СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" содержит задания профессиональной направленности для обучающихся по специальности 34.02.01 Сестрнинское дело

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"»

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка……………………………………………...........

3

Структурно-логическая схема занятия………………………………...

8

Содержание занятия…………………………………………….............

9

Список использованных источников…………………………………….

18

Приложение А. Список человеческих качеств ..………………………..

19

Приложение Б. Ребусы ……………………….………………………….

20

Приложение В. Список персонажей для выполнения задания с учётом профессиональной направленности……………………………


21

Приложение Г. Здоровый человек и его окружение (материал из учебника) ………………………………………………………………….


23

Приложение Д. Упражнения для физкультминутки …………………...

26


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка занятия по теме «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» разработана в соответствии с ФГОС СПО специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и рассчитана на одно занятие (2 часа) в соответствии с календарно-тематическим планом программы учебной дисциплины.

Данная тема входит в изучение общеобразовательной дисциплины базового уровня ОДБ.02 Литература. Преподавание реализовано с учётом профессиональной направленности обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

Актуальность темы:

В современном мире остро стоит вопрос сохранения семейных ценностей. Обучающимся необходимо прививать мысль о важности семьи для каждого человека и общества в целом. В этом плане роман «Война и мир» Л.Н. Толстого представляет большой материал, так как тема семьи в этом произведении занимает одну из ключевых позиций. Ведь семья для Толстого — это почва для формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

Тип учебного занятия: комбинированное занятие.

Цели занятия:

Учебные:

  • раскрыть тему «Мысль семейная» на материале романа Л.Н. Толстого «Война и мир», используя элементы анализа средств создания образов героев;

  • через сопоставительную характеристику семей выявить авторский взгляд на тему семьи.

Развивающие:

  • совершенствовать исследовательские навыки обучающихся, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы;

  • способствовать развитию логического мышления, медицинской наблюдательности;

  • способствовать развитию умения сравнивать и выделять различия;

  • развивать познавательную и поисковую активность;

Воспитательные:

  • формировать собственный семейный идеал обучающихся;

  • формировать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и ситуациях окружающей жизни, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

  • формировать чувство ответственности, внимательного и доброжелательного отношения к пациентам, этики и деонтологии.

Мотивация темы

Обучающимся необходимо понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, быть готовыми брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. Этому будет способствовать живое восприятие творчества Л.Н. Толстого, в частности романа-эпопеи «Война и мир». В системе всех основных образов произведения Л.Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых показывает отношение к идеалу домашнего очага. Для будущих медицинских работников поучительным окажется наблюдение за пищевым поведением, режимом жизни, внешностью героев и болезнями героев. Принципы реализма как литературного направления позволят проследить причинно-следственные связи здоровья и судьбы героев.

Будущий медицинский работник должен знать принципы охраны здоровья населения, уметь представлять информацию о мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья, в понятном для пациента виде.

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Обучающийся (базовый уровень) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 4.5. Соблюдать правила медицинской этики

ПК 4.7. Решать проблемы пациента посредством сестринского ухода

Личностные результаты освоения программы по учебному предмету отражают:

ЛР 13. Проявляющий навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной деятельности.

ЛР 14. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить.

ЛР 21. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д.

ЛР 24. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

После изучения данной темы обучающийся должен:

уметь:

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- анализировать образы героев романа;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

знать:

- идейное содержание романа «Война и мир»;

- основные теоретико-литературные понятия;

- основные принципы здорового образа жизни.

Междисциплинарные связи:

ОДБ.01 Русский язык

ОДБ.04 История

ОП.05 Гигиена и экология человека

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационном процессах

МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • «перевернутый класс»;

  • системно-деятельностный подход;

  • словесный (лекция, объяснение, фронтальная беседа);

  • наглядный (демонстрация мультимедийной презентации)

Место проведения лекции: учебная аудитория ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».

Материально-техническое оснащение занятия:

  • Компьютер, проектор;

  • Мультимедийное сопровождение;

  • Раздаточный материал «Здоровый человек и его окружение»;

  • Текст романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ

Этапы занятия

Время

(мин)

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Организационный момент

2

Приветствие. Проверка присутствующих на занятии. Оценка внешнего вида.

