СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного интегрированного мероприятия "Информационные технологии в семейном бюджете"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной разработки заключается в том, что данная  игра показывает взаимосвязь предметов «Экономика» и «Информатика», демонстрирует практическую направленность темы «Информационные технологи в семейном бюджете», помогает воспитывать экономическую и информационную культуру студентов. Игра затрагивает такие ценности как семья, понимание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам семьи, принятие ценности семейной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного интегрированного мероприятия "Информационные технологии в семейном бюджете"»













Методическая разработка

Внеклассного интегрированного мероприятия

Игра "Информационные технологии в семейном бюджете"



















Оглавление

Пояснительная записка 4

План мероприятия 7

Сценарий мероприятия 8

Заключение 11

Список использованных источников 12

Приложения 13




Пояснительная записка

Для любого хозяйства, включая семью, бюджет – главный инструмент управления финансами. Деньги в семье распределяются по разным статьям: доходы, расходы, накопления, инвестиции.

"Ведение бюджета поможет избежать серьезных проблем: банкротств, долгов по ипотеке, кредитам или займам. С ним члены семьи вовремя заплатят налоги, вдумчивый анализ расходов сократит спонтанные траты и удивит многих полученной экономией. Отвечая на вопрос - зачем вести бюджет, - эксперты каждый раз объясняют – чтобы за те же деньги получать больше финансовых возможностей и меньше неожиданных расходов", - отмечает Ирина Андриевская, руководитель отдела контента и аналитики финансового маркетплейса "Выберу.ру".

Детальное ведение бюджета дает возможность оценить финансовые возможности семьи; понять, в какие периоды семью ожидают крупные расходы и планомерно к ним подготовиться; правильно распределить приоритеты для достижения целей.

Актуальность данной разработки заключается в том, что данная деловая игра показывает взаимосвязь предметов «Экономика» и «Информатика», демонстрирует практическую направленность темы «Информационные технологи в семейном бюджете», помогает воспитывать экономическую и информационную культуру студентов. Игра затрагивает такие ценности как семья, понимание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам семьи, принятие ценности семейной жизни.

Новизна заключается в том, что деловая игра не только помогает закрепить материал по теме «Семейный бюджет», а также, показывает, как можно облегчить процесс расчета доходов и расходов семьи. Многим людям ведение бюджета кажется скучным и бесполезным занятием, но это дает уверенность в завтрашнем дне и четкое понимание своих финансовых возможностей. Разнообразить и упростить процесс помогут компьютерные программы такие как Microsoft Excel.

Цель – создание условия для формирования грамотного поведения студентов в вопросах финансовой безопасности при планировании семейного бюджета.

Задачи:

Обучающие:

  • рассмотреть доходные и расходные части семейного бюджета;

  • закрепить знания и умения работы с компьютерной программой Microsoft Excel;

Развивающие:

  • расширить междисциплинарные связи;

  • развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение анализировать информацию, умение высказывать собственную точку зрения.

Воспитательные:

  • формировать навыки работы в команде, чувства взаимопомощи, чувства ценности семьи и семейных отношений;

  • воспитывать у студентов уважительное отношение к мнению других.

Проведение данной игры направленно на формирование у студентов следующих компетенций:

  1. Общие компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

  1. Профессиональные компетенции:

ПК 6.2. Осуществлять текущее планирование, координацию деятельности подчиненного персонала с учетом взаимодействия с другими подразделениями.

ПК 6.4. Осуществлять организацию и контроль текущей деятельности подчиненного персонала.

Целевая аудитория. Игра разрабатывалась для молодёжной аудитории (студенты 1-4 курсов), однако не имеет возрастных ограничений и может быть апробирована на аудитории старших школьников.

Форма проведения: игра с элементами групповой работы.

Оснащение: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный

материал с заданиями для команд.

Планируемые результаты: 

Познавательные - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, выполнять групповые задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Регулятивные - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических задач, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Методические советы по подготовке мероприятия:

Предварительная работа. Игре должен предшествовать подготовительный этап, в процессе которого:

  1. студенты (за несколько дней до мероприятия):

- должны вспомнить, что такое семейный бюджет, что относится к расходам семьи, из чего складываются доходы семьи;

- должны сформировать 2 команды по пять человек.

2) преподаватели – организаторы:

- перед началом деловой игры подготовить кабинет к проведению мероприятия, создать в кабинете атмосферу положительного эмоционального настроя, для этого можно включить видео «Денежная песенка» ( https://yandex.ru/video/preview/11268823444901325037)





План мероприятия

Этап

Содержание

Время

Организационный этап


Вступительное слово преподавателя, объяснение цели и правил Игры. Представление команд, жюри.

5 мин.

