СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочной деятельности. Викторина "Люби и знай свой край родной!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кем бы мы ни становились в своей жизни, как далеко не отдалялись бы от родных мест, мы всегда помним о своей малой Родине, о том месте, где воспитывались, получали первые представления о силе и мужестве, учились преодолевать трудности и побеждать. Место, откуда мы родом, всегда хранится в нашем сердце, и знать историю своего края так же важно, как быть честным и преданным гражданином своей страны.

   Участие в такой викторине дает возможность узнать новое, пополнить свой багаж знаний о родном крае, а это одно из самых увлекательных занятий.

   Викторина – это еще один повод вспомнить историю нашей республики и поделиться друг с другом знаниями о ней. История семьи, история родного края – это основа, фундамент, опираясь на который можно полноценно жить, развиваться, планировать будущее. Как дерево сильно своими корнями, так и человек черпает силу в своих традициях, обычаях, знаниях, основанных на исторических фактах.

   Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность каждого ребёнка в общую работу.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочной деятельности. Викторина "Люби и знай свой край родной!"»













Методическая разработка внеклассного занятия

Тема занятия: «Люби и знай свой край родной!»

Форма проведения: викторина.

Учитель начальных классов

МКОУ «Зургановская СОШ»

Манджиева Дельгир Константиновна























2021 г.







Технологическая карта занятия внеурочной деятельности


ФИО учителя:

Манджиева Дельгир Константиновна

Направление:

духовно-нравственное

Класс:

6

Тема:

«Люби и знай свой край родной!»

Форма проведения:

викторина - игра

Методы,

методические

приемы:

методы  стимулирования к обучению,  методы контроля и самоконтроля, объяснительно-иллюстративный, проблемный диалог, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности:

словесная,  наглядная, проблемная, фронтальная, индивидуальная, групповая.


Цель:

- расширить круг знаний и представлений о своей малой Родине.

Задачи:

- познакомить учащихся с культурой и традициями родного края;

- развивать интерес к изучению истории и культуры многонациональной республики Калмыкия;

-развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде.

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

регулятивные:

-организовывать рабочее место;

-оценивать свою деятельность;

-осуществлять контроль выполнения действий.

познавательные:

-осуществлять поиск  и выделение информации  в разных источниках;

-выдвигать гипотезы и их обосновывать;

-устанавливать причинно-следственные связи.

личностные:

-прививать любовь и уважение к традициям людей, проживающих в Калмыкии;

 -развивать нравственно-этические чувства.

Образовательные технологии

здоровьесберегательная, игровая.

Ресурсы, необходимое оборудование:

мультимедийная установка, презентация, эмблемы «Лотосы» и «Тюльпаны», альчики, таблички с областями, карта Калмыкии (пазл), 2 банки для альчиков, 2 конверта, домбра, пояс, кнут, 7 роговых колец, кибитка, деревянная чашка, курительная трубка, четки, флаг Калмыкии, вышивка, бортхо, кисет, шиврлг, герлг, веретено, лампа керосиновая, кардеры, пуходерка, аудиозапись Шарка-Барка, Тавшур, раскладушка «Семь чудес Калмыкии», плакат «Узел бесконечности», сундук.

Межпредметные связи:

окружающий мир, ИКРК, география, музыка, изобразительное искусство.

Использованная литература:

  1. Золотой родник. О калмыцком народном творчестве, ремесле и быте. К.Э.Эрендженов. – Элиста, 1990г.

  2. О родном крае. В.Г. Емельяненко, Ц.Н. Аюшова. – Элиста, 200г.

  3. Душан У. Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии. Этнографический сборник. – Элиста, 1977г.

  4. Калмыкия. Биткеев Н.Ц. –Элиста, 1999г.




Викторина

«ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Ход занятия

- Добрый день, дорогие участники!

Я рады видеть вас всех на нашей сегодняшней викторине.

