СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Умники и умницы"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный ресурс содержит флипчарт к уроку  для интерактивной доски и разработку материала игры (аналога телевизионный игры)

Просмотр содержимого документа
«вариант 2 Умники и умницы»

Пояснительная записка

Интеллектуальная игра по математике «Умники и умницы» почти полная копия телевизионной игры. Здесь есть: АРЕОПАГ – жюри, АГОНЫ – этапы игры, АГОНИСТЫ – игроки, ТЕОРЕТИКИ – зрители, которые тоже участвуют в игре (т.е. отвечают на те же вопросы и решают те же задачи, что и игроки), ОРДЕНА ШЕЛКОВЫХ УМНИКОВ – медали для теоретиков, которые правильно ответили на вопрос или решили задачу и, конечно, ЗАУМНИК – учитель – -й ведущий этой игры, но которому нужны помощники из числа ребят (человека три, четыре). Правила игры такие же, что и в телевизионной игре: на красной дорожке нельзя ошибиться ни разу, но она быстрее всех ведет к победе; на желтой дорожке можно ошибиться один раз; на зеленой дорожке – два раза. Естественно, дорожку выбирают сами ребята, но кто первый, второй и третий – определит жюри по выступлению ребят

Цели и задачи: 

  • Развивать математические способности одаренных детей

  • Воспитывать интерес к изучению математики

  • Познакомить с известными учеными-математиками древности, расширить кругозор учащихся

Эпиграф: «Твой ум без числа ничего не постигает» (Н. Кузанский)

Оборудование:

(вариант игры без компьютера)

  • плакаты с «портретами» математиков

  • карточки с заданиями для игроков и болельщиков

  • плакаты – названия агонов (этапов) и игры

  • ручки, карандаши, листы бумаги для решения задач

  • плакаты с высказываниями

  • грамоты, дипломы, сертификаты, призы

  • ордена шелковых умников

  • цветные дорожки

  • Вступительное слово ведущего, правила игры, представление участников игры и жюри, помощников ведущего.

  • 1-й ведущий: Ребята, попробуйте быстро ответить на вопрос: чего больше на этих двух картинках – снежинок

  • 2-й ведущий: или дождинок? Только не считайте их!

  • 1-й ведущий: Сделать это не так просто. Но если мы скажем, что снежинок 28, а дождинок 29, то вы сразу ответите на заданный вопрос.

  • 2-й ведущий: Это маленькое задание помогает нам сделать важный вывод

  • ВМЕСТЕ: Числа делают мир, в котором мы живем, надежным и удобным.

  • 1-й ведущий: Вот, что произошло в одной истории без чисел:

  • 2-й ведущий:

  • Негаданно-нежданно
    Нагрянула беда
    Все числа потерялись
    Исчезли без следа.

  • 1-й ведущий:

  • Как дом или квартиру
    Без номера найти?
    И к другу в день рожденья
    Во время прийти?

  • 2-й ведущий:

  • Ведь стрелка не покажет
    Нам время на часах,
    И сколько весят фрукты
    Невидно на весах

  • 1-й ведущий:

  • Отныне заблудиться
    Не стоит и труда
    Автобус без маршрута
    Уходит в никуда…

  • 2-й ведущий: Пожалуй, достаточно. Эта история становится слишком грустной.

  • Чтец.

  • Давайте, ребята, учиться считать.
    Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
    Запомните все, что без точного счета
    Не сдвинется с места любая работа.
    Без счета не будет на улице света
    Без счета не сможет подняться ракета
    Без счета письмо не найдет адресата
    И в прятки сыграть не сумеют ребята.
    Летит выше звезд арифметика наша
    Уходит в моря, строит здания, пашет,
    Сажает деревья, турбины кует,
    До самого неба рукой достает.
    Считайте ребята, точнее считайте
    Хорошее дело смелей прибавляйте
    Плохие дела поскорей вычитайте
    Учебник научит вас точному счету
    Скорей за работу, скорей за работу!

