СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 6 классе на тему "Многогранники"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 6 классе на тему "Многогранники"»

Одним из средств поддержания и развития познавательного интереса у школьников является моделирование. Использование моделей на уроке, а также во внеурочной деятельности позволяет наглядно представить учебный материал, способствуя его тщательному и глубокому изучению. На уроках математики, учащиеся могут использовать различные приемы моделирования, задача же учителя – познакомить детей с их видами.

Для того, чтобы показать результаты активизации познавательной деятельности и эффективности использования моделирования для развития познавательного интереса был разработан урок в 6 классе на тему «Многогранники» с изготовлением математических моделей.

Предмет: математика

Класс: 6

Тема урока: Многогранники

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: раскрыть понятие многогранников и научиться их моделировать

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием многогранник и его элементами, сформировать представления о многогранниках на наглядном материале.

Развивающие: развивать умения учащихся работать с наглядными моделями многогранников; развивать наглядно-действенный и наглядно-образный вид мышления.

Воспитательные: сформировать: познавательный интерес к работе, самостоятельность, аккуратность и стремление к знаниям.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для обучающихся (приложение 1, пластилин, деревянные палочки).



Ход урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.организационный момент

(2 мин.)

Фронтальная работа

Приветствие учащихся, распределение учащихся на группы, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания

Приветствие учителя, настраивание на работу, подготовка к уроку

Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Владение своей речью, проявление эмоциональной отзывчивости

2.Формирование положительно-эмоционального настроя

(2 мин.)

Фронтальная работа

Учитель актуализирует деятельность учащихся. Подводит учащихся к теме урока и демонстрирует модели многогранников.

- с детства все мы брали в руки многогранники: играли кубиками, собирали из деталей пирамидки, с интересом разглядывали мамины украшения с камушками – все это многогранники, но узнали про это только когда пришли в школу (демонстрация моделей многогранников).

Многогранники нужны не только при изучении геометрии, они имеют огромное значение в жизни человека. Например: формы многогранников находят широкое применение в конструировании сложных поверхностей, используются в архитектурных проектах. Все это пришло к нам из глубокой древности: «Только неотступно следуя законам геометрии, архитекторы древности могли создавать свои шедевры. Не случайно говорят, что пирамида Хеопса – немой трактат по геометрии, а греческая архитектура – ее внешнее выражение. С тех пор прошло много веков, но роль геометрии так и не изменилась и остается грамматикой архитекторов». И сегодня мы познакомимся с многогранниками и научимся изготавливать их модели.

Слушают учителя. Анализируют свою деятельность.

Р: учатся слушать и отвечать на вопросы.

П: учатся анализировать информацию

3.Мотивация к учебной деятельности

(2 мин.)

Фронтальная работа

Учитель задает вопросы классу для формулирования темы урока.

– Что сегодня нам необходимо сделать на уроке?

Учащиеся формулируют тему и цель урока.

Тема урока: многогранники

Цель урока: раскрыть понятие многогранника и научиться их моделировать

– отвечают на вопросы учителя (возможные варианты ответов: познакомиться с понятием многогранники, узнать какие есть виды многогранников, создать их модели).

Р: учатся слушать и отвечать на вопросы.

П: учатся анализировать информацию.

К: учатся строить аргументированные высказывания.

4.Социоконструкция (работа в группах)

(21 мин.)

Групповая работа

Учитель формулирует проблемный вопрос. Объясняет задание группам. Сопровождает работу групп. Предоставляет справочную информацию о многогранниках.

– Многогранник – это геометрическое тело, поверхность которого состоит из граней, то есть частей плоскости, ограниченных многоугольниками.

Существует много видов многоугольников: куб, октаэдр и др.

– Как вы думаете, почему у них такие названия, с чем это связано?

