СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 5 классе "Географическая долгота. Географические координаты"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытонго урока по георафии в 5 классе по теме "Географическая долгота. Географическая координаты".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 5 классе "Географическая долгота. Географические координаты"»

Технологическая карта урока

Предмет: география

Класс: 5

Учитель: Баркевич А.В.

Тема: Географическая долгота. Географические координаты.

Цель урока: Способствовать формированию представлений о географической долготе; создать условия для формирования умений определять географическую долготу и координаты заданной точки

Задачи урока: Обучающие: научить учащихся определять географические координаты точек и точки по их географическим координатам.

Развивающие:

- продолжить развивать познавательный интерес учащихся, творческие, коммуникативные способности, воображение, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом;

- продолжить формировать умение анализировать, делать выводы, обобщать, проводить самооценку и взаимооценку.

Воспитательные: продолжить воспитывать культуру общения.

Планируемые результаты обучения


Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся называть и показывать на глобусе и карте Гринвичский (начальный) меридиан. Получат возможность научиться определять географическую долготу, географические координаты

Познавательные: умеют организовывать свою деятельность, сравнивают объекты по заданным критериям.

Коммуникативные: высказывают суждения, подтверждая их фактами, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.

Регулятивные: сохраняют учебную задачу, оценивают достигнутые результаты.

Понимают потребность в географических знаниях, отбирают и преобразовывают нужную информацию


Тип урока: открытия новых знаний с элементами практической работы

Основные понятия: географическая долгота, Гринвичский (начальный) меридиан, географические координаты

Используемые элементы педагогических технологий: деятельностного  подхода:  проблемного обучения, ИКТ; здоровье сберегающая.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная.

Учебно-методический комплекс: учебник по  УМК «Полярная звезда»: «География. 5-6 классы,  автор А.И. Алексеев и др., издательство «Просвещение»,  2019 год»;  атласы;   физическая  карта   полушарий; глобусы; раздаточный материал

Оборудование:. ноутбук, мультимедийный проектор, презентация ,учебник, атлас, раздаточные материалы.




Структура и ход урока

Этапы

Время

Содержание этапа

Основная форма работы

УУД

деятельность учителя

деятельность учащихся

1.

Организационный этап

1 мин

приветствует учеников, проверяет количество учащихся и готовность к уроку

настраиваются на предстоящую работу

фронтальная

личностные

  • самоконтроль

2.

Актуализация знаний

5 мин

На прошлом уроке мы изучали,

какую тему? Узнали, что

градусную сеть составляют

параллели и меридианы. У вас на

столе листочки для работы на уроке. Выполняем задание №1

Тестирование:

1. Назовите самую длинную

параллель:

А) меридиан Б) экватор

В) полюс Г) параллель

2. Длина параллелей от экватора к

полюсам:

А) уменьшается Б)

увеличивается В) не

изменяется

3.Направление север – юг

указывает:

А) экватор Б) меридиан

В) параллель

4. Расстояние от экватора до объекта – это…

А) меридиан Б) параллель В) географическая широта Г) экватор

5. Географическая широта бывает:

А) северная и южная Б) западная и восточная

- Проверяем. Передайте свой лист

соседу по парте для

взаимоконтроля. Подойдите

серьезно и объективно к оценке

работы своего товарища. Ответы

на вопросы теста и критерии

посмотрите на доске.

Отвечают на вопросы теста,

Заполняя карточки для ответа


фронтальная, индивидуальная, парная

коммуникативные

умение вести учебный диалог,

познавательные: умеют организовывать свою деятельность


2.

Постановка цели и задач урока

3 мин

Прочтите стихотворение на слайде. Какой вопрос у вас возникает? Что мы еще не умеем?

На карте огромная планета Земля:

Реки и горы, равнины, моря.

Точка на карте зовется «объект»-

Такое понятие ввел человек.

Сегодня мы с вами узнаем о том,

Что каждая точка имеет свой дом,

Чтобы ее отыскать в целом мире,

Ей указали этаж и квартиру.

Сложно найти этот адрес ребятам,

Если не следовать координатам.

Этаж называется широтой,

Номер квартиры – ее долготой.

На основе полученных знаний сформулируйте тему и цель урока. Помогает обучающимся, при необходимости, сформулировать тему цель, что нового узнают и чему научатся на уроке.

Как вы думаете, людям, каких профессий необходимо умение определять географические координаты?

Один обучающийся зачитывает стихотворение вслух. Формулируют тему, цель урока. Отвечают на вопрос (летчикам, морякам, геологам и др.)



фронтальная

личностные

  • формирование учебной мотивации

регулятивные

  • целеполагание

коммуникативные

  • умение точно выражать свои мысли

3.

Открытие нового знания

6 мин

Объяснение учителя с записью в тетради (слайды 4-6):

Географическая долгота – это расстояние от нулевого (Гринвичского) меридиана до объекта, выраженное в градусах. Найти долготу значит найти меридиан, на которой находится объект. Бывает западная и восточная (в.д., з.д.). Изменяется от 0° до 180°.

