СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "В менделеевской гостиной"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеклассное мероприятие по химии

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "В менделеевской гостиной"»


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ростовской области «КТТ»








ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

по химии «В менделеевской гостиной»








преподаватели: химии Фоминичева Л.Е.








Константиновск

2020

В Менделеевской гостиной

Цель урока: 

Расширить знания о жизни и деятельности великого русского ученого-химика Д.И. Менделеева и раскрыть влияние Менделеева на творчество другого выдающегося деятеля русской литературы А.А.Блока.

Задачи:

Образовательная: обобщить, углубить и систематизировать знания студентов по теме занятия, научиться определять роль деятельности Менделеева и Блока в современном мире.

Развивающая: совершенствовать литературоведческие навыки и навыки работы с периодической системой Д.И. Менделеева; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову, стремление к речевому самосовершенствованию.

Здоровьесберегающая: работа по предупреждению и сохранению здоровья студентов: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Личностные результаты: Л1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка и литературы как одной из основных национально-культурных ценностей.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные результаты:

УУД личностные: Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - определяют основную и второстепенную информацию; П3 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

УУД коммуникативные: К1 – планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверсниками;

К2 – практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Оборудование: проектор, периодическая система Д.И. Менделеева, портреты Менделеева и Блока, тексты стихотворений Блока.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

- Ребята, тема нашего внеклассного мероприятия «В Менделеевской гостиной».

- Ребята, как вы думаете, почему присутствуют два преподавателя: по литературе и по химии? (Наше внеклассное занятие связано с химией и литературой).

2. Целеполагание.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?

- На сегодняшнем занятии мы с вами расширим знания о жизни и деятельности великого русского ученого-химика Д.И.Менделеева и раскроем влияние Менделеева на творчество другого выдающегося деятеля русской литературы А.А.Блока.

3. Работа по теме занятия.

- В конце прошлого года ООН приняла специальную резолюцию, посвященную науке, технологии и инновациям, и провозгласила 2019 год Международным годом Периодической таблицы химических элементов. 

Этого события давно ждали и за него боролись исследователи, судьба которых неразрывна с судьбой российской науки. Колоссальная работа, которую на протяжении последнего года вели Международный союз по теоретической и прикладной химии (IUPAC), Российская академия наук, Министерство образования и науки РФ, Министерство иностранных дел РФ, Российское химическое общество им. Д.И.Менделеева, многие российские и зарубежные ученые, завершилась триумфом. 

Проведение Международного года Периодической таблицы химических элементов в 2019 году имеет принципиальное значение для нашей страны. Ведь почти 150 лет тому назад, в 1869 году, именно великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев опубликовал свою первую схему Периодической таблицы в статье "Соотношение свойств с атомным весом элементов" в журнале Русского химического общества. А до того, в феврале 1869 года, им было разослано научное извещение об этом важнейшем открытии ведущим химикам мира. Тогда многие известные химики отнеслись к сообщению Д.Менделеева об открытии Периодического закона и создании Периодической таблицы химических элементов с напыщенным равнодушием. Ни одна европейская страна не включала информацию о Периодической системе химических элементов в учебные планы по химии вплоть до ХХ века. Мировое научное сообщество в разных частях света по-разному восприняло систему Д. Менделеева. Проведенный анализ статей в научных журналах, справочниках, химических учебниках, средствах массовой информации показал, что введение Периодического закона в образовательную систему во многих странах было осложнено по разным причинам.
Например, когда в Швеции в конце XIX века, после открытия Менделеевым Периодического закона, были впервые получены новые химические элементы (тулий (1879), гольмий (1879), скандий (1879)), их не соотносили с Периодической таблицей Менделеева, хотя о ней уже было известно. Более того, открытый шведским химиком Нильсоном скандий был до него предсказан Д.Менделеевым и описан как "экабор". 

В Норвегии Периодическая система долгое время даже не упоминалась в научных журнальных публикациях, только в 1888 году информация о ней появилась в учебнике по химии. Опираться на Периодическую систему в научных публикациях норвежцы начали только в 1910-е годы, благодаря открытиям в области радиоактивности и атомной теории. А как педагогический инструмент в учебный процесс в университетах этой страны Периодическая система была введена только в 1940 году.

В Испании были предприняты многочисленные попытки классификации химических элементов и соединений, здесь предлагали искусственные, естественные и гибридные классификации. Поэтому испанские авторы учебников не были впечатлены Периодической системой Менделеева. Даже после открытия новых элементов, предсказанных Менделеевым, Периодическая таблица появилась в испанских учебниках, но рассматривалась не как основа классификации элементов, а лишь как способ введения теоретических аспектов в учебный материал.
В Германии информация о Периодической системе Менделеева долгое время встречалась только в научных публикациях, а не в учебных пособиях. Слишком тверды и непоколебимы были традиционные учебные программы по химии в этой стране. Периодический закон вошел в немецкие учебники только после появления квантовой химии.

