СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: В труде — красота человека.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая  разработка урока может быть  использована при проведении урока «В труде- красота человека» раздела «Нравственные ценности российского народа»  предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Предлагаемый урок относится  к урокам комплексного применения знаний.

Урок направлен на формирование духовной нравственности, позитивного, уважительного отношения к людям труда, а использование приёмов проблемного обучения, проектных методик  и других педагогических  технологий даёт учителю возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: В труде — красота человека.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования «Школа-сад №7» г. Ханты-Мансийска



Номер работы: 23324.2.5.2021



В труде — красота человека.


Конкурс «За нравственный подвиг учителя»


Номинация «Лучшая методическая разработка в предметных областях "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР), "Основы православной веры" (для образовательных организаций с религиозным компонентом)»


Возраст учащихся- 5 класс общеобразовательной школы



Житкова Любовь Константиновна,

учитель русского языка и литературы

[email protected]

8(982)2148283





Ханты- Мансийская и Югорская епархия

Ханты- Мансийская митрополия Русской Православной Церкви

2021 г.

Содержание

  1. Аннотация к уроку

  2. Пояснительная записка

  3. Технологическая карта урока

  4. Список литературы

  5. Приложение 1/Задания для работы групп по былине «Микула Селянинович»

  6. Приложение 2/Таблица для сопоставления героев произведений /

  7. Приложение 3/ таблица для творческой работы/

  8. Презентация к уроку



Аннотация к уроку.

Данная методическая разработка урока может быть использована при проведении урока «В труде- красота человека» раздела «Нравственные ценности российского народа» предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Предлагаемый урок относится к урокам комплексного применения знаний.

Урок направлен на формирование духовной нравственности, позитивного, уважительного отношения к людям труда, а использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и других педагогических технологий даёт учителю возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении.

Пояснительная записка

Автор методической разработки: Житкова Любовь Константиновна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Центр образования «Школа-сад№7» г. Ханты- Мансийска

Актуальность: Трудовое воспитание способствует социализации личности в обществе, развивает его нравственные качества и творческие способности.

К.Д. Ушинский, который во многих своих работах, определяя теоретический и методологический взгляд на труд детей, писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». И обращение к произведениям устного народного творчества и произведениям художественной литературы, прославляющие человека труда, способствует формированию модели: человек труда уважаем людьми.

Тема методической разработки: В труде — красота человека.

Предметная область - Основы духовно-нравственной культуры народов России

Время для проведения учебного занятия-40 мин.

Возраст учащихся- 5 класс

Тип урока Урок комплексного применения знаний и умений.

Вид урока Урок комбинированного типа

Межпредметные связи: литература, краеведение.

Данный урок нацелен на развитие и формирование следующих компетентностей:

Личностные УУД:

  1. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, мировоззрению, культуре, языку, традициям, ценностям народов России.

  2. Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные:

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  2. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

  3. Развитие смыслового чтения.

  4. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

  5. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные:

  1. Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов.

  2. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

  3. Восприятие литературных произведений, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  4. Сопоставление героев изученных произведений по сходным и отличительным характеристикам.

Методические задачи:

В ходе подготовки к уроку и в течение урока учителем решаются следующие методические задачи:

  1. Привлечение детей к созданию учебных проектов и презентаций по проектам.

  2. Развитие творческих способностей при написании рассказов по пословицам и проведении дидактических игр.

  3. Формирование навыков выразительного чтения текста бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу части текста, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.

  4. Развитие способности понимания смысла пословиц, сказок, былин, литературных произведений.

  5. Развитие понимания важности знания устного народного творчества и текстов художественной литературы в ходе изучаемой темы.

  6. Формирование умений анализа и сопоставления героев с учетом идейного замысла произведения.

  7. Развитие умений работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, находить эпизоды в прочитанном произведении для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

  8. Организация учащихся на уроке для работы в группе, в паре, индивидуально, фронтально.

  9. Применение на уроке современных технологий: ИКТ, метод проектов, частично-поисковый метод, технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога, здоровьесберегающие технологии.



Технологическая карта урока « В труде - красота человека»

Цель:

Формирование уважительного отношения к труду.


Задачи:


Обучающие:

Расширять представление учащихся о значении и роли труда в жизни.

Актуализировать знания учащихся на основе изученного ранее материала в курсе «Русская литература».

Развивающие:

Развивать мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими изученных образцов устного народного творчества и классической русской литературы.

Развивать читательские умения, коммуникативные навыки.

Развивать способность к целеполаганию, анализу, обобщению.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Развивать способности к сотрудничеству, совместной деятельности.


Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная, в паре.


Педагогические технологии

ИКТ, метод проектов; частично-поисковый метод, технология проблемного диалога; технология продуктивного чтения, здоровьесберегающие технологии.


Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.


