СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка, В. Драгунский «Тайное становится явным»,3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия

 

Предмет  литературное чтение                            Класс 3

Тема урока      В. Драгунский «Тайное становится явным»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка, В. Драгунский «Тайное становится явным»,3 класс»

Методическая разработка учебного занятия


Предмет литературное чтение Класс 3

Тема урока В. Драгунский «Тайное становится явным»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме

Тип урока комбинированный

Цель урока: познакомить детей с новым рассказом В. Драгунского.


Задачи урока: 1. Образовательная – совершенствовать технику чтения; учить видеть авторскую позицию.

2. Развивающая – развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости; монологическую и диалогическую формы устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; умение работать с текстом.

3. Воспитывающая – воспитывать читательский интерес к творчеству В. Драгунского; уважение к мнению товарищей; желание адекватно оценивать свои достижения.


Формируемые умения/личностные качества (планируемые результаты обучения):


Предметные умения:

  • формировать навык чтения, прежде всего правильность и выразительность

  • формировать поисковый способ чтения

  • определять эмоциональный характер текста

  • выявлять мотивацию поведения персонажей

  • выявлять причинно-следственные связи событий

  • определять личное отношение к персонажам

  • составлять цитатный план

  • читать по ролям

  • делать сообщение, опираясь на личный опыт


Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • вырабатывать способность к нравственной оценке

  • развивать рефлексию

Регулятивные:

  • принимать и удерживать учебную задачу

  • развивать умение контроля и самоконтроля

Познавательные общеучебные:

  • ориентироваться в тексте

Познавательные логические:

  • анализировать произведение с целью определения его эмоционального характера

  • анализировать произведение для выявления мотивации поведения персонажей

  • анализировать произведение для определения собственного отношения к персонажам

  • анализировать произведение для выявления причинно-следственных связей событий

Коммуникативные:

  • вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

  • аргументировать высказывания

  • делать высказывание на основе личного опыта



Аннотация к уроку


Урок литературного чтения в 3 классе по теме «В. Драгунский. «Тайное становится явным»» соответствует теме, программе УМК «Гармония », автор

О.В. Кубасова. Первый урок по данной теме. Тип урока комбинированный.

Весь урок был построен на технологии развития критического мышления, главной целью которой является создание содержательных и организационных условий для личностного саморазвития учащихся, понимания других людей и закономерностей мира; развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения о прочитанном.

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология развития критического мышления позволяет развивать у учащихся навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевать умением интегрировать информацию.

Ведущие методы урока – объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый (эвристический), словесный, наглядный, практический, стимулирования интереса к учению, метод творческого чтения, метод объяснительного чтения; приёмы кластер, инсерт, составление цитатного плана к тексту.

Урок направлен на формирование у учащихся познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных учебных действий; воспитание творческой личности, читательского интереса, желания самостоятельно и активно участвовать в учебном процессе.

Материалы мультимедиа презентации содержат элементы занимательности, пробуждают интерес и желание учиться.




















Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

I Организационный момент





– Пожелайте друг другу успешной работы на уроке.




II Новая тема































































































































































III Итог урока


Формирование навыка чтения, прежде всего правильность и выразительность;

поисковый способ чтения;

определять эмоциональный характер текста;

выявлять мотивацию поведения персонажей;

выявлять причинно-следственные связи событий;

определять личное отношение к персонажам;

составлять цитатный план;

читать по ролям;

делать сообщение, опираясь на личный опыт.

Совершенствовать умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.


Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»).


Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Адекватное понимание содержания звучащего речи, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по художественному произведению.

















Приём кластер

(графический приём в систематизации материала)



































Приём «чтение с остановками»






















Составление цитатного плана























Приём инсерт (маркировка текста)





















































Кластер (заканчивают начатое в начале урока)



Коллективная (активизация деятельности учащихся)





























Высказывания детей














Коллективное чтение рассказа по частям


















Работа в группах


































Повторное чтение рассказа про себя












































Коллективное подведение итога









1. Актуализация знаний учащихся

- Объясните лексическое значение слов, записанных на доске: тайное явное

- Подберите к ним синонимы.