И хотя в настоящее время все учебники по неорганической химии базируются на логике Периодической системы химических элементов Дмитрия Менделеева, приоритет русского ученого продолжает замалчиваться или оспариваться авторами учебных пособий и научных публикаций. Так, французские историки науки порой не упоминают имя Д.Менделеева, но указывают на работы своего соотечественника Александра Эмиля Бегуйе де Шанкуртуа от 1862 года, который также занимался систематизацией химических элементов. 

Немецкие ученые утверждают, что основателем систематизации химических элементов стал в 1864 году Юлиус Лотар Мейер, более расширенная редакция системы элементов была опубликована Мейером в 1870 году.

Приоритет Менделеева оспаривают и англичане, пытаясь доказать, что Уильям Одлинг и Джон Александр Рейн Ньюлендс создали свою систему еще в 1864 году. В зарубежных химических лабораториях очень часто присутствует Периодическая таблица химических элементов, на которой не указано имя великого Д.Менделеева. Иногда называются имена местных химиков, занимавшихся классификацией элементов, в надежде увековечить их труд, напечатав красивые таблицы, которые по своей сути всегда повторяют ту, что была впервые предложена русским ученым Д. Менделеевым. 
В 1997 году японский историк химии Масанори Кадзи опубликовал на японском языке научную биографию Менделеева. Впоследствии он написал много статей на английском, японском и русском языках, посвященных различным сторонам жизни и творчества великого русского ученого.

Ведущий 1.

Д.И. Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребёнком. Отец его Иван Павлович Менделеев – был директором гимназии в Тобольске. Мать – Мария Дмитриевна, женщина умная, с сильным характером и незаурядными интеллектуальными способностями, оставшись вдовой вскоре после рождения сына, управляла небольшим стекольным заводом близ Тобольска.

Летом 1850 года Д.И. Менделеев подал документы в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого же испытания – присутствия в анатомическом театре – он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь – стать учителем. И в 1850 году имя Менделеева появилось в списке студентов физико-математического факультета Главного педагогического института. В 1855 году Д.И. Менделеев блестяще окончил Главный педагогический институт в Петербурге – с золотой медалью.

В год, когда Менделеев открыл периодический закон, ему исполнилось 35 лет. Это было 1 февраля 1869 года. К этому времени он был уже профессором химии Петербургского университета, автором учебника по органической и аналитической химии, учёным, известным своими работами по физической, органической и технической химии.

Ведущий 2. 

Д.И. Менделеев оказал немалое влияние на творчество другого выдающегося деятеля русской литературы – А.А. Блока. По косвенным свидетельствам, встречи Блока с Менделеевым были эпизодическими. «Блоковеды» потом не раз будут обсуждать вопрос «о влиянии личности и идей Д.И. Менделеева на молодого поэта». Поэт видел в Дмитрии Ивановиче воплощения гения России. Периодическая система элементов знаменовала для поэта торжество космоса над хаосом, научное постижение гармонии и музыки природы. Идеи Д.И. Менделеева и другого русского ученого А.Н. Бекетова о развитии науки и производительных сил России отозвались в ряде стихотворений Блока. А Блок не раз отмечал, что Д.И. Менделеев — это «воплощение глубокого Ума и тонкого Восприятия всей действительности».

Чтец.

Праздник радостный, праздник великий,
Да звезда из-за туч не видна…
Ты стоишь под метелицей дикой,
Роковая, родная страна.
За снегами, лесами, степями
Твоего мне не видно лица.
Только ль страшный простор пред очами,
Непонятная ширь без конца?
Утопая в глубоком сугробе,
Я на утные санки сажусь.
Не в богатом покоишься гробе
Ты, убогая финская Русь!
Там прикинешься ты богомольной,
Там старушкой прикинешься ты,
Глас молитвенный, звон колокольный,
За крестами - кресты да кресты…
Только ладан твой синий и росный
Просквозит мне порою иным…
Нет, не старческий лик и не постный
Под московским платочком цветным!
Сквозь земные поклоны, да свечи,
Ектеньи, ектеньи, ектеньи —
Шопотливые, тихие речи,
Запылавшие щеки твои…

Ведущий 1. Дмитрий Менделеев и Александр Блок. Эти два имени — великого ученого энциклопедиста девятнадцатого столетия и одного из крупнейших поэтов двадцатого столетия — оказались тесно связанными в истории России. Им суждено было породниться: дочь Менделеева Любовь в 1903 г. вышла замуж за Александра Блока. Два эти имени - служителя науки и стихотворца — многократно и по-разному сопоставлялись как в трудах о жизни ученого, так и в литературоведческих эссе, посвященных поэту.

Ведущий 2. Это были слишком разные люди. И дело здесь не только в возрастном различии… В юношеские и последующие годы Д.И. Менделеев увлекался стихами Пушкина, Кольцова, а затем Некрасова, Полонского, Майкова, Тютчева.

Чтец. 

Тютчев «Молчание»

Молчи, скрывайся и таи
\И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят они
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя ?
Другому как понять тебя ?
Поймет ли он, чем ты живешь?

