План-конспект урока технологии
Раздел: Кулинария.
Класс: 5
Тема: Физиология питания.
Цели урока:
Учащиеся должны знать:
-основные понятия о процессе пищеварения;
-общие сведения о питательных веществах и витаминах;
-суточную потребность человека в витаминах.
Учащиеся должны уметь:
-определять количество и состав продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
Планируемые результаты:
целеполагание, планирование, способность организовывать свое рабочее место под руководством учителя ;
умение участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, умение отражать в устной речи результаты своей деятельности, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, сотрудничать с учителем ;
умение работать с информацией, выделять необходимое, структурировать и анализировать полученные знания, делать выводы, умение работать с таблицами, выбор наиболее интересной и познавательной информации о витаминах и минеральных веществах, творческий подход к выполнению задания .
Формирование мотивации к правильному полезному питанию учащегося, понимание и формирование ценности здорового образа жизни, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, применение полученных знаний при формировании здорового образа жизни.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда, аккуратность, самостоятельность.
Развивающие: исполнительские умения, творческие способности.
Методы обучения:
1.Объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, беседа).
2.Репродуктивный (демонстрация наглядных пособий).
3.Частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся).
Средства обучения:
Иллюстрации продуктов, содержащих витамины, белки, жиры, углеводы; таблицы «Суточная потребность человека в белках, жирах, углеводах», «Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы», учебник «Технология» для 5 класса под редакцией В.Д.Симоненко, рабочая тетрадь учащихся.
Тип урока: урок приобретения учащимися новых знаний.
Вид урока:
Межпредметные связи: русский язык, математика, биология.
Ход урока
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Организационный момент. | Приветствие. Проверка явки учащихся, готовности к уроку. | Приветствие. Подготовка к уроку. |
II | Актуализация знаний. | Вступительное слово. Проблемные вопросы. | Ответы на вопросы. |
III | Сообщение темы, постановка цели и задач урока. | Постановка целей и задач. Сообщение темы урока. | Определение учебных задач. Запись темы урока в тетради. |
IV 1) 2) | Изучение нового материала. Роль белков, жиров, углеводов, витаминов в жизнедеятельности человека. Суточная норма потребления белков, жиров, углеводов и витаминов. | Рассказ с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий. Объяснение, демонстрация наглядных пособий. | Запись понятий в тетрадь. Рассматривание наглядных пособий Рассматривание наглядных пособий. |
V | Закрепление изученного материала. | Постановка вопросов для заполнения таблицы. | Заполнение таблицы в тетради. |
VI | Практическая работа. | Организация работы в группах. Проведение вводного, текущего и заключительного инструктажа. | Работа в группах по заполнению таблицы. |
VII | Контроль знаний. | Постановка вопросов. | Ответы на вопросы. |
VIII | Рефлексия учебной деятельности. | Предложение вопросов для рефлексии. | Самоанализ. |
IX | Выдача д/з. | Определение и разъяснение домашнего задания. | Запись домашнего задания. |
Конспект урока.
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся.
2.Актуализация знаний.
Одна житейская мудрость гласит: «Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить».
Как вы понимаете эту фразу?
Как вы относитесь к питанию?
Важно ли для вас то, какую пищу вы едите?
Думаете ли о том, насколько пища может быть полезна или вредна?
(Ответы учащихся по вопросам)
Хочешь быть здоровым, стильным?
Измени свои привычки:
Фанту, колу с газом сильным
Замени простой водичкой.
Вместо этих фабрикатов
Выпей лучше простоквашу.
Всем продуктам «из нитратов»
Предпочти простую кашу.
В день здорового питанья
Есть пример для подражанья:
Суп, салат, бифштекс, лазанья —
Пища требует вниманья.
А не можешь отказаться
От фастфуда, бутерброда —
К терапевту записаться
(Очередь там из народа).
3. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить, какие цели нашего урока? (Учащиеся озвучивают цели и задачи урока).
(Учитель сообщает цели и задачи урока, уточняя их; тему урока).
4.Изучение нового материала.
