СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка воспитательного мероприятия Всероссийская акция «Блокадный хлеб»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка воспитательного мероприятия Всероссийская акция «Блокадный хлеб»»

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с.Кинель-Черкассы муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области детско- юношеская спортивная школа














Методическая разработка

воспитательного мероприятия

Всероссийская акция  

«Блокадный хлеб»













Автор:

Педагог-организатор

СП ДЮСШ ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы

Усатова Елена Сергеевна








с.Кинель-Черкассы

2023 год

Аннотация


В методической разработке раскрывается методика проведения воспитательного мероприятия всероссийская акция «Блокадный хлеб» для обучающихся отделений детско-юношеской спортивной школы м.р.Кинель-Черкасский.
Воспитание гражданина и патриота – главная задача любого образовательного учреждения. Формировать чувства любви к Родине, уважения к ее историческому прошлому и гордость за настоящее – одна из основных воспитательных целей, способствующих формированию высоких патриотических чувств. В исторической летописи каждой страны есть даты и имена, которые одинаково дороги представителям любого поколения, потому что это гордость страны и ее богатство. Знание этих дат является важным моментом военно-патриотического воспитания.

Рекомендуется педагогам дополнительного образования, учителям, педагогам - организатором, организатором внеклассной работы с целью формирования высоких патриотических чувств.




















1.Введение

Патриотическое воспитание – образовательная технология, так как всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Актуальность выбранной темы для воспитательного часа обусловлена значением Великой Отечественной войны в истории России, как историческое осмысление тех героических событий.


С 18 по 27 января во всех регионах нашей страны проводится Всероссийская Акция памяти «Блокадный хлеб», которая дает старт Году памяти и славы. Акция призвана напомнить о мужестве жителей Ленинграда, переживших беспрецедентную блокаду миллионного города вражескими захватчиками.

Блокада Ленинграда длилась 872 дня. И это не просто цифра - каждый день стал тяжелым испытанием в жизни блокадников. По разным подсчетам, в городе погибло от 692 тысяч до 1,5 миллионов человек – и 97% из них умерли от голода. Единственной надеждой на завтрашний день был паек. Буханка хлеба постепенно превратилась в 125-ти граммовый кусочек – именно такой была минимальная норма выдачи хлеба для жителей блокадного Ленинграда.

Блокада Ленинграда осталась не только на фотографиях, в книгах по истории войны и школьных учебниках, она сохранилась в памяти ленинградцев: многие из них сохранили кусочек блокадного хлеба как напоминание о тех страшных днях.


2.Цель, задачи мероприятия


Цель:  Сформировать у обучающихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах, способствовать нравственно – патриотическому воспитанию школьников, воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.


Задачи:

- воспитание чувства патриотизма.

- уважительного отношения к истории родной страны, ее героям.

- расширить представления обучающихся о Великой Отечественной войне, о блокадном хлебе.

- воспитание бережного отношения к хлебу;

- способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

- пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

3.Ход мероприятия

Место: кабинет, спортивный зал, шахматный зал.

Время: с 18 по 27 января (по согласованию)

Участники мероприятия: Воспитанники спортивных отделений. Волонтерский отряд «Спортивная лига»

Организатор мероприятия: СП ДЮСШ ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы

Программа мероприятия

Ведущий:  читает стихотворение О.Ф. Берггольц «Блокадный хлеб»

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

…О, мы познали в декабре

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб. И тяжкий грех –

Хотя бы крошку бросить наземь:

Таким людским страданьем он,

Такой большой любовью братской

Для нас отныне освящен,

Наш хлеб насущный, ленинградский.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему сегодняшнее мероприятие мы начали с такого стихотворения? (ответы детей). Да, ребята, 27 января – это день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году. И наше мероприятие посвящено «Блокадному хлебу».

Ведущий: Хлеб… какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает.

      Большое разнообразие хлебобулочных изделий мы видим сегодня на прилавках магазинов: душистые батоны, буханки ржаного с хрустящей корочкой, сдобные булочки, калачи, плюшки… Такое изобилие давно не поражает нашего воображения и не дает прочувствовать ту ценность хлеба, которую он имеет.

     Страшное веяние нашего времени – мы перестали беречь хлеб! А зачем?! Ведь его много, можно пойти и просто купить.

Не хлебом единым живет человек,

Но жизни без хлеба не мыслит,

Хлеб «головою» считали весь век,

Ему поклонялись, молились.

Он стоил копейки, голодных спасал

Был в семьях больших дефицитом…

Теперь – новый век, к хлебу новый подход… но правильно ли это?!

      Чтобы понять истинную цену хлеба, поговорим сегодня о военном хлебе.  О хлебе блокадного Ленинграда…

      У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.


Выходят волонтеры

Волонтер 1: 22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались в глубь страны, уничтожая все на своем пути.

Волонтер 2: Мужественно держал оборону Брест. Бился с врагом Курск. Жил и сражался в кольце блокады Ленинград. Жил и сражался 900 страшных голодных блокадных дней и ночей.

Волонтер 1: Город, действительно, сражался. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 млн артиллерийских снарядов и мин.

Волонтер 2: невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.

К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. чел.) около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тысяч детей.

Волонтер 1: осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по 125 граммов.

Волонтер 2: муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10-12% - мука ржаная, остальное – жмых, сметки муки с оборудования и пола, хвоя, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Волонтер 1:

 Сколько это: осьмушка хлеба?

Если в граммах, то 125.

Только тот, кто на войне не был,

Вкуса хлеба не сможет понять.

Волонтер 2:

 Вы представьте, как детские руки

Приживают кусочек к губам.

Ничего не могло быть вкуснее

Тех единственных крохотных грамм.

Ведущий: 125 грамм хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: «Вот они 125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам».

Волонтер 1:

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой еще, он все слышит…

Как из недр его вопли: «Хлеба!» -

До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон – смерть.

Ведущий: Эта цифра – «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

Ведущий: враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.

Ведущий: В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было.

Волонтер 2: Зимой Ладожское озеро замерзало, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из города вывозили обессиленных от голода и холода людей – женщин, детей, стариков.

     Довольно часто над трассой в воздухе разгорались бои. Машины бомбили и они тонули. Эту дорогу назвали «Дорогой жизни». Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба: рабочим на 100г, служащим, инвалидам и детям – на 75 г в сутки.

Ведущий: каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создает, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

И, как символ блокадного хлеба, возьмите кусочек нашего ржаного, вкусного, ароматного хлеба, насладитесь его вкусом, берегите каждую крошку и помните, что хлеб – это наша жизнь.

Волонтеры раздают обучающимся кусочки хлеба (весом 125 гр.) и памятки.





















Приложение

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!