- Где можно встретить эти два слова сразу, одновременно?


- Что вы знаете об этом авторе?

- Как вы помните его произведения, нам поможет кластер. Приложение 1

- Из какого произведения последний отрывок?

- С каким же рассказом В. Драгунского мы познакомимся сегодня поближе? Сформулируйте тему сегодняшнего урока литературного чтения.

- Чему хотите научиться на этом уроке? Что хотели бы узнать?

- Итак, Виктор Драгунский. Вы уже немного продемонстрировали свои знания об этом человеке. Я дополню ваши знания о жизни и творчестве писателя Виктора Юзефовича Драгунского. Приложение 2

(Биография писателя, портрет, иллюстрации обложек его книг)

- Подведём мини-итог: что нового узнали?

- Что вас удивило?




2. Работа с текстом

- А теперь настало время познакомиться с самим рассказом.

- Спрогнозируйте содержание произведения по его названию.

- Прочитаем рассказ и поймём, насколько ваши прогнозы оправдаются. По ходу чтения будем составлять цитатный план.

- Прочитайте 1 часть рассказа до слов «Видеть не могу эту манную кашу».

- Как назовём первый пункт нашего плана?

- Ваши мысли по поводу того, что произойдёт дальше?

- Читаем 2-ю часть до слов «Ты должен съесть всё до конца»

- Что произошло между мамой и сыном?

- В чём он заключается?

- предлагаю обыграть эту жизненную ситуацию: девочки встанут на позицию мамы, а мальчики – на сторону Дениски.

- А вообще, как можно разрешить любой конфликт?

- Как он разрешился у Драгунского?

- Как, думаете, будут развиваться события дальше?

- Озаглавьте второй пункт плана.

- Читаем 3-ю часть до слов «Вернулся и сел за стол».

- Как озаглавим третий пункт плана?

- Прочитайте 4-ю часть рассказа и сформулируйте четвёртый пункт. (Прогноз дальнейших событий)

Чтение 5-ой части. Пятый пункт плана.

- Ваши мысли, эмоции после ознакомления с рассказом?

- Какие чувства испытывал Дениска на разных этапах событий? А мама?

- Какое чувство испытал мальчик, когда увидел «результат» своего поступка?

- А вам приходилось когда-нибудь испытывать чувство стыда?

Повторное чтение.

- Сейчас вы перечитаете рассказ ещё раз, маркируя текст. Система маркировки на доске:

«+» - интересно, забавно

«--» - вызывает противоречие, несогласие

«?» - возникло желание узнать подробнее об этом слове, явлении


Анализ проделанной работы. Объяснение новых слов:

Грановитая палата - памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы;

интеллигентный – это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры;

клевета – порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.


- Давайте подведём итог: понравился он вам? Чем? Как думаете, автор на стороне Дениски? Он ему сочувствует или осуждает его? Какой вы для себя сделали вывод?



- Вернёмся к нашему кластеру. Чем вы его теперь дополните?

- Какое домашнее задание можно выполнить по рассказу «Тайное становится явным»?

- Спасибо всём за урок.








В названии рассказа В. Драгунского


Ответы детей


Заполняют кластер на доске

Предположения детей.



В. Драгунский «Тайное становится явным»


Ставят учебную задачу на урок



Слушают новую информацию









Подводят итог: воспроизводят услышанное, закрепляют в памяти новую информацию, делятся эмоциями


Предположения детей

















Конфликт


















































































Определяют эмоциональный характер текста.


Тайное всегда становится явным!




Заполнение кластера


Составить синквейн, викторину, подобрать пословицы



К: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

аргументировать высказывания

делать высказывание на основе личного опыта




Р: целеполагание












К: умение высказывать свои мысли















Р: принимать и удерживать учебную задачу








П: анализировать произведение с целью определения его эмоционального характера







П: анализировать произведение для выявления причинно-следственных связей событий











П: анализировать произведение для определения собственного отношения к персонажам


Р: принимать и удерживать учебную задачу





































Л: вырабатывать способность к нравственной оценке



Р: способность адекватно судить о причинах

своего успеха/неуспеха в учении, связывая

успех с усилиями, трудолюбием старанием


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!