Здоровье – это непреходящая ценность, которую осознаешь, когда теряешь... Пока человек здоров, он почти не нуждается в знаниях о себе, а когда заболевает – время оказывается уже упущенным и побороть болезнь полностью не удается. Наше здоровье зависит от многих факторов, в том числе и от питания. Сегодня на уроке мы научимся выбирать здоровую и полезную пищу.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/22/s_5c4767a3d9b2f/1061549_1.jpeg)
Известно, что пища представляет собой своего рода топливо для нашего организма; для того, чтобы жить, необходимо питаться. Любая наша деятельность, любые процессы, происходящие в организме, неизбежно ведут к расходованию энергии; здоровое и полноценное питание призвано восполнять ее запасы.
Способность пищи к такому восполнению называется калорийностью, или энергетической ценностью. Давно определено, что количество калорий, употребляемых человеком в сутки, должно варьироваться в диапазоне от 1200 до 3500 – именно такое количество «топлива» необходимо для поддержания достаточного запаса энергии. Между тем, полноценность нашего рациона определяется не только его калорийностью: существенное значение имеет количество содержащихся в пище белков, жиров и углеводов.
Принято считать, что соотношение этих компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию, в дневном меню человека должно составлять 1:1:4. Соблюдение такого баланса позволит белкам, жирам и углеводам максимально эффективно работать в нашем организме; в чем же заключается эта работа, и какие продукты являются основными источниками этих веществ?
(Таблица «Суточная потребность человека в белках, жирах, углеводах». Приложение 1).
Белки – основной «строительный материал» для нашего организма; с полным правом их можно назвать основой жизни, поскольку именно белки наиболее активно участвуют в обмене веществ. Источниками белков являются как продукты животного происхождения (мясо, рыба, творог, яйца), так и растительная пища (например, плоды бобовых – гороха, фасоли, арахиса, сои, которые содержат до 23% белков). Особо богат белками сыр (их содержание в этом продукте достигает 25%), в мясных продуктах и рыбе количество белков варьируется от 8 до 21%, в твороге оно составляет примерно 14%, в яйцах – 13%.
Жиры – это источник энергии для нашего организма. Именно эти вещества откладываются организмом «про запас», выступая в качестве источника энергии длительного пользования – но, увы, нередко приводят к необходимости снижения веса при их избыточном потреблении. Нельзя не отметить роль жиров, которые обладают низкой теплопроводностью, в защите нашего организма от переохлаждения – вот почему северные народности употребляют так много жирной пищи.
Углеводы также выступают в качестве энергетических веществ; наиболее известны такие их разновидности, как глюкоза, сахароза, фруктоза, крахмал. Характерной особенностью углеводов является быстрая усвояемость; исключением из этого правила является целлюлоза (клетчатка), которой изобилует растительная пища. Практически не усваиваемая организмом, клетчатка, тем не менее, играет важнейшую роль: она является своеобразным балластом, помогая процессу пищеварения и выполняя механическую очистку слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта. Углеводами богаты такие продукты, как фрукты и овощи, макаронные изделия, крупы, хлеб.
Пищеварение и жизнедеятельность организма невозможна без витаминов.
В мире открыто и изучено достаточно много витаминов. Все они обозначаются латинскими буквами. Давайте познакомимся с «Витаминной азбукой»
Название витамина | Для чего необходим? | В каких продуктах содержится? |
Витамин А | Необходим для зрения, укрепления костей, кожи, волос, работы иммунной системы | Сливочное масло, сыр, молоко, творог, сметана, морковь, тыква, зеленый лук, абрикосы, яблоки |
Витамин В1 | Улучшает память и пищеварение, укрепляет нервную систему | Хлеб, орехи, морковь, картофель, фасоль, мясо, яйца |
Витамин В2 | Облегчает поглощение кислорода клетками кожи, ногтей и волос | Арахис, капуста, фасоль, помидоры, горох, яйца, сыр, творог, хлеб |
Витамин С | Оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие | Апельсин, киви, черная смородина, цветная капуста, томат, тыква |
Витамин Е | Улучшает состояние кожи и волос | Растительные масла, орехи, облепиха, рябина |
Они нормализуют обмен веществ, участвуют в образовании ферментов, способствуют лучшему усвоению пищевых веществ.
