СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеаудиторного занятия ВИКТОРИНА «Рациональное питание для жизни и здоровья»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеаудиторного занятия по МДК «Технология оказания медицинских услуг» профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.           

Тема  внеаудиторного занятия «Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации».

Викторина проводится в конце  обучения МДК, задания  рассчитаны  на коллективную работу  в малых группах (две команды) и помощь, корректировку неполных и неправильных ответов групп поддержки каждой команды.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеаудиторного занятия ВИКТОРИНА «Рациональное питание для жизни и здоровья»»

Департамент образования и науки Тюменской области

ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж им. В. Солдатова»











Методическая разработка внеаудиторного занятия


ВИКТОРИНА

«Рациональное питание для жизни и здоровья»

по ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

МДК «Технология оказания медицинских услуг»

Тема «Организация питания пациентов в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации»





Разработчики:

Федорова О.А. преподаватель 1КК

Черкашина А.Н. преподаватель 1КК










Рассмотрено на заседании ЦМК сестринское дело

Протокол № 3 от 08 ноября 2017 г.

Председатель: Егорова Ю.М.

Пояснительная записка


Методическая разработка внеаудиторного занятия по МДК «Технология оказания медицинских услуг» профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Тема внеаудиторного занятия «Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации».

Викторина проводится в конце обучения МДК, задания рассчитаны на коллективную работу в малых группах (две команды) и помощь, корректировку неполных и неправильных ответов групп поддержки каждой команды.

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: активизировать познавательную деятельность студентов, выявить сильные и слабые стороны в знаниях.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: воспитание у студентов внимания, логического мышления, интереса к будущей профессии, умения работать в коллективе – «слушать и слышать друг друга» и принимать коллективные решения.

ОСНАЩЕНИЕ:

  1. мультимедийная презентация: на слайдах представлены все этапы викторины, задания (задания воспринимаются студентами визуально и на слух);

  2. оснащение для проведения конкурса: раздаточные материалы для команд, наборы круп, соки, рабочее место по кормлению пациента из ложки, рабочее место по кормлению пациента через назогастральный зонд;

  3. задания, оценочные жетоны, судейские ведомости, дипломы для награждения.

В конкурсе могут принимать участие студенты первого курса специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело». Количество студентов в команде 5 – 6 человек.

В ходе викторины, во время подготовки и выполнения командами заданий проводится конкурс среди команд поддержки.

Награждение победителей и участников в следующих номинациях:

  1. За победу в викторине «Рациональное питание для жизни и здоровья».

  2. За стремление к победе в викторине «Рациональное питание для жизни и здоровья» (для проигравшей команды).

  3. «Достойному сопернику» - команды награждают одного участника команды – соперницы.

В рамках оформления аудитории предлагается сделать выставку творческих работ студентов по данной теме, выставку учебной и научной литературы из фонда библиотеки колледжа. В ходе викторины используется мультимедийная установка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ


В процессе жизнедеятельности человек постоянно совершает работу. Даже в состоянии покоя, лежа в расслабленной позе, человек работает – у него сокращается сердце, происходят дыхательные движения, осуществляется обмен веществ.

Восполнение организмом энергетических затрат, связанных с выполнением работы, происходит за счет питания, т. е. поступления и использования пищи. Очень важно обеспечить поступление в организм необходимых питательных веществ в оптимальном количестве и в нужное время.

Кроме питания здорового человека, есть еще и лечебное питание, которое является составной частью общего плана лечения больного человека. Диетический стол назначает лечащий врач.

Медицинская сестра, работая в тесном контакте с пациентами и их родственниками, обязана обучать их правилам рационального питания согласно назначенной диеты, познакомить с продуктами, разрешенными к употреблению, правилами кулинарной обработки.

Так же в обязанности медицинской сестры входит контроль продуктовых передач. Для этого медсестра должна сама хорошо разбираться в этом вопросе. Изучение темы «Организация питания пациентов в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации» позволяет получить нужные знания и использовать их в дальнейшей работе.

На нашей викторине будут освещены основные теоретические и практические вопросы по названной теме.













Викторина по МДК «Технология оказания медицинских услуг»

Участники конкурса: в викторине участвуют две команды по 5 человек, и две группы поддержки по 4 человека.

Ведущий, жюри, ассистент.



  1. Представление команд

Название команд, приветствие команде соперников и группе поддержки.