Отбор АГОНИСТОВ.

1.Первый инструмент для счета? (пальцы рук)

2.Если у стола отпилить один угол, то сколько углов останется? (пять).

3.Мозг компьютера ? (процессор)

4.Сколько концов у пяти с половиной палок? (двенадцать)

5.Переставьте буквы в слове ГРЕКИ так, чтобы получилось слово –название неизвестной величины(игрек)

6.Найти закономерность и указать следующие два числа последовательности:

4, 6, 9,13, 18,...(Ответ: 24, 31.)

7.Какова сумма числа вершин и ребер куба?

8.Машина с человекоподобными действиями, управляемая по программе. (Робот)


Конкурс при отборе дорожки .

  1. Имя учёного-математика, который внёс большой вклад в

геометрию, но при упоминании о нём все почему-то вспоминают об одном из предметов одежды.(Пифагор)

2. Американский предприниматель и общественный деятель, филантроп, один из создателей и крупнейший акционер компании Microsoft.

  1. Французский математик Хв., который ввел координаты точки на плоскости (Декарт)


1 АГОН.

Зеленая дорожка

Первые дроби, с которыми нас знакомит история, это дроби вида: 1/2, 1/3, 1/4. Вопрос: как они назывались?

(единичные)

Желтая дорожка

В древнем Риме в качестве основной дроби пользовались дробью 1/12, которая называлась унцией.

Вопрос: как назывались соответственно дроби 5/12,7/12?

(пять унций, семь унций)

Красная дорожка

В вазе лежало 5 яблок. Мальчик взял половину всех яблок и еще пол-яблока. Сколько яблок взял мальчик?

(три)

2 АГОН.

Зеленая дорожка.

У щенят и утят вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько щенят и сколько утят?

Ответ: 5 щенят и 12 утят.

Желтая дорожка.

У овец и кур, вместе 36 голов и сто ног. Сколько овец?

Решение: если бы у всех было по две ноги, то было бы 72 ноги. Остается 28 ног. Так как у овец по 4 ноги, то овец будет 14. Тогда кур остается 22

Ответ: 14 овец

Красная дорожка.

Масса кувшина с соком 5 килограмм, без сока 1 кг. Какова масса кувшина, наполненного соком наполовину?

Ответ: 3 кг.


3 АГОН

Зеленая дорожка

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович вступили в бой с великанами. Получив по три удара богатырскими палицами, великаны убежали. Больше всего ударов нанес Илья Муромец- 7, меньше всего Алеша Попович – 3. Сколько всего было великанов?

Решение: Т.к. больше всего ударов нанес Илья Муромец – 7, а меньше всех Алеша Попович – 3 , то Добрыня Никитич нанес от 4 до 6 ударов. Всего ударов великаны получили от 14 до 16. Из этого промежутка только число 15 делится на 3. Следовательно, великанов было 5.

Ответ: было 5 великанов.

Желтая дорожка.

Рыба весит 8 кг плюс

половина её собственного веса.

Сколько весит

рыба? (Ответ: 16 кг.)

Красная дорожка

Часы бьют каждый час и отбивают столько ударов, сколько показывает часовая стрелка. Сколько ударов отобьют часы в течении 12 часов? (78)


4 АГОН.


Зеленая дорожка. Откуда мы идём? Придём куда? Не знаем сами никогда. Друг к другу мы стремимся вечно. Как две сестры бок о бок мы идём.(параллельные прямые)

Желтая дорожка.

Мне служит головой вершина. А то, что вы считаете ногами, все

называют сторонами. Увеличить стороны мои куда угодно вы можете

совсем свободно. Но ни при чём длина моих сторон. Продолжи их хоть до

конца Вселенной, раствор мой будет неизменным.(угол)



Для болельщиков. Занимательные вопросы и задания:

  • Четверо играли в домино четыре часа. Сколько часов играл каждый из участников? (4 часа)

  • Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (одна - такси)

Я - цифра меньше десяти,

Меня тебе легко найти.

