Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования «Школа-сад №7» г. Ханты-Мансийска
Номер работы: 23324.2.5.2021
В труде — красота человека.
Конкурс «За нравственный подвиг учителя»
Номинация «Лучшая методическая разработка в предметных областях "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР), "Основы православной веры" (для образовательных организаций с религиозным компонентом)»
Возраст учащихся- 5 класс общеобразовательной школы
Житкова Любовь Константиновна,
учитель русского языка и литературы
[email protected]
8(982)2148283
Ханты- Мансийская и Югорская епархия
Ханты- Мансийская митрополия Русской Православной Церкви
2021 г.
Содержание
Аннотация к уроку
Пояснительная записка
Технологическая карта урока
Список литературы
Приложение 1/Задания для работы групп по былине «Микула Селянинович»
Приложение 2/Таблица для сопоставления героев произведений /
Приложение 3/ таблица для творческой работы/
Презентация к уроку
Аннотация к уроку.
Данная методическая разработка урока может быть использована при проведении урока «В труде- красота человека» раздела «Нравственные ценности российского народа» предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Предлагаемый урок относится к урокам комплексного применения знаний.
Урок направлен на формирование духовной нравственности, позитивного, уважительного отношения к людям труда, а использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и других педагогических технологий даёт учителю возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении.
Пояснительная записка
Автор методической разработки: Житкова Любовь Константиновна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Центр образования «Школа-сад№7» г. Ханты- Мансийска
Актуальность: Трудовое воспитание способствует социализации личности в обществе, развивает его нравственные качества и творческие способности.
К.Д. Ушинский, который во многих своих работах, определяя теоретический и методологический взгляд на труд детей, писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». И обращение к произведениям устного народного творчества и произведениям художественной литературы, прославляющие человека труда, способствует формированию модели: человек труда уважаем людьми.
Тема методической разработки: В труде — красота человека.
Предметная область - Основы духовно-нравственной культуры народов России
Время для проведения учебного занятия-40 мин.
Возраст учащихся- 5 класс
Тип урока Урок комплексного применения знаний и умений.
Вид урока Урок комбинированного типа
Межпредметные связи: литература, краеведение.
Данный урок нацелен на развитие и формирование следующих компетентностей:
Личностные УУД:
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, мировоззрению, культуре, языку, традициям, ценностям народов России.
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные:
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Развитие смыслового чтения.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов.
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.
Восприятие литературных произведений, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
Сопоставление героев изученных произведений по сходным и отличительным характеристикам.
Методические задачи:
В ходе подготовки к уроку и в течение урока учителем решаются следующие методические задачи:
Привлечение детей к созданию учебных проектов и презентаций по проектам.
Развитие творческих способностей при написании рассказов по пословицам и проведении дидактических игр.
Формирование навыков выразительного чтения текста бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу части текста, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.
Развитие способности понимания смысла пословиц, сказок, былин, литературных произведений.
Развитие понимания важности знания устного народного творчества и текстов художественной литературы в ходе изучаемой темы.
Формирование умений анализа и сопоставления героев с учетом идейного замысла произведения.
Развитие умений работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, находить эпизоды в прочитанном произведении для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Организация учащихся на уроке для работы в группе, в паре, индивидуально, фронтально.
Применение на уроке современных технологий: ИКТ, метод проектов, частично-поисковый метод, технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога, здоровьесберегающие технологии.
