СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка воспитательного мероприятия “Роль этики и культуры речи в профессиональной деятельности медсестры”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка воспитательного мероприятия “Роль этики и культуры речи в профессиональной деятельности медсестры” 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка воспитательного мероприятия “Роль этики и культуры речи в профессиональной деятельности медсестры”»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«ТАГАНРОГСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





ЦЫКАЛОВА Т.Ю.



Методическая разработка воспитательного мероприятия

Роль этики и культуры речи

в профессиональной деятельности медсестры”


Методическая разработка

для кураторов по проведению

воспитательного мероприятия

для студентов II-III курса

отделения “Сестринское дело”


















2021

Содержание


Пояснительная записка……………………………………………………….…..3

Тема, цель, задачи и оснащение мероприятия………………………………...4

Сценарий мероприятия…...………………………………………………………5

Приложение 1 Раздаточный материал …………………………………………14

Использованные источники ……………………………………………………15



































Пояснительная записка

Методическая разработка воспитательного поточного часа “Роль этики и культуры речи в профессиональной деятельности медсестры” составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 12.05.2014 № 502 и общим Планом воспитательной работы колледжа. Методическая разработка предназначена для кураторов и может быть использована при подготовке и проведении воспитательных мероприятий, направленных на формирование нравственных и этических ценностей, культуры общения и сотрудничества в профессиональной деятельности.

Материал представлен в форме сценария, презентации, раздаточного материала и видеоролика.

Подготовительная и организационная работа, сочетание индивидуальных и групповых видов деятельности в ходе подготовки и реализации мероприятия позволяют реализовать общие компетенции ФГОС:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.




Тема воспитательного мероприятия: “Роль этики и культуры речи в профессиональной деятельности медсестры”

Тип занятия: воспитательное мероприятие

Время реализации воспитательного мероприятия: 45 мин.

Место проведения: учебная аудитория

Цель мероприятия:

Формирование нравственных и этических ценностей, культуры общения и сотрудничества в профессиональной деятельности.

Задачи мероприятия:

  1. Содействовать формированию представлений об основных принципах медицинской этики.

  2. Создать условия для активизации деятельности студентов и повышения познавательной активности в ходе мероприятия.

  3. Воспитывать интерес к профессиональной деятельности.

Оснащение:

Мультимедийный проектор, ПК, экран, электронное сопровождение: презентация в формате PowerPoint, видеоролик; раздаточный материал




















Сценарий воспитательного мероприятия

(Слайд 1)

Куратор (вступительное слово): Добрый день, уважаемые кураторы и студенты. Сегодня мы предлагаем вам поговорить о влиянии личности медсестры на эффективность ее профессиональной деятельности.

(Слайд 2)

Много разных профессий на свете,

Это взрослые знают и дети!

Инженер, воспитатель, рабочий,

Клоун в цирке, строитель и прочие…

Но одну из них выделить можем,

Много в ней сострадания, усердия,

При недуге любом поможет,

Речь пойдёт о сестре милосердия!

Ведущий: Профессия медсестры одна из самых нужных, важных и гуманных. Душевность, эмоциональная культура, способность к восприятию переживаний ближнего, чувство ответственности, искреннее понимание своего долга перед другими людьми – вот нравственные показатели необходимые для людей, выбравших эту профессию.

(Слайд 3)

Ведущий: Имидж, этика и культура речи являются важными составляющими профессиональной деятельности каждого медицинского работника.

Этика – система моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Медицинская этика - раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами.

(Слайд 4)

Ведущий: Основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ: «… В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного…"

Медицинская этика является теоретической основой деонтологии, которая проявляется в поступках медицинского персонала и представляет собой практическое применение медико - этических принципов.

(Слайд 5)

Ведущий: Термин «медицинская деонтология» ввел Н.Н. Петров в 1944 г. Деонтология - учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом. Медицинская деонтология - учение о должном поведении медицинских работников, способствующее созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного, иными словами, атмосферы сотрудничества и взаимодействия.

(Слайд 6)

В белой шапочке, в халате

С пациентами в палате.

Дни и ночи напролет,

Труд во благо отдает!

