СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока учебной практики по обучению в учебной мастерской по теме "Сверление и долбление древесины"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по учебной практике по теме № 5  "Сверление и долбление древесины" используется для обучению практическим навыкам по профессии "Плотник"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока учебной практики по обучению в учебной мастерской по теме "Сверление и долбление древесины"»


Федеральная Служба Исполнения Наказаний

Федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 171










Методическая разработка урока

учебной практики по обучению в учебной мастерской

по теме № 5

«Сверление и долбление древесины»



Профессия: «ПЛОТНИК» код 16671







Разработчик: Утев Сергей Геннадьевич, мастер производственного обучения ФКП образовательное учреждение № 171


_____________________ /Утев С.Г./




Рецензент: Мелкомуков Владимир Викторович, преподаватель ФКП образовательное учреждение №171, первая квалификационная категория


_____________________ /Мелкомуков В.В./


Соликамск, 2019.


Тема № 5: «Сверление и долбление древесины»


Цели урока:

  1. Обучающая - научить обучающихся закрепить умения правильно производить операции: настройка вертикально-сверлильного станка, приемы сверления отверстий на станках и ручными электродрелями, заточка сверл, выполнение различных видов сверления, зенкерование отверстий.

  2. Развивающая - развитие профессиональной самостоятельности.

  3. Воспитательная - воспитать у обучающихся бережное отношение к инструменту, материалам, сверлильным станкам, настойчивость в достижении цели, ответственность к работе, соблюдение правил охраны труда, любовь к выбранной профессии.


Тип урока:

- учебно-производственные работы: урок усвоения знаний, изучения трудовых приёмов и операций.


Организационная форма:

- индивидуальное обучение.


Место проведения урока:

- лаборатория практических занятий № 4.


Материально-техническое оснащение урока:

Верстаки с тисками, сверлильный станок, заточный станок, ручные электрические дрели, ручные тиски, переходные втулки, сверлильные патроны, детали для сверления, сверла различных размеров, штангенциркули, плакаты «Сверление», «Вертикально-сверлильные станки», «Виды свёрл».


Межпредметные связи:  

- Материаловедение.

- Чтение чертежей.

  

Время работы по теме № 5 «Сверление и долбление древесины»:

-16 часов;


Время урока по разделу «Сверление древесины»:

- 6 часов.






Ход урока:


  1. Организационная часть:

Проверка явки обучающихся по списочному составу.

Проверка готовности к уроку (наличия и состояния спец. одежды).


  1. Вводный инструктаж:

  • Сообщить тему программы;

  • Сообщить тему урока;

  • Сообщить цель урока;

  • Проверить знания обучающихся по пройденному материалу.


Закрепление материала вводного инструктажа (Актуализация знаний обучающихся по пройденному материалу).


В целях закрепления материала вводного инструктажа проводим повторный показ приемов сверления деталей одним из обучающихся с использованием следующих вопросов:

  • для чего применяется сверление?

  • виды сверл и их назначение, виды заточки сверл?

  • какие бывают ручные дрели, область их применения?

  • разновидность сверлильных станков, на какие группы они делятся?

  • какие бывают приспособления для крепления деталей на столе сверлильного станка?

  • как производится крепление сверл, разверток, зенковок на сверлильном станке?

  • подготовка сверлильного станка к работе?

  • какие способы сверления отверстий применяются при сверлении на станках?

После опроса обучающихся переходим к практическому заданию данного урока. Показать обучающимся образец сверления деревянной заготовки. Каждый обучающийся должен в течение первых двух часов 30 минут выполнять сверлильные работы ручными и электрическими дрелями, в течение одного часа 30 минут – работа на сверлильном станке, в течение 45 минут - заточка и заправка сверл.

Сообщить обучающимся критерии оценок качества выполненных работ. После чего обучающиеся переходят к выполнению упражнения.




  1. Основная часть урока:


Во время выполнения обучающимися упражнений проводим текущее инструктирование, совершая обходы с целью:

  • обход с целью проверки готовности обучающихся к работе;

  • вникать в работу каждого обучающегося, а также следить за работой всей группы;

  • приучать обучающихся к планированию своего труда и самоконтролю;

  • наблюдать за рациональным использованием рабочего времени и добиваться высокой производительности труда;

  • оказывать постоянную помощь отстающим обучающимся, проводя повторные объяснения, показ приемов и проведение дополнительных упражнений;

  • если встречаются аналогичные вопросы, то проводится коллективное текущее инструктирование;

  • постоянно воспитывать у обучающихся высокую культуру труда.



  1. Заключительная часть.


  • Подведение итогов занятий;

  • Указать основные недостатки и нарушения технологического процесса, организации рабочего места, соблюдение техники безопасности при сверлении;

  • Прием изготовленной продукции (дать оценку качеству изготовления продукции);

  • Отметить лучшие работы.



Наименование

Время прохождения

1.