5.Закрепление изученного материала.
Для закрепления изученного материала сейчас мы вместе заполним таблицу
«Роль белков, жиров, углеводов и витаминов в жизнедеятельности человека».
| Какую роль в организме играют | В каких продуктах содержатся | Суточная потребность |
Белки | | | |
Жиры | | | |
Углеводы | | | |
Витамины: | | | |
С - аскорбиновая кислота | | | |
В1 - тиамин | | | |
В2 - рибофлавин | | | |
РР- никотиновая кислота | | | |
А - ретинол | | | |
D - кальциферол | | | |
Е - токоферол | | | |
(Учащиеся при помощи наводящих вопросов учителя заполняют таблицу в тетради.)
6.Практическая работа «Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в белках, жирах, углеводах витаминах».
Практическая работа проводится в группах.
Вводный инструктаж.
Используя таблицу в тетради «Роль белков, жиров, углеводов и витаминов в жизнедеятельности человека», «Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы» составьте режим питания школьника на один день, указав какие продукты должны входить в рацион питания.
Питание ученика 5 класса.
Время | Приём пищи | Продукты |
7.30 | завтрак | |
10.30 | школьный завтрак | |
14.30 | обед | |
18.00 | 1-й ужин | |
20.30 | 2-й ужин | |
Текущий инструктаж.
Учитель проводит текущий обход с целью корректировки, исправления ошибок, недочетов.
Заключительный инструктаж.
Представитель каждой группы учащихся рассказывает о том, какие продукты должны входить в рацион питания школьника.
Учитель делает вывод по практической работе, указывает на ошибки.
7.Проверка усвоения знаний.
Вопросы:
1.Что такое правильное и здоровое питание?
2.Какие продукты должны входить в суточный рацион питания человека?
3.Какова роль белков в организме человека?
4.Необходимо ли употреблять жиры и почему?
5.Характерная особенность углеводов?
6.В каких продуктах содержатся витамины?
8.Рефлексия учебной деятельности.
Учащиеся делают индивидуальный выбор по схеме с кратким комментарием.
Я знаю, как надо питаться, |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/22/s_5c4767a3d9b2f/1061549_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/22/s_5c4767a3d9b2f/1061549_4.png)
Но ем так, как мне нравится. |
Ем то, что нужно, соблюдаю режим питания. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/22/s_5c4767a3d9b2f/1061549_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/22/s_5c4767a3d9b2f/1061549_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/22/s_5c4767a3d9b2f/1061549_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/22/s_5c4767a3d9b2f/1061549_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/22/s_5c4767a3d9b2f/1061549_6.png)
9.Выдача домашнего задания. Составить кроссворд из 6 слов связанных с темой «Физиология питания»
Приложение 1
Суточная потребность человека в белках, жирах, углеводах.
Возраст | Энергетическая ценность, (Ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
7– 10 лет | 2300 | 80 животные – 48 растительные - 32 | 80 животные – 16 растительные - 64 | 300 |
11 – 13 лет мальчики | 2700 | 96 животные – 58 растительные - 38 | 96 животные – 19 растительные - 77 | 370 |
11-13 лет девочки | 2450 | 85 животные – 51 растительные - 34 | 85 животные – 17 растительные - 68 | 340 |
Приложение 2
Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы.
| Содержание в 100 граммах продукта |
Белки | Мясо 14-20 Рыба 12-16 Яйца 10,8 Сыр 30,0 Молоко 5,0 Хлеб 5-10 Картофель 1,7 Фасоль 19,6 Соя 34,0 Горох 19,7 |
Жиры | Сердце 210 Яйца 468 Печень 320 Масло сливочное 280 Сыр 160 Мясо (говядина) 125 Сало свиное 70-100 Сало говяжье 60-140 Свинина 70-100 Птица 60-90 Рыба 50-60 Молоко 12 |
Углеводы | Хлеб ржаной 42-45 Хлеб пшеничный 43-50 Крупа гречневая 64 Крупа манная 70 Рис 72 Сахар 95-99 Картофель 20 Капуста белокочанная 5 Арбуз 9 Морковь 7-8 Свекла 10 Виноград 17 Яблоки 11 |