СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Занятие хореографии как форма организации учебного процесса в хореографическом коллективе"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная работа в детском хореографическом коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Занятие хореографии как форма организации учебного процесса в хореографическом коллективе"»

8


ЗАНЯТИЕ ХОРЕОГРАФИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ


Учебная работа в детском хореографическом коллективе является основным видом деятельности в приобретении хореографических знаний и навыков, в совершенствовании хореографического мастерства его участников.

Правильная организация учебного процесса позволит руководителю добиться хорошего качества исполнения движений. Подбор изучаемого хореографического материала зависит от возрастных особенностей обучающихся, жанрового направления работы коллектива, а также от мастерства и образованности руководителя и педагога. Весь учебный процесс в детском хореографическом коллективе должен быть построен так, чтобы последовательно, планомерно и систематично готовить исполнителей к выполнению поставленных перед ними художественных задач. Учебная работа содержит 3 основных раздела:

  1. Поурочное обучение (хореографическое занятие).

  2. Репетиционная деятельность.

  3. Постановочная и концертная деятельность.

В зависимости от педагогических задач, занятия хореографии можно классифицировать:

  • Обучающее

  • Тренировочное

  • Контрольное

  • Показательное

Рассмотрим более подробно каждое из них.

Обучающее занятие. Основная задача данного вида занятия - освоение отдельных элементов и соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности. Обучающее занятие присуще в основном подготовительному периоду тренировки. Характерными особенностями его является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к основному движению. В многолетней подготовке данный вид занятия находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной и углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.

Тренировочное занятие. Главная задача этого вида занятия - подготовка организма к предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня танцевального мастерства. Подбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений. По сравнению с обучающим занятием тренировочное является более узконаправленным, насыщается элементами, движениями и комбинациями из танцевального репертуара детского хореографического коллектива.

Контрольное занятие. Задача этого занятия - подведение итогов освоения очередного раздела хореографической подготовки. Например, после освоения элементов классического танца провести "открытый урок", выставляя оценку (по пятибалльной системе) каждому участнику хореографического коллектива. Возможно проведение контрольного занятия в виде приема выученных комбинаций.

Показательное занятие. Одна из основных целей работы детского хореографического коллектива состоит в развитии хореографических способностей детей с обязательной демонстрацией их на сценической площадке. Знания, умения и навыки, полученные детьми в процессе обучающих и тренировочных занятий, реализуются в показательных выступлениях, а затем и на сценических площадках. Когда результаты деятельности участников детского хореографического коллектива имеют успех у зрителя, тогда происходит самоутверждение и дети с большим рвением продолжают заниматься танцами. Опыт эстетического переживания при исполнении танца помнится долго и ребенку всегда хочется вновь и вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Выступления детей перед зрителями следует рассматривать, прежде всего, как детский праздник, как показ творческого роста детей. Показательные занятия носят характер отчета о работе коллектива за определенный промежуток времени, где демонстрируется танцевальное мастерство участников и наработанный репертуар коллектива.

Для достижения высоких показателей исполнительского мастерства немаловажное значение имеет уровень хореографической подготовки участников детского хореографического коллектива, которого можно достичь, используя все средства хореографии.


Основное содержание составляют движения классического, народного и современного танца. В самостоятельную группу выделены пластические движения, свободные от канонов классического танца.

Важное значение имеет ритмика, которая учит умению согласовывать свои движения с музыкой. Чтобы научиться хорошо, танцевать, необходимо упорно и систематически работать над овладением техникой танца. Для совершенствования танцевальной техники требуются постоянные тренировки на занятиях.

Каждое занятие включает в себя ряд специальных упражнений экзерсиса у станка. Каждое упражнение экзерсиса направлено на разогрев и развитие определенных групп мышц. Целесообразно начинать обучение с классического экзерсиса, так как классический танец является основой для любого вида танца.

Упражнения классического танца могут выполняться у станка и на середине зала. Особенно важен здесь экзерсис у станка, так как независимо от жанрового направления работы хореографического коллектива экзерсис способствует развитию природных хореографических данных, развитию хореографических качеств и способностей детей, разогревает мышцы корпуса, ног, рук, развивает подвижность суставов укрепляет мышцы и сухожилия.

Упражнения экзерсиса у станка выполняются в строгой последовательности, исходя из закона «от простого – к сложному». Экзерсис у станка должен развивать хореографические и физические данные у детей: выворотность в стопе, колене, бедре, высокий подъем, вытянутость колена и пальцев, величину шага, гибкость корпуса, силу ног, пластичность рук, высоту прыжка и апломб. Эффективность воздействия движений классического танца зависит от правильной техники их выполнения, которую можно достичь, применяя подводящие упражнения и контролируя работу необходимых групп мышц. Каждое занятие направлено на изучение методики исполнения движений, которую желательно объяснять образно.

Педагогу следует внимательно следить за востребованностью изучаемого материала, и если заметно, что новый материал усваивается плохо, то следует обратить внимание на плотность занятия, сложность материала, форму подачи материала.

Рассмотрим более подробно содержание хореографического занятия. Хореографическое занятие – это форма организации педагогического процесса, при котором педагог в течение установленного времени (45 мин., 90 мин.) руководит коллективной деятельностью постоянной группы обучающихся, используя виды, средства и методы работы, создающие условия для овладения основами изучаемого предмета, а так же воспитания и развития детей.

