Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Методическая разработка викторины к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Эколята» естественнонаучной направленности «Сударыня осень»
Возраст обучающих :5-8 лет
Педагог дополнительного образования
Сафиуллова Светлана Александровна
г. Димитровград
2023 год
Цель: закрепление знаний детей об особенностях осени, природных явлениях, актуализация знаний детей о птицах, растениях в данный период времени года.
Задачи:
Образовательные:
способствовать удовлетворению естественного интереса обучающихся в области экологии
способствовать расширению и углублению представлений детей о сезонных изменениях в природе
способствовать расширению и углублению знаний обучающихся о влиянии деятельности человека на природу и о влиянии окружающей среды на здоровье человека
Развивающие:
способствовать развитию стремления к новыми знаниям о живой природе
способствовать развитию убеждения в необходимости сохранения и приумножения природных богатств родного края
создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности в коллективе
Воспитательные:
способствовать формированию межличностных отношений, направленных на создание в коллективе группы дружественной и непринужденной обстановки
способствовать формированию ценностно – ориентированного отношения к окружающему миру, общей экологической культуры и ответственности
Актуальность программы
В системе непрерывного экологического образования дошкольный период развития ребенка является исключительно важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы личности человека. Дошкольный и младший школьный возраст – пора самых значимых для развития ребёнка вопросов, самостоятельных поисков, исследований и экспериментов. Актуальность состоит в том, что разработка направлена на обобщение экологических знаний, построение собственной познавательной деятельности, развитие диалектичности мышления детей, развитие способности к прогнозированию будущих изменений.
Оборудование: Карточки, фрукты, овощи, ягоды.
Ход викторины:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Давайте разделимся на две команды. Каждая команда выберет себе капитана. И так мы начинаем
Представление команд: «Птички» и «Листочки».
Осень –чарующее время года. Осень-щедрая пора. Она дарит людям урожай. Осень- когда природа увядает, вызывает чувство тоски и печали. Но когда мы видим , что лес оделся в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает радостное чувство , прекрасное настроение. Осень-одно из красивейших времен года.
А начнем мы с разминки ума:
1. Красно - желтая краса -
Золотистая коса.
Затяжные льют дожди,
Ветер листья сносит,
Что же это? (осень)
2. Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья(осень)
3. Называйте по порядку три осенних месяца (дети называют сентябрь, октябрь, ноябрь и собираются в компании по месяцам).
4. Назовите осенние слова
(дождь, туман, листопад, урожай, каштан)
5. Задание для капитанов команд. (Капитаны отвечают, участники команд помогают в случае необходимости).
Какие праздники празднуют осенью? (День знаний, Праздник урожая);
Назовите дары осени (Урожай фруктов и овощей, грибы, ягоды);
Как называют осеннюю пору, когда летает много паутины, ласково светит солнце и тепло как летом? (бабье лето)
Как называют природное явление, когда осыпаются листья? (листопад)
У каких деревьев образуются шишки? (ель)
Какие запасы заготавливает осенью белка? (орехи)
Какие животные впадают в спячку? (медведь)
Почему птицы улетают на юг?
6. Задание на листочках «Какие птицы спрятались на картинке»
Предлагаю всем участникам занять места за столами и найти всех птиц на картинке (цветными карандашами заштриховывают всех птиц.
Немного отдохнем, загадки отгадаем:
1.У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
- Кто ты? – И услышим? (осень)
2. Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный (дождь)
3. Осень в сад
К нам пришла.
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (рябина)
4. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … (листопад)
5. Летит, а не птица,
Воет, а не зверь (ветер).
6. Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор).
7.Ребята я предлагаю вам поиграть в игру: «Бывает – не бывает».
Урожай можно собирать круглый год? Да или нет? (нет)
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
8. Задание «Соберем урожай»
Для каждой команды надо собрать свой урожай: (каждый участник передает корзинку и называет овощ, фрукт или ягоду)
Давайте присядем на полянку и расскажите о осенних месяцах:
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь холоден, да сыт.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.
Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Ребята поздравляю вас с прохождением викторины.
По результатом викторины можно сказать, что в процессе освоения учебного материала программы у детей происходит первичное формирование элементарной системы экологических знаний и воспитание на этой основе экологического сознания.
Список литературы:
Благовещенский В.В. и др. Редкие и исчезающие растения Ульяновской области. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989.
Большая энциклопедия природы. — Бельгия: Шантеклер, 1991.
Босова Л.Л., Сарафанова Е.В., Тарасова Н.В. Электронные образовательные ресурсы: оценка качества / Л.Л. Босова, Е.В. Сарафанова, Н.В. Тарасова. – М.: Федеральный институт развития образования, 2015.