СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Вызовы времени и требования к профессиональному мастерству педагога, как воспитателя (в условиях реализации ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка дает возможность более глубоко ознакомиться с приемами и формами воспитательной работы в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Вызовы времени и требования к профессиональному мастерству педагога, как воспитателя (в условиях реализации ФГОС)»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования

«Методическая разработка - 2019»
















Вызовы времени и требования

к профессиональному мастерству педагога, как воспитателя

(в условиях реализации ФГОС)






Автор: Иванова Любовь Михайловна,

учитель начальных классов МАОУ «МСОШ № 16»















Миасский городской округ

2019 г.

Содержание


Введение………………………………………………………………….3

  1. Особенности организации воспитательной деятельности в начальной школе в условиях введения ФГОС

    1. Концепция духовно-нравственного воспитания развития личности гражданина России……………………………….....4

    2. Основные направления воспитывающей деятельности в начальной школе………………………………………………..4

    3. Базовые национальные ценности воспитания в начальной школе…………………………………………………………….5

    4. Роль педагога в процессе воспитания………………………....6

II. Основные принципы, формы и методы воспитательной деятельности в условиях введениях ФГОС

2.1. Педагогические принципы воспитания……………………….7

2.2. Понятие метода воспитания…………………………………...7

2.3. Методы воспитания и их классификация……………………..8

2.4. Понятие формы воспитательной работы……………………...8

2.5. Виды и формы воспитательной деятельности………………..9

2.6. Классификация форм воспитательной деятельности……….10

2.6.1. Словесно-логические формы…………………………10

2.6.2. Образно – художественные…………………………...11

2.6.3. Трудовые……………………………………………….11

2.6.4. Игровые………………………………………………...11

2.6.5. Психологические………………………….…………..11

2.7. Результаты……………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………....14

Источники информации………………………………………………...15

Приложения




Введение


«Из всех творений самое прекрасное –

получивший прекрасное воспитание человек»

Эпиктет


Рождение ребенка… Это такое чудо! Маленький человек приходит в новый для себя мир. Он мал, слаб, ничего не знает ни о мире, ни о себе. Это, конечно, уже человек, но каким вырастет этот малыш? В зависимости от условий, в которых он окажется, ребенок может превратится или в развитую творческую, способную личность, или в существо, способное лишь к вредительству и разрушению.

Эти условия создаются обществом, семьей и школой. Так сложилось, что в первую очередь на школу, а именно на учителя, классного руководителя возложена ответственность за воспитание человека, будущего гражданина общества. Поэтому педагогу очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентиры в педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направленный, форм и способов построения жизнедеятельности в классном коллективе.

Педагогам надо освободиться от самонадеянности, что они «инженеры человеческих душ», что они «все могут». Это поможет им ставить более конкретные и выполнимые задачи, но, самое главное, больше уважать своих воспитанников, изучать их природу, закономерности развития, считаться с ними и… Думать, прежде чем предпринимать какое-то педагогическое решение.

Учитель, педагог подстать врачу. Только в руках врача тело человека, а в наших руках душа, причем, не просто человека, а юного, подрастающего. Врач дает клятву Гиппократа, обязуясь не приносить вред людям. Я бы ввела клятву педагога, в которой учитель клялся бы не приносить вред душе ребенка.

Цель воспитания и сам процесс должен быть максимально скрыты от воспитанника. Ребенок не хочет быть воспитуемым. Это принимается им всегда как насилие над собой. Воспитание обращено к подсознанию, к внутренним установкам. Оно должно будить собственную, духовную работу сердца воспитанника, готовя необходимые внутренние условия, почву для рождения нужных чувств и отношений. Сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке радость, удовольствие, наслаждение от него.

Цель, стоящая перед учителем - развитие образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.




  1. Особенности организации воспитательной деятельности в начальной школе в условиях введения ФГОС


    1. Концепция духовно-нравственного воспитания развития личности гражданина России

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако, только в Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться;

  • любящий родной край и свою страну;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

В основе Стандарта второго поколения лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Она разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;

  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

  •  основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.


