СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочного мероприятия по финансовой грамотности для 8-9х классов. Дидактическая игра «Бизнесмен по неволе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта дидактической игры "Бизнесмен поневоле". В игре семья Банкировых, на долю которой выпали различные финансовые приключения. А нашим ребятам нужно будет в этом помочь

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного мероприятия по финансовой грамотности для 8-9х классов. Дидактическая игра «Бизнесмен по неволе».»

2. 3 Методическая разработка внеурочного мероприятия для 8-9х классов дидактическая игра «Бизнесмен по неволе».

Современный мир находится в постоянном развитии финансовой системы, что влечет за собой появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами трудноразрешимые задачи. 

Данное внеурочное мероприятие Основывается на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.


Цель: развитие навыков использования знаний по финансовой грамотности.

Задачи:

  • Улучшить условия обучения, саморазвития и самореализации участников образовательной деятельности в школе.

  • Расширить лексический запас по финансовой грамотности.

  • Развить умения работать в команде.

  • Создать положительный образ финансово грамотного человека.

  • Воспитывать уважение к трудовой деятельности.

  • Мотивировать команду к созданию своего плана развития.


Планируемые результаты:

Предметные результаты:

1.Приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, развития собственного финансового плана, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. 

2. Формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений.

Метапредметные результаты

1. Анализировать потребности современного общества и способы их удовлетворения в рамках данных территориальных и временных условий; 

2. Развитие аналитических способностей, навыков принятия решений. 

3. Владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем; 

4. Сформированность коммуникативных компетенций.

Личностные результаты

1.Сформированность ответственности за свои действия и поступки; 

2.Сформированность мировоззрения, соответствующего современным представлениям в сфере финансов; 

3. Понимание рискованности занятия бизнесом (понимание возможности как иметь прибыль, так и нести убытки).

Вид деятельности учащихся: фронтальная, групповая работа, кейсовый метод, мозговой штурм 

Оборудование: 4 стола и 4 стула к каждому, раздаточный материал, проектор, мультимедийная презентация, бумага, пишущие принадлежности, таймер.

Методическое обеспечение:

  1. Квест-игра "Семейное дело" [электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/kviest-ighra-siemieinoie-dielo.html

  2. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для обучающихся по основным программам профессионального обучения [электронный ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/spo2

  3. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 10 - 11 классов [электронный ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/10-11forms

  4. Методическое пособие для учителей по реализации образовательной программы «Финансовая грамотность» Баранников К. А., Куприянов Б.В.

  5. Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 224 


№ слайда, используемые средства

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Образовательный эффект 

Мультимедийная презентация, маршрутные листы

Приветствие, организационный момент. Формирование команд. Выдача маршрутных карт. Объяснение правил игры.

Формирование команд, принятие правил игры.


Становление сообщества класса через формы учебного сотрудничества

Кейсовый метод, мультимедийная презентация

Первый этап. Семейный бюджет.

Задача: Бюджет семьи Банкировых составил 90 тысяч в месяц. Каковы основные затраты семьи в месяц, если профицит бюджета за год составил 300 тысяч рублей?


Решение:

1) 300.000: 12 = 25.000 – профицит бюджета семьи в месяц

2) 90.000 – 25. 000 = 65.000 – среднемесячные расходы семьи


Решение задачи, обсуждение.


Формирование основ теоретического мышления

Кейсовый метод, мультимедийная презентация

Семья Банкировых задумалась о том, чтобы сэкономленные деньги превратить в дополнительный доход. С помощью какого действия это можно сделать?


Верно, инвестирования.

В следующем этапе вам необходимо выбрать вид ценных бумаг и оптимальную компанию по доходности.

Этап 2. Инвестирование.

Семья Банкировых имеет в бюджете 90 тысяч рублей. Отец предлагает купить ценные бумаги, а мать предлагает открыть вклад. Какой способ инвестирования стоит выбрать семье и почему? Каков максимальный доход, который сможет получить семья за месяц, за год? Свой выбор обоснуйте.


Словарик терминов:

Акции – это ценные бумаги, свидетельствующие о внесении средств в капитал акционерного общества и дающие право на получение части прибыли в виде дивидендов. Покупая акции компании, вы становитесь акционером.

Акционер – владелец акций, участник акционерного общества, имеющий право на получение прибыли от его деятельности (дивидендов).

Дивиденты – это часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами после уплаты налогов, отчислений на расширение производства, пополнение резервов, выплаты кредитов и процентов по облигациям, вознаграждений директорам.

