МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж №1»
Сергиево-Посадский филиал
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеурочного мероприятия
Викторина
Тема «Жизнь без вредных привычек».
Неделя отказа от зависимостей (25 - 31 марта)
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Составила
преподаватель дисциплины ОУД.04 Математика
Крылова И.К.
Сергиев Посад
25 марта 2024г.
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК _____________________ «____» ____________ 2024 г. Председатель ЦМК _____________________ (подпись) ______________________________________ (ФИО председателя ЦМК) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по методической работе _____________ Е.П. Мельникова |
Разработчик (и):
Крылова Ирина Константиновна преподаватель, высшая квалификационная категория, Сергиево-Посадский филиал
(ФИО автора методической разработки, должность, квалификационная категория, название филиала)
Методическая разработка внеурочного мероприятия приурочена к Неделе отказа от зависимостей (25 - 31 марта), составлена для студентов 1 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело. Тема «Жизнь без вредных привычек».
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ПАСПОРТ МЕРОПРИЯТИЯ 5
КАРТА ОСНАЩЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ 6
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ 7
ПЛАН-КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ 8
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка внеурочного мероприятия викторина Тема «Жизнь без вредных привычек» составлена для проведения в группах 1 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и приурочена к Неделе отказа от зависимостей (25 - 31 марта).
В рамках проведения мероприятия, у обучающихся формируются следующие общие компетенции:
ОК 02: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 05: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Осваиваются личностные результаты ЛР1, ЛР2, ЛР9, ЛР10.
Для поддержания высокого темпа мероприятия с обучающимися, время, отведенное на все этапы, было распределено рационально.
Электронная презентация к мероприятию создана для демонстрации студентам и позволила организовать активное взаимодействие преподавателя с целевой студенческой аудиторией.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся, на мероприятии использовались информационные компьютерные технологии
ПАСПОРТ МЕРОПРИЯТИЯ
Методическая цель: пропаганда здорового образа жизни; воспитание личной ответственности за сохранение своего здоровья. Привлечение внимания студентов к проблеме сбережения и укреплении своего здоровья, на примере внеурочных образовательных технологий, адекватных возрасту.
Дидактическая цель:
- организация деятельности обучающихся по расширению и актуализации знаний подростков о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье;
- организация деятельности студентов для проявления своих творческих способностей;
- создание содержательных и организационных условий показа многогранности целей здоровьесбережения;
- создание содержательных и организационных условий для демонстрации возможностей студентов влиять на становление здорового образа жизни.
Воспитательная цель:
- воспитывать у студентов ответственное отношение к своему здоровью в противовес нарастающей в среде молодёжи табако -, нарко - и алкогольной зависимости.
Развивающая цель:
- развивать позитивные эмоции, способствующие поднятию духа и сплочению команд.
2. Тип мероприятия: интерактивные способы деятельности.
3. Форма мероприятия: командная.
4. Вид мероприятия – игра.
5. Используемые педагогические технологии: групповая технология (работа в динамических группах).
Время проведения занятия 45 минут.
КАРТА ОСНАЩЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Техническое оснащение - оборудование и приборы для демонстраций: мультимедиа проектор, экран, презентация.
Материальное оснащение: доска.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ
Этапы мероприятия | Время | Содержание занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. | 10 мин | Эмоциональ-ный настрой и готовность преподавателя и обучающихся на мероприятие | Эмоциональный настрой и готовность преподавателя и обучающихся на мероприятие | Организацион-ная подготовка к мероприятию |
II. Ход мероприятия | 30 мин | Работа по теме мероприятия в соответствии с разработанным сценарием и технологией проведения. | Выдаёт задания для конкурсов, комментирует, помогает проведению викторины. | Интерактивная деятельность обучающихся |
III. Подведение итогов мероприятия. Рефлексия | 5 мин | Итоги викторины | Формирует положительный настрой обучающихся, помогает подвести итоги | Участвуют в подведении итогов |
ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент
Эмоциональный настрой и готовность преподавателя и обучающихся на мероприятие:
1) проверка внешнего вида обучающихся;
2) фиксация отсутствующих;
3) формирование 2 команд;
4) выбор капитанов команд;
5) назначение жюри;
6) формирование болельщиков;
7) подготовка кабинета к мероприятию: расстановка мебели, подготовка протоколов для жюри, подготовка заданий, подготовка оборудования и приборов для демонстрации презентации.