    1. Основные направления воспитывающей деятельности в начальной школе

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно исторических социокультурных условиях.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии. Ценность семьи, народа, веры. В XVIII веке Россия стала империей. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал - «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Позже вера в коммунизм и служения коммунистической партии и т.д. В 90е гг. ХХ века в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


    1. Базовые национальные ценности воспитания в начальной школе

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на аб­страктных идеях или заимствованных у другого народа».

Систему базовых национальных ценностей составляют:

  • патриотизм (любовь к родине, своему народу, служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, честь, достоинство, милосердие, справедливость);

  • гражданственность (долг перед Отечеством, законы, обязанности, свобода совести, вероисповедания);

  • семья (любовь, верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о младшем, о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество, созидание трудолюбия);

  • наука (познание, истина, сознание);

  • традиционные российские религии;

  • искусство и литература (нравственный выбор, смысл жизни);

  • природа (жизнь, планета, земля);

  • человечество (миру-мир, международное сообщество).

Семья, неформальные сообщества, трудовые и другие виды коллективов, средства массовой информации влияют на формирование личности. Но наиболее системно, глубоко, последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в образовании, где развитие и воспитание обеспечено особенностями школьной жизни. Именно в школе должна быть не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как к социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.


    1. Роль педагога в процессе воспитания

Основная задача педагога состоит в том, чтобы при организации образовательной деятельности заботиться не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании у обучающихся ответственности за выполняемые задания, об умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои творческие возможности, талант.

Каждый учитель, классный руководитель, должен научить ребенка:

  1. Быть счастливым в своей жизни.

  2. Развивать свои силы и способности, уметь их применять.

  3. Контролировать себя.

  4. Быть успешным в выбранной деятельности.

  5. Быть готовым к будущим обязанностям гражданина.

  6. Любить свою семью.

  7. Понимать и принимать других.

Главная, исходная идея моей воспитательной работы: человек воспитывает себя сам, ибо только в этом случае возникает сама возможность обретения человеком личной ответственности. Педагог - помощник, защитник, советчик, образец для подражания.

Вторая основополагающая идея: ребёнка не надо переделывать. Педагог своими «воздействиями» на воспитанника должен добиваться только одного: чтобы ребёнок сам хотел и стремился быть хорошим.

Третья идея, развивающая две первые: главная забота педагога – психосоциальные потребности ребёнка. (В.П. Созонов)

С самого рождения ребёнок испытывает потребность в любви, признании, уважении окружающих. Он старается, он делает всё, чтобы такое отношение заслужить. Ребёнок от природы хороший, желающий и стремящийся к нравственному.















  1. Основные принципы, формы и методы воспитательной деятельности в условиях введениях ФГОС


    1. Педагогические принципы воспитания

Юрий Азарова, выдающийся отечественный педагог и гуманист, писал: «Если мы научим ребенка любить, мы научим его всему».

Самое главное - показать детям, как можно дарить любовь окружающим, получая взамен то же самое.

В основе этого утверждения лежит опыт признанных педагогов и их педагогические принципы:

1) Принципы гуманизации воспитания. (Л.И. Новикова).

Он подразумевает «очеловечивание» системы воспитания через реализацию личностно ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.

2) Принцип культуросообразности. (А.В. Мудрик).

Он заключается в том, что воспитание должно открыть дверь ребенку в мировую культуру через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

3) Принцип успешности (Л.С. Выготский).

Он заключается в том, что успех каждого ребенка не только помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, но и открывает новые возможности, т.е. новую зону ближайшего развития.

4) Принцип дифференциации (В.В. Фирсов).

Он предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учет специфической «порции» детей и взрослых (прежде всего родителей и учителей) в воспитательном процессе.


    1. Понятие метода воспитания

Методы воспитания - способы взаимодействия педагога и обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций обучающегося, его сознания и приемов поведения (Педагогический глоссарий).

Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В педагогической практике сложились такие традиционные методы воспитания, как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере и др. Методы воспитания составляют целостное единство; они взаимосвязаны, взаимодополняемы и помогают создать условия для развития личности (Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика).