- Ребята, какое сейчас время года? (весна)

- Как называется самый большой праздник весны у калмыков? (Цаган Сар)

- С каким приветствием – поздравлением обращались калмыки друг к другу в “Цаган Сар”? (Үвләс менд һарвт?)

- Давайте поприветствуем друг друга так, как здоровались раньше калмыки на празднике Цаган Сар.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (о Калмыкии)

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город или уютный дворик с качелями. Словом, малая Родина у каждого своя! Для нас с вами наша малая родина – это наша Калмыкия.

Сегодня мы проведем викторину «Люби и знай свой край родной!»

Предварительно класс делится на 2 команды: «Бамб Цецг» и «Бадм цецг». Каждая команда выбирает капитана команды. (Раздача эмблем.)

За каждый правильный ответ команда получает 1 альчик. Все альчики команда собирает в баночку с изображением лотоса или тюльпана. В конце викторины все альчики подсчитываются. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество альчиков.

1. РАЗМИНКА

На доске висит карта.

1команда

А) С какими областями граничит Калмыкия? (на севере и северо-западе с Волгоградской областью; на востоке – с Астраханской обл., на юге – с Дагестаном, на юго-западе – со Ставропольским краем, на западе – с Ростовской областью)

(Участникам необходимо правильно развесить таблички с областями, с которыми граничит Калмыкия)

Б) Как называются месяцы по калмыцкому календарю? (туула, лу, моһа, мөрн, хөн, мөчн, така, ноха, һаха, хулһн, үкр, бар)

2 команда

А) Каково административное деление? Вам нужно собрать пазл, состоящий из районов нашей республики.

(Малодербетовский, Октябрьский, Сарпинский, Кетченеровский, Целинный, Ики-Бурульский, Юстинский, Яшалтинский, Яшкульский, Черноземельский, Лаганский, Городовиковский, Приютненский)

Б) Назовите дни недели в калмыцком народном календаре. (Сарң, Мигмр, Үлмҗ, Пүрвә, Басң, Бембә, Нарн)

2. КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Капитану 1 команды:

1. Самый популярный танец? (чичирдык)

2. Детская калмыцкая игра? (альчики)

3. С какой стороны калмыки садились на лошадь? (с левой)

4. На какой стороне калмыки устанавливали дверь в кибитке? (на южной)

5. Эти животные являются сельскохозяйственными вредителями, так как запасают на зиму до 16 килограмм зерна и как только сходит снег, они выползают из своих глубоких нор. (суслики)

Капитану 2 команды:

1. Одно из редких животных, обитающих в Калмыкии? (сайгак)

2. Традиционное соревнование на празднике? (конные скачки)

3. Как называют реку Волгу в Калмыкии? (Иджил)

4. С какой ноги по калмыцкому обычаю должны были входить в кибитку? ( с правой)

5. Кто был составителем ойратского алфавита? (Зая – Пандита, 1648г.)


3. УГАДАЙ ПРЕДМЕТ И ЕГО ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ
Перед вами предметы советского быта, вам следует угадать предмет и его принадлежность. У вас есть 2 минуты на размышление, посоветовавшись с членами команды, принимаете окончательное решение и капитан команды назначает игрока, который будет отвечать на вопрос.

1 команда:

Бортхо - кожаный сосуд, в котором калмыки хранили жидкость.

Веретено  — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. (Показ видео №1 «Работа с веретеном»)

Кисет - небольшой мешочек для хранения вещей. Часто в нем раньше хранили табак, деньги.

Пуходерка -это инструмент по уходу за шерстью животных, который применяется как на козах так и на собаках. Основное предназначение – вычёсывание отмерших волос и ороговевших частичек кожи, распутывание колтунов, удаление мелкого мусора из меха, ускорения линьки. (Показ видео №2 «Пуходерка для коз»)

2 команда:

Шиврлг - матерчатый чехол для косы замужней женщины.

