СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Великое подспорье в воспитании детей - высказывания и изречения чемпионов мира по шахматам и известных людей о шахматах»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  «Великое подспорье в воспитании детей - высказывания и изречения чемпионов мира по шахматам и известных людей о шахматах» может быть использована в работе педагога дополнительного образования детей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Великое подспорье в воспитании детей - высказывания и изречения чемпионов мира по шахматам и известных людей о шахматах»»













Методическая разработка на тему:

«Великое подспорье в воспитании детей - высказывания и изречения чемпионов мира по шахматам и известных людей о шахматах»




















 

  «Великое подспорье в воспитании школьников - высказывания и изречения чемпионов мира по шахматам и известных людей о шахматах»



«…Слово – величайший владыка: видом

малое и незаметное, а дела творит

чудесные – может страх прекратить

и печаль отвратить, вызвать радость,

усилить жалость».


(Горгий из Леонтин.

«Похвала Елене»)



Как педагог, ведущий кружок дополнительного образования по шахматам, я вижу свое предназначение не только в том, чтобы научить детей игре шахматам, научить их хорошо играть и выигрывать. Но, и в том, что через шахматную игру, благодаря активному общению с обучающимися, беседам, диалогам, индивидуальному подходу к обучению ребенка, взаимодействие которого строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей, можно эффективно влиять на интеллектуальное развитие ребенка и на его личностные качества. Ведь учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

 Ни одна из других интеллектуальных игр, кроме шахмат, не сравнится по количеству умных изречений и высказываний   о роли игры в развитии человека. Примером в воспитании важных личностных качеств могут послужить изречения чемпионов мира по шахматам и известных людей о шахматной игре. Многие из этих изречений я использую в своей работе на занятиях. Вникните, пожалуйста, в некоторые из изречений:

  • «Посредством шахмат я воспитал свой характер». (А.Алехин,4-й чемпион мира);



  • «Никто не пожалеет о времени, отданном шахматам, ибо они помогут в любой профессии». (Т. Петросян, 9-й чемпион мира);



  • «Шахматы, как никакой другой вид спорта формируют силу духа и способность концентрироваться – причем не на короткой, как в большинстве спортивных дисциплин, а на очень длинной дистанции». (А. Карпов, 12-й чемпион мира);



  •  «Отдельный гений, как показала история шахмат, может вырасти и на   краю света, но сильное поколение появляется только в шахматной    стране». (Ю. Разуваев);



  • «Я испытываю сожаление к людям, не знающим шахмат, как бывает жаль человека, не изведавшего чувства любви, как музыка, шахматы обладают способностью делать человека счастливым». (Зигберт Тарант);

  • «Лишь осознав свои ошибки и недостатки – можно сделаться большим     мастером». (А. Алехин, 4-й чемпион мира);

  •  «Человек, играющий в шахматы оказывается лучше подготовленным к     жизненным ситуациям. (М. Ботвинник, 6-й чемпион мира);

  • «Обучение шахматной игре должно быть обучением самостоятельно   мыслить». (Э. Ласкер, 2-й чемпион мира);                                                             

  • «Шахматы – нечто большее, чем просто   игра. Это интеллектуальное     времяпровождение, в котором есть определенные художественные     свойства и много элементов научного. Для умственной работы значат то     же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь     упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры»;



  • «Научиться играть в шахматы легко, но трудно научиться играть       хорошо». (Х.Р. Капабланка, 3-й чемпион мира);

  • «Шахматы – нечто большее, чем игра». (Х.Р. Капабланка, 3-й чемпион         мира);

  • «Шахматы способствуют не только росту интеллекта, они      дисциплинируют ум человека». (М. Эйве, 5-й чемпион мира);

  • «Гармония шахмат мне представляется как совокупность трех       компонентов – логики, фантазии и творчества». (В.Смыслов, 7-й чемпион      мира);

  •  «Шахматы – это, прежде всего искусство». (М. Таль, 8 –й чемпион мира);

  • «В шахматах я ценю, прежде всего пешку». (Т. Петросян, 9-й чемпион      мира);

  • «Меня привлекает в шахматах неисчерпаемое богатство возможностей». (Б.Спасский, 7 –й чемпион мира);



  • «Шахматы – это сила». (Р. Фишер, 11-й чемпион мира);



  •  «Шахматы – это точнейшая система при помощи, которой мы      подвергаемся серьезным испытаниям». (Г. Каспаров,12-й чемпион мира);





  • «Шахматы не для людей слабых духом». (В. Стейниц, 1-й чемпион мира).



  • «… Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». (В.А. Сухомлинский);





  • «Шахматы – это наука, и искусство, и спорт»;

 

  • «Та не пешка, которая не мечтает стать ферзем;

  • «Компьютер — единственный соперник, не находящий оправданий, когда он мне проигрывает»; (Бобби Фишер)

  • «Я не верю в психологию, я верю в сильные ходы»; (Бобби Фишер)

  • «Шахматы — это жизнь»; (Бобби Фишер)

  • «Я не играю в шахматы — в шахматах я борюсь»; (Александр Алёхин)

  • «Во время турнира шахматный мастер должен быть воздержанным монахом и хищником в одном лице. Хищником по отношению к сопернику, аскетом в повседневной жизни»; (Александр Алёхин)

  • «В шахматах можно лишь тогда стать большим мастером, когда осознаешь собственные ошибки и слабости. Точно, как в жизни»; (Александр Алёхин)

  • Конечно, шахматы, несмотря на их тонкое и глубокое содержание, являются лишь игрой и не могут требовать к себе такого же серьёзного отношения, как наука и техника, которые служат насущным потребностям общества; ещё менее их можно сравнивать с философией и искусством»; (Эммануил Ласкер)

  • «Нет хороших или плохих ходов…(Эммануил Ласкер)

  • «Большинство любителей медленно поднимается на некоторый, в сущности очень незначительный, уровень шахматного умения и застывает на нём на многие десятилетия».  (Эммануил Ласкер).