Приветствуют преподавателя, слушают, отвечают.

Целеполагание

2

Помогает сформулировать тему с помощью ребусов, подводит к определению целей, плана проведения занятий

Отгадывают ребусы, определяют тему, выдвигают варианты целей.

Изложение нового материала

36

Делит обучающихся на группы. Выдаёт задание

Работают в группах. Представляют свои работы, создают «Облако слов»

Закрепление материала

5

Классификация основных черт семей романа

https://learningapps.org/29735372

Выполняют упражнение. Проверяют

Физкультминутка*

2

Показывает упражнения

Выполняют упражнения

Задание с учётом профессиональной направленности обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

35

Раздаточный материал «Здоровый человек и его окружение» / учебник Кучма, В.Р. Здоровый человек и его окружение : учебник / В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. - 4-е изд. - ; Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 544 с.

  1. Заполняют краткую историю болезни на персонажей.

  2. Составляют памятки о том, как персонажам сохранить своё здоровье

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

3

Объясняет задание

Записывают

Рефлексия,

Оценка работы

5

Проводит рефлексию, оценивает работу

Делятся впечатлениями

Итого

90





СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ


«Перевёрнутый класс»: К данному занятию обучающимся необходимо выполнить следующую самостоятельную внеаудиторную работу:

  1. Подобрать цитаты из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», характеризующие семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, записать в тетради возраст героев (Наташа Ростова, Курагины, Пьер Безухов и др.), образ жизни, занятия и привычки.

  2. На модульной объективно-ориентированной динамической обучающей среде (Moodlе) изучить теоретический материал «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Студенты делятся на рабочие группы. На парте лежат карточки, на которых записаны человеческие качества (приложение А). При входе в кабинет обучающиеся берут карточку, читают качество, определяют, к какой семье из романа оно относится, и занимают место за соответствующим столом.

Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к занятию (халаты застёгнуты, шапочки надеты, сменная обувь). Отмечаем отсутствующих.

Целеполагание

Отгадывают ребусы для определения темы (приложение Б).

Формулируют тему занятия.

«Мысль семейная» — важнейшая тема в «Войне и мире». Для Толстого это — основа основ. В романе мы видим Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких, Безуховых, есть упоминание о Бергах, Долоховых, Карагиных. Им всем присущи отличительные семейные черты. Ключевую роль в развитии сюжета играют Ростовы, Болконские и Курагины. В рамках занятия остановимся на их характеристике подробнее.

Аналитическая работа (в группах, с опорой на текст романа)

1-ая группа - Семья Ростовых — стиль отношений в семье, основная черта всех Ростовых, единодушие в семье — залог счастья всех её членов.

  1. Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Л. Н. Толстого?

  2. Что значит для Ростовых родительский дом?

  3. В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?

  4. Каковы взаимоотношения родителей и детей?

  5. Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить семья в жизни Наташи-матери?

  6. Подберите существительные, которые бы отражали взаимоотношение в семье.

Примерный ответ. Первое знакомство читателя с семьёй Ростовых происходит в начале романа, когда автор показывает радушный приём по случаю именин двух Наталий — графини-матери и дочери. Неожиданно, посреди вечера, в гостиную врывается молодое поколение, привнося с собой радость и нарушая все светские приличия. В хлебосольном доме по-семейному тепло. Графиня — жена и многодетная мать. Граф Ростов «как выше, так и ниже его стоявших людей», то есть, независимо от их положения в обществе, встречает одинаково радушно. Так же, как и в салоне Шерер, там говорят о войне, но старшее поколение этот вопрос волнует потому, что сражаться идут их сыновья.

Конечно, для Ростовых характерно соблюдение светских условностей, ведь они дворяне, но за этим никогда не стоят расчёт и корысть. Их фамилия созвучна слову «простые»: они радушны и гостеприимны, естественны и откровенны, чутки и бескорыстны, умеют искренне любить.

Итак, семья Ростовых — это граф и графиня, их старший сын Николай и младший Петя, дочери Вера и Наташа. У них живёт и неродная девочка — Соня, но ей здесь уютно.