Общая цель занятия: обучение знаниям, умениям и навыкам хореографического мастерства, развитие творческого потенциала ребенка, его личности. Рассмотрим следующие виды занятий в детском хореографическом коллективе: групповые, мелкогрупповые, индивидуальные.

  1. Групповые занятия – это занятия, в которых участвует вся группа. Руководитель и педагог непосредственно воздействует на всех детей, предоставляя возможность для творческого развития личности в коллективе. На групповых занятиях изучаются новые движения, массовые танцы.

  2. Мелкогрупповые занятия – это занятия, в которых участвует от 3 до 12 детей. Применяются для отработки конкретных движений, комбинаций, танцевальных номеров.

  3. Индивидуальные занятия – это занятия, в которых участвует от 1 до 3 детей. Применяется для развития и совершенствования танцевальных умений и навыков, а так же для устранения пробелов в знаниях, если таковые имеются. Может применяться как воспитательная беседа с учеником.

Формы занятий в детском хореографическом коллективе: урок, репетиция, концерт.

1.Урок – необходимая форма работы в хореографическом коллективе, на котором осваивается новый танцевальный материал, совершенствуется методика исполнения движений, вырабатывается техника исполнения движений, поддерживается общая физическая форма, выявляются творческие способности и творческая активность. Структура урока:

  1. Организованный вход в зал.

  2. Разминка. В этой части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки к выполнению упражнений основной части занятия. Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе народных, современных, бальных танцев, общеразвивающие упражнения. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы. Для проведения упражнений применяются различные методы: раздельный, в движении, игровой (например, в виде музыкальной игры).

  3. Повторение пройденного материала. Здесь отрабатывается и закрепляется изученный хореографический материал, проверяется домашнее задание.

  4. Изучение нового материала. Та часть урока, в которой решаются основные задачи, является основной. Решение поставленных задач достигается применением большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, элементов народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений.

  5. Репетиционно - постановочная деятельность.

  6. Игра.

  7. Организованный выход из зала.

Урок длится 45 минут, занятие – 90 минут,

2.Репетиция – служит для отработки и повторения танцевальных номеров к концерту. На репетицию приглашаются только исполнители танца и дублеры. Репетиция состоит из разминки и основной репетиционной деятельности, назначается в урочное или внеурочное время, удобное для руководителя и исполнителей.

3.Концерт – наивысшая форма организации показа танцевальных номеров хореографического коллектива, где дети демонстрируют достигнутые успехи, творческий рост, свои способности.

Независимо от используемых форм и видов занятий в детском хореографическом коллективе, работа должна строиться так, чтобы каждый ребенок развивался как личность, приобретая танцевальные умения и навыки. Использование различных форм и видов занятий помогает руководителю грамотно распределять физическую нагрузку на занятии, учитывать индивидуальные особенности детей, создавать условия для творческого раскрепощения и самореализации ученика в коллективе.

Руководителю следует учитывать принципы построения занятия хореографии. Построение занятия определяется 4 условиями:

  • соразмерностью отдельных частей занятия;

  • подбором упражнений и последовательностью их выполнения;

  • чередованием нагрузки и отдыха;

  • составлением учебных комбинаций на занятии.

В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей занятия хореографии может меняться. В среднем основная часть занятия при любой его продолжительности составляет около 50% общего времени. Если урок проводится в начале тренировочного занятия, то подготовительная часть займет около 10% времени всего урока, а заключительная, назначение которой готовить занимающихся к предстоящей работе над отработкой танца, не должна быть затянутой и вялой. Подбор упражнений для разминки и методы проведения должны способствовать лучшему разогреванию и активизации работоспособности ребёнка.

Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми. Рекомендуется сначала применять движения несложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность выполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, применять упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку. Важное место в построении урока занимает методика составления учебных комбинаций, т.е. различных соединений из движений, прыжков, равновесий, поворотов, прыжков, акробатических элементов и т. п. Здесь не может быть единого рецепта, многое зависит от квалификации хореографа.

Однако и здесь существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:

- возрастные особенности учеников,

- хореографические и физические возможности на данном этапе обучения,

- оптимальную трудность композиции,

- логическую связь движений,

- элемент новизны и разнообразия.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бондаренко, А.С. Методика хореографической работы в школе и школьных заведениях./А.С. Бондаренко. - М.: 2018. – 23-24 с.

  2. Давыдов, В.В. Психология развития школьников./В.В. Давыдов.-М.:2015.-7 с.

  3. Ивинг, В.П. Хореографическая работа со школьниками./В. П. Ивинг. - Л.: 2016.- 113 с.

  4. Красук, П.Я. Выразительные средства танца./П.Я. Красук. - Советский балет, №8, 2015. – С. 32

  5. Луцкая, Е. Жизнь в танце./Е. Луцкая. - М.: «Искусство», 2016. – 103 с.

  6. Осипова, М. П. Активизация познавательной деятельности младших школьников./М.П. Осипова, В.Н. Медвянская. - М.: 2016.- 201, 204 с.

  7. Пасынкова, Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности. /Н.Б. Пасынкова. - М.: 2015.- 142-146 с.

  8. Ткаченко, Т. Работа с танцевальным коллективами/Т. Ткаченко.-М.:2017.-90 с.

Электронный ресурс

  1. Творческие способности. URL:http://www. remox.ru /articles/ creative_ability. html..

  2. Творческие методы. URL: http://www.remox. ru/articles/ creative_thinking_rhp 2.html..

  3. Развитие творческих способностей детей. URL: http://tnn-hobby. ru / interesnyie-stati/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey.html.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!