– Правильно, это связано с числом их граней

Тетраэдр: 4 грани


Гексаэдр: 6 граней


Октаэдр: 8 граней


Додекаэдр: 12 граней


Икосаэдр: 20 граней

Работа в группах: из пластилина и деревянных палочек (шпажек) необходимо собрать модели следующих многогранников:

  1. Изготовление куба;

  2. Изготовление октаэдра;

  3. Изготовление икосаэдра.

Многогранник, который получился у первой группы, называется гексаэдр, у второй – октаэдр, у третей – икосаэдр (приложение 1).

– Какие многогранники называются правильными?

– Их еще часто называют Платоновыми телами, поскольку занимают видное место в философской картине мире, разработанной мыслителем Древней Греции Платоном.

– Мы знаем четыре вида правильных многогранников.

– Правильные многогранники самые выгодные фигуры и этим пользуется природа. Например, кристаллы поваренной соли имеют форму куба. Какие вы можете еще привести примеры?

Исторически первой формой огранки, т.е. обработки драгоценных камней стал «октаэдр» и сейчас мы с вами все вместе изготовим его модель.

Задание в группах: все группы изготавливают звездчатый октаэдр (приложение 2).

Учащиеся работают в группах с раздаточным материалом. Проводят отбор информации и делают выводы.







– озвучивают различные варианты ответов (это связано с числом граней).










Работа в группах по изготовлению многогранников.








–учащиеся дают определение правильного многогранника: правильным называют такой выпуклый многогранник, который состоит из одинаковых правильных многоугольников и обладает пространственной симметрией.




– Приводят примеры (шестиугольные соты пчел, различные кристаллы и др.)



Задание в группах: все группы изготавливают звездчатый октаэдр.

Л: обеспечение высокой творческой активности при выполнении задания в группах.

К: создание ситуации для продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом.

Р: развитие умения осмысливать и систематизировать информацию.

5.Демонстрация результатов

(15 мин.)

Фронтальная работа

Анализ и коррекция ответов учащихся, дополнение ответов групп.

– Давайте посмотрим получившиеся фигуры, из чего они состоят?

Сама же фигура является звездчатым многогранником. Как вы думаете почему?

– Термин «звездчатый» имеет общий корень со словом «звезда» и это указывает на его название и применение. Они декоративны и нашли применение, как в ювелирной промышленности, так и в архитектуре.

Многие формы звездчатых многогранников показывает нам природа, например форма снежинок.

– Сейчас вы самостоятельно изготовили модель «звездчатого октаэдра». Как вы думаете, почему у него такое название?

– «Звездчатый октаэдр» был открыт Леонардо да Винчи и имел название «Stellaoctangula» – звезда восьмиугольная или соединение двух тетраэдров.

– Если посмотреть на него сверху, то контуры будут показывать правильную шестиугольную звезду.

Учащиеся показывают результаты всему классу. Слушают и анализируют.

– Отвечают на вопрос учителя (данная фигура состоит из нескольких многогранников, каждый из которых называется «тетраэдр» – он имеет четыре грани)

– по форме напоминает звезду.

К: формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

П: формирование умения излагать свою точку зрения.

6.Рефлексия

(2 мин.)

Фронтальная работа

Учитель проводит рефлексию.

– Ребята, если вы успешно справились с заданием, и вам все понравилось, то поместите звездочку на интерактивную доску. Если же на уроке вам было скучно и не понятно, то пусть звездочка останется на месте.

Учащиеся работают с доской: если урок понравился, то помещают на доску звездочку, ели урок показался не интересным, то оставляют звездочку на парте.

Л: дают оценку своего

Эмоционального состояния и

аргументируют свою позицию


7.Итоги урока

(1 мин)

Фронтальная работа

Учитель проводит итоги урока.

– Сегодня мы с вами познакомились только с частью большого количества многогранников. С помощью правильных многогранников вы можете изучать не только свойства геометрических фигур, но и познать окружающую действительность.

Учащиеся слушают и анализируют свою работу на уроке.

Р: формирование умения

анализировать и оценивать свою

деятельность.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!