Описание именин контрастирует с картиной аскетичного быта Болконских в Лысых Горах. Располагая рядом эти эпизоды, Толстой хочет подчеркнуть, что в их жизни чувства уступают место разуму. 

Способность Ростовых притягивать к себе людей, понять чужую душу, умение сопереживать, сочувствовать (Петя Ростов и французский барабанщик; Наташа и Соня, Наташа «оживит» сердце Андрея; Наташа-патриотка, не задумываясь, отдает все подводы под раненых; уход за раненым Болконским. Николай Ростов защитит княжну Марью в имении отца от бунта мужиков.)

С помощью сервиса https://wordscloud.pythonanywhere.com/ создадим «Облако слов», записав существительные, которые отражают взаимоотношенияв семье Ростовых: Искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир, широта души, доверчивость, безрассудная щедрость, бескомпромиссность, порядочность, рыцарство, жизнелюбие, верность.


2-я группа. Семья Курагиных — стиль отношений между членами семьи.

  1. Назовите членов семьи.

  2. Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

  3. Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благородство, совесть, жертвенность?

Светский лев князь Василий и его дети — Элен, Анатоль и Ипполит. Князь Василий не любит своих детей. Сыновей называет «дураками». Свою блистательную дочь князь привозит в салон Шерер, чтобы подыскать выгодную партию. Он жалуется Анне Павловне, что дети — «обуза его существования», и просит пристроить красавца сына Анатоля к невесте побогаче. Представители этой семьи ещё не раз на страницах романа покажут своё истинное лицо: вспомним отвратительную борьбу за мозаиковый портфель с завещанием умирающего графа Безухова (князь Василий в погоне за богатством готов на любое преступление); вспомним сцену сватовства Анатоля к Марье Болконской, когда самовлюблённый повеса оказывает недвусмысленные знаки внимания компаньонке Бурьен. Этот же Анатоль, будучи женатым на польке, решит ухаживать за юной Ростовой, чем расстроит её помолвку с Болконским. Элен выйдет замуж за Пьера, подло изменит, заберёт половину состояния и будет жить в свое удовольствие, оставшись в Москве тогда, когда всё население покинет город, ожидая французов. «Подлая бессердечная порода» Курагиных — авторский антиидеал воспитания.

Эта семья интриганов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен -запутавшись в них, она умирает.

С помощью сервиса https://wordscloud.pythonanywhere.com/ создадим «Облако слов», записав существительные, которые отражают взаимоотношение в семье Курагиных: материальные приобретения, выгода, расчёт, корысть, равнодушие к другим людям, фальшь.


3-я группа. Семья Болконских — идеалы, фундамент семьи, стиль отношений между членами семьи, характеристика старого князя Болконского, Андрея, Марьи.

  1. Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?

  2. Составляют ли они породу, как Ростовы? Что общего у них?

  3. Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

  4. Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?

  5. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

  6. Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

  7. Как и почему меняется отношение к семейной жизни у князя Андрея?

  8. Подберите существительные, которые бы отражали взаимоотношение в семье.

С теплотой и сочувствием относится Толстой к семье Болконских.

Князь Николай Андреевич. В Лысых горах свой особый порядок, особый ритм жизни. Князь вызывает у всех людей неизменное уважение, несмотря на то, что давно не состоит на государственной службе. Деятельный ум его постоянно чем-то занят. Он воспитал прекрасных детей.

Княжна Марья. Сострадательное сердце княжны переживает чужую боль сильнее, чем свою. «Я видела раздирающую душу сцену. Это была партия рекрут, набранных у нас и посылаемых в армию. Надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети тех, которые уходили, и слышать рыдания тех и других. Подумаешь, что человечество забыло законы своего божественного спасителя, учившего нас любви и поощрению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга.

Николай Андреевич строг с дочерью Марьей: сам учит её математике, чтоб не была похожа «на глупых барышень», иногда прочитывает письма от её подруги Жюли, чтоб не писали вздора. Но он искренне хочет ей счастья. Когда к девушке сватается красивый, но глупый и беспринципный Анатоль, старый князь даёт ей возможность самостоятельно принять решение и очень радуется её мудрому отказу. С годами княжне Марье всё тяжелее сносить упрёки и колкости отца, у него очень тяжёлый характер.