Но если букве «Я» прикажешь

Рядом встать,

Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать. (семь- семья)

  • Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (которые стоят)

  • Вспомните пословицы и поговорки с числами.

  • Назовите фамилии ученых-математиков.

  • Кто автор первого российского учебника математики? (Магницкий)

Л. Ф. Магницкий и его учебник арифметики.

Леонтий Филиппович Магницкий родился 19 июня 1669 года в бедной крестьянской семье Телятина Тверской губернии. Есть предположение, что Магницкий учился в Славяно-греко-латинской академии. Также в Москве в знак своих выдающихся способностей он получил от царя Петра первого новую фамилию – Магницкий (вместо Телятин), что означало привлекающий, влекущий всех к себе своими знаниями (как магнит притягивает железо).

Магницкий проявлял любовь к самообучению и страсть «разбирать мудреное и трудное», сам научился читать писать.

Историки утверждают, что Магницкий изучал в Академии латинский и греческие языки и самостоятельно голландский, немецкий и итальянский.

Магницкий самостоятельно изучал математику в объеме, значительно большем, чем сообщалось в рукописях 18 века, он был знаком с европейской учебной литературой и с произведениями греческих и латинских авторов.

Магницкий преподавал в математико-навигацкой школе арифметику, геометрию и тригонометрию, в начале преподавал также и навигацию. Преподавательские обязанности Магницкий исполнял с прилежанием и

исключительной добросовестностью.

Магницкий руководил математико-навигацкой школой до последних дней своей жизни. Он умер 19 октября 1739 года и похоронен в Москве.

В 1702 году Магницкому были отпущены средства на составление и печатание его арифметики.

Учебник Л. Ф. Магницкого называется «Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведенная, и воедино собрана, и на две книги разделена». Он был издан в 1703 году в Москве тиражом в 2400 книг.

Сразу после выхода в свет «Арифметика» стала основным математическим учебником в России на долгие годы.

М. В. Ломоносов высоко ценил эту книгу. Он сам не только изучил «Арифметику», но и знал её наизусть.

Магницкий определяет арифметику необычным для нас приемом с вопроса «что есть арифметика» и отвечает, что «арифметика или числительница есть художество честное, независимое, и удобопонятное, многополезнейшее и многопохвальнейшее, от древнейших же и новейших, в разные времена изряднейших арифметиков изобретение и изложение».

Многие поколения образованных русских людей обучались по «Арифметике» Магницкого. Даже и теперь авторы задачников и книг по занимательной математике включают в текст задачи Магницкого.

Заслуга Л.Ф. Магницкого, прежде всего в том, что он создал основу для последующего развития математического просвещения в России.




Финал.

На столе лежат три спички, добавьте к ним еще две так, чтобы получилось восемь. Разумеется, ломать спички нельзя.

Ответ: Из данных пяти спичек надо составить римскую цифру восемь ( VIII ).


Просмотр содержимого документа
«вариант1 умники и умницы 5-6»

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТУРНИР

Цель мероприятия:Показать неотъемлемую связь между математикой и жизнедеятельностью. СОДЕЙСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ, ГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ, УМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. Способствовать развитию аналитического мышления, сообразительности, ответственности, эрудиции, активности и внимательности. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

В процессе подготовки и проведения мероприятия происходит формирование универсальных учебных действий:познавательных, коммуникативных, личностных.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Предварительная подготовка.

2.Открытие мероприятия.

3.Выбор финалистов.

4.Выбор победителя.

5.Подведение итогов и награждение победителя.


Принадлежности:Большое количество жетонов(орденов), готовый табель для сведений о ходе турнира, 4 экземпляра вопросов и вопросы на карточках для ведущего, призы.


Действующие лица:

1.Ведущий.