Герлг – приспособление для ловли овец.

Лампа керосиновая - светильник, работающий на основе сгорания керосина. Были популярны в XIX — начале XX века.

Кардерная щетка (ручной кардер) представляет собой металлическую щетку для вычесывания шерсти. (Показ видео №3 «Кардеры»)


4. ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ...

В течение 1 минуты игроки каждой команды, посоветовавшись, должны ответить на 10 вопросов. На каждый вопрос нужно отвечать быстро.

1 команда:

  • Какой месяц года является самым жарким? (июль)

  • Какое животное называют современником мамонта? (сайгак)

  • Какой цветок изображен на флаге Калмыкии? (лотос)

  • Какое животное называют “летающими локаторами” (летучих мышей)

  • Чему посвящен праздник “Зул”? ( наступление Нового года)

  • “Бамб цецг” в переводе с калмыцкого? (тюльпан)

  • Сколько городов в РК? (3. Элиста, Городовиковск, Лагань)

  • Назовите самого близкого друга – животное для кочевника? (собака)

  • Какое животное является одним из главных персонажей эпоса “Джангар”? (конь)

  • Как называют стихотворные прибаутки, которыми зрители воодушевляют танцующих? (шаваши)

2 команда:

  • Из рога какого животного делают лекарства? (сайгак)

  • Какой месяц является самым холодным? (январь)

  • Какой цветок является символом Калмыкии? (тюльпан)

  • Какое животное называют «маленьким кенгуру»? (тушканчик)

  • Какая птица является олицетворением мужества? (орел)

  • “Бадм цецг” в переводе с калмыцкого? (лотос)

  • Назовите самое любимое животное скотовода? (лошадь)

  • Сколько районов в РК? (13)

  • Как называется самый большой праздник весны у калмыков? (Цаган Сар)

  • Какое животное разводят в Калмыкии, которое является символом пустыни? (верблюд)


Физминутка. Национальная подвижная игра.

5.ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК.

- Ребята, вы слышите, кто-то в дверь постучал! Это почтальон принес нам письма для каждой команды.

- Ну что ребята, выполним задания почтальона?

Вам дается 1 минута на размышление, посоветовавшись с членами команды, принимаете окончательное решение и капитан команды назначает игрока, который будет отвечать на вопрос.


1 письмо:

А) Почему калмыки часто кочевали и не находились долго на одном месте

(На одном месте долго находиться нельзя, считали калмыки, т.к. к людям привыкает местная нечистая сила и может причинить неисчислимые бедствия. Главная причина – меняли пастбище скоту)

2 письмо:

А) У калмыков существует давным – давно установившийся обычай – с уважением относиться к старшим. Пожилым уступали дорогу, открывали перед ними дверь. Если молодая женщина (невестка), была в положении, то свекор уступал ей дорогу.

Вопрос: Почему даже пожилые люди уступали дорогу беременным женщинам?

(Уступая дорогу, говорили: “Проходи, дорогая! У тебя – две души, два сердца!..”)

6.КТО БОЛЬШЕ?

Каждая команда по очереди отвечает на вопрос, на какой команде цепочка обрывается, та и получает альчик. Повторы исключены, учитывается внимание и дисциплина в команде, умение выслушать соперника и распределить порядок ответов в команде.

  1. Назовите различные виды борцоков. (целвг, мошкмр, таслмр, кит, хорха, темән, өвртә тоһш, тоһш, шовун, мендин белг. В случае, если все борцоки названы правильно, каждая команда получает по 1 альчику)

  2. Какие калмыцкие танцы вы знаете? (Дербетовский Тавшур, Ишкмдг, Хавчур, Чичрдг, Лугшур, Туула би, Шарка-Барка, Адучин би, Аңһучин би, Холь-кур, Захин берн, Хөөчнрин би, Заһсчнрин би, танец журавлей и другие)