Ведущий 2. Почему Менделеев так любил «Молчание» — загадка. Ведь в жизни-то Менделеев был не таков: своих мыслей и взглядов, особенно если они касались дела, не скрывал, откровенно — и порой жестко — их высказывал. Чем не раз вызывал раздражение и неприязнь со стороны властей. Пожалуй, как нельзя лучше подходили для него слова Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится!»

Ведущий 1. Желанного «покоя» Блок в своей жизни так и не изведал. Но и «бойцом, сомнений не ведающим » нельзя его назвать. В его лирике отчетливее других звучит одна струна — неясное «предчувствие беды», беды, которая крылами забила в «Скифах»: «Всем телом, всем сердцем,

Всем сознанием — слушайте Революцию», — восклицал Блок. Менделеев, истинно жаждавший прогресса и расцвета России и предлагавший конкретные пути для осуществления, отнюдь не разделял идей о каких-либо «революционных преобразованиях».

Ведущий 2. Менделеев тонко чувствовал поэзию, живопись и музыку. В Боблове и Шахматове, где вскоре поселился его друг А.Н. Бекетов, звучали стихи, исполнялись музыкальные произведения, был организован домашний театр. Здесь ставились пьесы: «Гамлет», где Блок исполнял роль Гамлета, Любовь Дмитриевна — Офелии.

Ведущий 1. Блок, когда ее увидел, сказал себе: она та единственная, которую он потом назовет в своих стихах Владычицей Вселенной, Прекрасной Дамой, Величавой Вечной Женой. Они были немного не от мира сего. Оба. Он был настолько одухотворен, что, казалось, светился. Она болела театром, она мечтала стать великой актрисой. Он шептал ей прекрасные слова. Стихи он считал молитвой, а ее — богиней. Их жизнь складывалась непросто, были дни, когда они не могли представить один без другого, а были… когда не могли жить вместе. Тогда она уезжала в родной Житомир. Но жить долго друг без друга они тоже не могли. Она пережила его на 18 лет. В 1939 г. к ней пришли литературоведы по договоренности с нею забрать бумаги Блока — письма, дневники. Она отворила дверь — и через минуту упала замертво. Теперь они покоятся рядом — на Волковом кладбище в Петербурге.

Чтец.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

Чтец.

О доблести, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле
Когда твое лицо в простой оправе
Предо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла,
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Ведущий 1. Ночью 20 января 1907 г. Д.И. Менделеева не стало. В его похоронах приняло участие более 10 тыс. человек. Перед гробом несли большую таблицу «Периодической системы элементов». Со времени его смерти минуло 112 лет. С годами глубже и полнее раскрывается все величие неповторимой личности Д.И. Менделеева. Многие его мысли, идеи и замечания оказались чрезвычайно своевременными в наши дни.

Менделеев, как бы подводя итог сделанному за долгую жизнь, говорит о своих трех «службах Родине»: «Начав (1855 г.) с учительства в Симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет Родине и Науке. Плоды моих трудов прежде всего - в научной известности, составляющей гордость - не одну мою личную, но и общую русскую… Первая служба - на поприще научном, вторая — на ниве просвещения. Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство… Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность. Третья моя служба Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет до сих пор. Это служба на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал, показав на деле возможность и выгодность «интенсивного хозяйства». Все свои силы, всю свою жизнь он отдал служению Родине. «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух» — писал Д.И. Менделеев.

Ведущий 2. «Родина — это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку» — писал А. Блок. В письме К.С. Станиславскому А. Блок так охарактеризовал свою поэтическую задачу: «Стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении — как стрела, прямой, как стрела — действенный…Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь- жизнь или смерть, счастье или погибель».

Рожденные в годы глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России-
Забыть не в силах ничего.

И далее Блок писал: «Можно любить мать, сестру и жену в едином лице родины — России».

Чтец.

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж ? Одной заботой боле-
Одной слезой река шумней,
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взгляд из-под платка
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!…

Ведущий 1. Дмитрий Иванович Менделеев и Александр Блок — два имени — великого ученого и великого поэта. Сегодня мы вспомнили давно минувшее, что-то из прозвучавшего сегодня мы можем принять, с чем-то не согласиться. Но мы должны помнить имена тех, кто принес славу нашей Родине. «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости» -писал Пушкин, которого любили и Д.И. Менделеев и А. Блок.



Литература:

  1. Ворфоломеева Е.К. //Химия в школе. - 1959. - № 6. - С. 55.

  2. Боталин А.Х., Олидхон Л.Е. Занимательные опыты по химии. Чкаловское чудотворство. - 1952, С. 20.

  3. Янушкевигус К.Я., Бартошюнос Ю.М. // Химия в школе. - 1966. - № 5. - С. 67.

  4. Верховский В.Н. Техника и методика химических экспериментов. Т. 1 Известия Воронежского государственного педагогического института. Т.39 - Воронеж, 1961.

  5. Борисов В.В. Чудеса без ''чудес''. - М., 1965.

  6. Куликова Е.А. Вечера занимательной химии. - 1966.

  7. Ходяков Ю.В. Рассказ-задача, чудотворство. - М.: Просвещение, 1965





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!