  1. Блиц – турнир со звонками


В конкурсе участвуют все члены команды. Ведущий зачитывает вопрос, команда, первая нажавшая на звонок получает право ответа, если ответа нет, право переходит к другой команде. Ответы фиксируются в ведомости (Приложение 1). Баллы каждой команде начисляются по количеству правильных ответов (Приложение 2).

Каждый вопрос – 0,1 балла. Максимальное количество баллов – 3.0

Время 2-3 минуты.


  1. Составление меню.

Из предложенных блюд выбрать необходимые для пациента, согласно назначенной диете (Приложение 3). В конкурсе участвуют все члены команды. Ответы фиксируются в ведомости. Оценивается правильный подбор блюд.

Максимальное количество баллов команды за конкурс – 1,5.

Время на выполнение 3 минуты.


  1. Заполнение документации.

Командам предлагается список пациентов терапевтического отделения с указанием заболевания, необходимо составить порционное требование (Приложение 4).

Оценивается правильность назначения диет и оформления документации. Максимальное количество баллов – 5.

Время на выполнение задания – 5 минут.


  1. Конкурс для болельщиков «Знаток диет».

Участвуют болельщики. Называется продукт, необходимо назвать номер диеты, в которой данный продукт запрещен (Приложение 5). Игра на выбывание: не назвавший номер диеты выбывает. Последний оставшийся игрок приносит 1 балл своей команде.


  1. Практический конкурс

Студентам необходимо выбрать из предложенного набора необходимые блюда для завтрака и покормить пациента через назогастральный зонд, провести кормление из ложки и поильника тяжелобольного пациента (Приложение 6). Участвуют по одному представителю от команды.

Оценивается правильность выбора меню и выполнения манипуляции. Максимальное количество баллов – 5.

Время на выполнение задания – 10 минут.


  1. Конкурс капитанов.

Капитаны по очереди получают билеты с вопросами по санитарно-гигиеническому режиму буфетной и столовой и тут же отвечают на них (Приложение 7). Максимальное количество баллов – 3.

Время на выполнение задания – 2 минуты


8. Контроль продуктовой передачи

Оценивается не только правильность решения задачи, но и умение объяснить выбор (Приложение 8). Максимальное количество баллов – 3.

Время на выполнение задания – 2 минуты.


9. Определить образцы круп и бобовых

Командам предлагаются 10 контейнеров с крупами, необходимо определить какие образцы круп находятся в контейнерах (Приложение 9). Ответы фиксируются в ведомости. Баллы каждой команде начисляются по количеству правильных ответов. Задание оценивается в 1 балл. Каждый вопрос – 0,1 балла.

Время на выполнение задания – 5 минут.


10. Конкурс для болельщиков «Угадай сок»

«Угадай сок» - Необходимо угадать сок в предложенных стаканах (Приложение 10). За каждый правильно указанный сок команде начисляется 0,2 балла. Максимальное количество 1 балл.





Во время выполнения командами заданий, болельщикам и гостям предлагаются интересные факты о питании (Приложение 11) и история развития диетологии (Приложение 12)


Награждение

Номинации:

  • За победу в викторине;

  • За стремление к победе в викторине (проигравшей команде);

  • «Достойному сопернику» (команды награждают самого активного участника команды – соперницы).


























Список литературы


  1. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела [Текст] / Т. П. Обуховец, О. В. Чернова, ред., Б. В. Кабарухин. - 19-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 766 с.: табл.

  2. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела [Текст]: практикум / Т. П. Обуховец. - 13-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 603 с. : ил. - (Медицина для вас).

  3. Палатная медицинская сестра [Текст] : руководство по профессиональной подготовке для медсестер / И. Банникова. - М.:Современное сестринское дело, 2016. - 80 с. - (В помощь практикующей медицинской сестре).



























Приложение 1



Ведомость оценки работы команд


конкурса

Команда

__________________

Команда

__________________

  1. Представление команд (макс. – 2 балла: внешний вид, качество выступления)



  1. Блиц-турнир

(0,1 балл за правильный ответ)



  1. Составление меню

(макс. – 1.5 балла; правильность выбора блюд – 1 балл, распределение по приемам пищи – 0,5 балла)



  1. Заполнение документации (макс. – 5 баллов: 3 балла – правильность диет, 2 балла – оформление документа)



  1. Конкурс болельщиков (последний оставшийся приносит команде 1 балл)



  1. Практический конкурс (макс. – 5 баллов)



  1. Конкурс капитанов (макс. – 3 балла, по 1 баллу за правильный ответ)