  3. Назовите основные блюда калмыцкой кухни. (цә, боорцг, кумыс, махан шөлтәһән, сексрдг, бөөрг, хуурсн махн, тарг, дотр, толһа-шиир, шуурмг, чигән, булмг, махта цә, ишксн махн болн нань чигн)

  4. Назовите Калмыцкие песни, названные девичьим именем. (Саглр, Деләш, Кооку, Нүүдлә, Ялуха, Төгрәш, Мөндрә, Кеемә)

  5. Назовите известных калмыцких писателей. (Көглтин Дава, Эрнҗәнә Константин, Шугран Вера, Санҗин Бося, Сән-Белгин Хаср, Инҗин Лиҗ, Бадмин Алексей, Калян Санҗ, Куукан Анатоль, Бадмин Серәтр, Нармин Морхаҗ, Тачин Анҗа, Нуура Владимир, Манҗин Нимгр, Басңга Баатр, Сусен Аксен, Дорҗин Басң, Амр-Санан, Даван Һәрә, Эрднин Муутл, Хоньна Михаил болн нань чигн.

  6. Назовите наших земляков-героев Советского Союза, Октябрьской революции и гражданской войны. (Герои Советского Союза: О.И.Городовиков, Б.Б.Городовиков, Эрдни Деликов, Иван Васильевич Гермашев, Баатр Манджиевич Басанов, Николай Иванович Баташов и другие. Герои Октябрьской революции и гражданской войны: О.И. Городовиков, Харти Бадиевич Кануков, Василий Алексеевич Хомутников, Хохол Манджиевич Джалыков, Нарма Дорджиевна Шапшукова, Наташа Качуевская, Тамара Хахлынова и другие)

Слайды №2-3.

  1. Назовите 7 чудес Калмыкии. (Золотая обитель Будды Шакьямуни, Хошеутовский хурул, лотосы, тюльпаны, степные курганы, город шахмат Сити чесс, героический эпос “Джангар”) Показ раскладушки “Семь чудес Калмыкии”

  2. Назовите 4 вида домашних животных у калмыков. (Корова, лошадь, овца, верблюд)

  3. Назовите названия газет, журналов, выпускаемых в Калмыкии. (Теегин герл, Баир, Баирта, Известия Калмыкии, Хальмг Үнн, Степная новь, Калмыкия сегодня, Алтн Булг, Современная Калмыкия)


Физминутка для глаз. “Узел бесконечности”


7. СУНДУК С СЮРПРИЗОМ.

В сундуке находятся предметы быта, вам нужно подняв руку, дать верный ответ. Команда первая ответившая на вопрос, получает 1 альчик.

  1. Ее изготавливают из сосновой доски и фанеры: задняя часть треугольного корпуса – потолще, передняя – тоньше. Имеет 7 ладов и две струны. Струны раньше делали из бараньей тонкой кишки, обработанной особым способом. (Домбра)

  2. Коровью шкуру опускали в корыто с соленой сывороткой и держали в ней до недели. Потом вытаскивали и удаляли острым ножом шерсть (брили). Шерсть легко снималась. Шкуру немного подсушивали на солнце и резали на ремни различной длины и ширины. ( Кнут. Эти ремни шли на изготовление уздечек, вожжей, кнутов и т.д.)

  3. Калмыцкая головоломка на разгадывание устройства “двенадцати роговых колец”.(Нәрн шинҗ)

  4. Легко и быстро собирается и разбирается, легко перевозить, так как почти все части складываются. Состоит из 6 решеток, дверь с двумя створками, 60 шестов и круглый дымоход. (Кибитка)

  5. Назовите основной вид прикладного искусства калмыков. (Вышивка)

  6. Выдолбленная из куска дерева, хорошо отделанная. Из нее угощали почетных гостей – пожилых людей. (Деревянная чашка – тавг)

  7. Какой предмет являлся у калмыков своеобразным «степным паспортом»? Приспособление для курения специально подготовленного и нарезанного табака. (Курительная трубка, по которой можно было определить, из какого рода ее владелец)

  8. Культовая принадлежность, инструмент для подсчета мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Состоят из бусен нанизанных на нить, концы нитей объединяются образуя кольцо. (Буддийские четки)

  9. На праздник я его ношу, я с ним шагаю и пою. (Флаг Калмыкии)


8.ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.