Однако в сцене ухода старого князя из жизни проявляется его истинное отношение к дочери. Во время Отечественной войны 1812 года, узнав, что французы уже под Смоленском, Николай Андреевич не выдерживает этого известия, своей беспомощности, чувства безысходности. «Душенька», «голубушка», «все мысли о тебе» — вот те слова, которые старый князь обращает к девушке перед смертью. Он не проявляет родительскую любовь так открыто, как Ростовы, но выражает её в неустанной заботе, чтобы дать Андрею и Марье хорошее образование, воспитать честными, достойными людьми.

Его дети строят блестящее будущее: князь Андрей — один из лучших представителей прогрессивного дворянства, отдавший жизнь за Россию. А княжна Марья в эпилоге изображена Толстым как прекрасная жена и мать. Её супруг, Николай Ростов, искренне любит её и гордится тем, что «она так умна и хороша».

«Никогда, никогда не женись, мой друг… чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым» - говорит Пьеру. Мечта о славе, о своем Тулоне. Но мысли его принимают иное направление, когда его, раненого, уносят с поля Аустерлица. В душе Андрея совершается переворот. Честолюбивые мечты сменяются тягой к простой и тихой семейной жизни. Но вспомнил «маленькую княгиню» и понял, что в своем пренебрежительном отношении к ней часто бывал несправедлив. Жизнь мстит ему за болконскую гордость. И когда подобревший и смягченный Князь возвращается в родное гнездо, умирает от родов жена.

С помощью сервиса https://wordscloud.pythonanywhere.com/ создадим «Облако слов», записав существительные, которые отражают взаимоотношение в семье Болконских: Честь, честность, непримиримость ко всему несправедливому, «деятельность и ум», патриотизм, уважение, преданность, человеческое достоинство.


Вывод (запись в тетради):

По мысли Л. Н. Толстого, каждая из семей романа воплощает авторский идеал (Болконские, Ростовы) или антиидеал (Курагины). Поскольку Ростовы представляются семьёй, которая «живёт сердцем», ими движут порывы, порой, безрассудство. Болконские, напротив, – воплощение рассудочности, собственные страсти они стараются обуздать рациональным началом. Курагины – антиподы. Представители этой семьи символизируют отрицательные начала в человеке.

Болконские живут умом, Ростовы – сердцем, а Курагины – корыстными интересами.

Семья для Л.Н. Толстого – это награда для человека.

- Назовите героев, которых автор награждает этим счастьем.

Примерный ответ: К тихому семейному уюту Толстой приводит в эпилоге своих любимых героев — Наташу Ростову и Пьера Безухова, Марью Болконскую и Николая Ростова. В семье Марьи и Николая царят любовь и уважение, потому что они оба унаследовали лучшее от своих родителей и потому что «ум ума» и «ум сердца» прекрасно дополняют друг друга.

- Какой из двух союзов эпилога для автора, на ваш взгляд, является идеальным?

Примерный ответ:

Идеальным для автора является союз Пьера и Наташи. Каждый из них прошёл долгий путь преодоления собственных ошибок и заблуждений и выстрадал право быть счастливым. Пьер — интеллектуальный центр семьи (Толстой намекает на его работу в тайном декабристском обществе), Наташа — её духовная опора, она ни на секунду не прекращает своего самоотверженного труда на благо близких и воплощает толстовский идеал женщины.

Физкультминутка (приложение Д)

Задания с учётом профессиональной направленности обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Одним из условий существования счастливой семьи является здоровье. Мы с вами увидели, что Л.Н. Толстой наградил в эпилоге любимых героев семьёй и детьми. Чтобы такое счастье состоялось, человек должен сохранять и поддерживать своё здоровье.

На столах у вас лежит раздаточный материал по теме «Здоровый человек и его окружение» и «Сестринская история болезни».

Для работы у нас шесть персонажей. Обучающиеся, сидящие за двумя рядом стоящими партами, образуют группу. Каждая группа называет цифру от 1 до 6. Так выбираем одного персонажа (приложение Г).