  1. Контроль передачи (макс. – 3 балла: 2 балла – правильное исключение продуктов, 1 балл – аргументация)



  1. «Узнай крупу» (макс. – 1 балл, по 0,1 балла за каждый правильный ответ)



  1. Конкурс болельщиков «Узнай сок» (макс. – 1 балл, по 0,2 балла команде за каждый правильный ответ)



ИТОГ





Приложение 2

Блиц-турнир

  1. Значение питания для живого организма? (пища является источником строительного материала и энергии)

  2. Из каких компонентов состоит пища здорового человека? (белки, жиры, углеводы, витамины, вода, мин. вещества)

  3. Какое заболевание возникает при недостаточности витамина «С»? (цинга)

  4. Какое значение для организма имеет включение в рацион грубой растительной клетчатки? (стимулирует кишечную перистальтику)

  5. Соблюдение здоровым или больным человеком определенного режима и рациона питания называется? (диета)

  6. Что такое «порционное требование»? (документ отражающий количество и качество назначенных диет)

  7. Что значит принцип «тренировки»? (расширение первоначально назначенной диеты)

  8. Показания для диеты № 8? (ожирение)

  9. При заболеваниях какой системы органов применяется принцип «щажения»? (при заболеваниях желудочно-кишечного тракта)

  10. Цель назначения низкокалорийной диеты? (ограничение энергетической ценности рациона)

  11. Кто занимается раздачей пищи в лечебном отделении? (буфетчица или палатная медсестра)

  12. Способ кормления пациента в бессознательном состоянии? (через зонд)

  13. Показания для диеты № 11? (туберкулез, истощение)

  14. Соотношение белков, жиров, углеводов в пищевом рационе здорового человека? (1:1:4)

  15. Химическое щажение включает в себя? (ограничение соли и пряностей)

  16. Основные пищевые вещества белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода? (нутриенты)

  17. В каких единицах измерения выражается энергетическая ценность пищи? (в килоджоулях или килокалориях)

  18. Значение витаминов в организме? (являются катализаторами всех жизненно важных процессов в организме)

  19. Вода обеспечивает более ____% массы тела? (60)

  20. Показание для диеты № 5? (заболевания печени)

  21. Какое заболевание возникает при недостаточности витамина «Д»? (рахит)

  22. Необходимую диету пациенту определяет_____________? (врач)

  23. Нутрициология – наука о _______ (питании)

  24. Кто и как часто составляет порционное требование для раздаточной? (ежедневно, палатная медсестра)

  25. Что значит принцип «коррекции»? (удаление из рациона продуктов, поддерживающих патологический процесс)

  26. Показания для диеты № 13? (высокая лихорадка)

  27. Что приводит к авитаминозу? (недостаток витаминов)

  28. Значение разгрузочных дней? (разгрузка функций больного органа)

  29. Какой режим питания для здорового человека является более рациональным? (4-х разовый)

  30. Способ кормления пациента при отсутствии пищевода? (через гастростому)























Приложение 3

Составление меню

Из предложенных блюд выбрать необходимые для пациента, согласно диете № 1.

1 завтрак




2 завтрак


Обед





Полдник


Ужин



На ночь








Приложение 3 (продолжение)


Из предложенных блюд выбрать необходимые для пациента, согласно диете № 10

1 завтрак




2 завтрак


Обед




Полдник



Ужин




На ночь







Приложение 3 (продолжение)

Эталон ответа.


Примерное меню диеты № 1

Показания: язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, обострение хронического гастрита с сохраненной секрецией в период обострения, острый гастрит в период выздоровления

1 завтрак

Белковый омлет паровой

Каша гречневая протертая с молоком

Чай с молоком

2 завтрак

Яблоко печеное

Обед

Суп рисовый молочный протертый

Рыба отварная

Картофельное пюре с растительным маслом

Желе фруктовое

Полдник

Отвар шиповника (1 стакан), сухарики

Ужин

Творог

Чай с молоком (1 стакан)

На ночь

Молоко 1 стакан


Примерное меню диеты № 10

Показания: заболевания сердечно - сосудистой системы.

