СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»»

Министерство Здравоохранения Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ



«Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»






Специальность: 34.02.01 Сестринское дело














2020


Рассмотрено на цикловой

методической комиссии

«ОГСЭ, ОПД, ЕН»

___________________

Утверждаю

Зам директора

по учебной работе

_________________















Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности34.02.01Сестринское дело









Составитель: Матвеева А.Е., преподаватель ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»









ОГЛАВЛЕНИЕ

п/п

Наименование раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка……………………………………………………


4

2.

Цели и задачи внеклассного мероприятия……………………………….


5

3.

Участники внеклассного мероприятия …..………………………………


5

4.

Оснащение и оборудование внеклассного мероприятия……………….


5

5.

Организация внеклассного мероприятия….……………………………...


6

6.

План проведения внеклассного мероприятия с примернойхронокартой……………………………………….……………


7

7.

Сценарий внеклассного мероприятия……….……………………………

8









































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Востребованность дистанционного обучения (ДО) в дополнительном профессиональном образовании достаточно высока, и она с годами будет только расти, поскольку все больше людей желают получить полноценную профессиональную переподготовку или повысить свою квалификацию по различным направлениям специальностей, не имея возможности учиться на очных отделениях или будучи неудовлетворенными качеством образования на местном уровне. Внедрение ДО в учебный процесс образовательной организации – одна из самых актуальных педагогических тем, обсуждаемых в ряду инноваций, которые затрагивают систему образования. Посредством ДО возможно решить проблему привлечения дополнительного контингента обучающихся, снизить затраты на образовательный процесс, повысить качество обучения, внедрить современные интерактивные технологии, поднять имидж своей организации. В последнее время все большее распространение получает система дистанционного образования. Она гибка, удобна и доступна.

Сама идея получения образования на расстоянии не нова. «Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским (чешский писатель и священнослужитель, «отец» педагогики как науки, основатель классно-урочной системы образования.) 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования».

Дистанционное обучение – это система обучения, основанная на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами ИКТ и Интернет-технологий («Педагогические технологии дистанционного обучения».




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Дистанционное обучение как одна из форм
организации учебного процесса»

Цель: Развитие современного общества происходит на фоне глобализационных процессов, которые обуславливают появление новых требований к субъекту любой сферы деятельности, среди которых базовыми являются: умение ориентироваться в массиве поступающей информации, навык действовать в условиях недостатка необходимых данных, способность создавать новые информационные потоки, основанные на полученной и проанализированной информации.

Задачи:

  • понять, что такое «дистанционное обучение»;

  • рассмотреть нормативно-правовой аспект организации дистанционного обучения;

  • рассмотреть преимущества и недостатки применения дистанционных образовательных технологий;

  • показать возможность организации дистанционного обучения в СПО.



  1. УЧАСТНИКИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

К участию в лекции преподаватели средне-специальных учебных заведений и общеобразовательных учебных заведений.


4.ОСНАЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Технические средства:

  • Персональный компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Планшет для ведущего внеклассного мероприятия

  • Буклеты.


5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1.Мероприятие проводится в конце первого семестра учебного года (ноябрь-декабрь). Сроки проведения мероприятия согласуются с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа р.п. Межевой»; Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Санаторная школа с наличием интерната для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, р.п. Межевой»; Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением дополнительного образования «Детская школа искусств» р.п. Межевой Саткинского муниципального района.

2. Место проведения – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п. Межевой»; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа с наличием интерната для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, р.п. Межевой»; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» р.п. Межевой Саткинского муниципального района.

3. Данное мероприятие может проводиться на базе общеобразовательных и муниципальных учреждений.


Требования к аудитории:

1.Наличие компьютера;

2. Мультимедийного проектора;

3. Достаточное количество сидячих мест в зависимости от количества участников и зрителей.

3. Планшет для ведущего внеклассного мероприятия

3.Форма одежды ведущего – белый халат и бейдж.






6. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

С ПРИМЕРНОЙ ХРОНОКАРТОЙ



п/п


Этап лекции


Примерное время

1.

Организационный момент

2 мин.

2.

Вступительное слово преподавателя (ведущего)

3 мин.

3.

Работа с аудиторией, вопросы на знание темы лекции.

10 мин.

4.

Лекция

20 мин.

5.

Ответы на вопросы от слушателей лекции

5 мин.

6.