В воспитательном процессе существуют различные методы: убеждение, личный или положительный пример, ласковое прикосновение к обучающемуся, требование, доверие или недоверие, поручение, угроза, поощрение и др.

Важно определять различие между истинными методами воспитания и ложными. К ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные «проработки»; муштру; захваливание; и др.

Педагогу важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.


    1. Методы воспитания и их классификация

Классификация методов - это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин предлагают следующую классификацию:

  • методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение);

  • методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В основе выбора метода воспитания должны лежать гуманистические отношения педагога с обучающимися. Эффективность используемых методов достигается при соответствии выбранного метода реальным условиям и конкретной ситуации, профессиональном предвидении психологического состояния воспитанников в момент применения методов; умелом сочетании различных методов воспитания; подкреплении выбранного метода средствами воспитания; доведении его до логического завершения.

Выбирая методы воспитания, педагог должен стремиться использовать те, которые дают возможность обучающемуся самореализоваться, показать свою индивидуальность, собственные способности; ведут к созданию ситуации успеха; прогнозированию результата; реализации поставленной цели.


    1. Понятие формы воспитательной работы

Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму.

Форма воспитательной работы - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею (Медианар).


    1. Виды и формы воспитательной деятельности


№ п/п

Вид деятельности

Целевое назначение

Активные формы организации деятельности

1.

Познавательная

Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию.

Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, зачет, нетрадиционная форма. 
Внеурочная: конференция, круглый стол, педагогические чтения, интеллектуальный марафон, внеаудиторные мероприятия ПЦК (дополняющие урочную деятельность)

2.

Общественная

Содействует социализации обучающихся

Встречи с политическими деятелями, выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство.

3.

Ценностно – орентированная

Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего «Я».

Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, решение педагогических ситуаций, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия.

4.

Спортивно – оздоровительная

Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений.

Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания.

5.

Художественная

Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей.

Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы.
Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли на языках, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники.

6.

Свободное общение

Взаимно-обогащающий досуг обучающихся.
Общение друг с другом.

Групповые дела, «огоньки», час общения, викторина, вечера, «дни именинника».

7.

Трудовая

Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей.

Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.


    1. Классификация форм воспитательной деятельности

В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Упорядочить формы воспитательной работы можно путем выделения главного, преобладающего компонента воспитательного дела: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).

Поэтому можно выделить пять типов форм воспитательной работы с обучающимися:

– словесно – логические

– образно – художественные

– трудовые

– игровые

– психологические


      1. Словесно-логические формы

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей (беседы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции). Основное направление – обмен информацией, обсуждение проблем. Имеет место быть в практике школ всего мира; методика, техника его проведения могут быть разными. (Приложение 1)

      1. Образно- художественные формы

Основа - дела детей, где главным средством воздействия является совместное эстетическое переживание. Необходимо вызвать сильные, глубокие облагораживающие коллективные эмоции (концерт, спектакль, праздник и т. п.). При планировании работы с классом, обязательно учитывается это направление. Часто выезжаем на различные спектакли в Миассе и других городах области; принимаем участие в концертах на базе школы (День учителя, День матери, День народного единства, День Победы - для ветеранов ВОВ и т.п.) (Приложение 2)

      1. Трудовые формы внеурочной работы

Положительно воздействует на детей совместная деятельность (различные виды работ в школе - уборка помещений, традиционное дежурство по классу и школе, разбивка цветника, организация живого уголка, неделя профориентации и пр.) Также разная помощь нуждающимся (работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. (Приложение 3)

      1. Игровые (досуговые) формы работы

К ним относятся игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, нередко, совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. (Приложение 4)

      1. Психологические формы

В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений педагога. (Приложение 5)

Для успеха воспитательного процесса при использовании различных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу).

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Ниже приведены примеры наиболее распространенных, чаще всего встречающихся в практике школы. Многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или параллели.

