2. 3 Методическая разработка внеурочного мероприятия для 8-9х классов дидактическая игра «Бизнесмен по неволе».
Современный мир находится в постоянном развитии финансовой системы, что влечет за собой появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами трудноразрешимые задачи.
Данное внеурочное мероприятие Основывается на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Цель: развитие навыков использования знаний по финансовой грамотности.
Задачи:
Улучшить условия обучения, саморазвития и самореализации участников образовательной деятельности в школе.
Расширить лексический запас по финансовой грамотности.
Развить умения работать в команде.
Создать положительный образ финансово грамотного человека.
Воспитывать уважение к трудовой деятельности.
Мотивировать команду к созданию своего плана развития.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
1.Приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, развития собственного финансового плана, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды.
2. Формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений.
Метапредметные результаты
1. Анализировать потребности современного общества и способы их удовлетворения в рамках данных территориальных и временных условий;
2. Развитие аналитических способностей, навыков принятия решений.
3. Владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем;
4. Сформированность коммуникативных компетенций.
Личностные результаты
1.Сформированность ответственности за свои действия и поступки;
2.Сформированность мировоззрения, соответствующего современным представлениям в сфере финансов;
3. Понимание рискованности занятия бизнесом (понимание возможности как иметь прибыль, так и нести убытки).
Вид деятельности учащихся: фронтальная, групповая работа, кейсовый метод, мозговой штурм
Оборудование: 4 стола и 4 стула к каждому, раздаточный материал, проектор, мультимедийная презентация, бумага, пишущие принадлежности, таймер.
Методическое обеспечение:
Квест-игра "Семейное дело" [электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/kviest-ighra-siemieinoie-dielo.html
Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для обучающихся по основным программам профессионального обучения [электронный ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/spo2
Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 10 - 11 классов [электронный ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/10-11forms
Методическое пособие для учителей по реализации образовательной программы «Финансовая грамотность» Баранников К. А., Куприянов Б.В.
Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 224
№ | № слайда, используемые средства | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | Образовательный эффект |
| Мультимедийная презентация, маршрутные листы | Приветствие, организационный момент. Формирование команд. Выдача маршрутных карт. Объяснение правил игры. | Формирование команд, принятие правил игры. | | Становление сообщества класса через формы учебного сотрудничества |
| Кейсовый метод, мультимедийная презентация | Первый этап. Семейный бюджет. Задача: Бюджет семьи Банкировых составил 90 тысяч в месяц. Каковы основные затраты семьи в месяц, если профицит бюджета за год составил 300 тысяч рублей? Решение: 1) 300.000: 12 = 25.000 – профицит бюджета семьи в месяц 2) 90.000 – 25. 000 = 65.000 – среднемесячные расходы семьи | Решение задачи, обсуждение. | | Формирование основ теоретического мышления |
| Кейсовый метод, мультимедийная презентация | Семья Банкировых задумалась о том, чтобы сэкономленные деньги превратить в дополнительный доход. С помощью какого действия это можно сделать? Верно, инвестирования. В следующем этапе вам необходимо выбрать вид ценных бумаг и оптимальную компанию по доходности. Этап 2. Инвестирование. Семья Банкировых имеет в бюджете 90 тысяч рублей. Отец предлагает купить ценные бумаги, а мать предлагает открыть вклад. Какой способ инвестирования стоит выбрать семье и почему? Каков максимальный доход, который сможет получить семья за месяц, за год? Свой выбор обоснуйте. Словарик терминов: Акции – это ценные бумаги, свидетельствующие о внесении средств в капитал акционерного общества и дающие право на получение части прибыли в виде дивидендов. Покупая акции компании, вы становитесь акционером. Акционер – владелец акций, участник акционерного общества, имеющий право на получение прибыли от его деятельности (дивидендов). Дивиденты – это часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами после уплаты налогов, отчислений на расширение производства, пополнение резервов, выплаты кредитов и процентов по облигациям, вознаграждений директорам. Облигации – это ценные бумаги, приносящие доход в виде процента. Покупая облигации компании, вы как бы даете в долг свои денежные средства, компании, которая выпустила облигации. Компания А предлагает годовой вклад с процентной ставкой 8,2% годовых. В течение года снимать средства со счета нельзя. Риски потери вклада составляют 0,2%. Компания Б предлагает акции с доходностью 13% от суммы вклада. Дивиденты выплачиваются каждый квартал. Риск банкротства компании составляет 2% Компания В предлагает облигации с доходностью 11% от суммы вклада. Дивиденты выплачиваются каждый месяц. Риск банкротства компании составляет 1,3%. | Ученики отвечают. Команда думает над ответом, приводит свои доводы, озвучивает логическую цепочку. Аргументирует свой выбор. Знакомится с вариантами других учеников | Приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, Формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений. Понимание рискованности занятия бизнесом (понимание возможности как иметь прибыль, так и нести убытки). | Формирование основ теоретического мышления, наличие устойчивого учебно-познавательного интереса |
| Кейсовый метод, мультимедийная презентация | Этап 3. Кредитование Семья Банкировых долго совещалась и раздумывала и в итоге решила вложиться… В недвижимость. Недвижимость стоит гораздо больше, чем есть у семьи Банкировых на данный момент, но в будущем недвижимость поднимется в цене, а также будет приносить ежемесячный доход со сдачи ее в аренду. Чтобы купить недвижимость, необходимо взять кредит. Семья Банкировых озадачена, кредиты, оказываются, бывают нескольких видов. Помогите семье Банкировых с выбором кредита. На каких условиях будет оформлен данный кредит? Цена недвижимости, которую присмотрели Банкировы, составляет 3.500.000 рублей. Банк | Вид кредита | Первоначальный взнос | Кредитная ставка | Залог/Поручительство | Банк А | Потребительский | 5% от суммы | 7,5% годовых | Недвижимость | Банк Б | Потребительский | 5% от суммы | 8% годовых | Автомобиль | Банк В | Ипотечный | 10% от суммы | 6% годовых | Поручитель | Банк Г | Микрофинансовый | Нет | 13% годовых | Нет | | Команда думает над ответом, приводит свои доводы, озвучивает логическую цепочку. Аргументирует свой выбор. Знакомится с вариантами других учеников | Развитие аналитических способностей, навыков принятия решений. Владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем; | Формирование основ теоретического мышления, наличие устойчивого учебно-познавательного интереса |
| Кейсовый метод, мультимедийная презентация | Этап 4. Личный бюджет Семья Банкировых, благодаря вашей консультации, выбрала свой банк для кредитования. Оформили договор и внимательно его прочитали. В договоре указано, что срок погашения кредита составляет 15 лет, а ежемесячный платеж равен 14 тысячам рублей. Сын семьи Банкировых подумал, что если ежемесячный платеж составляет 14 тысяч, а суммарный доход семьи 90 тысяч, то в семье найдутся средства для покупки нового ноутбука. Этот вопрос был озвучен на семейном собрании. Отец подумал и предложил каждому члену семьи произвести расчет своих трат в этом месяце, чтобы каждый составил свой личный бюджет. Исходя из этого, можно будет выяснить на каких статьях расходов можно сэкономить. Помогите Банкирову младшему с расчетами! Бюджет Банкирова младшего – 10 тысяч в месяц. Распределите его финансы на следующие категории, учитывая, что: На одежду уходит не менее 20% Канцтовары не менее 5% На еду не менее 25% Проезд не менее 8% Секции и кружки стоят фиксированную сумму в 1500р На каких категориях можно сэкономить? Каким способом школьник может заработать дополнительные средства? За какое время можно скопить на новый ноутбук стоимостью 30 тысяч рублей? Категория | Сумма | Одежда | | Канцтовары | | Еда | | Проезд | | Секции/кружки | | Развлечения | | Карманные деньги | | | Команда думает над ответом, приводит свои доводы, озвучивает логическую цепочку. Аргументирует свой выбор. Знакомится с вариантами других учеников | Сформированность коммуникативных компетенций. | Формирование основ теоретического мышления, наличие устойчивого учебно-познавательного интереса, формирование ключевых компетенций |
| Фронтальный опрос | Рефлексия. Подведение итогов. Награждение победителей. | Выводы, высказывают свои ощущения, чему новому научились, что больше всего понравилось | Сформированность мировоззрения, соответствующего современным представлениям в сфере финансов | Системность предметность, обобщенность предметных знаний |
Этап 1. Семейный бюджет.
Задача: Бюджет семьи Банкировых составил 90 тысяч в месяц. Каковы основные затраты семьи в месяц, если профицит бюджета за год составил 300 тысяч рублей?