Этапы урока

Деятельность учителя

Используемые технологии, методы, приемы, формы

Деятельность учащихся

Результат

Время

I.

Организационный момент Цель: включение в деятельность

Приветствие.

Рада приветствовать вас на уроке.

Как всегда, мы будем

читать, думать, спорить, размышлять.

Приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Регулятивные УУД:

уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и понимать других.

1 мин.

II. Актуализация изученного

Цель: актуализация знаний


Настрой на мыслительную деятельность.

Ответьте на вопрос

Какого человека можно считать красивым?

Подберите синоним к слову труд.

Подберите антоним к слову труд.

Как вы думаете, какие чувства можно испытывать к человеку труда, а к лентяю?


Соотнесите с вопросом:

Какого человека можно считать красивым?- слова

одежда, мнение окружающих, прическа, макияж, труд

Как, по вашему мнению, будет звучать тема урока?

Для записи темы урока предлагаю поговорку «В труде - красота человека».

Слово учителя

Создание проблемной ситуации и ее решение















Запись темы урока




Мнения учащихся

Подбирают синонимы к слову труд - работа, деятельность, учеба

Подбирают антоним к слову труд - лень, безделье

Соотносят с вопросом

слова

одежда, мнение окружающих, прическа, макияж, труд и приходят к мнению, что красивым человека делает труд.

Запись темы.

.

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать тему урока.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.


3мин.

III.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Как относятся трудолюбивому человеку, а к ленивому?

В каких произведениях можно увидеть это отношение?

Расскажите о своем отношении к трудолюбивому человеку и ленивому?




Проблемный метод

Отвечают на вопросы:

К трудолюбивому все относятся с уважением, к лентяю с пренебрежением.



Регулятивные

УУД:

уметь определять и формулировать цель урока.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

1 мин.

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


Цель: развитие читательских умений


  1. Повторение.

Что такое пословица? Что такое поговорка?

У каждого народа существует много пословиц о труде и лени, в них он высказывает свое отношение к этим понятиям.

Учащиеся подготовили учебные проекты и представят их.

2.Защита проектов.

Проблемный метод, частично-поисковый

Метод проектов.

ИКТ

За неделю до урока 2 группы получили задание: подобрать по теме урока пословицы, по пословицам написать рассказы

/на выбор/, подобрать к пословицам задания, оформить проект в презентацию


Дают определения, сверяют верность ответов

с записью определений на слайде

1 группа./ 3 ученика/презентуют проект «Пословицы и поговорки о труде. Русские пословицы. Пословицы народов России». Рассказы по пословице.

Записывают на выбор 2-3 пословицы

Выводы по проекту:

Труд делает человека уважаемым, умелым, успешным.

2 группа./3 ученика/ презентуют проект «Пословицы и поговорки о лени». Рассказы по пословице. Проводят дидактические игры.

Записывают вывод:

Над ленивыми смеются, они выглядят жалкими и несчастными

Регулятивные УУД:

уметь планировать совместную и индивидуальную деятельность по решению задач проекта, определять возможные формы презентации проектного продукта.

Познавательные УУД:

владеть навыками поиска и выделения необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные УУД:

владеть монологической и диалогической формами речи.



IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


Цель: развитие читательских умений


3. Работа с учебником. Чтение сказки Ушинского «Два плуга» и сопоставление ее с пословицами о труде.

Чтение сказки.

Проблемный диалог.

Что такое аллегория?

В чем аллегория этой сказки?

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

Почему другой плуг потемнел и покрылся ржавчиной?

Вывод:

Какая житейская мудрость содержится в этой сказке?

Какая пословица отражает главную мысль сказки?

работа с текстом



Технология проблемного диалога















Читает подготовленный ученик.

Отвечают на вопросы.





Делают вывод по сказке.

Находят пословицы, отражающие главную мысль сказки.

Познавательные УУД:

смысловое чтение текста: уметь находить ответы на вопросы в тексте,

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

5 мин.
















Физминутка

Проводит физминутку.

Здоровьесберегающие технологии

Выполняют движения под музыку. Имитируют движения пахаря, косца, жнеца.

Регулятивные УУД:

уметь снимать усталость и напряжение, вносить элемент непринужденности и расслабления в учебную деятельность.

1 мин.

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


Цель: развитие читательских умений


4. Работа над текстом былины «Микула Селянинович», со статьей учебника стр.39-40. Постановка проблемного вопроса «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?»

Работа по группам. /Приложение 1/

Задание 1 группе

Кто такой Вольга? Куда он отправился со своей дружиной?

Что удивило Волгу и его дружину во время пути?

/ответ найти в былине. /

Задание 2 группе.

Кто такой Микула Селянинович, чем занимается? Как выглядит Микула Селянинович? Почему предлагает поехать ему «во товарищах»?