Задание: заполните на персонажа краткую историю болезни, используя цитаты из текста романа для подтверждения фактов о герое. Подготовьте памятку для сбережения его здоровья.

Пример выполнения задания:

Ф.И.О. больного Анатолий Васильевич Курагин

Пол: Мужской

Возраст: в начале романа примерно 20-22 года, на момент смерти в 1812г. – 27-29 лет

Постоянное место жительства: Москва, так как отец отослал его из Петербурга за какую-то серьёзную выходку.

Место работы, профессия или должность: военнослужащий, офицер (кавалергард, то есть офицер особого полка гвардейской тяжёлой кавалерии Российской империи)

Социальный статус: Женат

Диагноз: Ранение в ногу, ампутация

Вредные привычки:

- курение ДА НЕТ

- употребление алкоголя (подчеркнуть): Не употребляет, умеренно, избыточно.

Духовный статус, образ жизни: культура, верования, развлечения, отдых, моральные ценности: ведёт разгульный образ жизни («Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света»), главная страсть Анатоля — женщины и веселье, он считает своё увлечение вполне достойным и даже благородным.


Памятка для Анатолия Васильевича Курагина

  1. Соблюдение режима дня (ночной сон 7-8 часов, ложиться не позднее 23:00).

  2. Соблюдение режима питания (сделать выбор в пользу овощной и белковой пищи, исключить алкоголь и сладкое, не переедать на ночь).

  3. Перестать вести беспорядочную половую жизнь, вернуться к жене-польке.

  4. Совершать ежедневные прогулки на свежем воздухе, выезжать за город.


Не соблюдение рекомендаций (Том 3, часть 2, Глава XXXVII): «на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой..» - Анатоль потерял былую стройность и стал полным, обрюзгшим мужчиной.

Обучающиеся представляют свою работу.

Вывод: Со времени появления романа Л. Н. Толстого прошло много лет, но главные ценности семьи: любовь, доверие, взаимопонимание, честь, порядочность, патриотизм – остаются главными нравственными ценностями. Семья – это нравственная основа жизни, которая закладывает правила сохранения здоровья. Роман «Война и мир» - это произведение, в котором в полной мере можно увидеть черты реализма. Мы увидели, к каким последствиям может привести не соблюдение элементарных принципов ЗОЖ. Для вас уроки романа «Война и мир» важны в двойне: для будущей вашей семейной жизни и для вашей профессиональной деятельности по специальности «Сестринское дело».

Рефлексия: Был ли вам полезен материал занятия? Что нового узнали? Что можете взять для жизни для дальнейшей работы по предмету?

Выставление оценок.

Самостоятельное внеаудиторное задание: подготовить сообщение по теме «Диалектика души главных героев романа «Война и мир».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Литература : учебник : в 2-х ч. Ч. 1 / [ Г.А. Обернихина и др.]. - Москва : Академия, 2017. – 344 с.

  2. Амелина, Е.В. Литература : общеобразовательная подготовка : учебное пособие / Е.В. Амелина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 447 с.

  3. Здоровый человек и его окружение

  4. Анатоль Курагин. - Текст: электронный // Образовака : сайт. – URL: https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/harakteristika-kuragina.html (дата обращения: 01.12.2022)

  5. Андрей Болконский. - Текст: электронный // Образовака : сайт. – URL: https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/andrey-bolkonskiy-harakteristika.html (дата обращения: 01.12.2022)

  6. Марья Болконская. - Текст: электронный // Образовака : сайт. – URL: https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/marya-bolkonskaya-harakteristika.html (дата обращения: 01.12.2022)

  7. Наташа Ростова. - Текст: электронный // Образовака : сайт. – URL: https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/natasha-rostova-harakteristika.html (дата обращения: 01.12.2022)

  8. Пьер Безухов. – Текст: электронный // Образовака : сайт. – URL: https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/per-bezuhov-harakteristika.html (дата обращения: 01.12.2022)

  9. Элен Курагина. – Текст: электронный // Образовака : сайт. – URL: https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/harakteristika-elen-kuragina.html (дата обращения: 01.12.2022)



ПРИЛОЖЕНИЕ А


Список человеческих качеств


Искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир, широта души, доверчивость, безрассудная щедрость, бескомпромиссность, порядочность.

