СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по литературе на тему: "Основные мотивы лирики А.А. Ахматовой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбранная мной тема «Основные мотивы лирики А.А. Ахматовой» является актуальной, потому что без Анны Ахматовой невозможно представить поэзию Серебряного века, русскую культуру. Целью данной методической разработки является создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, для развития творческой личности, умеющей анализировать, ее самоопределение и самореализация.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по литературе на тему: "Основные мотивы лирики А.А. Ахматовой"»

Содержание




Введение ……………………………………….2

Основная часть…………………………………3


Выводы…………………………………………11


Список использованной литературы…………12





















































Введение

Серебряный век — время перемен, когда рушились старые формы и законы, искусство из элитарного становилось массовым, женская поэзия впервые встала в один ряд с мужской. Этот эмансипированный переход в истории российской лирики, без сомнения, начался с Анны Андреевны Ахматовой, которая, кстати, очень не любила, когда её называли поэтессой, и предпочитала именоваться только поэтом!

А. А. Ахматова творила в рамках такого направления, как акмеизм, связь с философией которого не отрицала даже в поздний период творчества. Главный источник её вдохновения — вещный, конкретный мир.

Отличительной чертой поэзии Ахматовой можно назвать наличие сюжетности. Отдельные её стихи образуют единство, складываются в стихотворную повесть или даже роман. 

«Можно сказать, что в её стихах приютились элементы новеллы или романа, оставшиеся без употребления в эпоху расцвета символической лирики», — писал исследователь русской поэзии Б. М. Эйхенбаум.

Цель данной методической разработки – создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, для развития творческой личности, умеющей анализировать, ее самоопределение и самореализация.

Выбранная мной тема «Основные мотивы лирики А.А. Ахматовой» является актуальной, потому что без Анны Ахматовой невозможно представить поэзию Серебряного века, русскую культуру. Ее имя связано с историей России 20 века. В судьбе поэтессы можно увидеть преломление светлой и трагической судьбы русской интеллигенции. Той судьбы и того пути, влияние которых на наше общество огромно.

На занятии мною используются следующие технологии:

личностно-ориентированные, информационно – коммуникационные, игровая

учебная деятельность, технология проблемного обучения.



Основная часть

Тема занятия: «Основные мотивы лирики А.А. Ахматовой»

  1. Цели занятия: Познакомить обучающихся с фактами биографии А. А. Ахматовой, особенностями ее творческого пути, основными мотивами лирики; рассмотреть особенности стиля поэта, обозначить музыкальность интонации стиха; через анализ лиро-эпических текстов подвести обучающихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведений.

  2. Развивать мышление обучающихся, формировать навыки выразительного чтения, критического мышления, соотносить навыки постижения и восприятия произведений Ахматовой обучающимися с их собственными внутренними представлениями.

  3. На примере творчества А. Ахматовой воспитывать любовь к своей стране, верность нравственным идеалам, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Оборудование: портрет А. Ахматовой, сборники ее стихов, музыка Шостаковича, отрывки критических статей для групповой работы.

Методические приемы:

  1. лекция с элементами беседы;

  2. чтение стихов А. Ахматовой;

  3. анализ стихотворных произведений А. Ахматовой.



Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

  1. Эпиграф занятия: От странной лирики, где каждый шаг – секрет,

Где пропасти налево и направо,

Где под ногой, как лист увядший, слава,

По-видимому, мне спасенья нет.

Осень 1944.

…Так писала 55-летняя А. А. Ахматова (Горенко). Она прожила долгую поэтическую жизнь и в поздние годы не любила, когда предпочтение отдавалось её ранней лирике. Но в рамках сегодняшнего занятия мы будем говорить именно о раннем творчестве Ахматовой. Мы попробуем разобраться, в чём странность её лирики, попробуем разгадать её секрет, постараемся увидеть все пропасти…

  1. Изучение нового материала

Слово преподавателя.

Первым шагом исследования художественного мира Анны Ахматовой будет знакомство с биографическими сведениями.

 23 июня 1889 года в селении Большой Фонтан близ Одессы родилась Анна Андреевна Ахматова. Ахматова – псевдоним, выбранный ею по фамилии прабабки по материнской линии (настоящая фамилия поэта – Горенко). Отец – Андрей Антонович – был инженером-механиком на флоте. Мать – Инна Эразмовна - занималась воспитанием детей.

Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе под Петербургом, где она училась в Царскосельской женской гимназии. Здесь все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ахматова напишет в 1911 году:


Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных бродил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.


Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

24 сентября 1911

Царское Село

Ахматова на всю жизнь сохранила трепетное отношение как к творчеству Пушкина, у которого она училась краткости, простоте и подлинности поэтического слова, так и к тем местам, где ступала нога поэта: Петербургу, городу культуры и державного величия, Царскому Селу, Летнему саду. Уже на склоне своих дней Ахматова пишет:


Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,



Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.


В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.


И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.


И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.


А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.


Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.


И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.


