СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия кружка "Путешествие на поезде "Здоровье""

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие способствует расширению представлений о способах сохранения здоровья. В игровой форме рассматриваются важные вопросы здорового образа жизни, содействует воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия кружка "Путешествие на поезде "Здоровье""»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Старомеловатская средняя общеобразовательная школа

Петропавловского муниципального района



План-конспект внеклассного занятия

кружка «Юные биологи»



«Путешествие на поезде «Здоровье»»













Выполнила:

Улезько Галина Филипповна,

учитель биологии

МКОУ Старомеловатская СОШ.












с. Старая Меловая, 2021






Девиз: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь». (А.Дистервег»

Класс делится на две команды.

Название викторины – название станции.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Учебный год подходит к концу. Мы проведём заседание кружка «Юные биологи», последнее в этом году. Подведём итоги, поиграем, поговорим о главном. «Крепок телом - богат и делом», « Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь», «Пешком ходить — долго жить». Скажите, пожалуйста, в жизни каждого человека, взрослого и юного, весёлого и грустного, бедного и богатого, красивого и не очень, на первом месте и всегда находится что? Правильно! Здоровье! Значит, тема нашего заседания будет посвящена….

Ведущий. Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие. Это необычное путешествие. Наш поезд называется «Здоровье». Нам нужно научиться управлять своим здоровьем. А для этого необходимо разобраться, от каких факторов оно зависит. Вы в детстве играли с использованием железной дороги и, наверное, помните, что есть состав, вагоны, станции. Каждая команда находится на станции в течение 10 минут, затем следует переход в течение 2 – 3 минут от одной станции до другой.

Время прибытия указано в ваших маршрутных листах. Капитаны получают маршрутные листы.

Маршрутный лист команды №1 (7 класс)

№п/п

Название станции

Время прибытия

Время убытия

Оценка

Общий балл

участники

болельщики

штраф

1

«Возьму лекарство у природы»







2

«Чистота – залог здоровья»







3

«Скорая помощь»







4

«Неболейка»







5

«Движение и спорт»







6

«Цифровые датчики»







7

«Вредные привычки»







8

«Братья наши «меньшие»»







9

Общий сбор








Итог



Место


Начало мероприятия - 13.45.

Штрафные очки: баллы снимаются за:

  1. Шумное поведение;

  2. Нарушение дисциплины;

  3. Опоздание с прибытием.

Станции располагаются в спортивном зале.

  1. Станция «Возьму лекарство у природы»

Оборудование: Слайды с изображением лекарственных растений, гербарии.

  1. Какую траву «любят» кошки, и какую болезнь лечит это растение? (Валериана, сердечные недуги).

  2. Назовите растения, у которых в качестве сырья используют цветы или соцветия (Липа, первоцвет весенний, пижма).

  3. 1.Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква, содержит лимонную кислоту).

  1. Плоды каких кустарников богаты витамином С?

(Черная смородина, шиповник).

  1. Какие болезни лечит красавица берёза?

  2. (Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

  3. Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?( Шиповник и черёмуха.)

  4. .Какие лекарственные растения носят "звериные” названия? (Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

  5. .Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

  1. Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?(Приложить лист подорожника)1.


Ведущий. Начальником первой станции является староста нашего кружка Плотникова Анастасия. Она расскажет о своей исследовательской работе.

Недавно в нашем селе появился ещё один социальный объект – аптека. Посещая аптеку, я заметила на полках множество коробок с названиями известных растений. Поэтому я и заинтересовалась темой сохранения здоровья. Почему траволечение и сегодня актуально, а многие люди интересуются им?

Объектом моих исследований стали лекарственные растения нашего села.

Я выбрала эту тему, так как одной из важнейших проблем на сегодняшний день является сохранение здоровья человека.

Цель работы – выяснить, как можно применить лекарственные растения в повседневной жизни.

Собирая лекарственные растения в экологически чистых местах нашего села, я научилась распознавать растения по внешнему виду.

. Наряду с приготовлением целебного чая, из растительного сырья я научилась экстрагировать полезные вещества и использовать их в дальнейшем для создания мази от ушибов.

  1. Станция «Чистота – залог здоровья».

Ведущий. «Смолоду закалишься - на весь век сгодишься», «Чаще мойся, воды не бойся»! Все согласны с поговоркой? Наш поезд прибыл на станцию «Чистота – залог здоровья».

Вопрос по типу: вредно-полезно. Отметьте: что полезно, а что вредно:

Кушать плотно, «наверхосыточку» — вредно

Читать в постели — вредно

Делать зарядку на свежем воздухе – полезно

Прикасаться к глазам грязными руками – вредно

Круглый год спать с открытой форточкой – полезно

Принимать воздушные ванны – полезно

Смотреть целый день телевизор – вредно

Спокойный, достаточно продолжительный сон — полезно

Ухаживать за ногтями – полезно

Тщательно пережёвывать пищу – полезно

Сахар заменять мёдом, фруктами, ягодами, сухофруктами — полезно.2

Ведущий. Жюри подсчитывает баллы. А наш поезд движется в направлении следующей станции.


  1. Станция «Скорая помощь».

Ведущий. «Не рад больной и золотой кровати», «здоровье не деньги — взаймы не выпросишь»! Уважаемые пассажиры, наш поезд прибыл на станцию «Скорая помощь».

Желаю вам удачи при выполнении практических заданий.

  1. Задание практическое. Остановить кровотечение с помощью жгута.

  2. Задание практическое. Оказать первую помощь при переломе плеча.

  3. Оказать первую помощь при тепловом ударе.

  4. Оказать первую помощь при солнечном ударе.


  1. Станция «Неболейка».