Организационная часть

5 минут

2.

Вводный инструктаж

45 минут

3.

Основная часть урока

4 час 45 минут

4.

Заключительная часть

25 минут





Используемая литература:

1.Л.Н. Крейндлин «Плотничные работы».

2.В.С. Левадный «Обработка дерева на станках».

3.Самойлов В.С., Карауш В.М. «Плотничные и столярные работы».






Приложение № 1

к методической разработки урока

учебной практики по обучению в

учебной мастерской по теме № 5

«Сверление и долбление древесины»



Характеристика процесса сверления:


Очень часто при сборке деревянных изделий в их деталях предусматривают отверстия и продолговатые пазы, которые предназначены для деревянных круглых шипов (шкантов) или металлических крепежных деталей (болтов, шурупов, стерж­ней). Кроме того, сверление применяют при заделке сучков и других дефектных участков, когда после высверливания на их место устанавливают деревянные пробки. Сверление древесины осуществляется вращающимся инст­рументом - сверлом, с одновременной его подачей в направле­нии, параллельном оси вращения. При этом линия резания пред­ставляет собой винтовую траекторию. Сверление - это слож­ный процесс резания, совершаемый по различным направле­ниям относительно волокон древесины. Сущность этого про­цесса состоит в резании резцами, расположенными по торцу цилиндрического тела инструмента (сверла). По направлению оси отверстия относительно волокон дре­весины различают продольное сверление - в торец изделия и поперечное - в пласть. Кроме того, отверстия бывают сквозные и несквозные (глухие) .







В иды работ, выполняемых на сверлильно-пазовальных и сверлильно-присадочных станках: а, б, в,- сверление сквозных и несквозных отверстий; г-выборка пазов; д-присадка отверстий на пласти и в кромке щитовой детали.

Для каждого вида свер­ления предназначены сверла с соответствующей конструкци­ей режущей кромки.

Виды сверл для древесины:

а-сверло спиральное с центром и подрезателями; б-сверло с подрезателем для высверливания сучков; в-сверло цилиндрическое спиральное с конической заточкой






А Б В


-------------------------------------------------------------------------------------------------------




В настоящее время наиболее широкое распространение по­лучили сверла: спиральные, центровые с круглыми и зубчаты­ми подрезателями, полые цилиндрические пилки и зенкеры.


Типы сверл: а-центровое; б-пробочное бесцентровое; в-пробочное центровое; г-ложечное; д-спиральное; е-спиральное с центром и подрезателя­ми; ж-винтовое; з-шнековое; и-штопорное.


Подготовка сверлильного инструмента к работе:


Заточка свёрл производится при помощи абразивных мате­риалов на универсально-заточных станках, оснащенных соот­ветствующими приспособлениями. Заточка сверл вручную не обеспечивает достаточной точности, поэтому рекомендует­ся заточка на специальных станках. Спиральные сверла затачивают по задним поверхностям, в результате чего образуются две симметричные прямолинейные режущие кромки одинаковой длины. Для заточки сверл используют круги зернистостью 25-40 на керамической связке, твердостью СМ - СТ, прямого ПП или конического КП профилей. Правильность заточки контролируют угломерами.


Контроль элементов сверл после заточки:









а - угла при вершине .









б - направляющего центра и подрезателей.






в -угла при вершине и длины режущих кромок.





Сверла, подготовленные к работе, должны удовлетворять следующим требованиям: на поверхности сверл не должно быть черновин, трещин, раковин, выкрошенных мест, следов коррозии и прочих дефектов; передние и задние поверхности сверла, направляющая ленточка и поверхность хвостовика дол­жны быть шлифованными; с торца цилиндрических хвостовиков должны быть сняты фаски; и, самое главное требование, - сверла должны быть правильно заточены с соблюдением геометрии режущих час­тей.


Патроны для крепле­ния сверл и концевых фрез:





а – со стопорным винтом: 1-сверло с цилиндрическим хвостовиком; 2- стопорный винт; 3-втулка; 4-шпиндель станка.











б - трехкулачковый самоцентрирующий патрон: 1-шпиндель станка; 2-корпус патрона; 3-втулка; 4- кольцо; 5-съемный рифленый ключ; 6-сверло; 7-кулачки патрона.










в-цанговый патрон:1- хвостовик сверла; 2-гайка; 3-разрезная цанга; 4- втулка.





Оборудование для сверления древесины:

С хема вертикального сверлильно-пазовального станка с ручной подачей СВП-2:

1-колонна; 2-рукоятка; 3-маховик; 4-электродвигатель; 5-рычаг перемещения шпинделя; 6-рукоятка перемещения шпинделя; 7-шпиндельный механизм; 8-патрон; 9-эксцентриковый прижим; 10-стол; 11-маховик перемещения стола; 12-кронштейн; 13-педаль шпинделя; 14-чугунная станина; 15-тяга педали шпинделя



Тип электродвигателя

асинхронный, 4А/Х/71А43

Мощность, кВт

0,55

Частота вращения вала, об /мин.