II. Ход мероприятия
III. Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для преподавателя:
Интернет-ресурсы
https://infourok.ru/konspekt-igriviktorini-zhizn-bez-narkotikov-3046171.html
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой и готовность преподавателя и обучающихся на мероприятие.
1) Преподаватель со студентами формируют 2 команды по 5 человек.
2) Команды выбирают капитанов.
3) 3 человека по желанию студентов назначаются в жюри.
4) студенты, не вошедшие в команды, разделяются на болельщиков.
5) подготовка кабинета к мероприятию: расстановка мебели, подготовка протоколов для жюри, подготовка заданий, подготовка оборудования и приборов для демонстрации: мультимедиа проектор, экран, презентация.
На Слайде 2 мультимедийной презентации:
«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит семью, губит души людей и их потомство» Л. Н. Толстой.
«Привычка принуждает нас ко многим глупостям: самая большая глупость — стать её рабом» Н. Бонапарт.
II. Этапы мероприятия
Преподаватель:
Привычка – это тоже ведь зараза,
Привычка - тоже некая болезнь,
Она болит и заживет не сразу,
С ней очень трудно жить, поверь!
Она растет микробом в теле,
Она, как рана, у тебя внутри.
Ее не видно, но на самом деле
Она испепеляет и горит.
Ей зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты в этом только сам.
Преподаватель: Наша сегодняшняя викторина направлена на профилактику вредных привычек
Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была есть и остается актуальной для молодого поколения.
Продолжительность жизни измеряется годами, а её качество — здоровьем. Быть здоровым — естественное желание человека, и он рано или поздно задумывается о своём здоровье.
У нас сформировалась команда «Адреналин» и команда «Витамин».
Итак, мы начинаем викторину «Жизнь без вредных привычек».
Конкурс 1. Каждой команде придумать девиз. Девиз должен соответствовать теме викторины (Можно прибегнуть к источникам Интернет-ресурсам) - 5 баллов.
Конкурс 2. Викторина «Мозговой штурм»
Командам будет задана серия вопросов викторины на темы, касающиеся всех составляющих понятия «ЗОЖ».
За каждый правильный ответ — 1 балл.
Победит та команда, которая за 2 минуты ответит правильно на большее количество вопросов.
Вопросы команде «Адреналин»:
1. Что на свете дороже всего? (здоровье)
2. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)
3. Площадка для бокса (ринг)
4. Сочный съедобный плод садовых деревьев (фрукт)
5. Сколько колец в символе Олимпийских игр? (пять)
6. Спортивный вид, называемый «королевой спорта» (лёгкая атлетика)
8. Прибор для измерения температуры (термометр)
9. Варёные в воде фрукты (компот)
10. Орган вкуса (язык)
11. Сколько у здорового человека зубов? (32)
12. Какое растение «от семи недуг»? (лук)
13. Вино, все спиртные напитки (алкоголь)
14. Люди, не употребляющие пищу животного происхождения (вегетарианцы)
15. Спортивный переходящий приз (кубок)
16. Какое лекарственное животное рекламирует Дуремар в сказке А. Толстого? (медицинскую пиявку)
17. Для профилактики рахита и правильного формирования скелета маленьким детям дают пить (рыбий жир — витамин Д)
18. Главный командный пункт человеческого организма (головной мозг)
19. Совокупность предупредительных мероприятий (профилактика)
20. Наше тело состоит из клеток (да, нет)
21. Летом можно накопить запас витаминов на целый год (да, нет)
22. Уже есть вакцина против СПИДа и ВИЧ-инфекции (да, нет)
23. У курильщиков поражаются, прежде всего, лёгкие (да, нет)
24. Известный хирург Фёдор Углов утверждал, что после приёма спиртного в коре головного мозга остаётся «кладбище нервных клеток» (да, нет).
Вопросы команде «Витамин»:
1. Синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД)
2. Болезнь заядлых курильщиков (бронхит)
3. Для футбола — мяч, для бадминтона (волан)
4. Какой ценный продукт даёт человеку пчела? (мёд)
5. Какие болезни может лечить кошка? (сердечно-сосудистые)
6. Девиз Олимпийских игр («Быстрее! Выше! Сильнее!»)
