СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Составление бизнес-плана и расчет его отдельных показателей"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная методическая разработка учебного занятия на тему «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей» рассматривает технологию проведения практического занятия  с применением  активных методов обучения: работой в микрогруппах.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Составление бизнес-плана и расчет его отдельных показателей"»








Методическая разработка урока

на тему:

«Составление Бизнес-плана

и

расчет его отдельных показателей»






















Введение



Представленная методическая разработка учебного занятия на тему «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей» рассматривает технологию проведения практического занятия с применением активных методов обучения: работой в микрогруппах.

Цель данной методической разработки - активизировать учебный процесс, разнообразить, сформировать у студентов комплекс теоретических знаний, умений и навыков, способствующих повышению качества уровня подготовки современных специалистов, а также выявить уровень знаний студентов по теме «Планирование деятельности предприятия». Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по дисциплине, что позволяет преподавателю выяснить уровень подготовки студентов, применение полученных знаний на практике. А студентам повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и умения.

При использовании современных образовательных технологий преподаватель должен уметь организовать работу обучающихся по микрогруппам. В микрогруппе студенты работают над одной и той же проблемой и пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. Работа в микрогруппах, обсуждение тем, принятие самостоятельных решений дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию производственных ситуаций, вырабатываются умения анализировать сложившую ситуацию на предприятии, предлагать свои методы, рекомендации по улучшению работы.

Поведение преподавателя при организации работы практического занятия по микрогруппам отличается от привычного поведения на традиционном уроке. Микрогруппы сами работают над выполнением поставленных заданий, роль преподавателя – лишь помогать им в этом процессе.

В микрогруппах формируется положительная взаимозависимость. Обучающиеся понимают, что нуждаются друг в друге для выполнения группового задания.

К методической разработке учебного занятия прилагаются:

  • план занятия;

  • задание практической работы;

  • карточка «Оцени себя на уроке».








Содержание занятия


Календарно-тематическим планом по дисциплине «Экономика организации» для специальности № 0518000 «Учет и аудит» предусмотрено практическое занятие по теме «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей».

Образовательная цель данного занятия: обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм; закрепить знания и привить умения в составлении Бизнес-плана. Наряду с образовательной целью сформулированы развивающие и воспитательные цели. Развивающие цели предусматривают формировать у обучающихся умения использовать теоретические знания при решении заданий, развивать познавательную самостоятельность, профессиональное мышление, внимание. Воспитательные цели: воспитание у обучающихся умения работать в команде.

В ходе практического занятия проводятся следующие этапы:

  1. Организационный момент заключается в проверке наличия студентов на уроке, готовности учебного кабинета к занятию.

  2. Сообщаются тема занятия, цели занятия.

  3. Проводится фронтальный (беглый) опрос, который необходим для проверки знаний по ранее изученным темам и подготовки студентов к выполнению практического задания.

  4. Практическое занятие преподаватель начинает с проведения Инструктажа по выполнению практической работы:

  5. Студенты разбиваются на микрогруппы. Участники могут задавать преподавателю вопросы с целью уточнения ситуации. В ходе работы микрогрупп преподаватель может давать некоторые пояснения, избегая прямых консультаций.

  6. Подведение итогов занятия:

Обобщение результатов работы и оценка деятельности обучающихся на уроке.

  1. Проведение рефлексии. Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы:

– Какой жизненный урок вы получили сегодня?
– Какие открытия сегодня вы сделали?
– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?
«Оцени себя на уроке» Обучающемуся дается индивидуальная карточка, в которой нужно

подчеркнуть фразы, характеризующие работу студента на уроке по трем направлениям.

Урок прошел

Я на уроке

Итог

интересно

работал(а)

понял(а) материал

скучно

отдыхал(а)

узнал(а) больше, чем знал(а)

безразлично

помогал(а) другим

не понял(а)

  1. Преподаватель сообщает обучающимся домашнее задание, мотивирует необходимость и обязательность его выполнения.

«Қазтұтынуодағы Қостанай жоғары экономика колледжi» Мекемесі

Учреждение «Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза»


САБАҚ ЖОСПАРЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ (УРОКА) № _____


Пән / Дисциплина «Экономика организации»

Тақырыбы / Тема «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей».

Сабақтың түрі /Тип урока практическое занятие

Сабақтың мақсаттары/ Цели урока

білімділік/ образовательные: обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм; закрепить знания и привить умения в составлении Бизнес-плана. дамытушылық/развивающие: формировать у обучающихся умения использовать теоретические знания при решении заданий, развивать познавательную самостоятельность, профессиональное мышление, внимание.