В нашей школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: 

  • праздники, ярмарки, дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы («Урок Знаний»; «День матери»; «День рождения школы»; «День города»; «Новогодняя феерия»; «Масленица», «Урок мужества»; «Смотр песни и строя»; «8 Марта»; «Месяц звезд»; «Линейка памяти»; «День успеха»); (Приложение 6)

  • экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, к памятникам культуры и истории Миасса и других городов области, экскурсионные поездки в город, страну, выход в театр, кино; (Приложение 7)

  • прогулки, походы в лес, спортивные соревнования, дни здоровья; поездки на каток, в аквапарк и т.п. (Приложение 8)

  • особое внимание уделяется духовно-нравственному становлению личности, воспитанию патриотизма, любви к Родине, формированию гражданских качеств (Приложение 9)

Профессионализм педагога, классного руководителя заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.

Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.


    1. Результаты работы

Основные направления работы и виды деятельности отражены в целевой программе воспитания (приложение 10).

Результатом правильно взятого направления в воспитательной системе класса является переходящий кубок, который вручается в конце учебного года в номинации «Самый классный класс». На протяжении одиннадцати лет этот кубок завоевывали ребята моего класса разных выпусков (приложение 11).

100 % учеников моего класса посещают кружки различной направленности, спортивные секции, о чем говорят грамоты за активное участие в конкурсах творческого характера различных уровней (приложение 12).

Неоднократно участие в конкурсе «Ученик года» приносило моим ученикам победу в данном соревновании (приложение 13).

Не остались в стороне и благотворительные мероприятия. Неоднократно наш класс был награжден грамотами за активное участие в «Акции милосердия», имеет благодарственное письмо от ГКУЗ «Областной дом ребенка № 6»; участвуя в акции «Дари добро», ученики класса получили несколько благодарственных писем от различных организаций (приложение 14).

Интересным и, самое главное, нужным и важным в воспитательной деятельности классного руководителя, является патриотическое направление. Результатом такой работы стал открытый урок Памяти, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, (приложение 15). Неоднократно классный коллектив был признан лучшим на Смотре песни и строя, проводимом в нашей школе; выступал на муниципальном параде, посвященном 9 Мая и становился призером и победителем данного мероприятия (приложение 16).

Все это происходит благодаря тому, что по новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования человека, как нравственной личности, умеющей чувствовать, сопереживать, любить. Основная обязанность по формированию этих качеств ложится на плечи педагога.

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека». В. А. Сухомлинский.
































Заключение

Таким образом, сегодня вряд ли может удовлетворить кого-то педагог, если он не может исполнять свои обязанности профессионально, работает только «от» и «до», не несет в себе многогранных качеств творческой личности.

Редьярд Киплинг писал: «Воспитание - высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно».

Без профессионализма, индивидуально-личностного начала, педагогического мастерства и общения, невозможно современное воспитание. От того, какие свойства своего «Я» педагог передает детям, какие струны их души сумеет затронуть, во многом зависит будущее нашего общества.

Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми, педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать.

Следует помнить, что почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу).

Обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества, приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

В современном образовании возрастает роль педагога-воспитателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на детей. Учитель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». А. Г. Асмолова.














Источники информации

Литература

  1. «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

  2. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года

  3. Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. - Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / – М.: Издательский центр «Академия», 2004

  4. Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкин. «Педагогическое мастерство и педагогические технологии» М., «Педагогическое общество России», 2000

  5. Е.Н. Барышников, И.А. Колесникова. О воспитании и воспитательных системах. - СПб., 1996

  6. О.С. Газман. Воспитание: цели, средства, перспективы. «Новые педагогические мышления» М., 1989

  7. Е.В. Титова. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993

  8. Л.И. Уманский. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980

  9. А.В. Хуторский. «Методика личностного ориентированного обучения» М., «Владо Пресс», 2005

  10. Н.Е. Щуркова. Воспитание детей в школе. - М.: Просвещение, 1998

  11. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. ¬ М., 2000

Интернет

  1. https://multiurok.ru/files/kontsieptsiia-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-rossiiskikh-shkol-nikov.html

  2. https://znanio.ru/medianar/99/

  3. https://studfiles.net/preview/5246750/page:17/















16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!