На минутку не отходит,

С подопечных глаз не сводит.

Чуткость, нежность, доброта

В медицине – медсестра!

Ведущий: Одной из задач медсестры в установлении с пациентом поддерживающих отношений является создание атмосферы доверия и сотрудничества.

(Слайд 8)

Ведущий: Сотрудничество – это взаимодействие медсестры, пациента и его семьи, обеспечивающее обучение и развитие пациента. Позитивные взаимоотношения между сестрой и пациентом во многом определяют результаты ухода.

(Слайд 9)

Самый прекрасный в мире наряд -

Белая шапочка, белый халат!

Держат медсестры и держат врачи

Самые ценные в мире ключи.

Это ключи от здоровья людей,

Разве отыщешь работу важней!

Ведущий: Предпосылкой доверия пациента медсестре является ее квалификация. Но она является только инструментом, эффект применения которого зависит и от других личностных качеств медсестры. Обратим на них особое внимание!

Имидж – это набор качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Имидж медсестры – набор качеств, которые пациенты ассоциируют с конкретной медсестрой.

Облик медицинского работника должен убедить больного, что перед ним профессионал, которому не страшно вверить здоровье и жизнь. Недопустим недостаток внимания медика к своему внешнему виду. Основное требование – чистота и простота. Белоснежный халат и шапочка, наличие сменной обуви. Белый цвет медицинского халата подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Одежда, манера держать себя отражают личность медсестры, степень заботы и внимания.


Медицинская сестра

Как солнца луч в халате белом!

Всегда приветлива, добра,

С болезнью справится умело!

Ты помощь оказать всегда готова

И нет порой дороже ничего,

Чем доброе и ласковое слово,

Идущее от сердца твоего!

Ведущий: На формирование имиджа влияют также особенности речи. Насколько эта речь понятна, настолько эффективно общение. Для медицинского работника слово - важнейший инструмент, иногда творящий чудеса. Словом можно подбодрить, вселить надежду, раскрыть перспективы. Иногда слово выполняет роль терапевтического средства и способствует улучшению здоровья.

(Слайд 10)

«Слово может убить,

слово может спасти,

слово может полки

за собой повести»

(В. С. Шефнер).

Ведущий: Общение в сестринском деле - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом. Профессиональное общение медсестры – процесс установления и развития контакта между ней и пациентом.

(Видеоролик 0-1.32мин)

Ведущий: Существует два главных правила общения:

  • Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

  • Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

(Видеоролик 1.32 мин – 2.50 мин)

Ведущий: Медсестре важно быть хорошим слушателем, поощрять пациента говорить о себе. Полезно позволить пациенту выговориться, рассказать все, чем он хотел бы поделиться, стараясь проявлять максимум внимания и заинтересованности его словами. В процессе слушания медсестра должна быть внимательна и к сигналам невербальной коммуникации, которые поступают от пациента. Умение слушать создает атмосферу доверия.

(Слайд 11)

Ведущий: Эмпатия (от англ. empathy – сочувствие, сопереживание) – способность индивида воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства, не предполагает и оценочного реагирования. Эмпатическое слушание – высший уровень умения слушать, предполагает вчувствование (способность понимать собеседника не умом, а сердцем).

(Слайд 12)

Ведущий: Важно не только умение слушать. Слово медицинской сестры также укрепляет доверие, позволяет добиться желаемого результата, поэтому языковая культура является необходимым условием общей профессиональной компетенции медицинской сестры..

Культура речи медсестры предполагает умение:

  • Точно формулировать мысль

  • Грамматически правильно ее оформлять

  • Излагать ее доступным для пациента языком

  • Ориентироваться на реакцию пациента

В общении с пациентами медсестре не стоит злоупотреблять медицинской терминологией, часто непонятной для пациента и пугающей его. Следует избавляться от слов паразитов, обильных вводных предложений, применения излишних определений, сленга. Речь не должна «резать слух» неправильным ударением и произношением. Речь медсестры должна служить показателем ее заинтересованности в судьбе пациента, показателем ее профессиональной компетентности и культуры.

