СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока технологии "Физиология питания"(5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом конспекте урока рассказывается об

-основных понятиях и о процессе пищеварения;

- об общих сведениях и  о питательных веществах и витаминах;

- какая суточная  потребность человека в витаминах.

О том для чего нужна здоровая пища.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока технологии "Физиология питания"(5 класс)»

План-конспект урока технологии

Раздел: Кулинария.

Класс: 5

Тема: Физиология питания.

Цели урока:

Учащиеся должны знать:

-основные понятия о процессе пищеварения;

-общие сведения о питательных веществах и витаминах;

-суточную потребность человека в витаминах.

Учащиеся должны уметь:

-определять количество и состав продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

Планируемые результаты:

  • целеполагание, планирование, способность организовывать свое рабочее место под руководством учителя ;

  • умение участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, умение отражать в устной речи результаты своей деятельности, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, сотрудничать с учителем ;

  • умение работать с информацией, выделять необходимое, структурировать и анализировать полученные знания, делать выводы, умение работать с таблицами, выбор наиболее интересной и познавательной информации о витаминах и минеральных веществах, творческий подход к выполнению задания .

Формирование мотивации к правильному полезному питанию учащегося, понимание и формирование ценности здорового образа жизни, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, применение полученных знаний при формировании здорового образа жизни.

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда, аккуратность, самостоятельность.

Развивающие: исполнительские умения, творческие способности.

Методы обучения:

1.Объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, беседа).

2.Репродуктивный (демонстрация наглядных пособий).

3.Частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся).

Средства обучения:

Иллюстрации продуктов, содержащих витамины, белки, жиры, углеводы; таблицы «Суточная потребность человека в белках, жирах, углеводах», «Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы», учебник «Технология» для 5 класса под редакцией В.Д.Симоненко, рабочая тетрадь учащихся.

Тип урока: урок приобретения учащимися новых знаний.

Вид урока:

Межпредметные связи: русский язык, математика, биология.





Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент.


Приветствие.

Проверка явки учащихся, готовности к уроку.

Приветствие.

Подготовка к уроку.

II

Актуализация знаний.


Вступительное слово.

Проблемные вопросы.

Ответы на вопросы.

III

Сообщение темы, постановка цели и задач урока.


Постановка целей и задач.

Сообщение темы урока.

Определение учебных задач.

Запись темы урока в тетради.

IV



1)




2)


Изучение нового материала.

Роль белков, жиров, углеводов, витаминов в жизнедеятельности человека.

Суточная норма потребления белков, жиров, углеводов и витаминов.




Рассказ с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий.


Объяснение, демонстрация наглядных пособий.




Запись понятий в тетрадь.

Рассматривание наглядных пособий


Рассматривание наглядных пособий.

V

Закрепление изученного материала.


Постановка вопросов для заполнения таблицы.

Заполнение таблицы в тетради.

VI

Практическая работа.


Организация работы в группах.

Проведение вводного, текущего и заключительного инструктажа.

Работа в группах по заполнению таблицы.

VII

Контроль знаний.


Постановка вопросов.

Ответы на вопросы.

VIII

Рефлексия учебной деятельности.


Предложение вопросов для рефлексии.

Самоанализ.

IX

Выдача д/з.


Определение и разъяснение домашнего задания.

Запись домашнего задания.



Конспект урока.

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся.

2.Актуализация знаний.

Одна житейская мудрость гласит: «Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить».

Как вы понимаете эту фразу?

Как вы относитесь к питанию?

Важно ли для вас то, какую пищу вы едите?

Думаете ли о том, насколько пища может быть полезна или вредна?

(Ответы учащихся по вопросам)

Хочешь быть здоровым, стильным?
Измени свои привычки:
Фанту, колу с газом сильным
Замени простой водичкой.
Вместо этих фабрикатов
Выпей лучше простоквашу.
Всем продуктам «из нитратов»
Предпочти простую кашу.
В день здорового питанья
Есть пример для подражанья:
Суп, салат, бифштекс, лазанья —
Пища требует вниманья.
А не можешь отказаться
От фастфуда, бутерброда —
К терапевту записаться
(
Очередь там из народа).



3. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить, какие цели нашего урока? (Учащиеся озвучивают цели и задачи урока).

(Учитель сообщает цели и задачи урока, уточняя их; тему урока).

4.Изучение нового материала.

Здоровье – это непреходящая ценность, которую осознаешь, когда теряешь... Пока человек здоров, он почти не нуждается в знаниях о себе, а когда заболевает – время оказывается уже упущенным и побороть болезнь полностью не удается. Наше здоровье зависит от многих факторов, в том числе и от питания. Сегодня на уроке мы научимся выбирать здоровую и полезную пищу.



Известно, что пища представляет собой своего рода топливо для нашего организма; для того, чтобы жить, необходимо питаться. Любая наша деятельность, любые процессы, происходящие в организме, неизбежно ведут к расходованию энергии; здоровое и полноценное питание призвано восполнять ее запасы.

Способность пищи к такому восполнению называется калорийностью, или энергетической ценностью. Давно определено, что количество калорий, употребляемых человеком в сутки, должно варьироваться в диапазоне от 1200 до 3500 – именно такое количество «топлива» необходимо для поддержания достаточного запаса энергии. Между тем, полноценность нашего рациона определяется не только его калорийностью: существенное значение имеет количество содержащихся в пище белков, жиров и углеводов.

Принято считать, что соотношение этих компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию, в дневном меню человека должно составлять 1:1:4. Соблюдение такого баланса позволит белкам, жирам и углеводам максимально эффективно работать в нашем организме; в чем же заключается эта работа, и какие продукты являются основными источниками этих веществ?

(Таблица «Суточная потребность человека в белках, жирах, углеводах». Приложение 1).

Белки – основной «строительный материал» для нашего организма; с полным правом их можно назвать основой жизни, поскольку именно белки наиболее активно участвуют в обмене веществ. Источниками белков являются как продукты животного происхождения (мясо, рыба, творог, яйца), так и растительная пища (например, плоды бобовых – гороха, фасоли, арахиса, сои, которые содержат до 23% белков). Особо богат белками сыр (их содержание в этом продукте достигает 25%), в мясных продуктах и рыбе количество белков варьируется от 8 до 21%, в твороге оно составляет примерно 14%, в яйцах – 13%.

Жиры – это источник энергии для нашего организма. Именно эти вещества откладываются организмом «про запас», выступая в качестве источника энергии длительного пользования – но, увы, нередко приводят к необходимости снижения веса при их избыточном потреблении. Нельзя не отметить роль жиров, которые обладают низкой теплопроводностью, в защите нашего организма от переохлаждения – вот почему северные народности употребляют так много жирной пищи.

Углеводы также выступают в качестве энергетических веществ; наиболее известны такие их разновидности, как глюкоза, сахароза, фруктоза, крахмал. Характерной особенностью углеводов является быстрая усвояемость; исключением из этого правила является целлюлоза (клетчатка), которой изобилует растительная пища. Практически не усваиваемая организмом, клетчатка, тем не менее, играет важнейшую роль: она является своеобразным балластом, помогая процессу пищеварения и выполняя механическую очистку слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта. Углеводами богаты такие продукты, как фрукты и овощи, макаронные изделия, крупы, хлеб.

Пищеварение и жизнедеятельность организма невозможна без витаминов.



В мире открыто и изучено достаточно много витаминов. Все они обозначаются латинскими буквами. Давайте познакомимся с «Витаминной азбукой»

Название витамина

Для чего необходим?

В каких продуктах содержится?