2. Ареопаг(жюри) 3 человека – могут быть как учителя, так и ученики старших классов.

3. Теоретики – ученики, участвующие в игре.

1.Предварительная подготовка.


С одной стороны класса (у стены) разместить необходимое количество стульев для теоретиков. С противоположной стороны нужно подготовить место для ареопага. Может пригодиться доска. В центре комнаты расположить три игровые дорожки.

1

1

1

2

2

2


3

3


4



2.Правила игры.


Игра начинается с викторины. Теоретикам предлагаются вопросы. Правильно ответивший теоретик получает жетон (орден).

Ответы оцениваются ареопагом. В конце викторины подсчитывается количество орденов, и три теоретика, набравшие наибольшее количество орденов, становятся практиками и выходят на игровые дорожки.

Один из практиков, у которого больше орденов, выбирает игровую дорожку. Затем участник, набравший среднее количество орденов, выбирает дорожку из двух оставшихся, а третий участник становится на свободную дорожку. Если у участников одинаковое количество орденов, то ведущий задает дополнительные вопросы.

Практик, стоящий на зеленой дорожке проходит четыре кона (отвечает на 4 вопроса), имеет право ошибаться или не отвечать два раза, но все же перейти в следующий кон. Практик на синей дорожке походит три кона и может ошибаться один раз. Практик, стоящий на красной дорожке, проходит два кона, не имеет права ошибаться. Если практик ошибается более, чем положенное число раз, то он снова становится теоретиком.


Викторина (вопросы для теоретиков).

1.Сколько понедельников может быть в одном месяце? (пять)

2.Русский писатель, окончивший физико-математический факультет. (Грибоедов А.С.)

3.Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (1)

4.Какая дробь меньше единицы? (правильная)

5.На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

6.Наименьшее простое число? (2)

7.За книгу заплатили один рубль и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга? (2руб.)

8.Наибольшая хорда? (диаметр)

9.Угол, на который поворачивается солдат, по команде «кругом». (1800)

10.При постройке забора плотники поставили по прямой 10 столбов, расстояние между которыми было по 2 метра. Какова длина забора? (18)

11.Величайший древнегреческий математик и механик, погибший при защите своего родного города Сиракузы от римлян ? (Архимед)

12.Наименьшее трехзначное число? (100)

13.Как в древней Руси называли число миллион? (тьма)

14.Сколько нулей в одном миллиарде? (9)

15.Дайте определение понятию «процент» (сотая часть числа)

16.Что такое абак? (счеты)

17.Чему равен 1 пуд? (16кг)

18.Чему равна сумма углов квадрата? (3600)

19.Какой цветок назван в честь женщины – математика? (Гортензия)

20.Назовите прибор для измерения углов. (транспортир)

21.Назовите наименьшее натуральное число (1)

22.Чему равна ¼ часа? (15 минут)

23.Назовите число меньше 15. Его называют, когда считают четверками и тройками. (12)

24.Чему равно произведение 4*25*0*0,1? (0)

25.Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа? (=)

Вопросы для практиков.

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

1. К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)

2. .Есть у уравнения и растения. (Корень)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

1. Произведение цифр трехзначного числа равно 3. Найдите все такие числа. (113,131,311)

2. . ЗАГАДКА. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. ( Книга)

3. Часы бьют каждый час и отбивают столько ударов, сколько показывает часовая стрелка. Сколько ударов отобьют часы в течении 12 часов? (78)

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

1.К числу 77 приписали справа 0. На сколько при этом увеличилось число? (693)

2. Что больше: сумма чисел от 0 до 10 или их произведение? (сумма)

3. Место, на котором стоит цифра в записи числа. (Разряд)

4.Спутник Земли делает один оборот за 1 час 40 минут, а другой оборот – за 100 минут.Как это объяснить? (время оборотов одинаковое)


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


Просмотр содержимого документа
«огрдена шелковых умников»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!