Слушают объяснение учителя. Находят нулевой меридиан на карте и глобусе. Смотрят на карте и глобусе, где подписаны меридианы. Записывают в тетрадь.

фронтальная

коммуникативные

  • внимательно слушают учителя

4.


3 мин

Правила нахождения географической долготы, изложены у вас в инструкционных картах. Прочтите их. В чем отличия от правил нахождения географической широты? Что общего?

Работают с инструкционной картой. Отвечают на вопросы. Выделяют главное. Сравнивают способы нахождения широты и долготы.

Фронтальная, индивидуальная


регулятивные

  • планирование работы

  • контроль

познавательные

  • структурирование знаний и анализ коммуникативные

  • представление информации в устной форме

5.


4 мин

А сейчас давайте потренируемся находить географическую долготу. Выполните задание 2 в инструкционной карте.

Работают с картой. Учатся определять географическую долготу, записывать, полученные данные.

фронтальная,

индивидуальная

регулятивные

  • контроль, коррекция, оценка

коммуникативные

  • представление информации в письменной форме

познавательные

  • структурирование знаний

  • анализ

6


4 мин.

Для точного указания местонахождения объекта на карте нужны две координаты широта и долгота. Дополните данные, полученные выше необходимыми сведениями.

Работают с картой. Учатся определять географическую долготу, широту. Записывать, полученные данные.

фронтальная,

индивидуальная

коммуникативные

  • представление информации в письменной форме

познавательные

  • структурирование знаний , анализ

7

Физкультминутка

2 мин

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

Дети повторяют движения.

фронтальная

коммуникативные

  • внимательно слушают учителя, выполняют упражнения.


7


6 мин

Иногда возникает необходимость найти объект по заданным координатам.

Перед вами задание 3 в инструкционной карте.

Выполняют задания вдвоем с соседом по парте. Один докладывает результаты работы. Остальные сравнивают свои ответы. Выставляют баллы.

Индивидуальная, фронтальная

коммуникативные

  • представление информации в письменной форме

познавательные

структурирование знаний , анализ

6.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

4 мин

Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

Посмотрите в инструктивную карту. Добились ли мы поставленных целей?

Поставьте себе оценки за урок.

Выставляет оценки за урок в дневник и журнал.




Отвечают на вопросы. Считают баллы, ставят себе оценки за урок.

фронтальная

коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

познавательные

  • рефлексия

личностные

  • самооценка

7.

Итог урока

1 мин

Подводит итог урока. Совместно с учениками дает словесную оценку работе на уроке. Просит оценить урок учащихся.

Рисуют на листочках смайлик (на слайде образец)

индивидуальная

познавательные

  • рефлексия


8

Информация о д/з

1 мин

Прочитать параграф 16.

Выберите себе задание:

- выполнить задание 10 на стр. 57;

- составьте 5 заданий на поиск объектов по заданным координатам;

- составить кроссворд из 10 слов на тему «Географические координаты»

Записывают домашнее задание



индивидуальная

регулятивные: сохраняют учебную задачу, оценивают достигнутые результаты.













ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Ученика (цы) ________________________________ фамилия, имя

Цели урока: научится называть и показывать на глобусе и карте Гринвичский (начальный) меридиан, определять географическую долготу, географические координаты и объекты по географическим координатам.

1. Ответьте на вопросы теста

1. Назовите самую длинную параллель:

А) меридиан Б) экватор

В) полюс Г) параллель

2. Длина параллелей от экватора к полюсам:

А) уменьшается Б) увеличивается В) неизменяется

3.Направление север – юг указывает:

А) экватор Б) меридиан В) параллель

4. Расстояние от экватора до объекта – это…

А) меридиан Б) параллель В) географическая широта Г) экватор

5. Географическая широта бывает:

А) северная и южная Б) западная и восточная

Оценка _____


Правила определения географической долготы:

Шаг 1. Найти объект на карте

Шаг 2. Найти ближайший со стороны нулевого меридиана меридиан (между какими меридианами расположен объект, отсчитываем от меньшего).

Шаг 3. Определить число градусов до объекта, мысленно разделяя расстояние до другого меридиана на 10 частей.

Шаг 4. Указываем к востоку или западу от нулевого меридиана расположен объект (з.д, в.д.)


2. Определите географическую долготу объектов (работайте вдвоем с соседом по парте, если непонятно вернитесь к правилам определения географической долготы):

а) Осло           

б).Тегеран

в) Лима

г) Иркутск

д)Чита

Оценка_______

3. Найдите объекты по их координатам:

А) «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарений и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым»».

Укажите место, в котором оказались герои романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов», если его координаты 170 ю.ш. 250 в. д.

Б). Этот остров имеет несколько названий – Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Каким? Координаты острова 27º ю.ш., 109ºз.д.

Оценка _______


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!