Облигации – это ценные бумаги, приносящие доход в виде процента. Покупая облигации компании, вы как бы даете в долг свои денежные средства, компании, которая выпустила облигации.


  1. Компания А предлагает годовой вклад с процентной ставкой 8,2% годовых. В течение года снимать средства со счета нельзя. Риски потери вклада составляют 0,2%.

  2. Компания Б предлагает акции с доходностью 13% от суммы вклада. Дивиденты выплачиваются каждый квартал. Риск банкротства компании составляет 2%

  3. Компания В предлагает облигации с доходностью 11% от суммы вклада. Дивиденты выплачиваются каждый месяц. Риск банкротства компании составляет 1,3%.


Ученики отвечают.







Команда думает над ответом, приводит свои доводы, озвучивает логическую цепочку. Аргументирует свой выбор. Знакомится с вариантами других учеников

Приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности,



Формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений.

Понимание рискованности занятия бизнесом (понимание возможности как иметь прибыль, так и нести убытки).




Формирование основ теоретического мышления, наличие устойчивого учебно-познавательного интереса

Кейсовый метод, мультимедийная презентация

Этап 3. Кредитование

Семья Банкировых долго совещалась и раздумывала и в итоге решила вложиться… В недвижимость. Недвижимость стоит гораздо больше, чем есть у семьи Банкировых на данный момент, но в будущем недвижимость поднимется в цене, а также будет приносить ежемесячный доход со сдачи ее в аренду. Чтобы купить недвижимость, необходимо взять кредит. Семья Банкировых озадачена, кредиты, оказываются, бывают нескольких видов. Помогите семье Банкировых с выбором кредита. На каких условиях будет оформлен данный кредит?

Цена недвижимости, которую присмотрели Банкировы, составляет 3.500.000 рублей.


Банк

Вид кредита

Первоначальный взнос

Кредитная ставка

Залог/Поручительство

Банк А

Потребительский

5% от суммы

7,5% годовых

Недвижимость

Банк Б

Потребительский

5% от суммы

8% годовых

Автомобиль

Банк В

Ипотечный

10% от суммы

6% годовых

Поручитель

Банк Г

Микрофинансовый

Нет

13% годовых

Нет


Команда думает над ответом, приводит свои доводы, озвучивает логическую цепочку. Аргументирует свой выбор. Знакомится с вариантами других учеников

Развитие аналитических способностей, навыков принятия решений. 

Владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем; 



Формирование основ теоретического мышления, наличие устойчивого учебно-познавательного интереса

Кейсовый метод, мультимедийная презентация


Этап 4. Личный бюджет

Семья Банкировых, благодаря вашей консультации, выбрала свой банк для кредитования. Оформили договор и внимательно его прочитали. В договоре указано, что срок погашения кредита составляет 15 лет, а ежемесячный платеж равен 14 тысячам рублей.

Сын семьи Банкировых подумал, что если ежемесячный платеж составляет 14 тысяч, а суммарный доход семьи 90 тысяч, то в семье найдутся средства для покупки нового ноутбука. Этот вопрос был озвучен на семейном собрании.

Отец подумал и предложил каждому члену семьи произвести расчет своих трат в этом месяце, чтобы каждый составил свой личный бюджет.

Исходя из этого, можно будет выяснить на каких статьях расходов можно сэкономить. Помогите Банкирову младшему с расчетами!


Бюджет Банкирова младшего – 10 тысяч в месяц. Распределите его финансы на следующие категории, учитывая, что:

  • На одежду уходит не менее 20%

  • Канцтовары не менее 5%

  • На еду не менее 25%

  • Проезд не менее 8%

  • Секции и кружки стоят фиксированную сумму в 1500р

На каких категориях можно сэкономить? Каким способом школьник может заработать дополнительные средства? За какое время можно скопить на новый ноутбук стоимостью 30 тысяч рублей?


Категория

Сумма

Одежда


Канцтовары


Еда


Проезд


Секции/кружки


Развлечения


Карманные деньги



Команда думает над ответом, приводит свои доводы, озвучивает логическую цепочку. Аргументирует свой выбор. Знакомится с вариантами других учеников

Сформированность коммуникативных компетенций.


Формирование основ теоретического мышления, наличие устойчивого учебно-познавательного интереса, формирование ключевых компетенций

Фронтальный опрос

Рефлексия. Подведение итогов. Награждение победителей.

Выводы, высказывают свои ощущения, чему новому научились, что больше всего понравилось

Сформированность мировоззрения, соответствующего современным представлениям в сфере финансов

Системность предметность, обобщенность предметных знаний



Этап 1. Семейный бюджет.