1 завтрак

Пудинг творожный

Каша манная молочная ½ порции

Чай с молоком

2 завтрак

Яблоко свежее

Обед

Суп перловый с овощами (½ порции) вегетарианский

Мясо отварное с морковным пюре

Компот из яблок

Полдник

Отвар шиповника

Яблоко

Ужин

Отварная рыба с отварным картофелем

Плов с фруктами (½ порции)

Чай с молоком

На ночь

Простокваша




Приложение 4

Заполнение документации


Список больных терапевтического отделения ГБУЗ ТО ОБ № 3

10.11.2017 г. 12-00 часов

1 палата

  1. Иванов А.П.

  2. Страшевский А.З.

  3. Подчувалов С.С.

  4. Башмаков О.Е.

  5. Дудин В.Н.

Сахарный диабет

Ожирение 3 ст.

Сахарный диабет

Гипертоническая болезнь 2 ст.

Ишемическая болезнь сердца


2 палата

  1. Анисимова Н.В.

  2. Домнина И.З.

  3. Повова З.М.

  4. Ложкина И.П.

Инфаркт миокарда, ремиссия

Гипертоническая болезнь 2 ст.

Инфаркт миокарда, ремиссия

Сахарный диабет


3 палата

  1. Орехова И.Н.


  1. Созонов А.В.

  2. Семечкин А.Т.


  1. Вагапов Н.П.

Язвенная болезнь желудка, обострение, 4 день

Острый панкреатит

Язвенная болезнь желудка, обострение, 2 день

Острый гастрит, 2 день


Выписать порционное требование


Наименование учреждения______________________________________


ПОРЦИОННОЕ ТРЕБОВАНИЕ

на питание больных отделения №____________ на «_____»____________ 20_____ г.

Сведения о наличии больных

по состоянию на 12-00 час. «_____»_____________20______г.


№ палаты

Кол-во

пациен-тов

В том числе по диетам









1











2











3











всего












Старшая м/с _______________ (________________)

Зав. отделением _________________ (____________)

Дата составления порционника ________________________

Палатная м/с ______________________ (_____________)

Приложение 4 (продолжение)

Эталон заполнения документации.


Наименование учреждения ГБУЗ ТО ОБ № 3


ПОРЦИОННОЕ ТРЕБОВАНИЕ

на питание больных отделения № терапевтическое на «__11___»_____11___ 2017__ г.

Сведения о наличии больных

по состоянию на 12-00 час. «___10__»_____11____2017______г.


№ палаты

Кол-во

пациен-тов

В том числе по диетам

1

2

5

8

9

10



1


5




1

2

2



2

4






1

3



3


4

2

1

1






всего


13

2

1

1

1

3

5




Старшая м/с _______________ (________________)

Зав. отделением _________________ (____________)

Дата составления порционника _____10.11.2017_______________________

Палатная м/с ______________________ (_____________)















Приложение 5

Конкурс болельщиков «Знаток диет»


  1. Репа (диета № 3 – хронические заболевания кишечника с преобладанием запоров)

  2. Шпинат (диета № 4, 5 – гепатиты, холециститы, циррозы)

  3. Инжир (диета № 8 - ожирение)

  4. Бобовые (диета № 7 – заболевания почек)

  5. Щавель (диета № 5 – гепатиты, холециститы, циррозы)

  6. Соленья и маринады (диета № 10 – болезни сердечно - сосудистой системы)

  7. Жирное мясо утки и гуся (диета № 10 – болезни сердечно - сосудистой системы, № 11 – туберкулез, общие истощения)

  8. Алкоголь (диета № 10 – болезни сердечно - сосудистой системы)

  9. Чеснок (диета № 3 – хронические заболевания кишечника с преобладанием запоров)

  10. Мороженое (№ 9 – сахарный диабет)




















Приложение 6

Практический конкурс

Кормление пациента из ложки



Этап манипуляции

Макс. балл


Получить информированное согласие за 15 минут до кормления, проветрить палату

0,2


Подготовить оснащение: столик, кружку, ложку, тарелку, еду (суп крупяной протертый на мясном бульоне, овощи отварные протертые с говядиной, чай с сахаром), салфетки, фартук.

0,5


Придать пациенту положение Фаулера, накрыть грудь фартуком.

0,5


Обработать руки пациенту и себе.

0,5


Сообщить о блюдах, уточнить, с чего пациент желает начать.

0,5


Набирать на ложку 2/3 пищи, помещать пищу в рот пациенту.

0,5


Через каждые 2-3 ложки предлагать попить.

0,5


В конце приема пищи дать пациенту попить, уточнить, наелся ли он.

0,5


Предложить прополоскать рот кипяченой водой.

0,5


Обтереть руки пациента, убрать фартук, оснащение.