Честь, честность, непримиримость ко всему несправедливому, «деятельность и ум», патриотизм, уважение, преданность, человеческое достоинство.

Материальные приобретения, выгода, расчёт, корысть, равнодушие к другим людям, фальшь, интриганство, авантюризм.




ПРИЛОЖЕНИЕ Б



ПРИЛОЖЕНИЕ В


СПИСОК ПЕРСОНАЖЕЙ

для выполнения задания с учётом профессиональной направленности обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»


Персонаж

Том, часть, глава для поиска информации

Наташа Ростова

Том 1, часть 1, Глава VII – 13 лет

Том 2, часть 3, Глава X

Том 2, часть 3, Глава XII – 16 лет

Том 2, часть 3, Глава XIII – плавает, ездит верхом

Том 2, часть 3, Глава XVI

Том 2, часть 4, Глава VII

Том 2, часть 5, Глава VII

Том 2, часть 5, Глава VIII

Том 2, часть 5, Глава XXI – принимает мышьяк

Том 3, часть 1, Глава XVI – сильно заболевает

Том 3, часть 1, Глава XVII – лечение депрессии

Том 3, часть 3, Глава XXXII – после интриги Анатоля

Том 4, часть 4, Глава III – страдания после смерти Болконского

Том 4, часть 4, Глава XV – постаревшее лицо

Том 4, часть 4, Глава XVIII

Эпилог, часть 1, Глава V

Эпилог, часть 1, Глава X – изменения в браке


Пьер Безухов

Том 1, часть 1, Глава II –массивный, толстый молодой человек

Том 1, часть 1, Глава V – в 20 лет прибыл в Москву

Том 1, часть 1, Глава IV

Том 1, часть 1, Глава VI – кутежи с Анатолем

Том 1, часть 1, Глава XV – много ест и пьёт

Том 1, часть 1, Глава XVIII

Том 1, часть 3, Глава I

Том 1, часть 3, Глава II

Том 2, часть 1, Глава II – знает о поведении Элен

Том 2, часть 1, Глава VI – страшен в гневе

Том 2, часть 2, Глава III – знает о своих пороках

Том 2, часть 2, Глава X

Том 2, часть 3, Глава XXII – повышение по службе

Том 2, часть 5, Глава I – жизнь после свадьбы с Элен, много пьёт

Том 3, часть 1, Глава XIX

Том 3, часть 1, Глава XX – сильно потолстел

Том 4, часть 2, Глава XI – после плена похудел

Эпилог, часть 1, Глава V – свадьба с Наташей


Анатоль Курагин

Том 1, часть 1, Глава VI

Том 1, часть 1, Глава VII

Том 1, часть 3, Глава III

Том 2, часть 3, Глава V

Том 1, часть 3, Глава I

Том 2, часть 5, Глава XI

Том 3, часть 2, Глава XXXVII

Элен Курагина/ Безухова

Том 1, часть 1, Глава II

Том 1, часть 3, Глава I – красивый бюст, мраморная красота, связь с братом

Том 2, часть 1, Глава II – изменяет с Долоховым

Том 2, часть 1, Глава VI – развратная женщина, низменная страсть, не хочет иметь детей

Том 2, часть 3, Глава IX – о красоте Элен

Том 2, часть 3, Глава XII – изменяет с Борисом

Том 2, часть 5, Глава VIII

Том 2, часть 5, Глава IX – умеет льстить и лгать

Том 3, часть 3, Глава VI – изменяет с иностранным принцем и вельможей, хочет получить развод

Том 4, часть 1, Глава I – смерть от передозировки лекарства для прерывания беременности, официальная версия angine pectorale (франц. — грудная ангина)