Решение:
1) 300.000: 12 = 25.000 – профицит бюджета семьи в месяц
2) 90.000 – 25. 000 = 65.000 – среднемесячные расходы семьи
Этап 2. Инвестирование.
Семья банкировых имеет в бюджете 90 тысяч рублей. Отец предлагает купить ценные бумаги, а мать предлагает открыть вклад. Какой способ инвестирования стоит выбрать семье и почему? Каков максимальный доход, который сможет получить семья за месяц, за год? Свой выбор обоснуйте.
Словарик терминов:
Акции – это ценные бумаги, свидетельствующие о внесении средств в капитал акционерного общества и дающие право на получение части прибыли в виде дивидендов. Покупая акции компании, вы становитесь акционером.
Акционер – владелец акций, участник акционерного общества, имеющий право на получение прибыли от его деятельности (дивидендов).
Дивиденты – это часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами после уплаты налогов, отчислений на расширение производства, пополнение резервов, выплаты кредитов и процентов по облигациям, вознаграждений директорам.
Облигации – это ценные бумаги, приносящие доход в виде процента. Покупая облигации компании, вы как бы даете в долг свои денежные средства, компании, которая выпустила облигации.
Компания А предлагает годовой вклад с процентной ставкой 8,2% годовых. В течение года снимать средства со счета нельзя. Риски потери вклада составляют 0,2%.
Компания Б предлагает акции с доходностью 13% от суммы вклада. Дивиденты выплачиваются каждый квартал. Риск банкротства компании составляет 2%
Компания В предлагает облигации с доходностью 11% от суммы вклада. Дивиденты выплачиваются каждый месяц. Риск банкротства компании составляет 1,3%.
Этап 3. Кредитование
Семья Банкировых долго совещалась и раздумывала и в итоге решила вложиться… В недвижимость. Недвижимость стоит гораздо больше, чем есть у семьи Банкировых на данный момент, но в будущем недвижимость поднимется в цене, а также будет приносить ежемесячный доход со сдачи ее в аренду. Чтобы купить недвижимость, необходимо взять кредит. Семья Банкировых озадачена, кредиты, оказываются, бывают нескольких видов. Помогите семье Банкировых с выбором кредита. На каких условиях будет оформлен данный кредит?
Цена недвижимости, которую присмотрели Банкировы, составляет 2.500.000 рублей.
Банк | Вид кредита | Первоначальный взнос | Кредитная ставка | Залог/Поручительство |
Банк А | Потребительский | 5% от суммы | 7,5% годовых | Недвижимость |
Банк Б | Потребительский | 5% от суммы | 8% годовых | Автомобиль |
Банк В | Ипотечный | 10% от суммы | 6% годовых | Поручитель |
Банк Г | Микрофинансовый | Нет | 13% годовых | Нет |
Этап 4. Личный бюджет
Семья Банкировых, благодаря вашей консультации, выбрала свой банк для кредитования. Оформили договор и внимательно его прочитали. В договоре указано, что срок погашения кредита составляет 15 лет, а ежемесячный платеж равен 14 тысячам рублей.
Сын семьи Банкировых подумал, что если ежемесячный платеж составляет 14 тысяч, а суммарный доход семьи 90 тысяч, то в семье найдутся средства для покупки нового ноутбука. Этот вопрос был озвучен на семейном собрании.
Отец подумал и предложил каждому члену семьи произвести расчет своих трат в этом месяце, чтобы каждый составил свой личный бюджет.
Исходя из этого, можно будет выяснить на каких статьях расходов можно сэкономить. Помогите Банкирову младшему с расчетами!
Бюджет Банкирова младшего – 10 тысяч в месяц. Распределите его финансы на следующие категории, учитывая, что:
На одежду уходит не менее 20%
Канцтовары не менее 5%
На еду не менее 25%
Проезд не менее 8%
Секции и кружки стоят фиксированную сумму в 1500р
На каких категориях можно сэкономить? Каким способом школьник может заработать дополнительные средства? За какое время можно скопить на новый ноутбук стоимостью 30 тысяч рублей?
Категория | Сумма |
Одежда | |
Канцтовары | |
Еда | |
Проезд | |
Секции/кружки | |
Развлечения | |
Карманные деньги | |