(Видеоролик 2.52 мин – 4.34 мин)

Ведущий: На что обратить внимание в речи медицинского работника? Прежде всего – это тон. Тон всегда должен быть доброжелательным.   В речи не должно быть резких слов и выражений, жесты желательно выбирать более открытые, располагающие к себе. Одно из главных качеств – понятность, доступность речи. Речь должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Пациент также должен быть уверен, что его понимают, ему стараются помочь. Многонациональный состав пациентов делает необходимым знание менталитета разных народов. Она должна быть готова оказать помощь представителям разных рас, культур и этнических групп.

Не менее важное качество – убедительность речи. Для того чтобы речь была убедительной, нужно быть уверенным в правоте своих слов. Чем богаче словарный запас, тем легче общаться с пациентами.

(Видеоролик 4.34 мин – 5.53 мин)

Ведущий: Приведём несколько примеров, характеризующих различное речевое поведение медицинских работников.

(Видеоролик 5.53 мин – 7.15 мин)

Ведущий: Удовлетворенность пациента лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с медперсоналом положительным.

(Видеоролик 7.15 мин – 8.17 мин)

Ведущий: Причиной неблагоприятного развития взаимоотношений между медицинской сестрой и пациентом может быть несоблюдение ею необходимой психологической дистанции (например, флирт или эмоциональная идентификация с ним, беспомощное сочувствие). Болтливость медсестры может внести конфликтные элементы не только в ее взаимоотношения с пациентом, но и во взаимоотношения пациентов между собой.

(Видеоролик 8.18 мин – до конца)

Ведущий: Таким образом, очевидно, что культура и общение в сестринском деле играют очень важную роль. Навыки общения необходимы для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.

Куратор (заключительное слово): Философия общения и отношения медицинского работника к пациенту были изложены еще Гиппократом. Вы можете познакомиться с ней и учитывать ее основные принципы в своей профессиональной деятельности. Нужно ли медсестре быть психологом для больных, как сохранять дружелюбие в сложных ситуациях, есть ли границы у заботливости и допустимы ли неформальные отношения с пациентами? Эти вопросы вы должны решать, руководствуясь моральными и этическими принципами, а также личными убеждениями.

(Слайд 13)















РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Приложение 1


Философия общения и отношения медицинского работника к пациенту


  • «Оказать бесплатную помощь бедняку и чужестранцу, проявив человеколюбие, достойно врача»

  • «Приступая к лечению, врачу не следует начинать с разговора о вознаграждении его искусства»

  • «Хороший врач должен искать не выгоды, а славы»

  • «Лучше упрекать спасенных в неблагодарности, чем обирать находящихся в опасности»

  • «Нужно перенести мудрость в медицину, а медицину - в мудрость»

  • «Врач не должен казаться гордым и недоступным»

  • «Гордость и мизантропия несовместимы с тем, что делает врач для больного»

  • «Внешний вид врача, выражение его лица должны говорить больному, что перед ним человек степенный и думающий»


Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 лет до н.э)



Использованные источники:

https://studopedia.ru/10_244973_obshchenie-medsestri-s-patsientom.html (12.02.20)

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=876003 (12.02.20)

https://infourok.ru/prezentaciya_po_teme_obschenie_v_sestrinskom_dele-312764.htm (12.02.20)

http://900igr.net/prezentacija/meditsina/vneshnjaja-i-vnutrennjaja-kultura-sestry-miloserdija-meditsinskoj-sestry-v-razlichnye-istoricheskie-periody-96067.html (12.02.20)

https://revolution.allbest.ru/medicine/00561051_0.html (12.02.20)

https://ppt-online.org/424594 (12.02.20)

https://ljubimaja-professija.ru/stikhi-o-professiyakh/1797-medsestra-stikhi-pro-professiyu.html (12.02.20)

https://vk.com/topic-2750093_4088003 (12.02.20)

https://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%A0%D0%B5%D1%87%D0%B8-%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/80172646.html (12.02.20)

https://yandex.ru/video/preview/?text=ролик%20как%20общаться%20с%20пациентом&path=wizard&parent-reqid=1613110015563556-12912425458854970450-balancer-knoss-search-yp-sas-13-BAL00134-production-app-host-man-web-yp-285&wiz_type=vital&filmId=18409338972795172276 (12.02.20)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!