  • «Если грубую силу побеждает слабейшая сторона при помощи ходов, которые скорее говорят о слабости, чем о силе, но все же победа обусловливается именно этими ходами, - заключающейся в ней неожиданной идеей, противоречащей, казалось бы, здравому смыслу, - мы восхищены». (Эммануил Ласкер). И многие другие высказывания чемпионов -шахматистов.

Мои секреты по использованию изречений великих чемпионов мира по шахматам в формировании личностных качеств ребенка просты.

Я не случайно взял эпиграфом к своей методической разработке слова известного ритора Горгия из Леонтин Древней Греции о слове - «…Слово – величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость».

Поскольку, в изречениях чемпионов мира по шахматам заложен большой смысл, то почему бы их не использовать во благо развития личностных качеств и формирования характера ребенка, подростка? Роль педагога в этом значительна.

Тщательная подготовка, предварительная работа к каждому занятию, продумыванию каждого этапа занятия, навела на мысль – использовать на каждом занятии в качестве эпиграфа интересные высказывания великих чемпионов мира о шахматах. Интересных изречений много, их хватит, чтобы использовать с начала и до конца учебного года на занятиях и уроках по обучению игре шахматам (при учете проведения занятий по шахматам 2 раза в неделю по 2 часа).

Итак, эпиграф написан мелом на школьной доске, например:

«Посредством шахмат я воспитал свой характер».

(А.Алехин, 4-й чемпион мира).


Обращаюсь к воспитанникам с вопросами:

- Как вы понимаете изречение, которое перед вами? (ответы)

- Что такое характер? (ответы)

- Какие черты характера вам больше всего нравятся в людях? (ответы)

- Какие черты характера нравятся в самом себе? (ответы)

- Какие черты характера не нравятся в себе? (ответы)

- Какие черты характера хотели бы развить в себе? (При необходимости обобщаю ответы детей).

Дети называют, а один из воспитанников записывает их ответы на доске: внимание, терпение, самостоятельность в принятии решения, ответственность, дружелюбие, самообладание, выдержка, уважение к сопернику и чужому мнению и т.д.

Предлагаю каждому воспитаннику из набора записанных на доске качеств характера личности выбрать то качество характера, которое бы он сегодня хотел на занятии в себе воспитать. Предлагаю записать это качество характера на листочек, лежащий перед каждым ребенком.

Занятие продолжается; в практической части – дети играют в шахматы между собой, отрабатывая, возможно, какой-то новый прием или тактику. И, уже в конце занятия, при рефлексии, предлагаю:

- Поставьте себе оценку от 1 до 5 баллов на листочке напротив выбранного вами качества, за то, насколько вам удалось в себе его сегодня применить! (дети оценивают и называют).

На последующих занятиях воспитанники могут выбрать другое качество, которого на их взгляд им не хватает в своем характере, и хотели бы его иметь.

Второй пример, эпиграф:



«Никто не пожалеет о времени, отданном шахматам, ибо они помогут в любой профессии».



(Т. Петросян, 9-й чемпион мира)

Вот, вам, пожалуйста, - коммуникативно-диалоговая технология. В рамках которой можно провести за считанные минуты: проблемную дискуссию, дискуссию-диалог, обучение в сотрудничестве (команде). Но каких мыслительных минут! Да и проблемы профориентационной подготовки прекрасно решаются!

Третий пример: 

«Человек, играющий в шахматы оказывается лучше подготовленным к     жизненным ситуациям.

(М. Ботвинник, 6-й чемпион мира)

Вопросы:


- Почему Михаил Ботвинник так сказал?

- Какие трудные жизненные ситуации бывают?

- Человек, играющий в шахматы – это какой человек?

- Как он может выйти из следующих ситуаций? (привожу примеры разных ситуаций).

Вопросы и ситуации предлагала детям от 9 до 13 лет. (В итоге, обобщаю, что человек, играющий в шахматы продумывает ходы на шаг вперед. Продумывает. Мыслит. Отвечает за каждый сделанный свой шаг в игре. Это в нем закрепляется. Становится привычкой, характером, крепким внутренним стержнем, помогающим в разных ситуациях в жизни сделать правильный выбор).

Известно, что шахматы – это спорт, всесторонне и гармонично развивающий ребенка без риска для здоровья. Занятия шахматами развивают память, логическое мышление, воображение. Формируют способность быстро принимать решения и нести за них ответственность. По статистике, дети, занимающиеся шахматами, сообразительнее своих сверстников.

Воспитать Человека, что может быть важнее? Мне интересна воспитательная роль шахмат на занятии во внеурочное время.

Поэтому мой анализ проблем воспитания детей на занятиях шахматами, уроках шахмат продолжается…














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!