7. Ледовая площадка (каток)
8. Она является залогом здоровья (чистота)
9. Наука, изучающая строение тела человека (анатомия)
10. Органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма; от латинского слова «жизнь» (витамины)
11. Сладкий напиток из разбавленного водой варенья (морс)
12. Трава от (99) девяноста девяти болезней (зверобой)
13. Живой мотор, приводящий в движение кровь человека (сердце)
14. Вид спорта, в который «играют настоящие мужчины» (хоккей)
15. Человек, страдающий непреодолимым влечением к наркотикам (наркоман)
16. Из скольких человек состоит футбольная команда? (из 11)
17. Физическая или нравственная стойкость, выносливость (закалка)
18. На квадратиках доски короли свели полки — игра (шахматы)
19. Ковёр для борьбы дзюдо (татами)
20. Жвачка сохраняет зубы (да, нет)
21. Есть безвредные наркотики (да, нет)
22. Никотин — это яд, который особенно влияет на рост организма (да, нет)
23. Недостаток солнца вызывает депрессию (да, нет)
24. Наркотик в переводе с греческого «одурманивающий» (да, нет).
Конкурс 3. Составляющие понятия «здоровый образ жизни».
Вступительное слово преподавателя:
Здоровый образ жизни:
- Это социальное поведение - т.е. отказ от разрушителей здоровья. Что можно отнести к разрушителям здоровья? (вредные привычки, курение, употребление спиртных напитков и т.д.)
- Это личная гигиена, которая включает в себя уход за кожей, полостью рта, гигиену одежды.
- Это рациональное питание. Белки, углеводы, жиры. Питание должно быть полноценным и включать в себя витамины и минералы.
- Двигательный режим. Сюда входят утренняя гимнастика, бассейн, спортивные секции, закаливание. Ведь не зря говорят, что движение – это жизнь.
Преподаватель на обычной доске рисует цветок ромашки, в серединке которой аббревиатура «ЗОЖ». Выдаёт задание командам на карточке.
Задание на карточке: на лепестках ромашки напишите составляющие, по вашему мнению, части понятия «здоровый образ жизни», на каждом лепестке по одному элементу ЗОЖ. (Даётся 2 минуты на обдумывание задания, затем капитаны выходят к доске и заполняют лепестки ромашки.)
Каждый элемент оценивается в 1 балл
Возможные ответы - здоровый образ жизни составляют:
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств);
оптимальный двигательный режим;
закаливание;
рациональное питание;
личная гигиена;
положительные эмоции.
Конкурс 4. Конкурс капитанов.
Преподаватель: это игра в слова. Капитанам предлагается разгадать по две анаграммы (слово, образованное перестановкой букв).
Первое загаданное слово означает «вид массовых состязаний, соревнований», второе - «болезнь, вызванная вредными пристрастиями».
На выполнение задания даётся 1 минута за каждую правильно разгаданную анаграмму – 1 балл.
Анаграммы капитану команды «Адреналин»:
ТАРПИДАСАКА (спартакиада)
ГОЗИЛАКОЛМ (алкоголизм)
Анаграммы капитану команды «Витамин»:
ДАЛИПОМИА (олимпиада)
ИМЯНАКРОНА (наркомания)
Конкурс 5. Игра с болельщиками. «Хорошая пословица поднимет любого молодца»
Преподаватель: на самом деле пословиц о здоровье — множество. Сейчас я буду начинать пословицу, а вы должны её закончить.
Каждая правильно законченная пословица оценивается в 1 балл.
Двигайся больше — проживёшь (дольше);
Профилактика старенья— в бесконечности (движенья);
Чисто жить — здоровым (быть);
Кто аккуратен — тот людям (приятен);
Не в меру еда — болезнь и (беда);
Ешь да не жирей — будешь (здоровей);
Зелень на столе — здоровье на (сто лет);
Не пеняй на соседа, когда спишь (до обеда);
Слабеет тело без (дела);
Без дела жить — только небо (коптить);
Хлеб на ноги ставит, а вино (валит);
Кто курит табак, тот сам себе (враг);
Табак здоровье разрушает и ума (не прибавляет);
Кто спортом занимается — тот силы (набирается);
Спорт — эликсир (жизни);
Здоровье сгубишь — новое (не купишь);
Береги платье снову, а здоровье (смолоду).
Преподаватель: предлагаю командам проявить творчество.
Конкурс 6 «Поэтический».
На карточках есть начало выражения, требуется подобрать рифму.
На выполнение задания даётся 2 минуты
За удачно подобранную рифму каждая команда получает 5 баллов
Команде «Адреналин»
«Чтоб здоровым быть всегда…»
Команде «Витамин»
«Если хочешь долго жить…»
Конкурс 7 «Художественный».
Преподаватель: представьте себе, что в самом ближайшем будущем человечество будет жить в экологически чистом городе. Какие запрещающие знаки вы установили бы при въезде в этот город? Нарисуйте и прокомментируйте их.