1 этап Ведение семейного бюджета

Преподаватель объясняет задания 1 этапа, задает вопросы. Команды отвечают на вопросы в письменном виде. Оценка выполнения задания членами жюри.

10 мин.

2 этап Бюджет семьи петровых


Преподаватель объясняет задания 2 этапа. От каждой команды 2 участника решают задачу по составлению бюджета семьи с помощью электронной таблицы в Microsoft Excel. Оценка выполнения задания членами жюри.

10 мин.

3 этап Финансовая безопасность

Преподаватель объясняет задания 3 этапа. Задание этого этапа выполняется параллельно с заданием 2 этапа.

Участники команд должны дать ответы на вопросы по теме «Финансовая безопасность» в письменном виде.

Оценка выполнения задания членами жюри.

4 этап Денежные купюры

Преподаватель объясняет задания 4 этапа. Участникам команд необходимо сопоставить денежную купюру с названием изображенного города. Оценка выполнения задания членами жюри.

5 мин.

5 этап Конкурс капитанов


Преподаватель объясняет задания 5 этапа. Капитаны команд заслушав объяснение термина, должны угадать его быстрей своего соперника.

Оценка выполнения задания членами жюри.

5 мин.

6 этап Правда или ложь


Преподаватель объясняет задания 6 этапа. Участники команд услышав различного рода информацию должны определить «правда это или ложь»

Оценка выполнения задания членами жюри.

5 мин.

Заключительная часть

Подведение итогов. Озвучивание результатов членами жюри.

5 мин.





Сценарий мероприятия

Организационный этап

Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые студенты, преподаватели, гости и болельщики!

Для человека в жизни очень большое значение имеют деньги, и не только как их заработать, но и как ими распорядиться. Многие люди не умеют распоряжаться деньгами, и причиной этому является финансовая безграмотность. Чтобы быть обеспеченным человеком, необходимо, чтобы расходы не превышали доходы. Чтобы жить безбедно, надо в первую очередь понять, что сделать для того, чтобы качественно повысить свой уровень жизни поставить цель и стремиться к этой цели.

Сегодня у нас необычное мероприятие, проходить оно будет в форме деловой игры «Семейный бюджет», целью, которой является повышение уровня финансовой грамотности в вопросах формирования семейного бюджета и информационной безопасности.

Правила игры, следующие: Две команды соревнуясь друг с другом проходят 6 этапов. На каждом этапе необходимо выполнить определенное задание за определенное время. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Оценивать ваши ответы, подводить итоги, а также следить за соблюдением правил игры будет жюри.

(Представление жюри)

С жюри мы познакомились, а теперь давайте познакомимся с командами, которые будут участвовать в деловой игре. (Представление команд)

1 этап - Ведение семейного бюджета

Преподаватель: 1 этап называется «Ведение семейного бюджета». Вам нужно внимательно слушать вопросы (они также представлены на слайде презентации). Ответы вы будете заносить в бланки, которые вам сейчас раздадут. В столбце «Ответы» впишите правильный вариант. На каждый вопрос отводится 30 сек. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Максимальное количество – 14 баллов. (Приложение 1). Приступаем.

(команды отвечают на вопросы)

Преподаватель: Время вышло, бланки с вашими ответами мы передаем жюри для проверки. Пока жюри будет проверять, мы переходим с вами ко 2 этапу

2 этап - Бюджет семьи Петровых

Преподаватель: Для участия в этом этапе нам нужны два человека от каждой команды. Участникам предстоит составить бюджет семьи Петровых, то есть распределить и подсчитать доходы и расходы семьи. Выполнять это задание участники будут на компьютерах с помощью электронной таблицы. На данное задание отводится 10 мин. За правильное выполнение и решение задачи – 7 баллов. За одну ошибку в решении или не выполнении вычисления в одной ячейке снимается 1 балл. (Приложение 2)

(2 участника от каждой команды выполняют задание)

Пока участники выполняют задание мы переходим с вами к 3 этапу

3 этап Финансовая безопасность

Преподаватель: Каждый человек хочет чувствовать себя защищенным, не беспокоится о деньгах, не боятся их потерять, иметь финансовую независимость для того чтоб удовлетворять в полной мере свои материальные и духовные потребности. Все это и есть личная финансовая безопасность, задание по которой вам нужно выполнить на этом этапе.

Вам сейчас раздадут бланки с вопросами, на которые вам надо будет ответить. Все вопросы связанны с финансовой безопасностью. На вопрос отводится 30 сек. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 10 баллов. (Приложение 3) Приступаем.