Задача: Бюджет семьи Банкировых составил 90 тысяч в месяц. Каковы основные затраты семьи в месяц, если профицит бюджета за год составил 300 тысяч рублей?


Решение:

1) 300.000: 12 = 25.000 – профицит бюджета семьи в месяц

2) 90.000 – 25. 000 = 65.000 – среднемесячные расходы семьи


Этап 2. Инвестирование.

Семья банкировых имеет в бюджете 90 тысяч рублей. Отец предлагает купить ценные бумаги, а мать предлагает открыть вклад. Какой способ инвестирования стоит выбрать семье и почему? Каков максимальный доход, который сможет получить семья за месяц, за год? Свой выбор обоснуйте.


Словарик терминов:

Акции – это ценные бумаги, свидетельствующие о внесении средств в капитал акционерного общества и дающие право на получение части прибыли в виде дивидендов. Покупая акции компании, вы становитесь акционером.

Акционер – владелец акций, участник акционерного общества, имеющий право на получение прибыли от его деятельности (дивидендов).

Дивиденты – это часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами после уплаты налогов, отчислений на расширение производства, пополнение резервов, выплаты кредитов и процентов по облигациям, вознаграждений директорам.

Облигации – это ценные бумаги, приносящие доход в виде процента. Покупая облигации компании, вы как бы даете в долг свои денежные средства, компании, которая выпустила облигации.


  1. Компания А предлагает годовой вклад с процентной ставкой 8,2% годовых. В течение года снимать средства со счета нельзя. Риски потери вклада составляют 0,2%.

  2. Компания Б предлагает акции с доходностью 13% от суммы вклада. Дивиденты выплачиваются каждый квартал. Риск банкротства компании составляет 2%

  3. Компания В предлагает облигации с доходностью 11% от суммы вклада. Дивиденты выплачиваются каждый месяц. Риск банкротства компании составляет 1,3%.


Этап 3. Кредитование

Семья Банкировых долго совещалась и раздумывала и в итоге решила вложиться… В недвижимость. Недвижимость стоит гораздо больше, чем есть у семьи Банкировых на данный момент, но в будущем недвижимость поднимется в цене, а также будет приносить ежемесячный доход со сдачи ее в аренду. Чтобы купить недвижимость, необходимо взять кредит. Семья Банкировых озадачена, кредиты, оказываются, бывают нескольких видов. Помогите семье Банкировых с выбором кредита. На каких условиях будет оформлен данный кредит?

Цена недвижимости, которую присмотрели Банкировы, составляет 2.500.000 рублей.


Банк

Вид кредита

Первоначальный взнос

Кредитная ставка

Залог/Поручительство

Банк А

Потребительский

5% от суммы

7,5% годовых

Недвижимость

Банк Б

Потребительский

5% от суммы

8% годовых

Автомобиль

Банк В

Ипотечный

10% от суммы

6% годовых

Поручитель

Банк Г

Микрофинансовый

Нет

13% годовых

Нет


Этап 4. Личный бюджет

Семья Банкировых, благодаря вашей консультации, выбрала свой банк для кредитования. Оформили договор и внимательно его прочитали. В договоре указано, что срок погашения кредита составляет 15 лет, а ежемесячный платеж равен 14 тысячам рублей.

Сын семьи Банкировых подумал, что если ежемесячный платеж составляет 14 тысяч, а суммарный доход семьи 90 тысяч, то в семье найдутся средства для покупки нового ноутбука. Этот вопрос был озвучен на семейном собрании.

Отец подумал и предложил каждому члену семьи произвести расчет своих трат в этом месяце, чтобы каждый составил свой личный бюджет.

Исходя из этого, можно будет выяснить на каких статьях расходов можно сэкономить. Помогите Банкирову младшему с расчетами!


Бюджет Банкирова младшего – 10 тысяч в месяц. Распределите его финансы на следующие категории, учитывая, что:

  • На одежду уходит не менее 20%

  • Канцтовары не менее 5%

  • На еду не менее 25%

  • Проезд не менее 8%

  • Секции и кружки стоят фиксированную сумму в 1500р

На каких категориях можно сэкономить? Каким способом школьник может заработать дополнительные средства? За какое время можно скопить на новый ноутбук стоимостью 30 тысяч рублей?


Категория

Сумма

Одежда


Канцтовары


Еда


Проезд


Секции/кружки


Развлечения


Карманные деньги








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!