1370

Ток питания

переменный трехфазный

Напряжение, В.

380

Передача привода:


гни

клиноременная

направление вращения

реверсивное

вид шкивов

многоручьевые, конические

число скоростей

5

ширина поверхности стола, мм.

250 -

частота вращения шпинделя в минуту

450-25000

наибольший ход, мм.

100

расстояние до рабочего стола, мм.

20-400

тип хвостовика

конус Морзе

сверлильный патрон

16-В18

габариты (ширина х длина х высота)

370 х 770 х 820 мм

масса, кг.

120



Подготовка и накладка станка:


Наладка станков состоит в определении режима работы, выборе режущего инструмента и правильном базировании заготовки относительно сверла или концевой фрезы. В зависимости от характера сверления выбирают тип и ди­аметр сверла или концевой фрезы. Необходимо помнить, что сверла для сверления вдоль волокон нельзя применять для свер­ления отверстий перпендикулярно волокнам. Угол заточки спи­ральных сверл должен соответствовать направлению сверле­ния относительно волокон древесины. Диаметр сверла выбирают в зависимости от размера отвер­стия, учитывая, что диаметр полученного отверстия будет боль­ше диаметра сверла на 0,2-0,35 мм вследствие его биения. Стол по высоте регулируют так, чтобы при крайнем верх­нем положении шпинделя расстояние от вершины сверла до рабочей поверхности стола было на 25 мм больше высоты об­рабатываемой детали. Если возникает необходимость в наклон­ном отверстии, стол поворачивают на требуемый угол. Различают сверление отверстий по разметке, по упорам и с применением кондукторов (шаблонов). При обработке большой партии деталей, если требуется высверлить несколько отверстий одинакового диаметра, выпол­няют сверление по упорам. Шаблоны используют для сверления нескольких отверстий в щитовых деталях. После наладки сверлят пробные отверстия и контролируют их диаметр и положение калибром или измерительным инст­рументом. Отклонение оси отверстия базовой поверхности де­тали от перпендикулярности допускается не более 0,15 мм на длине 100 мм.


Работа на станке:


Приступая к выполнению операции, вклю­чают подачу и подают шпиндель на заготовку сверлом в ранее отмеченное место. Паз выбирают в таком порядке : Сначала без боковой подачи стола сверлят два отверстия по концам буду­щего паза. Затем промежуток между круглыми гнездами уда­ляют методом пазового фрезерования при боковой подаче сто­ла. Высота выбираемого паза с целью исключения поломки фрезы не должна превышать 1,5 диаметра фрезы.

Глубокие пазы фрезеруют за два, и более проходов. Одно­временно следует контролировать качество обработанных по­верхностей. При появлении мшистости надо сменить сверло. Работа при очень большой скорости подачи затупленным свер­лом является причиной его поломки или недопустимой пере­грузки электродвигателя. Станок предназначен для сверления отверстий диаметром 12 мм, их развертывания и зенкерования, а также для нареза­ния резьбы в заготовках из чугуна, стали, цветных металлов и пластмасс. Рабочий стол имеет три Т- образных паза для закрепления тисков и различных приспо­соблений. На задней части плиты имеется силовой винт в виде колонны с трапециевидной резьбой. По продольному направ­ляющему пазу колонны перемещается шпиндельная бабка со сверлильным патроном. На ее корпусе размещены детали ме­ханизма главного движения: подмоторная плита с электродви­гателем и устройство регулировки. Внутри защитного кожуха есть ведущий и ведомый шкивы с клиновидным ремнем Подача шпинделя на заготовку осуществляется с помощью штурвала ручной подачи. Натяжение ремня производят вин­том натяжения. Шпиндельную бабку перемещают по колонне маховичком и фиксируют в заданном положении рукояткой. В станке предусмотрено правое и левое вращение шпинделя. Остановку вращения шпинделя осуществляют нажатием крас­ной кнопки «Стоп».


При работе на сверлильном станке следует соблюдать следующие правила безопасности труда:

  • правильно устанавливать, надежно закреплять заготовки на столе станка и не удерживать руками в процессе обработки.

  • не оставлять ключи в патроне после смены сверла

  • не браться руками за вращающийся режущий инструмент и шпиндель

  • не вынимать рукой сломанное сверло из отверстия

  • не нажимать сильно на рычаг подачи при сверлении заготовок на проход

  • постоянно следить за исправностью режущего инструмента

  • не передавать и не принимать каких либо предметов через работающий станок.

  • не работать на станке в рукавицах

  • не опираться на станок во время его работы

Обязательно останавливать станок:

  • уходя от станка даже на короткое время прекращения работы

  • обнаружения неисправностей на станке

  • смазывание станка

  • установка или смена сверла и т.д.

  • уборки станка, рабочего места и стружки с инструмента, заготовки.




15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!