государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Челябинской области «Политехнический колледж»
(ГАПОУ ЧО ПК)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Я ЖИВУ! Я ЛЮБЛЮ ЖИТЬ! А ТЫ?»
практико-ориентированное занятие
Разработчик: педагог-психолог
Ионова Ю.А.
.
Магнитогорск
2023-11-22
Цель: профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Задачи:
формирование мотивации к сохранению здоровья;
формирование критического мышления;
формирование ценности жизни;
повышение стрессоустойчивости и противостояние влиянию;
изменение отношения к вредным привычкам в целом.
Оборудование: презентация, видеоролики, реквизит для выполнения упражнений (лента, ножницы, лепестки ромашки, ручки, цветные карандаши, фломастеры, карточки с ситуациями, шаблоны письма).
Время проведения: 60 минут.
Порядок работы:
Организационный этап.
Проведение мероприятия.
Заключительная часть.
Введение.
Массовое потребление психоактивных веществ молодежной среде, в том числе потребление наркотиков остается одной из острейших проблем современности, так как по своим долгосрочным последствиям представляет серьезную здоровью населения, экономике страны, правопорядку безопасности государства. Употребление ПАВ в России приняло беспрецедентные масштабы, причем это явление «молодеет» с каждым годом. В настоящее время употребление психоактивных веществ стало одной из наиболее серьезных молодежных проблем.
По оценкам экспертов употреблению ПАВ подвержены в основном подростки и молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Поэтому проблема распространения и употребления психоактивных веществ в молодежной и образовательной среде приобрела особую актуальность и требует совместных решительных действий, как со стороны государства, так и со стороны общества.
Высокую эффективность в предотвращении употребления ПАВ среди подростков и молодежи можно обеспечить только при согласованном взаимодействии всех субъектов системы профилактики.
При правильном подходе к профилактической работе возможно оградить подростков и молодежь от неправильного выбора в своей жизни.
ХОД РАБОТЫ
Добрый день, уважаемые студенты. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
Прежде чем мы начнем наше занятие, обсудим правила, по которым сегодня будем работать:
Здесь и сейчас.
Дать возможность другому человеку закончить мысль, а потом говорить самому
Если ты хочешь высказаться – подними руку и тебя обязательно выслушают.
Всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается.
Уважать мнение других.
Оценивать мы можем только поведение человека, а не его личность.
Если тебе что-то не нравится – предложи, как сделать лучше.
Сохранять конфиденциальность.
Всем ли понятен смысл правил? Готовы ли вы работать, соблюдая эти правила?
1. Упражнение «Линия жизни» (5 мин.)
Цель: показать разрушительное воздействие употребления ПАВ на жизнь человека.
Участникам предлагается назвать факторы (Социально-экономические: достаток в семье, наличие свободных денег у подростка, проживание в «неблагоприятном» районе города и т.д. Социально-психологические: тревожность, склонность к риску, потребность в одобрении, подверженность влиянию и т.д.), которые негативно влияют на жизнь человека, сокращая ее. Участники называют причины, почему люди уходят в зависимость и от длинной ленты, символизирующей жизнь, отрезается кусок.
.
2. Упражнение «Ромашка» (5-7 мин.)
Каждому участнику выдается цветок ромашки, на нем необходимо написать, что в реальности он делает, чтобы укрепить свое здоровье и продлить жизнь. Далее если остались свободные лепестки, то после обсуждения можно дополнить свой список. Все цветы собираем в большой букет, подвязываем лентой. Подводим итоги упражнения.
3. Упражнение «Шкатулка» (25 мин.)
Цель: выработать положительные стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях.
Участники записывают на листочках проблемы, с которыми наиболее часто сталкиваются юноши и девушки или проблемы из их собственного опыта. Все листочки кладем в шкатулку. Примеры ситуаций/проблем: ссоры с родителями, трудности в обучении, конфликты с педагогами, конфликты со сверстниками, невзаимная любовь и т.д.
Далее участники делятся на команды. Каждая команда берет листочек из шкатулки. Командам предлагается проиграть два варианта решения проблемы негативную и позитивную. После каждой ситуации идет обсуждение со всеми участниками.
Подводим итоги упражнения.
4. Упражнение «Письмо в будущее» (10 мин.)
Я, ___________________________________________________________, осознаю, что писал(-а) письмо по доброй воле.
Мне нравятся мои следующие черты: _________________________________________
Я очень хочу расти и развиваться (в каком направлении) _________________________
Я очень горжусь своими достижениями (напиши какими) ________________________
Но я не буду останавливаться на этом и хочу идти дальше к новым целям (каким) _____________________________________________________________________________
Я также признаю, что могу выбирать друзей, собственное дело, распоряжаться своим временем, могу побыть один или с другими людьми – как захочу, однако всегда с пользой для себя самого(-ой) и других людей.
Я уважаю следующих людей: ________________________________________________
Они помогают мне жить, и я намерен(-а) постоянно выражать им признательность за то, что они рядом со мной.
Я люблю следующие дела: __________________________________________________
И я намерен(-а) более настойчиво и полно заниматься ими.
Я сумею воспитать в себе следующие черты: __________________________________
И буду становиться лучше с каждым днем.
И я обещаю себе ___________________________________________________________
P.S. (написать при желании) _________________________________________________
При желании складываем письма с помощью техники оригами в лодочку.
С помощью этих писем, мы с вами заключили важное соглашение в пользу своего светлого будущего, без наркотиков, без алкоголя и других веществ!
Рефлексия. Любое психологическое занятие заканчивается обсуждением того, что вы чувствовали, думали, о чем переживали, что показалось самым интересным, самым трудным, самым полезным. И сейчас я предоставляю каждому слово.
«Притча о бабочке».
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.
Так каждый человек, сам определяет свою судьбу. И я надеюсь, что сегодняшнее мероприятие сыграет в вашей жизни пусть небольшую, но все-таки положительную роль. И, оказавшись, в трудной ситуации вы сумеете сделать правильный выбор. Аплодисменты всем нам за хорошую работу!
Для заметок
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________