СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия на тему "Волшебные узоры. Городецкая роспись"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия на тему "Волшебные узоры. Городецкая роспись"»

Конспект урока.

Волшебные узоры. Городецкая роспись.

Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)

Цели урока:

Обучающие:

  • углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;

  • знакомство учащихся с техникой Городецкой росписи;

  • развитие навыков копирования элементов рисунка.

Развивающие:

  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие интереса к предмету;

Воспитательние:

  • воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;

  • воспитание умения планировать свою работу;

  • воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;

  • воспитание уважительного отношения к национальным традициям.

Оборудование: ПК, наглядный материал, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный (изложение материала);

  • практический (отработка навыков);

  • исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Слово педагога

1. Сообщение темы и цели урока. (слайд 1)

Тема урока " Сказочные узоры. Городецкая роспись". Сегодня мы закрепим ваши знания о Городецкой росписи, с которой вы знакомились вспомним основные элементы Городецкой росписи.

2. Рассказ учителя

(2 слайд)

Городецкая роспись -
Как ее нам не знать:
Здесь такие узоры, 
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.

(3 слайд)

Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха.

Учитель: Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?  

Ученик: Городецкие мастера рисовали в основном цветы, птиц.

(4 слайд)

Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету.

(5 слайд)

Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красной краска).

Синий, зеленый и иногда "разбеленные" тона (розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый - для проработки деталей .

Городецкая роспись

необычная, 
Композиция здесь 
симметричная.
В букеты собраны цветы 
необычной красоты. 
Рисунки яркие мерцают, 
Оживка белая их оживляет.

(6 слайд)

Учитель: А какие цветы изображены?  

Ученик: Купавка и розан

Основные элементы городецкой росписи

  • Розан

  • Купавка

Учитель: Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними?  

Ученик: Круглая форма. Лепестки дужками. Белая оживка.

Учитель: А в чем их отличие? 

Ученик: У купавки центр цветка смещен, а у розана он посередине.

(7 слайд)

Существует три вида композиции в городецкой росписи

1. Цветочная роспись.

Ученик: Цветочная роспись.

Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

  • "Букет" - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

  • "Гирлянда"- это разновидность "букета", когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями.

2. Цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";

Ученик: Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, иногда различные по цвету. Изображения "петух" и "конь" является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

3Сюжетная роспись

Ученик: Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.

Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами(символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.

Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Кроссворд (На столы каждому ребенку выдается отдельная карточка с кроссвордом. После того как ребята отвечают на вопросы они меняются карточками и на доске открываются ответы. Учащиеся проверяют ответы друг друга.)

  • Один из видов композиции городецкой росписи?

  • Один из основных элементов городецкой росписи?

  • Часто используемый цвет для фона?

  • Цвет, используемый для написания узора?

  • Один из основных элементов городецкой росписи?

Физкультминутка проводиться под русскую народную музыку

Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу. 
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. 
В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят. 
Где они сядут, тоже покажем 
Руки сомкнули назад, 
Встали, встряхнулись, 
всем улыбнулись 
И сели работать опять.

А теперь приступим к выполнению практической работы.

4. Этап закрепления знаний умений и навыков на практике.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

А теперь ребята вам необходимо проявить свою фантазию. Украсить доски под Городецкую роспись. В процессе выполнения практической работы учащиеся выполняют зарядку для глаз по мере усталости.

5. Итог урока




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!