Выдаёт листы А4 и фломастеры
На выполнение задания даётся 2 минуты
За каждый знак каждая команда получает 5 баллов.
III. Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.
Жюри подводит итоги.
Награждение команд
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конкурс 3. Составляющие понятия «здоровый образ жизни». На лепестках ромашки напишите составляющие, по вашему мнению, части понятия «здоровый образ жизни», на каждом лепестке по одному элементу ЗОЖ. 2 минуты на обдумывание задания, затем капитаны выходят к доске и заполняют лепестки ромашки. Каждый элемент оценивается в 1 балл. |
Конкурс 3. Составляющие понятия «здоровый образ жизни». На лепестках ромашки напишите составляющие, по вашему мнению, части понятия «здоровый образ жизни», на каждом лепестке по одному элементу ЗОЖ. 2 минуты на обдумывание задания, затем капитаны выходят к доске и заполняют лепестки ромашки. Каждый элемент оценивается в 1 балл. |
Конкурс 4. Конкурс капитанов. Разгадайте по две анаграммы (слово, образованное перестановкой букв). Первое загаданное слово означает «вид массовых состязаний, соревнований», второе - «болезнь, вызванная вредными пристрастиями». На выполнение задания даётся 1 минута за каждую правильно разгаданную анаграмму – 1 балл. Анаграммы капитану команды «Адреналин»: ТАРПИДАСАКА ГОЗИЛАКОЛМ |
Конкурс 4. Конкурс капитанов. Разгадайте по две анаграммы (слово, образованное перестановкой букв). Первое загаданное слово означает «вид массовых состязаний, соревнований», второе - «болезнь, вызванная вредными пристрастиями». На выполнение задания даётся 1 минута за каждую правильно разгаданную анаграмму – 1 балл. Анаграммы капитану команды «Витамин»: ДАЛИПОМИА ИМЯНАКРОНА |
Конкурс 6 «Поэтический». На карточках есть начало выражения, требуется подобрать рифму. За удачно подобранную рифму каждая команда получает 5 баллов Команде «Адреналин» «Чтоб здоровым быть всегда…» |
Конкурс 6 «Поэтический». На карточках есть начало выражения, требуется подобрать рифму. За удачно подобранную рифму каждая команда получает 5 баллов Команде «Витамин» «Если хочешь долго жить…» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРОТОКОЛ ЖЮРИ ДЛЯ КОМАНДЫ «АДРЕНАЛИН» |
№п/п | Название конкурсов | Предварительное количество баллов | Итого |
1 | Конкурс 1. Девиз | 5 баллов | |
2 | Конкурс 2. Викторина «Мозговой штурм». | За каждый правильный ответ — 1 балл. | |
3 | Конкурс 3. Составляющие понятия «здоровый образ жизни». | Каждый элемент оценивается в 1 балл. | |
4 | Конкурс 4. Конкурс капитанов. | За каждую правильно разгаданную анаграмму – 1 балл. | |
5 | Конкурс 5. Игра с болельщиками. «Хорошая пословица поднимет любого молодца». | Каждая правильно законченная пословица оценивается в 1 балл. | |
6 | Конкурс 6 «Поэтический». | За удачно подобранную рифму каждая команда получает 5 баллов | |
7 | Конкурс 7 «Художественный». | За каждый знак каждая команда получает 5 баллов. | |
ИТОГ | |
ПРОТОКОЛ ЖЮРИ ДЛЯ КОМАНДЫ «ВИТАМИН» |
№п/п | Название конкурсов | Предварительное количество баллов | Итого |
1 | Конкурс 1. Девиз | 5 баллов | |
2 | Конкурс 2. Викторина «Мозговой штурм». | За каждый правильный ответ — 1 балл. | |
3 | Конкурс 3. Составляющие понятия «здоровый образ жизни». | Каждый элемент оценивается в 1 балл. | |
4 | Конкурс 4. Конкурс капитанов. | За каждую правильно разгаданную анаграмму – 1 балл. | |
5 | Конкурс 5. Игра с болельщиками. «Хорошая пословица поднимет любого молодца». | Каждая правильно законченная пословица оценивается в 1 балл. | |
6 | Конкурс 6 «Поэтический». | За удачно подобранную рифму каждая команда получает 5 баллов | |
7 | Конкурс 7 «Художественный». | За каждый знак каждая команда получает 5 баллов. | |
ИТОГ | |
Фотографии мероприятия