/ответ найти в былине./

Задание 3 группе

Что доказывает богатырскую силу Микулы Селяниновича?

/ответ найти в былине./

Задание 4 группе

Почему люди «чествуют» Микулу Селяниновича?

/ответ найти в былине./

используется раздаточный материал/

Задание 5 группе

За что князь Вольга относится с уважением к пахарю, которого встретил на своем пути?

/ ответ найти в статье учебника стр. 39-40. /

Вывод. Ответ на вопрос

Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?

Частично –поисковый метод.

Технология продуктивного чтения.

Работа с информационным текстом учебника, текстом былины /используется - раздаточный материал/


Работа в группах, обсуждение, подготовка устного ответа, обсуждение ответов, запись вывода:

Микула Селянинович - образ труженика, любящего свой труд, помогающего людям в их беде, готового поделиться с людьми. Именно поэтому народ в былине его показывает красивым, сильным, щедрым.









Регулятивные УУД:

уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Смысловое чтение текста:

уметь осознанно читать тексты, извлекать информацию из текста, находить ответы на вопросы в тексте,

осуществлять анализ объектов текста, истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, оформлять свои мысли в устной форме.

9 мин.

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


Цель: развитие читательских умений


5. Работа над мансийской сказкой «Эква - Пыгрись и великан» /пересказ сказки Г.Слинкиной/

Перед чтением сказки ставит проблемный вопрос:

Почему можно сопоставить героев былины и сказки?

В чем их сходство, отличие?

Чтение сказки манси «Эква- Пыгрись и великан»

Ответы на вопросы:

Как выглядит Эква - Пыгрись?

Как он относится к труду?

По каким эпизодам можно судить о его отношении к людям, людей к нему?

Сопоставление:

Чем отличаются Микула Селянинович и Эква - Пыгрись?

В чем их сходство ?

Какие из пословиц отражают главную мысль былины «Вольга и Микула Селянинович» и сказки «Эква - Пыгрись и великан»

Вывод:

Каких людей уважают в обществе?

В чем же красота человека?

Технология продуктивного чтения.










Сказку читают подготовленные ученики

/ 4 ученика- 4 части сказки/

Воспринимают содержание сказки на слух.

Отвечают на вопросы по сказке, заполняют таблицы.

/Приложение 2/

Работа в паре.

Сопоставляют двух героев: богатыря Микулу Селяниновича и маленького Эква - Пыгрися

Подбирают пословицы, отражающие главную мысль сказки «Эква - Пыгрись и великан»

Делают вывод, записывают: Красота человека в труде. Если человек трудится, он красив и уважаем.

Регулятивные УУД:

уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведений.

Познавательные УУД

Осмысленно воспринимать текст: уметь находить ответы на вопросы в тексте, воссоздавать картины событий, анализировать и сопоставлять поступки персонажей.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

9 мин.

V. Итог урока.

Цель: зафиксировать содержание урока

Перед вами слово труд

К каждой букве подберите слова, характеризующие человека, любящего труд.

/Приложение 3/


создание проблемной ситуации и способы ее решения,


Работа в парах –

Т - трудолюбивый, терпеливый, талантливый

Р. - работящий, рукодельный

У - упорный, усердный, умелый, усидчивый,

Д-деловой, добросовестный, деятельный, добрый.

Регулятивные УУД:

уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и вступать в диалог при работе в паре.

2 мин.

V. Домашнее задание.

Цель: анализ

результатов

учебной

деятельности

Рефлексия

Выбери себе задание

  1. Прочитать сказку «Звездочка Зухра» стр.37-38.

  2. Принять участие в работе над проектом « Как в сказках награждаются героини за трудолюбие и наказываются за лень»

  1. Отметьте самого активного ученика, поблагодарите его за интересную работу.

  2. «Три лица». Оцените свое настроение. /на слайде смайлики/

Прием свободы выбора задания














Выбирают себе задания








Отмечают результат работы на уроке

Я благодарю…. За то,

что …….

Выбирают смайлик настроения, хлопают в ладоши.

Личностные УУД:

проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

3 мин



Используемая литература

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.

  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. № 08-761 “Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

  3. Сергеева В.П., Сергеева И.С. Технология проектирования в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2016. – 156 с.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш.квалиф. пед.кадров/Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.-224с.

  5. Виноградова Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : методические рекомендации / Н. Ф. Виноградова. — М. :Вентана-Граф, 2018. — 64 с. : ил. — (Российский учебник)

  6. Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : учебник / Н.Ф. Виноградова , В.И. Власенко, А.В. Поляков — М. :Вентана-Граф, 2018. — 64 с. : ил. — (Российский учебник).

  7. Слинкина Г. И. Сказки земли Югорской. — Екатеринбург: Издательский дом «Парус», 1999, 226 с., 12 ил.


Новые педагогические и информационные технологии в сис-

Селевко Г.К.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!