Каждой команде предстоит из нескольких вариантов выбрать 1 верный ответ.

Слайд № 4.

1 команда:

а) Где расположена Республика Калмыкия?

В верховьях Енисея, в среднем течении Амура, в низовьях Волги.

б) Молочный продукт:

чигән, шуурмг, целвг

2 команда:

а) Какую религию исповедуют калмыки?

христианство, мусульманство, буддизм

б) Серебряные или медные подвески (пара) к косам женщин:

бүс, токуг, берз


9. УГАДАЙ МЕЛОДИЮ.

Каждой команде нужно отгадать калмыцкие мотивы:

Шарка – Барка и Тавшур. Слайд № 5-6.


10. ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ.

  1. Где родился талантливый русский и советский поэт Велимир Хлебников? (с. Малые Дербеты) Слайд № 7.

  2. Назовите поселки нашего района. (Малые Дербеты, Ханата, Зурган, Унгн Терячи, Хонч – Нур, Ики – Бухус, Плодовитое, Тундутово) Слайд № 8.

  3. Какие народные музыкальные инструменты существуют у калмыков? (Домбра, товшур, хуур, ятх, бүшкүр) Слайд № 9.

  4. По безводной пустыне идет караван. Неожиданно впереди появляется большое озеро. Но проходит немного времени и озеро исчезает. Как называется данное явление? (мираж)

Слайд № 10.

  1. Кто автор картин «Ээҗ», «Овла Эляев», «Мать – земля родная»? (Гарри Олегович Рокчинский) Слайды11-12.


ИТОГИ ВИКТОРИНЫ. (Подсчитывание альчиков)

Поздравляем победителей сегодняшней викторины! По наибольшему количеству альчиков побеждает команда ..!


РЕФЛЕКСИЯ.

· Что в сегодняшней викторине вызвало у вас интерес?

· О чем вы расскажете родственникам и друзьям?

· Какие знания, полученные на этом занятии, пригодятся вам в жизни?

Перед вами лежат красные, белые и желтые тюльпаны и лотосы. Красный – всё было интересно и понятно, белый – были затруднения или допускал ошибки, желтый – не понятно или не справился с работой.

А теперь давайте украсим нашу весеннюю степь тюльпанами, а водоем лотосами.

  Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что – вы граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной и малой Родиной. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы - надежда и будущее нашей страны. Всё в ваших руках!

Я благодарю всех, кто принял активное участие в нашей викторине.

Всем большое спасибо за внимание!


























Приложение

ТЮЛЬПАН



ЛОТОС























1 письмо:

А) Почему калмыки часто кочевали и не находились долго на одном месте?











2 письмо:

А) У калмыков существует давным – давно установившийся обычай – с уважением относиться к старшим. Пожилым уступали дорогу, открывали перед ними дверь. Если молодая женщина (невестка), была в положении, то свекор уступал ей дорогу.

Вопрос: Почему даже пожилые люди уступали дорогу беременным женщинам?


Заключение

Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли.

Интерактивная форма викторины очень востребована школьниками, наглядность материала помогает ребятам в решении даже самых сложных задач. Викторина была эмоционально насыщенной. Использовались разнообразные методы и приемы. Удалось полностью реализовать поставленные задачи.

 Участники викторины пополнили свой интеллектуальный багаж новыми фактами, осознали, что надо изучать историю своей Малой Родины, отдавая дань уважения своим землякам за их трудовые и боевые подвиги, за их неисчерпаемый талант, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего народа, каждый может гордиться своей малой родиной.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!