Технологическая карта урока « В труде - красота человека»
Цель: | Формирование уважительного отношения к труду. | |
Задачи: | Обучающие: Расширять представление учащихся о значении и роли труда в жизни. Актуализировать знания учащихся на основе изученного ранее материала в курсе «Русская литература». Развивающие: Развивать мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими изученных образцов устного народного творчества и классической русской литературы. Развивать читательские умения, коммуникативные навыки. Развивать способность к целеполаганию, анализу, обобщению. Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к людям труда. Развивать способности к сотрудничеству, совместной деятельности. | |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная, в паре. | |
Педагогические технологии | ИКТ, метод проектов; частично-поисковый метод, технология проблемного диалога; технология продуктивного чтения, здоровьесберегающие технологии. | |
Оборудование: | Компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Используемые технологии, методы, приемы, формы | Деятельность учащихся | Результат | Время |
I. Организационный момент Цель: включение в деятельность | Приветствие. Рада приветствовать вас на уроке. Как всегда, мы будем читать, думать, спорить, размышлять. | Приветствие | Приветствие, проверка готовности к уроку | Регулятивные УУД: уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место. Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать других. | 1 мин. |
II. Актуализация изученного Цель: актуализация знаний | Настрой на мыслительную деятельность. Ответьте на вопрос Какого человека можно считать красивым? Подберите синоним к слову труд. Подберите антоним к слову труд. Как вы думаете, какие чувства можно испытывать к человеку труда, а к лентяю? Соотнесите с вопросом: Какого человека можно считать красивым?- слова одежда, мнение окружающих, прическа, макияж, труд Как, по вашему мнению, будет звучать тема урока? Для записи темы урока предлагаю поговорку «В труде - красота человека». | Слово учителя Создание проблемной ситуации и ее решение Запись темы урока | Мнения учащихся Подбирают синонимы к слову труд - работа, деятельность, учеба Подбирают антоним к слову труд - лень, безделье Соотносят с вопросом слова одежда, мнение окружающих, прическа, макияж, труд и приходят к мнению, что красивым человека делает труд. Запись темы. . | Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать тему урока. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. | 3мин. |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Как относятся трудолюбивому человеку, а к ленивому? В каких произведениях можно увидеть это отношение? Расскажите о своем отношении к трудолюбивому человеку и ленивому? | Проблемный метод | Отвечают на вопросы: К трудолюбивому все относятся с уважением, к лентяю с пренебрежением. | Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | 1 мин. |
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель: развитие читательских умений | Повторение. Что такое пословица? Что такое поговорка? У каждого народа существует много пословиц о труде и лени, в них он высказывает свое отношение к этим понятиям. Учащиеся подготовили учебные проекты и представят их. 2.Защита проектов. | Проблемный метод, частично-поисковый Метод проектов. ИКТ За неделю до урока 2 группы получили задание: подобрать по теме урока пословицы, по пословицам написать рассказы /на выбор/, подобрать к пословицам задания, оформить проект в презентацию | Дают определения, сверяют верность ответов с записью определений на слайде 1 группа./ 3 ученика/презентуют проект «Пословицы и поговорки о труде. Русские пословицы. Пословицы народов России». Рассказы по пословице. Записывают на выбор 2-3 пословицы Выводы по проекту: Труд делает человека уважаемым, умелым, успешным. 2 группа./3 ученика/ презентуют проект «Пословицы и поговорки о лени». Рассказы по пословице. Проводят дидактические игры. Записывают вывод: Над ленивыми смеются, они выглядят жалкими и несчастными | Регулятивные УУД: уметь планировать совместную и индивидуальную деятельность по решению задач проекта, определять возможные формы презентации проектного продукта. Познавательные УУД: владеть навыками поиска и выделения необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. | |
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель: развитие читательских умений | 3. Работа с учебником. Чтение сказки Ушинского «Два плуга» и сопоставление ее с пословицами о труде. Чтение сказки. Проблемный диалог. Что такое аллегория? В чем аллегория этой сказки? Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? Почему другой плуг потемнел и покрылся ржавчиной? Вывод: Какая житейская мудрость содержится в этой сказке? Какая пословица отражает главную мысль сказки? | работа с текстом Технология проблемного диалога | Читает подготовленный ученик. Отвечают на вопросы. Делают вывод по сказке. Находят пословицы, отражающие главную мысль сказки. | Познавательные УУД: смысловое чтение текста: уметь находить ответы на вопросы в тексте, ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. | 5 мин. |
Физминутка | Проводит физминутку. | Здоровьесберегающие технологии | Выполняют движения под музыку. Имитируют движения пахаря, косца, жнеца. | Регулятивные УУД: уметь снимать усталость и напряжение, вносить элемент непринужденности и расслабления в учебную деятельность. | 1 мин. |