Марья Болконская

Том 1, часть 1, Глава XXII – внешность

Том 1, часть 1, Глава XXV

Том 1, часть 3, Глава III – ничто не может ее украсить

Том 1, часть 3, Глава IV – близорукость

Том 1, часть 3, Глава V

Том 2, часть 3, Глава XXV – две страсти: племянник и религия

Том 2, часть 3, Глава XXVI

Том 3, часть 1, Глава VIII – ухаживает за старым отцом

Том 3, часть 2, Глава II – любит читать

Том 3, часть 2, Глава X

Том 4, часть 4, Глава III – дружба с Наташей

Том 4, часть 1, Глава XIV – любовь к Николаю

Эпилог, часть 1, Глава VII – свадьба с Николаем

Эпилог, часть 1, Глава IX

Эпилог, часть 1, Глава XVI - дети

Андрей Болконский

Том 1, часть 1, Глава III - адъютант Кутузова, 27 лет

Том 2, часть 1, Глава VII – ранение под Аустерлицем

Том 2, часть 1, Глава IX – сын Николай

Том 2, часть 2, Глава VIII - бросает военную службу

Том 2, часть 3, Глава III – 1809г ему 31 год

Том 2, часть 3, Глава XXIII

Том 2, часть 3, Глава XXV – слабое здоровье

Том 2, часть 3, Глава VI

Том 2, часть 5, Глава VIII – смерть жены

Том 3, часть 1, Глава VIII - возвращается на военную службу

Том 4, часть 4, Глава XII – умирает от раны, полученной во время Бородинского сражения





ПРИЛОЖЕНИЕ Г


Здоровый человек и его окружение


В укреплении и сохранении здоровья человека значительное место отведено роли семьи, вопросам планирования семьи и обеспечения здорового образа жизни населения.

Охрана здоровья — непосредственная обязанность каждого человека, он не вправе перекладывать её на окружающих. Не редко бывает так, что человек ведет неправильный образ жизни, нагружает себя вредными привычками, гиподинамией, перееданием и уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и только тогда вспоминает о медицине.

Но какой бы совершенной ни была современная медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С начала жизни человек должен получать адекватные физические нагрузки, соблюдать правила личной гигиены, разумно питаться, т.е. добиваться подлинной гармонии здоровья.

Здоровье — первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности.

Потребность в здоровье является важной предпосылкой к возможности познания окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — важное слагаемое человеческого фактора.

Традиционно выделяют три основных вида здоровья:

• физическое;

• психическое;

• нравственное (социальное)

и производные виды здоровья:

• репродуктивное;

• сексуальное;

• отдельных групп населения (по возрасту, профессии, полу и др.).

Физическое здоровье — естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье — уровень и качество мышления, уровень развития внимания и памяти, степень эмоциональной устойчивости и развития волевых качеств, которые зависят от состояния головного мозга.

Нравственное здоровье — моральные принципы, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

Отличительные признаки нравственного здоровья:

— сознательное отношение к труду;

— овладение сокровищами национальной и мировой культуры;

— активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Нравственно здоровым людям присущ ряд важнейших общечеловеческих качеств, которые делают их настоящими людьми. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — основанный на принципах нравственности, рационально организованный, трудовой, закаливающий образ жизни, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье.

Цель ЗОЖ — утверждение более разумных форм личного и коллективного поведения для сохранения и укрепления здоровья людей.

Элементы ЗОЖ (факторы, влияющие на здоровье и развитие человека):

— плодотворный труд;

— рациональный режим труда и отдыха;

— отсутствие вредных привычек;

— оптимальный двигательный режим;

— соблюдение личной гигиены;

— рациональное питание;

— закаливание и др.

Раскроем содержание основных элементов ЗОЖ.

1) Плодотворный труд — важнейший социальный фактор ЗОЖ, обеспечивающий человеку не только финансовое, но и социальное и психологическое благополучие.

2) Рациональный режим труда и отдыха — важнейший элемент ЗОЖ. При правильном и строгом соблюдении режима вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия труда и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности, производительности, организованности труда. Режим — это дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность и рациональное использование времени.

3) Вредные привычки — бич современной жизни.