9 июля 1959

Ленинград


В 1903 году Ахматова познакомилась с Николаем Гумилевым, за которого в 1910 году вышла замуж, а еще через два года родился их сын Лев. Николай Степанович Гумилев – поэт, критик, переводчик, путешественник. Их встрече посвящено раннее стихотворение Ахматовой:

В ремешках пенал и книги были,

Возвращалась я домой из школы.

Эти липы, верно, не забыли

Нашей встречи, мальчик мой веселый.

Только, ставши лебедем надменным,

Изменился серый лебеденок.

А на жизнь мою лучом нетленным

Грусть легла, и голос мой незвонок.

Октябрь 1912, Царское село


В начале 1910-х годов в свет выходят первые поэтические сборники Ахматовой «Вечер» и «Четки». (Презентация №2)Вторым шагом исследования будет определение основных тем и образов творчества поэта. Анна Андреевна Ахматова сказала: «Есть три эпохи у воспоминаний…», разделив этим свой жизненный и творческий путь на три биографических круга.

 – с 1904 по 1916 год. Творчество Ахматовой этого периода неразрывно связано с акмеизмом.

IV. Работа над литературоведческими понятиями.

Вспомним, какие черты присущи этому модернистскому течению.

Акмеизм - (от древнегреч. acme – высшая степень, расцвет) -заявил о себе в русской поэзии в начале 1910-х годов. Акмеисты объединились в литературную группу «Цех поэтов», куда вошли Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др. Акмеизм был воспринят как бунт против символизма с его «текучестью слова», «истонченным и изломанным человеком». Поэзия акмеистов стремилась к осязаемости и предметности мира. Увлечение предметной деталью было так велико, что даже мир душевных переживаний образно воплощался в какой-нибудь вещи.

V. Комментированное чтение и анализ стихотворений обучающихся



Анну Андреевну Ахматову читали, ее стихи печатали, но часто она слышала упрек в адрес своей поэзии: непатриотична она, нет восхвалений тех событий, которыми наполнена была Россия, о которых кричали заголовки газет: гражданская война, коллективизация, строительство коммунизма… Но гений не подпадает под стандарты; у него свое видение действительности. Так и у Ахматовой. В цикле «Тайны ремесла» Ахматова рассказала о том, как рождаются стихи:

Когда б знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

таинственная плесень на стене …

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Стихи Ахматовой наполнены жизнью, жизнью деревни, природы – жизнью России. Ахматова видит свое назначение – писать о том, что пропускает через свое сердце, свою душу:

Многое еще, наверное, хочет

Быть воспетым голосом моим:

То, что бессловесное, грохочет,

Иль во тьме подземный камень точит,

Или пробивается сквозь дым.

  1. Закрепление нового материала

Обучающиеся читают стихи Ахматовой о России (заранее подготовленные дома) на фоне музыки Шостаковича.

Слово преподавателя

Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена, начиная с Первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей Родины.

1-ый обучающийся:

«Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда…»

Это стихотворение было написано осенью 1917 года. Уже в то время Ахматова, не зная, какая судьба ожидает ее Родину и ее саму, определила свое основное назначение – быть в России, быть с Россией. И ничто не разрушит этот союз: «Я новым именем покрою/Боль поражений и обид…»

2-ой обучающийся: А в сборник «Anno Domini» (1921-1922) включено стихотворение «Петроград, 1919» (читает наизусть). В нем автор четко говорит о своей любви к реальной России («озера, степи, города»), а не к мифической свободе («За то, что, город свой любя, /А не крылатую свободу».)

И снова мы слышим пушкинские слова: «оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа …» - а у Ахматовой: «Иная близится пора, /У ветер смерти сердце студит, / Но нам священный град Петра / Невольным памятником будет».

3-ий обучающийся: «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам. / Их грубой лести я не внемлю, / Им песен я своих не дам!..» (Июль 1922 года, Петербург)

Да, Ахматова не приветствует революцию, для нее «Родина» и «власть» не являются словами – синонимами. Но для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством. Стихотворение звучит как торжественная клятва: этому способствует слова высокого стиля («растерзание», «изгнанник», «ни единого»).

Вопрос обучающемуся: какие противопоставления мы видим в этом стихотворении? (Противопоставляются те, кто уехал и кто остался, кто был выслан из революционной России и кто жалеет тех, кто изгнан. Ахматова не испытывает ни ненависти, ни презрения к уехавшим – она просто остается, она не может представить себя вне России.)

  1. Жанровое своеобразие лирики А. Ахматовой.

Есть ещё одна поразительная особенность стихов Ахматовой. Они удивительно близки к другим литературным жанрам и даже к жанрам искусства. Это обстоятельство отмечали многие литературные деятели. Мы располагаем некоторыми воспоминаниями современников Ахматовой, отрывками из критических статей и сейчас, используя их, попытаемся подтвердить мысль о близости творчества Ахматовой к другим литературным жанрам.