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель: развитие читательских умений | 4. Работа над текстом былины «Микула Селянинович», со статьей учебника стр.39-40. Постановка проблемного вопроса «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?» Работа по группам. /Приложение 1/ Задание 1 группе Кто такой Вольга? Куда он отправился со своей дружиной? Что удивило Волгу и его дружину во время пути? /ответ найти в былине. / Задание 2 группе. Кто такой Микула Селянинович, чем занимается? Как выглядит Микула Селянинович? Почему предлагает поехать ему «во товарищах»? /ответ найти в былине./ Задание 3 группе Что доказывает богатырскую силу Микулы Селяниновича? /ответ найти в былине./ Задание 4 группе Почему люди «чествуют» Микулу Селяниновича? /ответ найти в былине./ используется раздаточный материал/ Задание 5 группе За что князь Вольга относится с уважением к пахарю, которого встретил на своем пути? / ответ найти в статье учебника стр. 39-40. / Вывод. Ответ на вопрос Почему Микула Селянинович стал героем народных былин? | Частично –поисковый метод. Технология продуктивного чтения. Работа с информационным текстом учебника, текстом былины /используется - раздаточный материал/ | Работа в группах, обсуждение, подготовка устного ответа, обсуждение ответов, запись вывода: Микула Селянинович - образ труженика, любящего свой труд, помогающего людям в их беде, готового поделиться с людьми. Именно поэтому народ в былине его показывает красивым, сильным, щедрым. | Регулятивные УУД: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Смысловое чтение текста: уметь осознанно читать тексты, извлекать информацию из текста, находить ответы на вопросы в тексте, осуществлять анализ объектов текста, истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию. Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, оформлять свои мысли в устной форме. | 9 мин. |
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель: развитие читательских умений | 5. Работа над мансийской сказкой «Эква - Пыгрись и великан» /пересказ сказки Г.Слинкиной/ Перед чтением сказки ставит проблемный вопрос: Почему можно сопоставить героев былины и сказки? В чем их сходство, отличие? Чтение сказки манси «Эква- Пыгрись и великан» Ответы на вопросы: Как выглядит Эква - Пыгрись? Как он относится к труду? По каким эпизодам можно судить о его отношении к людям, людей к нему? Сопоставление: Чем отличаются Микула Селянинович и Эква - Пыгрись? В чем их сходство ? Какие из пословиц отражают главную мысль былины «Вольга и Микула Селянинович» и сказки «Эква - Пыгрись и великан» Вывод: Каких людей уважают в обществе? В чем же красота человека? | Технология продуктивного чтения. | Сказку читают подготовленные ученики / 4 ученика- 4 части сказки/ Воспринимают содержание сказки на слух. Отвечают на вопросы по сказке, заполняют таблицы. /Приложение 2/ Работа в паре. Сопоставляют двух героев: богатыря Микулу Селяниновича и маленького Эква - Пыгрися Подбирают пословицы, отражающие главную мысль сказки «Эква - Пыгрись и великан» Делают вывод, записывают: Красота человека в труде. Если человек трудится, он красив и уважаем. | Регулятивные УУД: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведений. Познавательные УУД Осмысленно воспринимать текст: уметь находить ответы на вопросы в тексте, воссоздавать картины событий, анализировать и сопоставлять поступки персонажей. Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | 9 мин. |
V. Итог урока. Цель: зафиксировать содержание урока | Перед вами слово труд К каждой букве подберите слова, характеризующие человека, любящего труд. /Приложение 3/ | создание проблемной ситуации и способы ее решения, | Работа в парах – Т - трудолюбивый, терпеливый, талантливый Р. - работящий, рукодельный У - упорный, усердный, умелый, усидчивый, Д-деловой, добросовестный, деятельный, добрый. | Регулятивные УУД: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог при работе в паре. | 2 мин. |
V. Домашнее задание. Цель: анализ результатов учебной деятельности Рефлексия | Выбери себе задание Прочитать сказку «Звездочка Зухра» стр.37-38. Принять участие в работе над проектом « Как в сказках награждаются героини за трудолюбие и наказываются за лень» Отметьте самого активного ученика, поблагодарите его за интересную работу. «Три лица». Оцените свое настроение. /на слайде смайлики/ | Прием свободы выбора задания | Выбирают себе задания Отмечают результат работы на уроке Я благодарю…. За то, что ……. Выбирают смайлик настроения, хлопают в ладоши. | Личностные УУД: проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. | 3 мин |
Используемая литература
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. № 08-761 “Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Сергеева В.П., Сергеева И.С. Технология проектирования в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2016. – 156 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш.квалиф. пед.кадров/Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.-224с.
Виноградова Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : методические рекомендации / Н. Ф. Виноградова. — М. :Вентана-Граф, 2018. — 64 с. : ил. — (Российский учебник)
Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : учебник / Н.Ф. Виноградова , В.И. Власенко, А.В. Поляков — М. :Вентана-Граф, 2018. — 64 с. : ил. — (Российский учебник).
Слинкина Г. И. Сказки земли Югорской. — Екатеринбург: Издательский дом «Парус», 1999, 226 с., 12 ил.
Новые педагогические и информационные технологии в сис-
Селевко Г.К.