Ведущий. У нас на пути полустанок под названием «Неболейка». Прошу вас принять участие в викторине.

  1. Какие меры профилактики гриппа вы знаете?

  2. Назовите болезни «грязных рук» (Дизентерия, гепатит, диарея, туберкулёз).

  3. Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (Холера, дизентерия, гельминтоз, сальмонелёз).

  4. Как избежать заболевания педикулёзом? (Чаще мыть голову, не пользоваться чужими расчёсками, чужими предметами личной гигиены).

  5. Почему опасно гладить незнакомых собак и кошек? (возможно заражение яйцами глистов, блохами, лишаями).

  6. Признаками какого заболевания может быть покраснение, зуд кожи руки?

(Возможно, что это чесотка, вызываемая чесоточным клещом).

  1. Расставьте последовательность закаливания в виде ряда цифр:1)умывание холодной водой лица 2)купание в водоёме 3)растирание холодной водой до пояса 4)контрастный душ 5)обливание тела водой. (13452)

  2. Кто такие «моржи»? Можно ли без подготовки купаться зимой в проруби? (Для того, чтобы стать моржом, нужно подготовку начинать летом, за полгода до зимы)3


  1. Станция «Движение и спорт».

Ведущий. «Быстрого да ловкого болезнь не догонит», «Сидеть да лежать, болезни поджидать», «Если не бегаешь, пока здоров, придется бегать, когда заболеешь»! Ребята, это самая крупная станция нашего следования! Пришло время проверить ваше домашнее задание. Желаю всем участникам удачи!

Каждая команда из шести комплексов выбирает два. Демонстрирует движения и комментирует свои действия.

  1. Показать комплекс гимнастики для глаз. https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/08/19/zritelnaya_gimnastika_dlya_shkolnika.docx

  2. Показать комплекс гимнастики на осанку с гимнастической палкой. Показать комплекс гимнастики на осанку с гимнастической палкой.

https://infourok.ru/kompleks-lechebnoy-gimnastiki-s-gimnasticheskoy-palkoy-pri-narushenii-osanki-dlya-uchaschihsya-klassov-1677439.html

  1. Показать комплекс дыхательной гимнастики. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/01/14/kompleksy-dyhatelnoy-gimnastiki

  2. Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук. https://tennis74.ru/articles/web/shoulder-girdle.php

  3. Показать комплекс гимнастики для релаксации. https://4brain.ru/blog/упражнения-для-релаксации/

  4. Показать комплекс гимнастики на осанку.

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/zdorovyeblog/2853760.html


  1. Станция «Цифровые датчики».

Ведущий. «Аптека не прибавит века». Ребята, как вы понимаете эту поговорку? Поезд прибыл на самую новую станцию маршрута.

Нас встречает начальник станции Кривошлыкова Катя.

Кривошлыкова Екатерина, командир кружка «Юные биологи». Все знают, насколько важен для здоровья чистый воздух. Не зря говорят: «Чистая среда — для хвори беда»! В этом году на нескольких занятиях кружка мы осваивали цифровые датчики. Цель работы: определить уровень качества воздуха по измерению концентрации углекислого газа и кислорода. Использовали соответствующие датчики. Измерения производили в разных классах нашей школы, сравнили показатели до проветривания и после.

Ведущий. Оъявляю мини-викторину для болельщиков.

Итак, вопросы – загадки4.

  1. Его не купишь ни за какие деньги(здоровье)

  2. Белая смерть нашего века(наркотики)

  3. Он создал из обезьяны человека(труд)

  4. Добровольное отравление никотином(курение)

  5. Зеркало души(глаза)

  6. Массовое заболевание людей или животных(эпидемия)

  7. Орган, регулирующий температуру тела(кожа)

  8. Тренировка организма холодом(закаливание0

  9. Жидкость, переносящая в организме кислород(кровь)

  10. Наука о чистоте(гигиена)

  11. Зелёный змий(алкоголь)

  12. Чума XX века(вирус СПИДа)

Жюри подводит итоги и объявляет победившую команду.

Учитель. Ребята, заседание нашего кружка подошло к концу. Я благодарю вас за активную работу, и думаю, что сегодняшнее занятие заставило вас ещё раз задуматься о самом первостепенном и значимом, о здоровье, значит, у нас сегодня нет проигравших!


Литература

1. Алексеев В.А. Триста вопросов и ответов по экологии.- Ярославль: Академия развития, 1998.

2. Ашихминова Т.Я. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое пособие.-М.: АГАР, 2000.

3. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе «Учитель», Волгоград, 2003.

4. Головин Б. Н. О чём говорят названия растений. – М.: Колос, 2002.

5. Завражнов В.И., Китаева Р.И., Хмелёв К.Ф. Лекарственные растения Центрального Черноземья.- Воронеж, ВГУ, 1972.

6. Замятина Н.Г. «Лекарственные растения». Энциклопедия природы России. Справочное издание. Издательство «ABF», Москва, 2007.

7. Курганский С.М. Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы. - М.:ВАКО, 2015

8. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М.: Высшая школа, 1992.

9. Сафронов Н.Н. Полный атлас лекарственных растений.- М.: «ЭКСМО», 2011.

10. Якушкина Е.А, Попова Т.Г. Проектная деятельность учащихся. Биология 5-9 класс, изд-во «Учитель», Волгоград, 2009.



1 https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/11/18/viktorina-po-lekarstvennym-rasteniyam

2 https://detskiychas.ru/victorina/victorina_gigiena/

3 Балабанов В.В. Предметные недели в школе. Волгоград: «Учитель», 2003

4 Курганский С.М. Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы. - М.:ВАКО, 2015.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!