а) Никотиномания разрушительно влияет на работоспособность мозга, физическую силу, функциональную устойчивость органов и систем, как в обычных, так и в экстремальных жизненных ситуациях; снижает адаптационные возможности организма человека. При этом негативное влияние оказывает и активное, и пассивное курение. Особенно опасно его воздействие на детей, подростков и стариков, у которых нервная регуляция либо еще несовершенна, либо изношена, следовательно, даже слабое и редкое воздействие может вызвать тяжелые последствия. Очень опасен никотин для беременных женщин; у детей, родившихся от курящих матерей, отмечается общее ослабление организма, чаще встречается различная патология с увеличением дальнейшей заболеваем ости и смертности детей.

б) Алкоголизм разрушает системы и органы человека; вызывает развитие симптомокомплекса болезненного пристрастия к алкоголю в виде:

— потери чувства меры и контроля над количеством потребленного алкоголя;

— нарушения деятельности нервной системы и внутренних органов.

В дальнейшем происходит разрушение личности человека, обесценивание и утрата социальны х связей, моральных ориентиров и ценностей.

в) Наркомания и токсикомания делаю т человека рабом, разрушают морально, психически, физиологически и социально.

4) Рациональное питание требует исполнения двух базовых принципов (законов):

1-й — соблюдение равновесия между получаемой и расходуемой энергией;

2-й — соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах.

При этом необходимо помнить, что небольшое количество калорий расходуется и в состоянии покоя (для поддержания физиологических функций организма).

Правила естественной системы питания:

  1. прием пищи только при ощущениях голода;

  2. отказ от пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке;

  3. отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной физической и умственной работы.

Очень важны такие показатели, как состав пищи и способ ее приготовления.
Рациональное питание обеспечивает высокую работоспособность, продление жизни и сохранение здоровья. Лица, страдающие заболеванием, должны соблюдать соответствующую диету.

5) Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие ЗОЖ и фактор, влияющий на здоровье человека. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями. Это укрепляет здоровье, повышает физические способности, обеспечивает профилактику неблагоприятных возрастных изменений. Кроме того, это важнейшее средство воспитания очень ценных качеств личности и стимулятор возможностей социальной адаптации человека.

Основные качества, характеризующие физически развитого человека: сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость.

На стыке с этим фактором находятся и два других важных элемента ЗОЖ:

  1. Соблюдение личной гигиены и 7) Закаливание.

Эти меры необходимы для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья. Личная гигиена способствует формированию адекватного самоощущения человека и создаёт условия для беспрепятственного общения с другими людьми. Закаливание же обеспечивает тренировку выносливости организма при воздействии различных факторов.

Значение семьи в жизни человека

Семья — социальная ячейка общества.

Очень часто обострение супружеских отношений вызвано злоупотреблением алкоголем и безнравственным поведением одного из супругов.

Борьба против пьянства, алкоголизма, наркомании, курения, безусловно, оказывает позитивное влияние на стабилизацию семьи.

Нестабильность семьи прямым образом влияет на уровень рождаемости, закономерно, что такие семьи малодетные или бездетные.

Роль семьи в жизни человека трудно переоценить. Многие важные вопросы решаются именно на семейном уровне.

Медицинские работники пропагандируют здоровый образ жизни, знакомят пациентов с гигиеной в различные возрастные периоды.

В узком понимании планирование семьи — это дети по желанию, а не по случаю; это ответственное родительство; это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей.

Профилактика нежелательной беременности начинается с разъяснения оптимального возраста для рождения детей — 20-35 лет. Доказано, что если беременность возникает раньше или позже, то протекает с большим числом осложнений, и вероятность нарушения здоровья у матери и ребенка выше. Интервалы между родами должны быть не менее 2-2,5 лет, это позволяет женщине восстановить силы для будущих родов, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей.

Разъясняются осложнения, которые бывают после аборта — это воспаление женских половых органов, кровотечение, перфорация матки, бесплодие.

Большую роль в планировании семьи играет пропаганда противозачаточных средств. Контрацепция делает интимную жизнь более гармоничной, устраняет ненужные волнения и ожидания. Решение о применении того или иного метода следует принять после консультации со специалистом.


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Физкультминутка для укрепления глазодвигательных мышц глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.


1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя