о истории изучения сна (слайд 12,13) - Ребята, составьте, пожалуйста, у себя в тетради фишбоун. Почему человек не может обходиться без сна? (Группы думают, работают также с учебником. Далее каждая группа докладывает свой фишбоун (слайд 14,15). (Затем делаем обобщающий вывод.) - Потребность во сне так же естественна, как голод и жажда. Если ложиться спать в одно и то же время, повторять ритуал отхода ко сну, то вырабатывается условно-рефлекторная реакция и сон приходит очень быстро. (слайд 16) - Ребята, а что такое сновидение? (слайд 17) - Все люди видят сны, но не все их запоминают и могут о них рассказать. Это связано с тем, что работа головного мозга не прекращается. Во время сна информация, полученная в дневное время, упорядочивается. Этим объясняют факты, когда во сне решаются задачи, которые не удалось решить в состоянии бодрствования. Обычно человеку снится то, что его волнует, беспокоит, тревожит. (слайд 18 - 19) Глазкам нужно отдохнуть. Нужно глубоко вздохнуть. Глаза по кругу побегут. Много-много раз моргнут Глазкам стало хорошо. Увидят мои глазки все! - Существуют различные расстройства сна, например сомнамбулизм (лунатизм) (слайд 21). (слайд 22) А сколько подростку нужно спать? (слайд 22-24) - Короткоспящим был Наполеон, Черчиль. Долгоспящим – Эйнштейн (10-12 ч) (слайд 25) - Итак, каково же значение сна? Составьте кластер в тетради. Далее его озвучиваем. (слайд 26-27) - Нарушения режима сна и бодрствования могут иметь негативные последствия: раздражительность, провалы в памяти, нарушение иммунной системы, и т. д. (слайд 28) - Что необходимо для того чтобы сон был здоровым (полноценным)? (слайд 29) - Приводим интересные факты о снах и сновидениях (слайд 30) | (Запись в тетради.) Сон - это не просто отдых, а особое состояние мозга, которое отражается в специфическом поведении организма, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители и рядом других признаков. - Серотонин. Это вещество вырабатывается нейронами центральной части среднего мозга. (Запись таблицы -
Фазы сна.) (Работа в тетради) Сон - это показатель физического и психического состояния здоровья человека. Сновидения – это образы, которые возникают во время сна. -Ребята закрывают глаза. -Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты -Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки. -Частое моргание глазами. -Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка Послушаем сообщение школьника. Заслушиваем сообщение школьницы о летаргическом сне (отвечают дети…) (проветривать комнату, ложиться спать в одно и то же время, спать не менее 9-10 часов и. т. д.) | Регулятивные УУД: - развитие умения осмысливать полученную информацию Коммуникативные УУД: - умение высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на поставленные вопросы. Регулятивные УУД: - учиться самостоятельно работать с учебником, находить нужную информацию. Выделять главное. Познавательные УУД: - опираться на ранее полученные знания, применять их. Личностные УУД: - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
3. Стадия рефлексии. Подведение итогов урока (5 мин) | А теперь ребята составьте, пожалуйста, синквейн (слайд 32) 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). - Давайте подведем итог: - Что вы знали? - Что узнали на уроке? - Что бы хотели еще узнать? Выставление оценок. Спасибо за урок! | (Каждая группа составляет и зачитывает свой синквейн) 1.Сон 2.Ортодоксальный, парадоксальный. 3.Лечит, восстанавливает, бодрит 4.Неотъемлемая часть жизни 5.Здорово! Полноценный сон – залог здоровья и бодрости! | Коммуникативные УУД: -овладение умением вести диалог, в процессе выполнения работы Личностные УУД: - развитие самостоятельности в поиске различных задач; воспитание уважительного отношения к своим товарищам Регулятивные УУД: -формирование умения оценивать. свою и других, деятельность |