СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Час общения" на тему :"Семья. Семейные ценности. Роль прошлого и настоящего семьи в воспитании подростков" в рамках проекта "Киноуроки в школах России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка реализуется в рамках проекта "Киноуроки в школах России" Для проведения занятия используется фильм Е.Дубровской "Утраченное полотно"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия "Час общения" на тему :"Семья. Семейные ценности. Роль прошлого и настоящего семьи в воспитании подростков" в рамках проекта "Киноуроки в школах России"»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Час общения. « Семейные ценности. Роль прошлого и настоящего семьи в воспитании подростков» в рамках проекта «Киноуроки в школах России»

Структура описания

методической разработки киноурока:

1.Номинация «Моя семья – моё богатство»

2. Обоснование выбора (актуальность)

Слово семья с самого раннего возраста известно всем. Это самое ценное в жизни. Тема семьи, семейного воспитания актуальна как никогда, не зря 2024 год в России объявлен Годом Семьи. Семья, в которой растёт ребёнок, становится моделью его будущей семьи.

На современном этапе молодое поколение все дальше отходит от понимания смысла слов семья, семейные традиции, семейные ценности. Данная проблема связана с тем, что родители стоят перед выбором между духовным воспитанием ребенка и обеспечением его благополучной жизни. Результатом этого является наличие у подростков высокого понимания материальных ценностей и почти отсутствие ценностей семейных. Семья является самым важным фактором социализации ребенка. Счастливые дети вырастают в семьях, где культивируется взаимопонимание, любовь, доброта, искренность. Именно в семье происходит подготовка ребёнка к будущей самостоятельной жизни в обществе и передача духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций, культуры нашего общества. В настоящее время наблюдается сложная демографическая ситуация в России, поэтому необходимо уделять больше внимания вопросам приобщения подростков к осмыслению семейных ценностей, воспитания бережного отношения к ним, ведь залог процветающего общества – это счастливая семья. Данная методическая разработка помогает разобраться подросткам с такими вопросами, как:

-Какую семью можно считать счастливой?

-Что является основой, фундаметом счастливой семьи?

- Что можно отнести к семейным ценностям?

- Насколько важны семейные ценности в нашей жизни?

3. Целевая аудитория: обучающиеся 7-9 классов




4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя/педагогического работника (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Данное мероприятия (час общения) является частью плана воспитательной работы в классе и реализует работу по духовно-нравственному направлению воспитания подростков, направлено на формирование у подростков духовных ценностей, сохранение памяти поколений своей семьи. Мероприятие проводится в рамках проекта «Киноуроки в школах России».


5.Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия (социальная практика)

Цель: выявить, сравнить и проанализировать семейные ценности у взрослых и подростков, осознать важность передачи семейных ценностей в поколениях на основе просмотренного фильма Е.В. Дубровской «Утраченное полотно»

Задачи урока:

-помочь подросткам осознать роль и значимость семьи в жизни каждого человека;

- сформировать представление о семейных ценностях и их значении для отдельной личности и для общества;

-развивать умение подростков воспринимать информацию, анализировать её и аргументированно высказывать свою точку зрения;

- воспитывать чувство положительного отношения к культуре и традициям народа через активизацию интереса к изучению истории своей семьи, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам.


Планируемые результаты:

предметные: дать представление о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;

личностные: способствовать возникновению интереса к теме семьи, мотивация для дальнейшей работы по составлению семейной родословной; формирование личного, эмоционального отношения к своей семье;

метапредметные: формирование умения работать в малых группах; формирование способности и умения подростков проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение; умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

6.Форма проведения киноурока и обоснование её выбора

Киноурок - это проект, который даёт подросткам возможность приобщения к ценностям человеческой культуры, морали и этики через восприятие и обсуждение короткометражных фильмов. Темы киноуроков помогают решать вопросы как образования, так и воспитания. Данная разработка занятия была использована в форме внеклассного мероприятия для подростков. Но хороший результат также даст мероприятие, проведенное совместно с родителями и детьми.



7.Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.

Педагогическая технология, лежащая в основе мероприятия – технология развития критического мышления.

Методы: моделирование, работа в малых группах, частично-поисковый.

Приёмы: «Корзина идей» и «Инсерт» (на стадии вызова перед просмотром фильма); «Синквейн» (на стадии рефлексии)

8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные)

Кадровые: классный руководитель.

Материально-технические: классный кабинет, компьютер, проектор, мультимедийная доска.

Информационные – классный уголок, школьный сайт.

9. Описание проведения киноурока.

- просмотр фильма педагогом (классным руководителем);

- разработка вопросов для обсуждения просмотренного фильма по теме мероприятия.

10. Социальная практика, предложенная в результате обсуждения

Этапы восприятия киноурока:

Самостоятельная работа дома (просмотр семейных фотоальбомов, подбор фотографий для мероприятия)

Вступительная часть.

Мотивируем детей на просмотр фильма.

Просмотр фильма.

Впечатление – через просмотр фильма.

Осмысление, осознание – через обсуждение просмотренного произведения.

Обратная связь.

Рефлексия.

Сценарий проведения киноурока.

Продолжительность киноурока 60 минут


Ход проведения урока.

  1. Организационный момент


- Ребята, глядя на наш стол (на столе семейный альбом, фотографии), скажите, о чём сегодня будет наш разговор? ( о семье)

-Спасибо, ребята. Действительно, сегодня мы поговорим о семье, о семейных ценностях.

- А что может объединять семью? (ответы подростков)

Я хочу прочитать вам своё стихотворение.


Деревянная лавочка, дом…возле дома рябина…

Тянет с сада смородиной, мятою и чабрецом.