Б. Эйхенбаум. К стихам Ахматовой отнеслись как к лирическому дневнику, тем более, что формальные особенности её поэзии как бы оправдывали возможность такого к ней подхода.

О. Мандельштам. Стихи её близки к народной песне не только по структуре, но и по существу, являясь всегда неизменно причитаниями.

К. Чуковский. Кроме дара музыкально-лирического, у Ахматовой редкостный дар беллетриста. Её стихи не только песни, но и повести. Возьмите рассказ Мопассана, сожмите его до предельной сгущённости, и вы получите стихотворение А. Ахматовой.

Е. Эткинс. Даже ранние её лирические миниатюры постоянно устремлены в сторону эпоса: любовное признание, крик ревности, плач об утрате – всё это хочет стать новеллой, отделиться от субъекта, приобрести самостоятельную сюжетность.

VIII. Рефлексия.

1. - Какие главные темы в раннем творчестве А.Ахматовой?

- Какой показала Ахматова любовь? (трагическая, неразделённая, она несёт героине страдание и гибель, тончайшие чувства передаются через детали. Любовь – это высокое и одновременно земное чувство).

- Что представляет лирическая героиня А.Ахматовой? В чём противоречивость переживания героини? (героини Ахматовой предстают в самом разном обличии, но роднит их одно – несчастливая женская судьба. Она то сосредоточена на переживаниях, то беззаботна, то прихотлива, то привередлива… Часто совмещаются противоположные начала).

- К каким литературным жанрам близка лирика А. Ахматовой?

- Что значит увлечённость предметностью? (деталь использовалась не утилитарно, в чисто живописной функции). Заметили ли вы такую увлечённость у А.Ахматовой?

- Как Ахматова представляет музу? К чьим взглядам она близка?

2. Вы достаточно много услышали и прочитали об Ахматовой.

- В чём же странность её лирики? В чем секрет? Какие пропасти вы увидели? (возвращаемся к эпиграфу).

На основе своих знаний и впечатлений, запишите, пожалуйста, ассоциативную цепочку слов, которые возникают в вашем сознании, когда вы слышите имя Анны Андреевны.

АХМАТОВА - …… (ответы обучающихся)

  1. Комментирование ответов обучающихся, выставление оценок за работу на занятии.

X . Домашнее задание.

1. Составить кластер к любому стихотворению А. Ахматовой.

2. Прочитать поэму А. Ахматовой «Реквием».

3. Письменно ответить на вопрос: в чем гражданское мужество поэта проявилось при написании поэмы «Реквием»?











































Выводы

Использование исследовательского метода позволяет обучающимся научиться выделять главное в обилии информации, работать с историческими и литературоведческими материалами, научиться понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли.

Подобная форма работы позволяет вовлекать всех обучающихся в процесс познания на максимальном уровне успешности и переводить учебную деятельность на продуктивно-творческий уровень. Современный студент ориентирован на личную деятельность, сотрудничество и успех, поэтому использованные в моей работе методы и приемы стимулируют его к самостоятельным поискам.

На примере жизни и творчества А. Ахматовой обучающиеся поймут, что значит быть патриотом своей страны. Ее лирика – яркий пример истинной любви к Родине. Именно на стихах А. Ахматовой формируется это чувство у студентов.

Жизнь А. Ахматовой захватила многие трагические страницы истории России. Таким образом, можно сказать, что, изучая творчество этого поэта, студенты узнают историю своей страны.

Использованный метод критического мышления позволяет познать не только философию автора, но и через погружение в текст произведений А. Ахматовой раскрывать в себе новые качества. Сочетание применяемых методов позволяет эффективно решать поставленные учебные задачи, увеличить образовательное пространство, вывести его за пределы стандартного урока.

Список использованной литературы:

  1. Л. Чуковская «Записки об Анне Ахматовой» Москва Советская литература том 1

  2. А. Ахматова «Пушкин» Москва Советская литература 1964 г.

  3. К. Чуковский «Современники» Москва Советская литература 1962 г.

  4. Министерство Образования РСФСР. Владимирский государственный педагогический институт им. П.И. Лебедева - Полянского. «Пути и формы анализа художественного произведения». Владимир. 1991 г.

  5. В. Жимурский. «Творчество Анны Ахматовой». Ленинград 1973 г.

6. Ахматова, А. А. Стихотворения и поэмы/ Анна Ахматова. - Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1994. - 494, [2] с.: ил.

7. Ахматова, А. А. Тайны ремесла/ Анна Ахматова. - М.: Советская Россия, 1986. - 143, [1] с. - (Писатели о творчестве)

8. Ахматова, А. А. Лирика/ Анна Ахматова. - Москва: Художественная

литература, 1989. - 415, [1] с. : ил.; 17 см. - (Классики и современники:

поэтическая библиотека)

9. Ахматова, А. А. Лирика/ Анна Ахматова. - Минск: Харвест, 2010. - 95,

[1] с. : ил.; 15 см
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!