II Новая тема III Итог урока | | Формирование навыка чтения, прежде всего правильность и выразительность; поисковый способ чтения; определять эмоциональный характер текста; выявлять мотивацию поведения персонажей; выявлять причинно-следственные связи событий; определять личное отношение к персонажам; составлять цитатный план; читать по ролям; делать сообщение, опираясь на личный опыт. Совершенствовать умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Адекватное понимание содержания звучащего речи, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по художественному произведению. | Приём кластер (графический приём в систематизации материала) Приём «чтение с остановками» Составление цитатного плана Приём инсерт (маркировка текста) Кластер (заканчивают начатое в начале урока) | Коллективная (активизация деятельности учащихся) Высказывания детей Коллективное чтение рассказа по частям Работа в группах Повторное чтение рассказа про себя Коллективное подведение итога | 1. Актуализация знаний учащихся - Объясните лексическое значение слов, записанных на доске: тайное явное - Подберите к ним синонимы. - Где можно встретить эти два слова сразу, одновременно? - Что вы знаете об этом авторе? - Как вы помните его произведения, нам поможет кластер. Приложение 1 - Из какого произведения последний отрывок? - С каким же рассказом В. Драгунского мы познакомимся сегодня поближе? Сформулируйте тему сегодняшнего урока литературного чтения. - Чему хотите научиться на этом уроке? Что хотели бы узнать? - Итак, Виктор Драгунский. Вы уже немного продемонстрировали свои знания об этом человеке. Я дополню ваши знания о жизни и творчестве писателя Виктора Юзефовича Драгунского. Приложение 2 (Биография писателя, портрет, иллюстрации обложек его книг) - Подведём мини-итог: что нового узнали? - Что вас удивило? 2. Работа с текстом - А теперь настало время познакомиться с самим рассказом. - Спрогнозируйте содержание произведения по его названию. - Прочитаем рассказ и поймём, насколько ваши прогнозы оправдаются. По ходу чтения будем составлять цитатный план. - Прочитайте 1 часть рассказа до слов «Видеть не могу эту манную кашу». - Как назовём первый пункт нашего плана? - Ваши мысли по поводу того, что произойдёт дальше? - Читаем 2-ю часть до слов «Ты должен съесть всё до конца» - Что произошло между мамой и сыном? - В чём он заключается? - предлагаю обыграть эту жизненную ситуацию: девочки встанут на позицию мамы, а мальчики – на сторону Дениски. - А вообще, как можно разрешить любой конфликт? - Как он разрешился у Драгунского? - Как, думаете, будут развиваться события дальше? - Озаглавьте второй пункт плана. - Читаем 3-ю часть до слов «Вернулся и сел за стол». - Как озаглавим третий пункт плана? - Прочитайте 4-ю часть рассказа и сформулируйте четвёртый пункт. (Прогноз дальнейших событий) Чтение 5-ой части. Пятый пункт плана. - Ваши мысли, эмоции после ознакомления с рассказом? - Какие чувства испытывал Дениска на разных этапах событий? А мама? - Какое чувство испытал мальчик, когда увидел «результат» своего поступка? - А вам приходилось когда-нибудь испытывать чувство стыда? Повторное чтение. - Сейчас вы перечитаете рассказ ещё раз, маркируя текст. Система маркировки на доске: «+» - интересно, забавно «--» - вызывает противоречие, несогласие «?» - возникло желание узнать подробнее об этом слове, явлении Анализ проделанной работы. Объяснение новых слов: Грановитая палата - памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы; интеллигентный – это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; клевета – порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. - Давайте подведём итог: понравился он вам? Чем? Как думаете, автор на стороне Дениски? Он ему сочувствует или осуждает его? Какой вы для себя сделали вывод? - Вернёмся к нашему кластеру. Чем вы его теперь дополните? - Какое домашнее задание можно выполнить по рассказу «Тайное становится явным»? - Спасибо всём за урок. | В названии рассказа В. Драгунского Ответы детей Заполняют кластер на доске Предположения детей. В. Драгунский «Тайное становится явным» Ставят учебную задачу на урок Слушают новую информацию Подводят итог: воспроизводят услышанное, закрепляют в памяти новую информацию, делятся эмоциями Предположения детей Конфликт Определяют эмоциональный характер текста. Тайное всегда становится явным! Заполнение кластера Составить синквейн, викторину, подобрать пословицы | К: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения аргументировать высказывания делать высказывание на основе личного опыта Р: целеполагание К: умение высказывать свои мысли Р: принимать и удерживать учебную задачу П: анализировать произведение с целью определения его эмоционального характера П: анализировать произведение для выявления причинно-следственных связей событий П: анализировать произведение для определения собственного отношения к персонажам Р: принимать и удерживать учебную задачу Л: вырабатывать способность к нравственной оценке Р: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием старанием |