Выводы

5 мин



















7. СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»











Дистанционное образование, по сути, не является самоцелью, а служит для достижения вполне конкретных целей и имеет при этом массу преимуществ. Среди них:

1. Индивидуальный подход к обучению. Система дистанционного образования учитывает такие индивидуальные особенности обучаемых как уровень их начальной подготовки, мотивацию к обучению, скорость восприятия информации, предпочитаемые формы подачи информации, склонность к работе в группе, предметную область, необходимые глубину и объем материала.  По сути, индивидуальный подход позволяет, в конечном счете, существенно повысить качество обучения.

2. Персонализация процесса обучения. Суть дистанционного обучения заключается в обучении в соответствии с индивидуальным графиком, а не в рамках учебной группы, где учебный процесс между учащимися так или иначе синхронизирован и все работают по одному и тому же графику. Более того, индивидуальный график дистанционного обучения может быть с легкостью изменен в зависимости от текущей занятости обучаемого и тех темпов, с которыми он воспринимает информацию.

3. Интенсификация обучения (это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.) или изменение характера преподавания.

4. Повышение качественного уровня обучения, которое достигается благодаря использованию в учебном процессе новых приемов, принципов, а также технических средств, среди которых учебные материалы на CD, Интернет и пр. Стоит отметить, что современные технические средства, являясь последствием стремительно развивающегося технического прогресса, при правильном использовании приносит немалую пользу.

В законе «Об образовании Российской Федерации»  «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».


  1. Нормативно-правовая база

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 4 апреля 2014 года.

Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации и реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [7]. В соответствие со статьёй 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

При этом в образовательных учреждениях, реализующих дистанционное обучения должен быть определенный пакет документов, регламентирующих данную деятельность.

К ним относятся:

  • документы федерального, муниципального уровня по организации дистанционного образования;

  • приказ ОУ о назначении ответственного лица за организацию работы в проекте;

  • приказ ОУ о назначении преподавателей (педагогов-предметников), работающих в проекте «Дистанционное образование»;

  • приказ на детей, участвующих в проекте;

  • база данных на детей и педагогов, работающих с ними;

  • программно-методическое обеспечение;

  • календарно-тематическое планирование педагогов, работающих в проекте;

  • локальный акт ОУ по организации и осуществлению дистанционного образования в учреждении;

  • функциональные обязанности педагогов-кураторов;

  • должностная инструкция преподавателя;

  • договор на организацию обучения посредством дистанционных технологий с применением средств компьютерной техники и связи;

  • пакет документов на обучающегося (заявление родителей, учебный план, расписание занятий).


  1. Материально-техническое обеспечение

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации». При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [10].































  1. Организация взаимодействия между обучающимися и преподавателями

Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия обучающегося и преподавателя. Наиболее широкое распространение в начальной школе получили следующие:

  • Электронная почта. Данная форма взаимодействия доступна для обучающихся и среднего,и начального звена. Преимущество заключается в том, что обучающийся может выполнять задание в удобное для него время, используя все необходимые ресурсы. Недостаток же в том, что преподаватель не может в реальном времени «сопровождать» и «направлять» учащегося.

  • Использование программы «Скайп» (Skype), позволяющейобщаться через сеть интернет по всему миру. В этом случае преподаватель может давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с обучающимся ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащегося, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени.

  • zoom это аналог выше описанной платформы, данный вариант разрабатывался изначально для проведения видеоконференций для нескольких участников. Версия бесплатная для участников в количестве 100 человек, есть только ограничение видео-трансляций по времени, 40 минут. Но даже это ограничение можно снять, купив платную версию, что не обязательно.

  • Гугл-документы. Данный ресурс можно использовать и при работе с документами, и с презентациями, и с таблицами. При этом доступ к ним может быть одновременным, т.е. преподаватель «видит», как обучающийся выполняет задание, может корректировать его работу. Недостаток данного ресурса в том, что есть ряд стран, которые ограничивают работу данного браузера и использование его ресурсов становиться невозможным.