(команды отвечают на вопросы)

Преподаватель: Время вышло, бланки с вашими ответами мы передаем жюри для проверки. Пока жюри будет проверять, мы переходим с вами к 4 этапу

4 этап - Денежные купюры

Преподаватель: Рубль денежная единица Российской Федерации. Официальный символ — ₽ — был утверждён 11 декабря 2013 года. Первое документально зафиксированное использование слова «рубль» в качестве названия денежной единицы относится к 1281—1299 годам. Современный российский рубль фактически появился в декабре 1991 года параллельно с советским рублём, который оставался в обращении до сентября 1993 года.

Задание этого этапа заключается в следующем: Вам нужно определить какие города изображены на банкнотах. Для этого в бланках ответов вам нужно сопоставить денежную купюру с названием изображенного города. В столбце «Номинал» впишите правильный вариант (например, 10 рублей - 10). На задание отводится 5 мин. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 8 баллов. (Приложение 4) Приступаем.

(команды выполняют задание)

Преподаватель: Время вышло, бланки с вашими ответами мы передаем жюри для проверки. Пока жюри будет проверять, мы переходим с вами к следующему этапу.

5 этап - Конкурс капитанов

Преподаватель: Приглашаем для участия в этом конкурсе капитанов команд. Капитанам нужно будет отгадать слово. Для этого на экране будут появляться подсказки, по которым капитаны попробуют угадать слово. Если слово угадывается с 1 подсказки, то правильно ответивший получает 5 балов, если не смогли ответить с 1 подсказки, или ответили неверно, то переходим ко 2 подсказке и т.д. Для раздумывая над каждой подсказкой дается 10 секунд. (Приложение 5) Приступаем.

(капитаны выполняют задание)

6 этап - Правда или ложь

Преподаватель: На этом этапе командам нужно внимательно прослушать вопрос (вопросы также представлены на слайде) и дать ответ в бланке (в столбце «Ответ» вписать «+» если правда, «-» если ложь). На вопрос отводится 30 сек. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 10 баллов. (Приложение 6) Приступаем.

(команды выполняют задание)

Преподаватель: Время вышло, бланки с вашими ответами мы передаем жюри для проверки и подведения итогов.

Заключительная часть

Преподаватель: Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим правильные ответы.

Преподаватель: Сегодня в рамках мероприятия «Семейный бюджет», мы попытались разобраться в том, как правильно и рационально рассчитать свой семейный бюджет, какой информации нельзя доверять, чтоб не потерять свои доходы. Какие бы советы вы могли дать друг другу, чтоб не пострадать от недостатка финансов и не попасть в полную зависимость от денег?

(ответы студентов: найти работу, считать свои доходы и расходы, не тратить лишнее, копить деньги).

Мы подготовили вам небольшую памятку с советами, которые помогут вам при формировании своего бюджета. (Приложение 7)

Преподаватель: А теперь предоставим слово жюри. (Выигрывает та команда, которая набрала большее количество баллов)

Преподаватель-организатор: В заключении хотелось бы привести слова древнегреческого философа Сократа: «Всем известно, что за деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум!»

Нужно научиться культуре общения с деньгами, потому что это часть общей культуры человека, и она заключается в здоровом отношении к деньгам.





Заключение

Тема деловой игры выбрана не случайно, так как студенты, вступая во взрослую жизнь оказываются не вполне готовыми к самостоятельной жизни как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. И не все знают, как вести себя в той или иной ситуации, связанной с личными доходами, расходами, финансовой и информационной безопасность.

При разработке данного мероприятия, учитывались возрастные особенности участников игры. Во время проведения мероприятия были использованы, в основном, активные, интерактивные, индивидуальные, а также коллективные виды деятельности, что позволило, в свою очередь, студентам поработать с заданиями, ситуативными задачами и выработать алгоритм поведения при выполнении того или иного задания.

Таким образом, данное мероприятие носит практико-ориентированный характер. Студенты должны проанализировать задания, разобраться в вопросах, решить представленную ситуативную задачу, предложить свои решения.

Использование деловых игр позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному предмету, практический опыт студентов, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Благодаря этому студенты имеют возможность проявить свои коммуникативные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.














Список использованных источников

Основные источники:

Для студентов:

  1. Балдин, К.В. Информатика и информационные системы в экономике: Учебное пособие / К.В. Балдин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 218 c.

Для преподавателей:

  1. Балдин, К.В. Информатика и информационные системы в экономике: Учебное пособие / К.В. Балдин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 218 c.

  2. Горелов Н. А., Кораблева О. Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. - 242 с.

  3. Грошев А. С., Закляков П. В. Информатика. Учебник. М.: ДМК Пресс, 2019. 674 с.

  4. Поликарпова Т. И. Основы экономики. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. - 254 с.

Дополнительные источники:

  1. Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков /Сборник методических разработок. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. – 2016. – 147с.

  2. Чумаченко В.В., Горяев А.П. «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016.- 265с.

Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования: https://fmc.hse.ru/4forms
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!