Казанцева С.А.,
Учитель физической культуры,
НРМОБУ «Пойковская СОШ №2»
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Наркотики - свобода или зависимость? Полёт или падение»
Пойковский, 2021
« Минутное удовольствие часто бывает причиной долгих страданий».
Х.Вилалу
Классный час на тему: «Беда, которую несут наркотики»
Цель:
Познакомить учащихся с информацией о последствиях употребления наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ и алкогольных напитков.
Убедить учащихся в необходимости ведения здорового образа жизни.
Помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и их последствия.
Задачи:
Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.
Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье человека.
Дать учащимся информацию об отрицательном действии, негативных последствиях злоупотребления наркотическими и психотропными веществами; учить общению с окружающими людьми; ознакомить со статьями УК РФ.
Развивать навыки, позволяющие учащимся отказаться от употребления наркотиков и сопротивляться негативным явлениям в обществе;
Воспитывать культуру поведения, чувство коллективизма.
Оборудование:
Листы белой бумаги, ручки, цветные карандаши.
Плакаты с информацией о профилактике наркозависимости,
Листовки-обращения, карточки с заданиями.
Рисунки учащихся на тему «Мы - против наркотиков!».
Ситуационные задачи на закрепление знаний по теме.
К концу занятия учащиеся должны:
Владеть информацией об уголовной ответственности за незаконный оборот, употребление наркотиков;
Быть убежденными, что жить без наркотиков – более предпочтительно;
Владеть информацией о способах конструктивного отказа от наркотиков.
Ход классного часа
Организационный момент. Вводное слово учителя.
Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята, а также их родители! Я рада сегодня вас всех сегодня видеть. Наш разговор состоится на тему: «Наркотики - свобода или зависимость? Полёт или падение».
Мотивация воспитательной деятельности.
В настоящее время эта проблема является одной из самых актуальных.
С тех пор, как существует человечество, существуют и наркотики, и спор о том, что это такое.
Наркотики - это субстанции, которые вмешиваются в естественные процессы функционирования организма и влияют на настроение, чувства и восприятия.
Неумеренное употребление наркотика - злоупотребление, главным критерием которого является зависимость, психологическая и физическая, которая рассматривается как болезнь.
Наркотики
легальные нелегальные
*табак *героин
*алкоголь *кокаин
*лекарства *гашиш
Легальные наркотики - их хранение и употребление не подлежат наказанию.
Нелегальные наркотики - это вещества, которые считаются наркотическими веществами в соответствии с законом о наркотических веществах.
Учитель: -Невозможно употреблять наркотики, не конфликтуя с законом. Ведь общество не только имеет право, но и обязанности. Оно обязано защищать себя от опасности, которая всегда исходит от наркотиков. В главе 25 УК РФ «Преступление против закона и общественности» есть ряд статей касающихся наркотиков.
Закон определяет:
1.Какие вещества считаются наркотическими;
2.Кто имеет право доступа;
3.К каким наказаниям приводят запрещённые производство и торговля наркотиками.
Учитель: -Ребята! А как вы думаете, употребление наркотиков «бесследно» или все-таки есть последствия?
Учитель: - Какие опасности грозят организму?
( Учащимся предлагается разбиться на 2 группы и выполнить заданный вопрос письменно.)
Наработанный учащимися результата записывается на доске.
Поврежденные органы:
Мозг - ухудшается память, внимание, сосредоточенность.
Глаза - зрачок сужается и не реагирует на свет.
Язык - при передозировке можно подавиться и умереть.
Зубы - эмаль сходит, зубы разрушаются.
Печень - разрушается, гепатит В и С.
Легкие - отёк, кома, смерть.
Иммунитет - подавляется. Частые и тяжелые болезни, СПИД.
Кожа - стареет очень быстро, появляются расчёсы, пятна.
ЦНС - депрессии, неврозы, психопатии.
Сосуды - уничтожаются вены, появляются тромбы, смерть.
Мышцы, кости - резкие боли.
Половые органы - бесплодие.
Учитель: Хорошо ребята. Мы с вами теперь знаем что такое наркотики, зависимость, чем грозит закон.
Учитель: А теперь мне хотелось бы узнать, почему же люди употребляют наркотики? ( Детям предлагается разбиться на группы « Шишки, желуди, орехи».) Наработанный учащимися результата записывается на доске.
Причины употребления:
Интерес, любопытство;
Утешение;
Принуждение;
Неблагополучная семья;
Семейные проблемы;
Соблазн;
«Не быть белой вороной»…
Учитель: Реклама - двигатель торговли. Каждый заинтересованный продавец обеспечивает своему товару такую рекламу, что трудно устоять и не купить. Вам могут предложить попробовать «дурь». Как отказаться? Давайте вместе сформулируем формулы отказа.