  • Moodle — система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда, которая представляет собой веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.«Задания могут решаться как в специальных тетрадях, так и на личной страничке, открытой в веб браузере на компьютере у обучающегося. Личная страничка отображает содержимое веб сайта, например, созданного в специальной системе управления обучением «Moodle». На этой страничке обучающийся, пройдя авторизацию, может выбрать предмет обучения, посмотреть задания, отправить их на проверку, посмотреть вспомогательные материалы и т.д.  В свою очередь, этот веб сайт размещаются точно так же как и миллионы обычных веб сайтов интернета, на сервере, специально выделенном или виртуальном хостинге. Соответственно, преподаватель имеет свой уровень доступа к системе и имеет несколько более широкие возможности, по сравнению с обучающимися. Может создавать  и корректировать содержимое учебных курсов, просматривать задания и т.д.  Тестовые задания, как правило, проверяются сразу в автоматическом режиме. А результаты учебы заносятся программой и преподавателем в электронный журнал». [5]

  • Мессенджеры. Данный тип сервисов обмена информацией, как правило характерен для использования на мобильных устройствах. Использование мобильных приложений месседжеров позволяет удобно взаимодействовать с учащимися, не привязываясь к конкретному месту. Современные месседжеры, в отличии от электронной почты, чаще используются для оперативной связи. Обмен информацией может происходить быстро в режиме онлайн. С помощью использования специальных чатов, возможно организовывать групповое взаимодействие. Можно объединить всех учащихся в одну группу, не связываясь с каждым в отдельности, что может быть неким подобием учебного взаимодействия в классе.

  • Возможно также использование различных чатов, блогов, форумов, видеоконференций и т.д.

При выборе средства организации взаимодействия с обучающимсяпреподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.


  1. Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Дистанционное обучение, имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  • Персонификация обучения. Обучающийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.

  • «Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения. В том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д.» [2], что позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.

  • Проведение обучения обучающихся, имеющие ограниченные возможности.

  • «Доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме». [2]

  • «Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением».[2]

  • Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации. Средства новых информационных технологий обеспечивают обучающихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов обучающимся могут предлагаться:

  • компьютерные обучающие программы;

  • электронные учебные пособия;

  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний;

  • электронные справочники;

  • учебные аудио и видеоматериалы;

  • информационные материалы.

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

  • Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт концентрированного представления учебной информации и мультидоступа к ней.

  • «Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними». [6]

  • «Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует продуктивному обучению» [6], снятию эмоционального напряжения.

  • Возможность выбора учреждения, в котором будет происходить обучение. Оно не обязательно должно располагаться в непосредственной близости от места проживания учащегося.

  • «Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями».[12]

  • «Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.» [4]

  • «Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии». [4]

Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:

  • Отсутствует личное взаимодействие обучающегося с преподавателем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах. Эту проблему отчасти может решить общение по телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но полностью заменить его не может. В связи с этим в начальной школе важно наряду с дистанционными занятиями организовывать и очные.

  • Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно. Не секрет, что даже самый сознательный и ответственный обучающийся может

  • «Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома» [3] и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей страны.

  • Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а обучающихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме.

  • Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего преподавателей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей перед обучающимся, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого ребёнка.




8.ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Википедия. Дистанционное обучение https://ru.wikipedia.orgя/wiki/%C4%E8%F1%F2%E0%ED%F6%E8%EE%ED%ED%EE%E5_%EE%E1%F3%F7%E5%ED%E8%E5

  2. Дистанционное обучение

http://www.web-learn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=17

  1. Дистанционное образование: плюсы и минусы

http://dtraining.web-3.ru/introduction/okandbaddo/

  1. Дистанционное обучение в средней школе как личностно-ориентированная форма лицейского образования

http://festival.1september.ru/articles/530827/

  1. Дистанционное обучение в школе

http://www.омалышах.рф/rost-i-razvitie-rebenka/obuchajushie-programmy/126-distantsionnoe-obuchenie-v-schkole

  1. Дистанционное обучение. Преимущества и недостатки дистанционного обучения http://cmet4uk.ru/publ/5-1-0-67

  2. Кодексы и Законы РФ

http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/

  1. Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерацииhttp://www.openclass.ru/node/289858

  2. Краткая история дистанционного образования http://xreferat.ru/71/5846-1-kratkaya-istoriya-distancionnogo-obrazovaniya.html

  3. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/pr4452-1.htm

  4. Понятие дистанционного обучения

http://informatizaciya.forum2x2.ru/t33-topic 1

  1. Преимущества дистанционного образования

http://mba.ru/articles/283-preimushchestva-distantsionnogo-obrazovaniya

  1. Преимущества и недостатки дистанционного обучения http://www.kartaznaniy.ru/articles/distantsionnoe-obrazovanie/preimushchestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya

  2. Российская газета. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. N 2 г. Москва http://www.rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html

  3. Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

http://edu.tomsk.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!