Витамин А

Необходим для зрения, укрепления костей, кожи, волос, работы иммунной системы

Сливочное масло, сыр, молоко, творог, сметана, морковь, тыква, зеленый лук, абрикосы, яблоки

Витамин В1

Улучшает память и пищеварение, укрепляет нервную систему

Хлеб, орехи, морковь, картофель, фасоль, мясо, яйца

Витамин В2

Облегчает поглощение кислорода клетками кожи, ногтей и волос

Арахис, капуста, фасоль, помидоры, горох, яйца, сыр, творог, хлеб

Витамин С

Оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие

Апельсин, киви, черная смородина, цветная капуста, томат, тыква

Витамин Е

Улучшает состояние кожи и волос

Растительные масла, орехи, облепиха, рябина





Они нормализуют обмен веществ, участвуют в образовании ферментов, способствуют лучшему усвоению пищевых веществ.

5.Закрепление изученного материала.

Для закрепления изученного материала сейчас мы вместе заполним таблицу

«Роль белков, жиров, углеводов и витаминов в жизнедеятельности человека».


Какую роль в организме играют

В каких продуктах содержатся

Суточная потребность

Белки




Жиры




Углеводы




Витамины:




С - аскорбиновая кислота




В1 - тиамин




В2 - рибофлавин




РР- никотиновая кислота




А - ретинол




D - кальциферол




Е - токоферол




(Учащиеся при помощи наводящих вопросов учителя заполняют таблицу в тетради.)

6.Практическая работа «Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в белках, жирах, углеводах витаминах».

Практическая работа проводится в группах.

Вводный инструктаж.

Используя таблицу в тетради «Роль белков, жиров, углеводов и витаминов в жизнедеятельности человека», «Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы» составьте режим питания школьника на один день, указав какие продукты должны входить в рацион питания.

Питание ученика 5 класса.

Время

Приём пищи

Продукты

  7.30

завтрак


 10.30

школьный завтрак


 14.30

обед


 18.00

1-й ужин


20.30

2-й ужин






Текущий инструктаж.

Учитель проводит текущий обход с целью корректировки, исправления ошибок, недочетов.

Заключительный инструктаж.

Представитель каждой группы учащихся рассказывает о том, какие продукты должны входить в рацион питания школьника.

Учитель делает вывод по практической работе, указывает на ошибки.

7.Проверка усвоения знаний.

Вопросы:

1.Что такое правильное и здоровое питание?

2.Какие продукты должны входить в суточный рацион питания человека?

3.Какова роль белков в организме человека?

4.Необходимо ли употреблять жиры и почему?

5.Характерная особенность углеводов?

6.В каких продуктах содержатся витамины?

8.Рефлексия учебной деятельности.

Учащиеся делают индивидуальный выбор по схеме с кратким комментарием.



Я знаю, как надо питаться,









Но ем так, как мне нравится.

Ем то, что нужно, соблюдаю режим питания.









9.Выдача домашнего задания. Составить кроссворд из 6 слов связанных с темой «Физиология питания»















Приложение 1

Суточная потребность человека в белках, жирах, углеводах.

Возраст

Энергетическая ценность, (Ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

7– 10 лет


2300

80

животные – 48

растительные - 32

80

животные – 16

растительные - 64

300


11 – 13 лет

мальчики

2700

96

животные – 58

растительные - 38

96

животные – 19

растительные - 77

370

11-13 лет

девочки

2450

85

животные – 51

растительные - 34

85

животные – 17

растительные - 68

340

Приложение 2

Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы.


Содержание в 100 граммах продукта

Белки

Мясо 14-20

Рыба 12-16

Яйца 10,8

Сыр 30,0

Молоко 5,0

Хлеб 5-10

Картофель 1,7

Фасоль 19,6

Соя 34,0

Горох 19,7

Жиры

Сердце 210

Яйца 468

Печень 320

Масло сливочное 280

Сыр 160

Мясо (говядина) 125

Сало свиное 70-100

Сало говяжье 60-140

Свинина 70-100

Птица 60-90

Рыба 50-60

Молоко 12

Углеводы

Хлеб ржаной 42-45

Хлеб пшеничный 43-50

Крупа гречневая 64

Крупа манная 70

Рис 72

Сахар 95-99

Картофель 20

Капуста белокочанная 5

Арбуз 9

Морковь 7-8

Свекла 10

Виноград 17

Яблоки 11






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!