тәрбиелік/ воспитательные: воспитывать у обучающихся умение работать в команде.


Сабақтың жабдықтары/ Оборудование урока

көрнекілік құралдар/ наглядные пособия:

үлестірімді құралдар/ раздаточный материал: задания по выполнению практической работы

ТҚО/ТСО: калькуляторы

Әдебиет/ Литература Адамчук А.М. «Экономика предприятия»

Сергеев И.В. Веретенникова И.И. «Экономика организаций (предприятий)»


Сабақтың мазмұны/Содержание занятия

Кезеңдері/ Этапы

Уақыт/ Время

1. Организационная часть

1-2 мин

2. Мотивация учебной деятельности

2-3 мин

3. Контроль знаний обучающихся

4-5 мин

4. Инструктаж по выполнению практической работы

4-5 мин

5. Выполнение заданий практической работы

59-60 мин

6. Подведение итогов занятия

1-2 мин

7. Рефлексия

1-2 мин

8. Задание на дом

1 мин


Сабақтың барысы/ Ход урока

Оқутышының іс - әрекеті

Деятельность преподавателя


Оқушының іс - әрекеті

Деятельность обучающихся


1. Организация занятия:

Преподаватель приветствует обучающихся, проверяет готовность аудитории и обучающихся к занятию, отмечает отсутствующих.

2. Мотивация учебной деятельности:

Преподаватель сообщает тему «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей» и формулирует цели занятия.


3. Контроль знаний обучающихся:

Преподаватель напоминает тему прошлого занятия «Планирование деятельности предприятия», проверяет домашнее задание, осуществляя фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Дайте определение понятию «планирование».

  2. Перечислите принципы планирования.

  3. Перечислите методы планирования.

  4. Перечислите виды планирования в зависимости от признаков классификации

  5. Что такое Бизнес-план?

  6. Перечислите разделы Бизнес-плана.


4. Инструктаж по выполнению практической работы:

Преподаватель инструктирует студентов о выполнении практической работы.


5. Выполнение заданий практической работы.

Работают в микрогруппах.


6. Подведение итогов занятия:

Обобщение результатов работы и оценка деятельности обучающихся на практическом занятии.


7. Рефлексия:

Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы:

– Какой жизненный урок вы получили сегодня?
– Какие открытия сегодня вы сделали?
– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?


«Оцени себя на уроке» Обучающемуся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу студента на уроке по трем направлениям.

Урок прошел


Я на уроке

Итог

интересно

работал(а)

понял(а) материал


скучно

отдыхал(а)

узнал(а) больше, чем знал(а)


безразлично

помогал(а) другим

не понял(а)



8. Задание на дом:

Преподаватель сообщает обучающимся домашнее задание.

Литература:

Л.Н. Чечевицина. «Экономика предприятия» стр. 322-326

Приветствуют преподавателя. Подают рапортичку.



Слушают, воспринимают

осмысливают, осознают цели


Слушают, воспринимают.



Отвечают на вопросы.









Слушают, осмысливают




Работают коллективно



Слушают




Отвечают








Заполняют карточку











Слушают, записывают






Оқутышы

Преподаватель: ___________________________________









Практическое занятие


Специальность: № 0518000 «Учет и аудит»

Предмет: «Экономика организации»

Тема: «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей»

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм; закрепить знания и привить умения в составлении Бизнес-плана.


Составьте некоторые разделы бизнес-плана, пользуясь методическими рекомендациями.

Методические рекомендации:

Примерный список тем разработки бизнес-планов предприятий:

Сфера применения

Объект для составления Бизнес-плана





Сфера услуг

  1. парикмахерская;

  1. маникюрный кабинет;

  1. косметический кабинет;

  1. продажа автомобилей;

  1. агентство недвижимости;

  1. компьютерный салон;

  1. химчистка;

  1. пошив и ремонт одежды;

  1. солярий;

10) строительные работы;



Производство продукции

  1. продукты питания;

  1. детское питание;

  1. корм для животных;

  1. строительные материалы;

5) оборудование и т.д.

1. Резюме

Бизнес-план должен начинаться с выводов. Хотя пишутся они в самую последнюю очередь, но именно они должны быть самым первым пунктом бизнес-плана. Выводы должны быть краткими - не более 1-2 страниц. Резюме - это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов.

Задание 1. Дайте ответы на поставленные вопросы:

  1. Какие услуги предполагается производить?

  2. Где будет располагаться фирма?

  3. Нуждается ли помещение в ремонте? Во что примерно может обойтись ремонт?