0,5


Вымыть руки.

0,3



ИТОГО

5,0



Кормление пациента через назогастральный зонд


Этап манипуляции

Макс. балл


Получить информированное согласие.

0,2


Подготовить оснащение: назогастральный зонд, шприц Жане, лоток, салфетки, вазелиновое масло, лейкопластырь, фонендоскоп, перчатки, еду (куриный бульон с протертыми овощами и мясом, компот, вода кипяченая 50,0)

0,5


Придать пациенту положение Фаулера, накрыть грудь салфеткой или фартуком.

0,5


Из упаковки извлечь зонд, измерить длину введения, обработать вазелиновым маслом.

0,5


Вводить зонд в нижний носовой ход, пациенту предложить делать глотательные движения.

0,5


После введения на нужную глубину убедиться в правильности нахождения зонда при помощи шприца Жане и фонендоскопа.

0,5


Зафиксировать зонд лейкопластырем

0,5


Набрать в шприц Жане бульон и медленно вводить через зонд

0,5


После кормления промыть зонд кипяченой водой

0,5


Извлечь зонд при помощи салфетки, провести обработку использованного оснащения

0,5


Вымыть руки.

0,3



ИТОГО

5,0


Приложение 7

Конкурс капитанов


  • Что используют для транспортировки готовой пищи в буфетные отделения больницы?

  • Срок хранения кисломолочных продуктов в холодильнике?

  • Этапы обработки уборочного инвентаря после мытья посуды?

  • Как часто производят уборку помещений буфетной и столовой?

  • Как часто производят размораживание холодильника?

  • Перечислите этапы дезинфекции посуды с остатками пищи?





Эталоны ответов:


  1. Что используют для транспортировки готовой пищи в буфетные отделения больницы? (термосы, тележки – термосы, мармитные тележки или плотно закрывающуюся посуду)

  2. Срок хранения кисломолочных продуктов в холодильнике? (не более 2-х суток)

  3. Этапы обработки уборочного инвентаря после мытья посуды? (дезинфицируют, прополаскивают в проточной воде, сушат. Используют строго по назначению)

  4. Как часто производят уборку помещений буфетной и столовой? (после каждой раздачи пищи производят тщательную уборку помещений буфетной и столовой с применением дезинфицирующих средств)

  5. Как часто производят размораживание холодильника? (размораживание холодильника производят 1 раз в неделю с последующей дезинфекцией)

  6. Перечислите этапы дезинфекции посуды с остатками пищи? (удалить с посуды пищевые отходы, погрузить посуды в дезраствор, ополоснуть поверхность посуды под проточной водой, провести мытье посуды в обычном режиме)











Приложение 8

Контроль продуктовой передачи


1 вариант продуктовой передачи

Пациенту Д., с назначенной диетой № 10 принесли продуктовую передачу: кефир 0,5 л, сок виноградный 200 мл, банка шпрот, банка соленых огурцов, картофельное пюре с биточками из говядины в контейнере. Какие продукты не разрешены для передачи?



2 вариант продуктовой передачи

Пациенту С., с назначенной диетой № 9 принесли продуктовую передачу: булочки «Московские», виноград черный «киш-миш», яблоки зеленые, гречневая каша с отварной говядиной в контейнере, кефир 0,5 л. Какие продукты не разрешены для передачи?




Эталон ответа.


1 вариант продуктовой передачи: лишние - банка шпрот, банка соленых огурцов, консервированная продукция содержит много соли, которая ограничивается при диете № 10.

2 вариант продуктовой передачи: лишние - булочки «Московские», виноград черный «киш-миш», содержат много легкоусваиваемых углеводов, запрещенных при диете № 9.













Приложение 9

Определить образцы круп


Номер

Наименование крупы












Эталон ответа:


1 контейнер – овсяные хлопья

2 контейнер – манная крупа

3 контейнер – пшенная крупа

4 контейнер – перловая крупа

5 контейнер – кукурузная крупа

6 контейнер – пшеничная крупа

7 контейнер – гречневая крупа

8 контейнер – рис

9 контейнер – овсяная крупа

10 контейнер – булгур (пропаренная крупа из твердых сортов пшеницы)








Приложение 10

Конкурс для болельщиков «Угадай сок»


Номер

Наименование сока








Эталон ответа:


1 стакан – банановый сок

2 стакан – яблочный сок

3 стакан – грушевый сок

4 стакан – тыквенный сок

5 стакан – мультифруктовый сок




















Приложение 11

Интересные факты о питании

    • Шоколад – отличный продукт против повышенного давления. Достаточно съесть две конфетки, чтобы привести давление в норму.

