1.организационный момент (2 мин.) | Фронтальная работа | Приветствие учащихся, распределение учащихся на группы, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания | Приветствие учителя, настраивание на работу, подготовка к уроку | Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Владение своей речью, проявление эмоциональной отзывчивости |
2.Формирование положительно-эмоционального настроя (2 мин.) | Фронтальная работа | Учитель актуализирует деятельность учащихся. Подводит учащихся к теме урока и демонстрирует модели многогранников. - с детства все мы брали в руки многогранники: играли кубиками, собирали из деталей пирамидки, с интересом разглядывали мамины украшения с камушками – все это многогранники, но узнали про это только когда пришли в школу (демонстрация моделей многогранников). Многогранники нужны не только при изучении геометрии, они имеют огромное значение в жизни человека. Например: формы многогранников находят широкое применение в конструировании сложных поверхностей, используются в архитектурных проектах. Все это пришло к нам из глубокой древности: «Только неотступно следуя законам геометрии, архитекторы древности могли создавать свои шедевры. Не случайно говорят, что пирамида Хеопса – немой трактат по геометрии, а греческая архитектура – ее внешнее выражение. С тех пор прошло много веков, но роль геометрии так и не изменилась и остается грамматикой архитекторов». И сегодня мы познакомимся с многогранниками и научимся изготавливать их модели. | Слушают учителя. Анализируют свою деятельность. | Р: учатся слушать и отвечать на вопросы. П: учатся анализировать информацию |
3.Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) | Фронтальная работа | Учитель задает вопросы классу для формулирования темы урока. – Что сегодня нам необходимо сделать на уроке? | Учащиеся формулируют тему и цель урока. Тема урока: многогранники Цель урока: раскрыть понятие многогранника и научиться их моделировать – отвечают на вопросы учителя (возможные варианты ответов: познакомиться с понятием многогранники, узнать какие есть виды многогранников, создать их модели). | Р: учатся слушать и отвечать на вопросы. П: учатся анализировать информацию. К: учатся строить аргументированные высказывания. |
4.Социоконструкция (работа в группах) (21 мин.) | Групповая работа | Учитель формулирует проблемный вопрос. Объясняет задание группам. Сопровождает работу групп. Предоставляет справочную информацию о многогранниках. – Многогранник – это геометрическое тело, поверхность которого состоит из граней, то есть частей плоскости, ограниченных многоугольниками. Существует много видов многоугольников: куб, октаэдр и др. – Как вы думаете, почему у них такие названия, с чем это связано? – Правильно, это связано с числом их граней Тетраэдр: 4 грани Гексаэдр: 6 граней Октаэдр: 8 граней Додекаэдр: 12 граней Икосаэдр: 20 граней Работа в группах: из пластилина и деревянных палочек (шпажек) необходимо собрать модели следующих многогранников: Изготовление куба; Изготовление октаэдра; Изготовление икосаэдра. Многогранник, который получился у первой группы, называется гексаэдр, у второй – октаэдр, у третей – икосаэдр (приложение 1). – Какие многогранники называются правильными? – Их еще часто называют Платоновыми телами, поскольку занимают видное место в философской картине мире, разработанной мыслителем Древней Греции Платоном. – Мы знаем четыре вида правильных многогранников. – Правильные многогранники самые выгодные фигуры и этим пользуется природа. Например, кристаллы поваренной соли имеют форму куба. Какие вы можете еще привести примеры? Исторически первой формой огранки, т.е. обработки драгоценных камней стал «октаэдр» и сейчас мы с вами все вместе изготовим его модель. Задание в группах: все группы изготавливают звездчатый октаэдр (приложение 2). | Учащиеся работают в группах с раздаточным материалом. Проводят отбор информации и делают выводы. – озвучивают различные варианты ответов (это связано с числом граней). Работа в группах по изготовлению многогранников. –учащиеся дают определение правильного многогранника: правильным называют такой выпуклый многогранник, который состоит из одинаковых правильных многоугольников и обладает пространственной симметрией. – Приводят примеры (шестиугольные соты пчел, различные кристаллы и др.) Задание в группах: все группы изготавливают звездчатый октаэдр. | Л: обеспечение высокой творческой активности при выполнении задания в группах. К: создание ситуации для продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом. Р: развитие умения осмысливать и систематизировать информацию. |
5.Демонстрация результатов (15 мин.) | Фронтальная работа | Анализ и коррекция ответов учащихся, дополнение ответов групп. – Давайте посмотрим получившиеся фигуры, из чего они состоят? Сама же фигура является звездчатым многогранником. Как вы думаете почему? – Термин «звездчатый» имеет общий корень со словом «звезда» и это указывает на его название и применение. Они декоративны и нашли применение, как в ювелирной промышленности, так и в архитектуре. Многие формы звездчатых многогранников показывает нам природа, например форма снежинок. – Сейчас вы самостоятельно изготовили модель «звездчатого октаэдра». Как вы думаете, почему у него такое название? – «Звездчатый октаэдр» был открыт Леонардо да Винчи и имел название «Stellaoctangula» – звезда восьмиугольная или соединение двух тетраэдров. – Если посмотреть на него сверху, то контуры будут показывать правильную шестиугольную звезду. | Учащиеся показывают результаты всему классу. Слушают и анализируют. – Отвечают на вопрос учителя (данная фигура состоит из нескольких многогранников, каждый из которых называется «тетраэдр» – он имеет четыре грани) – по форме напоминает звезду. | К: формирование умения грамотно строить речевые высказывания. П: формирование умения излагать свою точку зрения. |
6.Рефлексия (2 мин.) | Фронтальная работа | Учитель проводит рефлексию. – Ребята, если вы успешно справились с заданием, и вам все понравилось, то поместите звездочку на интерактивную доску. Если же на уроке вам было скучно и не понятно, то пусть звездочка останется на месте. | Учащиеся работают с доской: если урок понравился, то помещают на доску звездочку, ели урок показался не интересным, то оставляют звездочку на парте. | Л: дают оценку своего Эмоционального состояния и аргументируют свою позицию |
7.Итоги урока (1 мин) | Фронтальная работа | Учитель проводит итоги урока. – Сегодня мы с вами познакомились только с частью большого количества многогранников. С помощью правильных многогранников вы можете изучать не только свойства геометрических фигур, но и познать окружающую действительность. | Учащиеся слушают и анализируют свою работу на уроке. | Р: формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность. |