  4. Это ваше собственное помещение или вы планируете его арендовать?

  5. Работники каких специальностей вам необходимы?

  6. Какое оборудование потребуется для осуществления деятельности?

  7. Есть ли у вас опыт предпринимательской деятельности?

2. Анализ положения дел в отрасли

Очень важно преподнести идею нового предприятия в контексте сложившегося состояния дел в отрасли – ведь одним из критериев, на основании которых потенциальный инвестор судит о шансах нового предприятия на победу в конкурентной борьбе, как раз и является ситуация на рынке данного вида услуг. Необходимо взять на заметку все прогнозы по данной отрасли.

Задание 2. Дайте ответы на поставленные вопросы:

  1. Сколько новых фирм возникло в отрасли за последние 3 года?

  2. Какие новые виды услуг появились в отрасли за последнее время?

  3. За счет чего можно выдвинуться вперед?

  4. Как идут дела у конкурентов: продажи растут или держатся на одном и том же уровне?

  5. В чем сила и слабость ваших конкурентов?

  6. Отличается ли возможный круг потребителей ваших услуг от того круга потребителей,

на который рассчитаны услуги конкурентов?

3. Производственный план

В этом разделе описываются все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на предприятии. Рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, которые предприятие занимает, их расположением, оборудованием, персоналом.


Задание 3. Рассчитайте количество необходимого оборудования для оснащения рабочих мест

Наименование оборудования,

модель, марка, тип

Кол-во единиц

Цена за единицу (тнг.)

Стоимость (тнг.)









Итого общая стоимость:





Задание 4. Рассчитайте амортизационные отчисления

п/п

Наименование амортизируемого имущества

Стоимость амортизируемого имущества (тнг.)

Срок полезного использования (лет)

Амортизационные отчисления в год (тнг.)

Количество амортизируемого имущества

Общие амортизационные отчисления в год (тнг.)

1







2













Итого:







Задание 5. Рассчитайте стоимость коммунальных платежей

  1. Вода на технологические цели и прием сточных вод: , где, Звзатраты на воду, тнг.; Qобъем потребления, куб.м; Ррасценка на 1 куб.м воды, тнг.

  2. Затраты на энергию для технологических целей:,

где, Эстстоимость потребленной оборудованием электроэнергии;

Qколичество потребленной оборудованием электроэнергии, кВт/ч;

Т тарифная ставка за один кВт/ч электроэнергии, тнг.

3) Затраты на отопление производственного помещения составят:

где, Зот стоимость затрат на отопление, тнг.;

N отапливаемый период, месяцев;

Ц цена 1 Гкал тепловой энергии, тнг.;

Q количество потребленной тепловой энергии, Гкал.

4) Затраты на бензин для автомобиля:, где, Эб затраты на бензин, тнг.;

Пд – среднедневной пробег автомобиля, км;

Д – количество дней эксплуатации;

Нр – норма расхода бензина на 1 км пути, л;

Ц цена за 1 литр, тнг.


Задание 6. Рассчитайте потребность в сырье, основных и дополнительных материалах, инструментах и их стоимость на каждый вид услуг.

Вид услуги

Виды сырья и материалов

Кол-во в натуральном выражении

Стоимость за единицу (тнг.)

Стоимость всего объема сырья и материалов (тнг.)

1. Услуга …

1.1.

1.2.




Итого:





2. Услуга …

2.1.

2.2.




Итого:






Задание 7. Для определения затрат на оплату труда разработайте штат­ное расписание работников предприятия.

п/п

Должности

Кол-во

штатных ед.

Месячная оплата труда

ФОТ

месячный

ФОТ годовой

1

Директор





2

Гл. бухгалтер






и т.д.





Итого:






4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.


5. Организационный план

В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте.


6. Финансовый план

Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.


7. Направленность и эффективность проекта

В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.

8. Риски и гарантии
Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.











Заключение

В процессе проведения такого урока у студентов идет активный процесс формирования умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, нарабатываются навыки общения, принятия самостоятельного решения. На уроке работают все студенты, даже неуверенные в своих знаниях.

Подготовка к такому занятию развивает у студентов ответственность за принятое решение. Нацеливает и подготавливает к будущей профессиональной деятельности.

Этот вид урока воспитывает мотивы учения: отношение к образованию, как к важнейшему и необходимому для личности и общества.


Ф ҚҚЭК 703-12-09 Оқу – әдістемелік материалдар. Бірінші басылым.

Ф КЭКК 703-12-09 Учебно – методические матералы. Издание первое.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!