И качели в низах, где шатаются ветром лозины…

Это Родина, это начало начал, это дом…


В синей рамочке радуют взор на стене фотографии,

Эти лица родные… так много похожести в них…

Чёрно-белые карточки в рамке – семьи биография:

Вот на фото ребёнок, солдат, вот с невестой жених…


Юбилеи, рожденье детей и престольные праздники

Сохраняя традиции, вновь соберётся семья …

Будут шум, разговоры, весёлые шутки в запаснике,

Вновь достанем гитару и снова споём «Соловья»… (Т. Кожевникова)

- Давайте вместе с вами построим дом, чтобы под его крышей жила счастливая семья. Для этого, нужно, чтобы у дома был крепкий фундамент: напишите на кубиках всё то, без чего невозможно представить себе счастливую семью. ( Работа в малых группах. Ребята пишут на бумажных кубиках: понимание, уважение, трудолюбие, забота, счастье, добро, улыбка и др. метод «Корзина идей»)

- А что такое семейные ценности, ребята?

- Что такое ценности? (словарная работа) Посмотрите, какое толкование может быть у этого слова…

  1. Выраженная в деньгах стоимость чего-либо.

  2. Важность, значимость чего-либо

  3. То, что имеет высокую стоимость, ценный предмет.

- Ребята, прочитайте ещё раз стихотворение. Что из этого подходит под толкование семейных ценностей? (ответы подростков)

- О каких семейных ценностях здесь говорится? Напишите на оставшихся кубиках. (метод «Инсерт» -работа с текстом стихотворения)

А теперь давайте построим дом, заложив в фундамент ваши кубики. (Строят дом).

Ребята, все мы с вами относимся к одному биологическому виду Человек разумный. Как вы думаете, почему человек РАЗУМНЫЙ? (Словарная работа)

1. Обладающий разумом. 

2. Рассудительный.

3.Логичный, основанный на разуме, целесообразный


- Разумный человек, обладающий разумом, логикой, рассудительный – это человек, который ОСОЗНАЁТ любые свои действия и поступки!

-Что же такое осознанность в жизни человека?

-Как осознанность влияет на наши отношения с близкими нам людьми?

Ребята, чтобы найти ответ на эти вопросы, предлагаю вам посмотреть фильм Е.Дубровской «Утраченное полотно», героем фильма является мальчик Глеб, который оторван от окружающего мира, от своей семьи, живёт в своём «мире аватаров»…Но события, которые произошли с ним, изменили его жизнь…

(Просмотр фильма)

Вопросы для обсуждения после просмотра фильма:

-Ребята, мы посмотрели фильм. Скажите, может быть ситуации, которые мы видели, показались кому-то похожими на события в вашей жизни? (Ответы учащихся)

-Как вы думаете, проявлял ли Глеб осознанность в начале фильма? Почему вы так считаете? (Глеба не интересовали события, происходящие в его семье, его интересовало только то, чем ему нравилось заниматься)

-Какие события, произошедшие с Глебом, повлияли на изменения в отношении к жизни? (Разговор с бабушкой, где он узнал о прошлом семьи и истории старой фотографии; знакомство с девушкой Варей и посещение музея, где шла речь о связи поколений и где Глеб увидел семейный портрет прадедушки и бабушки; отказ Вари общаться с ним заставил его выйти из своего «мира аватаров» и он захотел принести радость бабушке, не видевшей своего дедушку улыбающимся. Глеб, используя свои знания и умения «оживил» улыбку прадедушки, чем доставил бабушке большую радость).

-Есть ли положительные качества у Глеба? ( Честность, целеустремлённость, воля)

-Почему для бабушки было так важно увидеть улыбку дедушки? ( Она человек с очень чутким сердцем, рассказвала о том, что дедушка не улыбался, т.к жизнь была очень сложной, для неё было очень важно видеть радость близкого человека, в том числе и радость Глеба. Ведь видя радость в глазах бабушки, Глеб тоже ощутил счастье от того, что именно он помог бабушке увидеть дедушку улыбающимся.)

- Многим показалось, что мама Глеба слишком авторитарно настаивала на встрече Глеба с бабушкой. Но, если бы этого не случилось, когда бы к Глебу пришло осознание? И пришло бы оно вообще?

Рефлексия.

- Ребята,а в чем мы можем проявить осознанность?

-Какое дело мы могли бы сделать, чтобы принести пользу, сделать мир вокруг нас лучше, чтобы нами могли гордиться наши дети, чтобы они могли рассказать о нас нашим внукам? (Ответы обучающихся)

- Спасибо, ребята. У нас на столе лежит семейный альбом, фотографии. Дома вы смотрели свои семейные альбомы. Есть ли в них старые фотографии?

-Всех ли вы знаете на фотографиях?(Ответы обучающихся)

- Могли бы вы что-то рассказать о своих близких людях, которые жили еще до вашего рождения? (Рассказ обучающихся)

- Нужно ли это знать?(Ответы обучающихся)

- Какое место в вашей жизни занимает семья и какое место в семье занимаете вы?(Ответы обучающихся)

- Ребята, изменилось ли что – либо в вас после просмотра фильма? Пришло ли осознание того, что семья - главная ценность в нашей жизни, и что очень важно ощущать себя частичкой семьи, звеном в ряду поколений, через которую происходит сохранение и передача семейных ценностей?

- А теперь, ребята, попробуйте написать синквейн на тему «Семья».

Семья

Счастливая, дружная

Любить, понимать, уважать

Семья- это я, это ты, это мы!

Поколения.

- Всем спасибо за общение и плодотворную работу, ребята! До новых встреч!


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!