    • Шоколад поднимает настроение и создает чувство влюбленности благодаря компоненту фенамину.

    • Белый и молочный шоколад содержат больше вредного жира и калорий, тогда как самым полезным считается темный горький шоколад с высоким содержанием какао (от 70%).

    • Плитка шоколада в месяц способна продлить жизнь на целый год. Но чрезмерное употребление продукта приведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний.

    • Один из самых необычных видов мяса – мышиное. Его ели в Китае, а также в Древней Греции.

    • Рис занимает первое место среди потребляемых продуктов, так как служит основным ингредиентом в меню большинства азиатских стран, известных своей многочисленностью. Существует больше 15 000 сортов риса, которые мы привыкли делить на черный, белый и бурый.

    • Рафинированный сахар можно назвать одним из самых вредных продуктов, так как в нем не содержится совершенно ничего, кроме углеводов и лишних калорий.

    • Семечки кабачка и тыквы со временем приобретают большую пользу и питательную ценность. Так, в свежих тыквенных семечках калорий может быть в 3-4 раза меньше, чем в тех, что хранились несколько месяцев.

    • Всего лишь 5% добываемой соли используется в качестве приправы. Остальное уходит на консервацию и даже промышленные цели – дубление кожи, производство стекла, прокладка дорог.

    • Картошка и кукуруза впервые были возделаны в горных регионах под названием Анды.

    • Один килограмм картофеля стоит почти в 200 раз дешевле, чем 1 килограмм чипсов, получаемых из него.

    • С появлением мультяшного героя «Попайя» в Америке сильно возрос интерес к шпинату. Именно этот продукт в мультике позиционировался в роли ценного источника бодрости и витаминов.

    • Доказано, что свежие яблоки лучше помогают вставать по утрам, чем кофе.

    • Все продукты, обладающие желтой окраской, служат естественными антидепрессантами, расщепляют жиры и ускоряют обменные процессы.

    • Синие продукты способны устранить бессонницу, успокоить нервы. В них много витамина C. Сюда же можно отнести фиолетовые и темно-бордовые продукты.

    • Зеленые фрукты и овощи помогают понизить кислотность желудка, нормализуют давление, обладают мощным антисептическим действием и укрепляют иммунитет.

    • Соль и бобы в древности выполняли функцию денег. Последние некоторые мошенники пытались даже подделывать. А вот в Европе в средние века нередко основным денежным средством выступали… Коровы!

    • Во времена Ивана Грозного существовали свои незаконные перевозки. Так, послы царя русского перевозили ценности из мусульманских стран, завернув их в свиную вырезку. Естественно, мусульмане гнушались подходить к этому мясу.

    • В эпоху Древнего Рима, в один из временных отрезков истории, власть пришла к выводу, что пора бороться с роскошью. Так было запрещено откармливание куриц. Но вот петухов откармливать позабыли запретить…

    • В средние века рецептура мороженого считалась одной из самых засекреченных. В Европе его могли есть только короли, а за сокровенными знаниями нередко отправлялись самые отважные шпионы, пытаясь разведать технологию приготовления вкусного десерта.

    • В Древней Греции особую ценность имел инжир. Его нельзя было вывозить из страны, а ослушавшиеся граждане могли быть казнены за контрабанду.

    • Мусульмане долгое время спорно относились к кофе из-за его возбуждающих свойств. Так, в средние века он был приравнен к вину, и его чуть не запретили.

    • В 1638 году русский посол в Китае получил в подарок несколько мешков непонятных сухих листьев. Посла это очень огорчило и чуть было не развязалась война. Но кто-то додумался заварить эти ароматные листья, и вот с тех пор мы каждый день можем наслаждаться ароматом чая.

    • Именно простые овощи – капуста, морковка, лук и свекла – помогали простым крестьянам в царское время быть здоровыми, тогда как дворянских особ нередко настегала цинга и прочие неприятные болезни из-за отсутствия в рационе простых продуктов.

  • Первые конфеты изобрели египтяне более 3 тысяч лет назад. Использовались для этого финики и мед. Чуть позже римляне добавили к ним орехи и муку.






Шокирующие факты о еде

  • Оказывается, морковка времен молодости вашего дедушки очень существенно отличается от морковки, которую вы употребляете в пищу сегодня.