Основная часть. Игра «Беседа по кругу».
Учитель:- Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые выпили много алкогольных напитков?
- Как ведут себя такие люди?
- Какое чувство они вызывают у вас, у окружающих?
- Можно ли отмечать праздники без алкогольных напитков?
Учитель: Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется ситуацией в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков.
Распространение наркомании, особенно среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков и детьми 6-7 лет.
Учитель: - Ребята, а как вы думаете, можно ли наркоманию и токсикоманию назвать болезнью?
Наркомания – это тяжелая болезнь, неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека (особенно подростка) и оканчивающаяся преждевременной смертью.
Учитель: - А как вы думаете, алкоголь и курение относятся к наркотическим веществам?
Задание №1 (работа в группах).
Нарисуйте портрет зависимого человека (от табака, алкоголя, наркотиков). Дайте ему краткую характеристику, подпишите, какими качествами он обладает. Время работы группы – 10 минут.
(Обсуждение.)
«Мозговой штурм»
Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами проведем диспут на тему: «Наркотики: мифы и реальность».
Каждая группа получает миф, обсуждает его, выражает свое согласие или несогласие с предложенным утверждением.
Миф №1: наркотики – обязательный атрибут красивой жизни. На самом деле: не все то золото, что блестит.
Миф №2: если не колоть в вену, зависимости не будет. На самом деле: любой способ употребления ПАВ приводит к зависимости.
Миф №3: чтобы завязать, нужно постепенно снижать дозы. На самом деле: отрубать хвост собаке по кускам гораздо больнее, чем делать это сразу.
Помогает в обсуждении каждого мифа учитель.
Задание №2
Участники каждой команды представляют собой редакцию молодежной газеты или журнала. Они получают письма, разного содержания от подростков.
Задача группы: сочинить ответ, способный, по их мнению, разрешить возникшую проблему. Время работы 10 минут.
Письмо №1
«Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики (уколоться). Мне стало интересно, я согласилась. Теперь я думаю: «А вдруг я уже наркоманка?». Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу. Я вынуждена прятаться, сижу дома.
Что мне теперь делать?»
Письмо №2
«У меня есть друг, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть время проводит с ними.
Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика. Посоветуйте, как?»
Письмо №3
«Мы дружим уже больше года. В последнее время моя подруга очень изменилась, у неё появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она призналась, что несколько месяцев балуется травкой и это ей нравится.
Этой новостью я поделилась с другом, у которого в прошлом году умер брат от передозировки. Друг советует обратиться за помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. Как мне поступить?»
Заключительная часть. Подведение итогов.
Учитель:
- Итак ребята, к чему приводит употребление наркотиков? Как вы думаете, могут ли наркотики и токсикомания лишить чего-то человека? Какие основные жизненные ценности человека вы знаете?
-В заключение мне бы хотелось рассказать вам одну притчу.
В далеком-далеком прошлом, когда табак был только завезен из дальних стран, у подножия горы Арарат, что в Армении, жил один старец, добрый и мудрый был человек.
Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его.
Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали наперебой: «божественный лист, божественный лист – в нем есть средство от всех болезней!»
Подошел мудрый старец к толпе и сказал: «Этот божественный лист приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». Купцы обрадовались старцу и улыбаясь повернулись к нему.
- Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь столь много о чудесных свойствах божественного листа?
Мудрец пояснил: «Вор не войдет в дом курящего только потому, что будет всю ночь напролет кашлять. Через несколько лет использования этого божественного листа (курения) человек ослабевает и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека в руках которого палка?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет молодым…»
Отошли люди от чужеземных купцов, задумались…
- Я предлагаю и вам задуматься о том, что ваше здоровье во многом зависит от вас. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет. И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках.
Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни! (Всем участникам мероприятия раздаются буклеты по данной тематике).
Табакокурение, алкоголь, наркотики – это путь, ведущий к разрушению человеческой личности и ведущий к смерти. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, бережного отношения к своему здоровью, пропаганда ЗОЖ – ведущие ценности, которыми руководствуется педагогический коллектив в воспитательной работе.
Берегитесь белой тучи, берегитесь наркотиков! Если вы увидели, что дети принимают наркотик, скажите их родителям. Этим вы спасете им жизнь.
Учитель:
-А сейчас мы встанем в круг, возьмемся за руки и повторим за мной то, что я скажу.
Ни под каким предлогом, ни под видом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики. Мы за здоровый образ жизни. - Всего вам доброго! До новых встреч!