  • Несколько десятилетий назад во фруктах и овощах содержание питательных веществ было намного выше. Ученые изучили состав 43 видов овощей и фруктов из нашего ежедневного рациона и пришли к печальному выводу: на 6 процентов снизилось содержание в продуктах протеинов, на 16 процентов – кальция, на 38 процентов – витамина B2.

  • Запах человека, который тoлько что съел банан, привлекает комаров.

  • Пристрастие к курению является поводом для отказа от помидоров и моркови. Табачный дым вступает в реакцию с бета-каротином, после чего тот становится канцерогенным. Так что, лучше выберите морковку.

  • Современная курица из магазина содержит на 33 процента меньше протеина и на 266 процентов больше жира, чем ее «коллега» 40 лет назад. Причиной такого изменения является ненатуральное питание птиц на фермах.

  • Ученые говорят, что определенные широко используемые в производстве детских продуктов питания пищевые красители могут являться причиной развития у детей гипереактивности. Чаще всего это красный и желтый красители.

  • Оказывается, производители часто дают нам ложную информацию относительно калорийности продуктов. Исследование 269 продуктов питания показало, что в 20 процентах всех случаев на упаковке была указана калорийность на 100 или более единиц ниже реальной. Для людей, которые считают калории и едят строго определенное количество калорий в день, такая дезинформация может обернуться 13 лишними килограммами за год!

  • Если вы хотите потратить во время ходьбы калории, которые вы употребили вместе с порцией картошки фри, колы и гамбургера, вам следует ходить семь часов подряд.

  • Сегодня мы не только съедаем, но часто и выпиваем лишние калории. 30 лет назад количество выпиваемых калорий было меньше в два раза. Проблемой является не столько алкоголь, сколько сладкие газированные напитки и большие дозы употребляемого чая и кофе с сахаром.

  • Практически все жестяные банки и пластиковые бутылки содержат в своем внутреннем покрытии вещество бисфенол А, которое может в последствии становиться причиной нарушения репродуктивных функций и проблем с избыточным весом.

Приложение 12

История диетологии

Лечебное питание применяется уже долгие тысячелетия, взяв свои корни из народной медицины. До наших времен дошли многочисленные древние рукописи, где можно найти целый ряд практически обоснованных указаний о принципах питания как здорового, так и больного человека.

Римский врач Асклепиад, основоположник науки диетологии, рассматривал эффективное лечение, составленное главным образом на основе диетического питания, был противником фармакотерапии. Вместе со своими учениками он разработал четкие указания по использованию пищевых веществ при лечении разных болезней.

Римский врач Гален также занимался вопросами диетического питания больных и здоровых людей.

Интерес представляет книга выдающегося и известного во всем мире врача Гиппократа “О диете”, в которой он приводит целый ряд указаний о лечебном питании, сохранивших свою важность и до нашего времени. Гиппократ был противником тех врачей, которые назначали голодные диеты в начале заболевания, а затем — усиленное питание.

В XVII в. началось бурное развитие диетологии. Английский врач Т. Сиденхем долгое время разрабатывал диеты при подагре и ожирении, не рекомендовал злоупотреблять лекарствами и придавал большое значение питанию больных. Этот врач считал, что для выздоровления больного человека необходимо правильно подобранное питание, без которого полноценного выздоровления быть просто не может.

В Средние века, когда влияние церкви и духовенства распространилось на все сферы жизни общества, развитие диететики приостановилось.

Лишь с конца XVIII в. диетология вновь начинает завоевывать свои прежние позиции в лечебной медицине. При этом она основывается на чистых домыслах и наблюдениях, которые были накоплены столетиями, и данных народной медицины, частично — на псевдонаучных теориях того времени, как, например, лечение голодом, которое было основано на представлении о том, что пища, поддерживая больного, поддерживает и его болезнь.

И только с середины XIX в., в период развития естественных наук, диетология начинает базироваться на научных данных, связанных с развитием анатомии, физиологии, биохимии. Были получены данные о составе многих пищевых веществ, была определена роль отдельных пищевых компонентов (белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов, воды). Все эти данные позволили заново пересмотреть физиологические и биохимические основы питания здорового и особенно больного организма. С этого момента диетология получила научное обоснование и стала общепризнанной наукой. Первые клиники лечебного питания были организованы уже в 1920-е гг.

В дальнейшем началось повсеместное развитие курортов и институтов питания во многих городах (Москве, Санкт-Петербурге, Харькове, Киеве, Одессе, Новосибирске и др.), которые способствовали дальнейшему становлению и развитию диетологии. Известный врач М.И. Певзнер в 1922 г. впервые разработал диеты для основных групп болезней, которые корректировались и изменялись в соответствии с новыми открытиями и которые нашли широкое применение в лечебной практике многих стран. Большой вклад в развитие диетологии внесли отечественные ученые С.М. Рысс, Л.А. Черкес, Д.Б. Маршалкович, М.М. Губергриц, Н.И. Лепорский, Н.К. Мюллер, О.П. Молчанов, Б.А. Лавров. Многочисленные исследования этих ученых позволили определить основные положения диетологии: рацион может не только усилить действие защитных сил организма при различных заболеваниях, но и оказать противоположное действие. Переход от одной диеты к другой может вызвать различные изменения в человеческом организме: его способность противостоять инфекционным заболеваниям, быстроту эффективного ответа на возникшее заболевание. Целенаправленные диеты оказывают благоприятное действие не только на пораженные системы или орган, но и на весь организм в целом.

Открытие витаминов Н.И. Луниным, разработка материалов о применении минеральных веществ в рационе больных и здоровых людей Г. Бунгом, работы К. Нордена, Э. Лейдена, К. Клемперера, проведение многочисленных опытов, направленных на создание сбалансированных рационов, дали значительный толчок формированию и становлению диетологии как самостоятельной науки. Крупный вклад внесли в науку о питании русские ученые, определившие многие основные положения современной диетологии. И.М. Сеченов считал, что “проследить судьбу пищевого вещества в организме — это значит познать жизнь”.

В.В. Пашутин разработал и опубликовал ряд новых положений, которые касаются физиологических основ питания. Большое влияние на развитие диетологии оказали великие русские клиницисты, основоположники клиники внутренних болезней: С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов, которые постоянно применяли диетическое питание как обязательный компонент комплексного лечения больных.

Особое значение для дальнейшего развития научно обоснованной диетологии имели многочисленные исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Этим ученым были созданы новые методы исследования физиологии пищеварения, которые дали возможность изучить нормальную деятельность целостного организма в естественных условиях. Во время исследований были получены абсолютно чистые секреты пищеварительных желез, чего не удавалось многим ученым, проводившим исследования в этой области. И.П. Павлов и его ученики изучили основные закономерности пищеварения, роль отдельных ферментов в процессе пищеварения, значение аппетита, количества и качества пищи, различного соотношения отдельных пищевых веществ, влияние на характер секреции различных пищеварительных желез. Работы И.П. Павлова явились основой для плодотворной разработки отечественными физиологами и клиницистами (М.И. Певзнером, О.П. Молчановым) принципиально новых методов лечебного питания при целом ряде внутренних заболеваний.

Современная диетология использует новейшие методы и достижения медицины, биохимии, физиологии, морфологии, в которых разработанные положения получают практическое внедрение в лечебный комплекс. Основным практическим направлением диетологии является динамическое экспериментальное исследование на животных.

Важнейшими проблемами современной диетологии являются:

  • обеспечение сбалансированности питания и всесторонней его полноценности при разработке разнообразных диет;

  • рациональное сочетание принципов сбалансированного питания с требованиями, которые необходимо соблюдать в соответствии с особенностями заболевания;

  • определение оптимальных сроков применения несбалансированных и неполноценных видов питания при различных заболеваниях;

  • разработка закономерностей питания больных при проведении химиотерапии, лучевой терапии, других особых методов лечения;

  • разработка закономерностей, касающихся сочетания диетического питания с применением антибактериальных и гормональных препаратов, а также других лекарственных средств;

  • разработка режимов питания, которые будут отражать основные потребности людей определенной конституции, профессии, имеющих сопутствующие заболевания;

  • предотвращение неблагоприятных последствий применения диетического питания, которое необходимо в определенных ситуациях.

В решении частных проблем диетологии важное место занимают следующие вопросы:

  • изучение особенностей питания при определенных сочетающихся заболеваниях одной и той же системы органов;

  • изучение применения непродолжительного полуголодного режима на организм человека с определенными заболеваниями;

  • изучение пищевых аллергенов и предотвращение их патологического влияния на организм человека и развития алиментарных аллергий.

Вопросы правильного питания требуют достаточного знания общих принципов, положенных в основу современного научно обоснованного представления о физиологии питания.


28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!